Беседы с батюшкой. Всероссийский день трезвости. Протоиерей Игорь Бачинин. 13 сентября 2023

13 сентября 2023 г.

В гостях у нас руководитель отдела Екатеринбургской епархии по утверждению трезвости и профилактике зависимостей, заведующий кафедрой теологии и настоятель храма святителя Николая Чудотворца при Уральском государственном горном университете протоиерей Игорь Бачинин.

– 11 сентября отмечался Всероссийский день трезвости. Давайте поговорим об этом событии и его значении. Тем более это Ваша профессиональная сфера. Каковы традиции трезвости в нашей стране?

– К сожалению, в настоящее время об этих традициях мало кто знает. Многие наши соотечественники на веру принимают, что русские – самая пьяная нация, водка – национальный напиток и любой праздник обязательно отмечается с каким-то алкоголем. На самом деле это не так.

Если мы окунемся в историю, то увидим, что на начало XX столетия Российская империя по количеству душевого потребления алкоголя была одной из самых малопьющих стран. Для сравнения скажу, что у нас душевое потребление алкоголя не превышало четырех литров на душу населения, во Франции в этот же самый период оно составляло двадцать один литр на душу населения, в Германии – двенадцать литров, в Великобритании – восемь литров, в США – семь литров. Это было потому, что у нас действительно существовали традиции трезвости.

Когда я бывал в Греции, у меня возникал такой вопрос: Греция – винодельческая страна, но люди, которые находятся в состоянии опьянения, не бросаются в глаза, и создается впечатление, что греки в этом отношении знают какую-то норму. Россия не является винодельческой страной, а пьяниц у нас гораздо больше. Я размышлял об этом, беседовал с греками, почему так происходит, и пришел к убеждению, что у них существует культура трезвости. Если грек и дозволяет себе употреблять какое-то количество натурального вина, то он всегда следит за собой и сохраняет себя в состоянии трезвости. Русскому человеку в принципе не присуще употреблять алкоголь и сохранять себя в трезвости.

Иоанн Златоуст говорил, что вино нам дается для трезвости, как дар Божий, как вещество для таинства Евхаристии. Но мы видим, что большинство наших соотечественников употребляют различные алкогольные напитки отнюдь не для того, чтобы сохранить себя в трезвости, а, наоборот, для того, чтобы лишить себя этого состояния. Вне религиозного контекста находятся всевозможные объяснения этому поступку, этой мотивации. Но попытаемся посмотреть на это через призму религиозного опыта.

Есть заповедь, что пьяницы Царства Божия не наследуют (см. 1 Кор. 6, 10). Некоторые думают, что пьяница – это человек, который напился и валяется где-то под забором. На самом деле, исходя из терминов, которые используются в Священном Писании, пьянство – это антипод трезвости. Не наследуют Царства Небесного не те, которые валяются под забором, а те, которые не умеют сохранить себя в трезвости. Тот же Иоанн Златоуст говорит, что пьянеть, то есть лишаться состояния трезвости, человек может не только от вина, но и от гнева, похоти, чревоугодия.

Нужно сказать, что трезвость – не физиологическая характеристика, показывающая состояние опьянения человека, а в первую очередь нравственная ценность, которая говорит о тех качествах, что есть у личности. На следующий год мы будем отмечать 1035-летие Крещения Руси, и можно сказать, у нас тысячелетняя традиция трезвости.

Я уже сказал, что на начало XX столетия максимум алкоголя, который употреблял русский человек, не превышал четырех литров на душу населения. Поэтому мы вполне уверенно можем сказать и доказать, что у нас существуют традиции трезвости, существует культура трезвости. И эту культуру трезвости в человеке нужно воспитывать. Это хорошо понимали государственные мужи конца XIX – начала XX века. В 1911 году первый раз отмечались антиалкогольные дни в Санкт-Петербурге; в 1913 году они были поддержаны Церковью, а в 1914 году Священным Синодом было принято решение о том, чтобы в день Усекновения главы Иоанна Предтечи регулярно проводить день трезвости.

Мы можем сказать, что у нас не только глубокие традиции, но еще и богословские основания трезвости. Они исходят из Библии, из текстов Священного Писания. Может быть, напрямую в Евангелии о трезвости ничего не говорится, но там всячески осуждается употребление вина и прямо сказано, что пьяницы Царства Божия не наследуют. Апостол Петр говорит: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Пет. 5, 8–9). Это означает, что есть не только трезвость, но еще и трезвение как духовное бодрствование, как особое состояние ума и души человека. Трезвость и трезвение между собой тесно взаимосвязаны.

Поэтому не только на Руси, но и в нашей Православной Церкви существуют традиции трезвости и трезвения, и в свое время Священный Синод принял решение, что напоминать об этом каждый год вполне уместно. В 2014 году, 25 июля, на заседании Священного Синода было принято решение возродить эту традицию, с того времени она существует, и мы видим, что она естественным образом встраивается в мировоззрение наших соотечественников. Если в 2008 году душевое потребление алкоголя у нас было 18 литров на душу населения и, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на тот период времени 24 процента россиян вообще не употребляли алкоголь, то сейчас, спустя десятилетие, по данным ВЦИОМ, 39 процентов россиян вообще не употребляют алкоголь. Это говорит о том, что у нас в народе растет мода на трезвость, особенно среди молодых людей. И эта мода имеет глубокие традиции, которые коренятся в нашей религиозной практике и жизни.

У религиоведов есть понятие: авраамические религии; к ним относятся иудаизм, христианство и ислам. В этом отношении мусульмане и иудеи вполне соответствуют библейским представлениям о трезвом образе жизни.

– Очень хорошо, что Вы об этом сказали. Потому что в обществе, когда заходит разговор о трезвости, имеется в виду вообще то, чтобы не употреблять алкоголь. Но мы как раз говорим, что это гораздо более глубокое понятие. А что такое трезвомыслие?

Если исходить из этимологии слова, то это трезвые мысли, которые рождаются у человека в голове. В Екатеринбурге есть Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, духовник этого монастыря схиархимандрит Авраам издал двухтомник, который называется «Трезвомыслие». Трезвомыслие – это совершенно естественная форма мысли для православного христианина. Если говорить о христианском богословском понимании, для того чтобы жить трезво, недостаточно только отказаться от употребления вина. Как говорил Иоанн Златоуст, пьянеть можно совсем не от вина. Здесь правильно было бы говорить о трезвости мыслей человека, трезвости жизни, о трезвом отношении к делу.

Трезвость – это всеобъемлющая категория, которая очень глубоко проникает в нашу христианскую жизнь. Термин «трезвомыслие» используется в практике исихазма, или умного делания. Как говорил Василий Великий, человек, лишающий себя состояния трезвости, добровольно накликает на себя беса. То есть он называл это добровольным сумасшествием. Человека, который привык находиться в нетрезвом состоянии, вряд ли можно назвать трезвомыслящим; некий оттенок духовной порчи неизбежно есть у такого человека.

К сожалению, мы в настоящее время не придаем этому значения и как-то очень упрощенно, только через призму употребления алкоголя, пытаемся смотреть на трезвомыслие человека. Если люди считают себя христианами, намерены войти в жизнь вечную, хотели бы стяжать Божественную благодать, то без трезвомыслия это просто невозможно.

Размышляя в нашем братском дружеском сообществе о том, как трезвость и трезвение как часть трезвомыслия между собой взаимосвязаны, мы пришли к убеждению, что трезвомыслие включается в понятие трезвости, потому что оно гораздо шире. Когда мы исследовали семантическое поле этого понятия, то увидели, что те смыслы, которые включаются в эту категорию, между собой тесно взаимосвязаны. И, конечно, каждый православный христианин, который себя таковым считает и желает войти в жизнь вечную, должен об этом задуматься. Потому что есть такие христиане, которые живут какими-то бытовыми церковными вопросами, не задумываясь о конечном результате и тех плодах, о которых в Евангелии сказано: по плодам их узнаете их (Мф. 7, 16). К сожалению, в практике повседневной жизни это уходит из понимания, и многие люди, даже не употребляя алкоголь, не живут трезво.

– Вы очень подробно раскрыли традиции трезвости, которые были в России. Давайте скажем немного о традиции самого праздника.

– Отчасти я уже об этом сказал. Если глубже окунуться в историю, середина XIX века охарактеризовалась ярким трезвенным движением. Правда, первое трезвенное движение, которое было в середине XIX века, не имело какой-то четкой программы, ярко выраженных лидеров и очень быстро сошло на нет.

Если говорить о том, что привело к установлению Всероссийского праздника трезвости, то это напрямую связано с именем русского педагога Сергея Александровича Рачинского. В 1882 году в своей школе он занимался духовно-нравственным воспитанием детей. В один из деревенских праздников он увидел, что по селу едет повозка и в ней сидит один из лучших его учеников. Окликнув его, он увидел, что тот был совершенно пьян. Тогда он понял свое педагогическое упущение, оно заключалось в том, что он не сделал ничего, чтобы закалить волю своих воспитанников против такого распространенного в крестьянских семьях порока.

Далее на педагогическом совете они обсудили эту проблему, но не нашли ничего лучше, как быть примером для своих воспитанников. В день памяти преподобного Сергия первый раз они дали обет трезвости, обещание друг другу, что ближайший год будут жить трезво. Это их вдохновило, воодушевило, и, самое главное, в нравственном отношении они стали чисты перед своими воспитанниками. Потому что как можно говорить о Христе, если в Него не веришь? Как можно говорить о трезвости, если сам трезво не живешь?

По трудам Сергея Александровича Рачинского можно проследить, что сначала общество трезвости было небольшим, но постепенно идея трезвости привлекала других людей, и буквально в течение десяти лет близлежащие школы восприняли этот опыт, люди в селах стали жить трезво. И постепенно трезвость из школьного образования пришла в жизнь; люди, которые воспитались в традиции трезвости, принесли ее в свои семьи, в высшие образовательные учреждения.

Сохранились письма Сергея Александровича Рачинского к духовному юношеству, которые он писал своим воспитанникам Казанской духовной семинарии. Было такое общество, которое называлось КОТ (Казанское общество трезвости). И это важный педагогический прием. В педагогике есть такое понятие, как сопровождение. Когда человек входит в самостоятельную жизнь и те знания, которые получил в школе, начинает претворять в жизнь, очень важно, чтобы был какой-то наставник, который мог его как-то скорректировать и дать ответы на возникающие вопросы. Сергей Александрович проявил себя именно таким образом. Это было в конце XIX века.

Прошла четверть века, и эта закваска трезвости воспитала людей, которые пришли к управлению государством, к управлению Церковью. Священномученик Владимир (Богоявленский) – один из выдающихся архиереев, который одним из первых пострадал в годину гонений, был очень активным трезвенником, организатором и создателем Замоскворецкого общества трезвости, когда был предстоятелем в Московской епархии. Эти традиции возрастали и принесли свои плоды.

Наверное, одним из самых масштабных и деятельных обществ трезвости было общество трезвости в храме Рождества Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге, оно было под покровительством святого благоверного великого князя Александра Невского. Что собой представляло это общество, об этом можно прочитать в Интернете. Когда я знакомился с материалами деятельности этого общества, меня впечатлил такой факт. У нас в Екатеринбурге проходят Царские дни. Самый массовый крестный ход был тогда, когда вместе со всеми шел Святейший Патриарх Кирилл. В новостных сводках говорили, что тогда в крестном ходе шло около 80 тысяч человек. Это очень большое количество людей. Но Александро-Невское общество трезвости в Санкт-Петербурге собирало крестные ходы в 140 тысяч человек.

Как я уже ранее сказал, в 1911 году были проведены первые антиалкогольные дни в Санкт-Петербурге. В 1912 году прошел первый Съезд антиалкогольных деятелей в Санкт-Петербурге, и представители Екатеринбургской епархии принимали в нем участие. Сохранились труды этого съезда, и они очень назидательны, особенно для людей, которые этим интересуются. В 1913 году эти дни уже были поддержаны Церковью. В марте 1914 года на заседании Священного Синода было принято решение проводить Всероссийский день трезвости ежегодно. При этом велась очень большая работа в Государственной Думе того периода времени. Депутаты выступили инициаторами в Государственной Думе, и было принято решение утвердить трезвость в Российской империи на вечные времена.

Потом был период лихолетья. Праздник до революции праздновался, а потом все массовые мероприятия были запрещены. Но что удивительно, в Санкт-Петербурге сохранилось общество трезвости при Феодоровском храме у Московского вокзала, которому уже более 129 лет. То есть они сохранили свою преемственность с того периода времени. Я знакомился с деятельностью этого общества, у них есть люди, которые живут трезво в четвертом поколении. То есть человек сам никогда в жизни не употреблял никакого алкоголя и психоактивных веществ, не употребляли его родители, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Испытываешь радостное ликование, что есть такие люди. Когда общаешься с такими людьми, видишь, что это совершенно другие люди.

Помню, как-то мы встречались с Алексеем Ильичем Осиповым и говорили на эту тему. Когда Алексей Ильич сказал какую-то цитату, один из трезвенников этого общества – Сергей Паламодов – поправил его, и Алексей Ильич вынужден был извиниться, сказал, что немножечко запамятовал. На самом деле это говорит о живости человеческого ума, способности воспроизводить информацию, о человеческой памяти, ее объеме, способности мыслить. Мы не придаем этому значения, но, когда общаешься с людьми, которые действительно живут трезво, понимаешь достоинство трезвости. И понимаешь, что наши предки не могли не быть трезвыми.

Поэтому действительно у этого праздника есть традиция. И с 2014 года эта традиция начинает возрождаться. Особенно хотелось бы сказать, что сразу это поддержало Министерство здравоохранения Российской Федерации. У нас в Екатеринбурге Министерство здравоохранения принимает деятельное и активное участие в возрождении традиций трезвости, которые существовали в нашем Отечестве.

– Мы очень подробно изучили традиции, историю. А каково современное положение?

– Трезвость становится модной, особенно среди молодых людей. Это очевидно, когда мне приходится общаться со студентами вузов (а я сам преподаватель вуза). Я вижу, что очень многие люди живут трезво, им не нужно себя взбадривать даже в какие-то студенческие праздники. Они целеустремленные, у них есть в жизни серьезные задачи. Тем более у нас, в Горном университете. Мы недавно проводили неделю первокурсника. У нас есть центр «Карьера», который помогает студентам трудоустроиться. Когда у нас зашел такой разговор, они мне сказали, что у них на каждого студента-выпускника Горного университета семь работодателей стоят в очереди. Мне показалось, что они преувеличивают, это уж как-то слишком…

В начале недели к нам приходил генеральный директор Уральского завода тяжелого машиностроения, и он действительно сказал, что они испытывают очень большой дефицит кадров и готовы брать всех выпускников Горного университета, потому что их специальности востребованы в настоящее время. Для людей, которые серьезно занимаются своей карьерой и уверенно смотрят в будущее, без трезвости это просто-напросто невозможно.

– Много говорим о трезвости, но есть такие люди (и их тоже немало), которые утверждают, что пьянство – это национальная черта русского человека. Что об этом можно сказать?

– Это в большей степени самооправдание. В нынешних условиях это можно назвать пережитком прошлого.

Я приведу такой пример. Когда мы общались с теми, кто принимал участие в СВО, один из военнослужащих рассказывал, что у них там даже существовало такое понятие, как «синий лес». Это место, куда приезжали мобилизованные. Когда человек попадает в такие условия, у него возникает страх перед будущим. А как можно преодолеть в себе страх? Если человек не имеет какого-то религиозного опыта, у него остается единственное средство – напиться и забыться. Но война – это не те условия и обстоятельства, где можно напиться и забыться. Напиться – это бывает, но забыться не получается. Там человек должен быть в трезвом состоянии ума.

Здесь мы видим, что невозможно жить в таких традициях пьянства. Если мы будем даже чисто объективно смотреть по количеству употребления алкоголя на душу населения, то увидим, что не пили на Руси столько много. Да и некогда было пить на Руси, потому что это была аграрная страна, а крестьяне говорили, что день год кормит.

Может быть, когда началась индустриализация и из деревни люди стали переезжать в город, то в городе пьянство стало набирать обороты. Мы говорили о том, что общество трезвости тогда существовало в Санкт-Петербурге. Это был один из промышленных центров, там возникало очень активное трезвенное движение. И сам факт того, что четыре литра алкоголя приходилось на душу населения, о многом говорит. Сохранились данные, что 95 процентов юношей и девушек в начале XX столетия вообще не употребляли алкоголь.

И поэтому утверждение о том, что водка – это национальный напиток, что пьянство – это черта характера русского человека, говорит о культурном невежестве. И если человек искренне так считает, он или оправдывает свое пристрастие к употреблению алкоголя, или просто не потрудился изучить хотя бы элементарные исторические факты, разобраться в этом вопросе, он принимает это на веру.

– А сейчас Вы знакомы с цифрами по употреблению алкоголя не только в нашей стране, а вообще в мире?

– Меня другой мир интересует меньше всего, но я могу сказать следующие цифры. Всемирная организация здравоохранения говорит, что восемь литров на душу населения – это предельно допустимая норма для государства. Когда переход через эту норму, начинаются духовные и нравственные процессы деградации в этом народе. В 2008 году мы имели восемнадцать литров алкоголя на душу населения.

Но нужно отдать должное Его Святейшеству Патриарху Кириллу. Когда он только вступил в управление Церковью, на первом заседании Священного Синода он выступил с инициативой создать Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Начиная с 2008 года этот Совет вел активную работу. Прошло чуть больше десяти лет, и сейчас у нас употребление алкоголя на душу населения составляет меньше девяти литров. Я считаю, что это очень существенный прогресс в этом отношении.

В свое время архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский, стал одним из главных действующих лиц этого совета. Благодаря его инициативе и тем мерам, которые были приняты совместно Церковью и государством, мы сумели достичь очень серьезных показателей снижения душевого потребления алкоголя.

Как мы выглядим на фоне других стран? Пока не так, как хотелось бы. Потому что во многих европейских странах показатель душевого употребления алкоголя не превышает уровня в восемь литров на душу населения. Хотя Украина значительно превышает этот уровень. И это понятно: мы видим, что те события, которые сейчас там происходят, являются прямым следствием такого положения. В свое время порядка двенадцати литров употребления алкоголя было в Белоруссии, и страны ближнего зарубежья были подвержены этому.

Есть такой человек Владимир Георгиевич Жданов, он использует термин «алкоголизация» и говорит об этом более жестко, что в начале XXI столетия это был алкогольный геноцид русского народа. Трудно возразить, потому что еще в 1991 году, как об этом говорят демографы, называя это событие Русским крестом, у нас кривые рождаемости и смертности пересеклись. Начиная с 1991 года в Российской Федерации людей умирает больше, чем рождается. И главная причина – алкоголизация.

Я думаю, что государство это прекрасно понимает и поддерживает Церковь. За этот период времени мы сумели достичь очень серьезных изменений в лучшую сторону в этом процессе. Но нельзя успокаиваться, потому что еще многое предстоит сделать. И об этом как раз говорил владыка.

В день самого праздника, 11 сентября, у нас проходило очередное заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости». И владыка подчеркнул, что если раньше наши воины возвращались из каких-то горячих точек и поддержку пытались найти на дне стакана, то сейчас мы должны всевозможными совместными усилиями постараться избежать этого и помочь тем защитникам, которые с достоинством защищают наши рубежи на западных окраинах, социализироваться и вернуться к нормальной жизни.

– А если чуть-чуть подробнее, что именно делает Церковь для этого?

– Я уже сказал (это тоже можно отнести к традициям), что еще в 1895 году в Российской империи были созданы такие попечительства о народной трезвости. Инициатором этих попечительств выступило в свое время Министерство финансов. Они понимали, насколько тесно между собой взаимосвязаны духовно-нравственная составляющая жизни людей и финансовый достаток.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, к императору Николаю II, ныне прославленному в лике святых, обратился народ, чтобы установить День трезвости. Тогда государственные мужи нашли в себе силы полностью отказаться от казенной продажи алкоголя, этой доходной части бюджета (а она составляла 30 процентов, и в золотых рублях это было порядка 860 миллионов), и государство от этого ничего не потеряло.

В 2008 году мы в нашей Свердловской области возродили это движение попечительства о народной трезвости. И в настоящее время в рамках этого движения мы реализуем шесть основных проектов. Одним из проектов-долгожителей, которые мы реализуем, является социально-педагогический проект «Будь здоров!», в котором участвуют подростки 7–9 классов. Мы реализуем его совместно с Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Изначально он назывался «Соревнование классов, свободных от курения». И сейчас мы находимся в процессе его реорганизации, вероятнее всего он будет называться «Ориентиры жизни».

Следующий проект, который мы реализуем, – это «Областной День трезвости». В нашей епархии мы его реализуем с 2006 года, то есть длительный период времени. В 2012 году нас поддержало правительство Свердловской области. А в 2014 году было принято решение Священного Синода об этом празднике. И правительство Российской Федерации всячески оказывает поддержку этому празднику.

11 сентября этого года мы награждали победителей еще одного проекта «Здоровое село – территория трезвости». В нем участвуют села, которые не имеют статуса муниципального образования. В этом году у нас участвовало 48 сел. И то село, которое занимает призовое место, получает определенный денежный приз. Там три основных и три поощрительных приза. А общий призовой фонд составляет около 1,5 миллиона рублей. Но мы видим, что этого крайне недостаточно.

Такой же проект реализуется в Башкирии, а там призовой фонд составляет порядка 40 миллионов рублей. Мы надеемся (и об этом шел разговор на заседании Совета попечительства о народной трезвости), что у нас призовой фонд будет увеличиваться.

Помимо этого, у нас есть проект «Международный слет трезвости и здоровья». До этого года в нашей епархии он проходил только в Мариинске, третий год он проходил в Нижнетагильской епархии, в селе Моршинино. В этом же году первый раз состоялся такой слет в поселке Восточный Серовской епархии. Священник Сергей Иглинский как раз выступил с инициативой, и в нашей епархии прошли три слета. Это тоже дело Попечительства о народной трезвости.

Еще один из проектов мы реализуем совместно с областным медицинским колледжем. У нас создано «Молодежное братство трезвости», и мы проводим форум «Молодежь выбирает трезвость». В этом году мы проводим его при поддержке Министерства образования, нам выделили на проведение этого проекта субсидию. Начиная с сентября мы будем проводить форумы в управленческих округах, а завершать будем у нас в городе Екатеринбурге.

Еще один проект, который мы проводим в этом году, – это «Школа воспитания культуры трезвости». Вот что мы делаем в рамках нашего общественно-государственного движения Свердловской области.

– Желаем Вам помощи в Вашем служении и реализации проектов.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать