Беседы с батюшкой. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Священник Петр Панов. 11 сентября 2023

11 сентября 2023 г.

В гостях у нас сегодня благочинный Одигитриевского округа города Москвы священник Петр Панов.

– Сегодня великий праздник – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Есть двунадесятые праздники, а есть великие, такие, как Обрезание Господне, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Иоанна Предтечи. Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи стоит в этом же ряду великих праздников. Однако это праздник с оттенком грусти, потому что это день убийства, день казни известного великого пророка, современника Иисуса Христа. Почему же мы называем этот день праздником и отмечаем его как некое церковное торжество?

– Мы отмечаем, вспоминаем событие, как креститель Иоанн Предтеча был казнен за правду Божию отсечением своей главы. В этот день мы должны задуматься о том, что для нас значит сие событие и как мы можем приложить его к своей жизни.

Этот день принято называть днем трезвости. Мы понимаем, при каких обстоятельствах было произведено усечение главы пророка: напившийся допьяна царь Ирод от «широты души» сказал дочери своей супруги: «Проси у меня все, что пожелаешь, вплоть до полцарства». Дочь Иродиады плясала перед ним и гостями и угодила, как написано в Евангелии, Ироду. Ирод услышал желание дочери Иродиады: «Принеси мне на блюде главу Иоанна Предтечи».

Почему она об этом попросила? Во-первых, ей так сказала ее мать Иродиада. Иродиаде не нравилось, что Иоанн Предтеча укорял, обличал царя Ирода за незаконное сожительство с ней. Наверное, многие знают, что у иудейского народа был закон ужичества, то есть если брат по крови умирал бездетным, его брат брал в жены его жену и, как написано, восстанавливал семя брата своего. Брат царя Ирода действительно умер, но Ирод с Иродиадой жил незаконно, поскольку у Иродиады была дочь. То есть семя брата уже было, и ничего не нужно было восстанавливать. За это Иоанн Креститель обличал царя Ирода. Иродиаде это, конечно, не нравилось, и она видела в нем угрозу своего благополучия, своей роскошной жизни, поскольку была царицей. Не задумываясь ни на секунду, она повелела своей дочери, чтобы та попросила у царя главу Иоанна Крестителя.

Мы отмечаем этот день как день трезвости. Это нам напоминание, что мы можем  поступать не так, как поступили бы, если бы были трезвы. Человек, находясь в опьянении (алкогольном либо наркотическом), ведет себя таким «чудесным» образом, что на следующее утро, когда приходит в сознание, отрезвляется, вспоминает свои приключения и хватается за голову, испытывает стыд, раскаивается. Но дело уже сделано.

Как написано в Евангелии, царь Ирод любил слушать Иоанна Предтечу и делал это с услаждением. Но, к сожалению, он высказал повеление: «Проси все, что хочешь». И, как написано, не мог отказать желанию дочери Иродиады.

С одной стороны, это праздник; с другой стороны – печальное событие. А если посмотреть еще и с другой стороны, то это смерть праведника. Честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. 115, 6). Как мы понимаем, в сей день душа Иоанна Предтечи отошла ко Господу. Апостол Павел писал, что для него смерть не есть нечто страшное и ужасное, чего нужно бояться. Он говорил, что для него смерть – приобретение (см. Флп. 1, 21). Апостол Павел действительно ждал того момента, когда увидит Господа лицом к лицу; для него смерть была радостным событием.

Иоанн Предтеча прожил короткую жизнь, тем не менее его жизнь была наполнена правдой Божией, которой он посвятил всю свою жизнь. Правда – то есть праведность. Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся (Мф. 5, 6). То есть не те, которые борются за справедливость, а те, которые желают быть праведными. Так же, как в состоянии голода мы желаем насытиться; так же, как в состоянии жажды желаем напиться воды. Душа, любящая Бога, жаждет Его через общение с Ним, через молитву, Святое Причастие, исполнение Христовых заповедей.

– Интересно, что не только у Иродиады была дочь. Но была еще одна причина: Ирод был женат, его жена была дочерью царя соседней страны Набатеи. И он ради Иродиады выгнал свою законную жену, брак с которой давал ему возможность и военного союза в том числе. Через некоторое время царь Арета IV за свою дочь пошел на Ирода войной и разбил его. Многие жители страны тогда говорили, что это наказание за смерть праведника. Получается, что Иоанн Предтеча был настолько уважаемым среди населения, настолько почитаемым, что народ соотнес военное поражение царя Ирода с убийством праведника.

– Действительно, Иоанн Предтеча почитался всеми, его воспринимали как пророка. Мы знаем, что у Иоанна Предтечи были свои ученики, которые ходили к Иисусу Христу и задавали Ему вопросы, хотели разобраться, кто же из них выше, за кем они должны идти и кого больше слушать. Иоанн Предтеча, понимая, кто он и Кто Христос, говорил о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться». То есть что его время потихонечку уходит.

Почему мы называем Иоанна Предтечу Крестителем? Потому, что он крестил Иисуса Христа в водах иорданских. Когда Иисус Христос пришел к Иоанну креститься, Иоанн Предтеча Ему сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Господь сказал: «Так надлежит нам исполнить всякую правду».  И Иоанн Предтеча со смирением совершил то, что должен был сделать.

Предтеча – тот, кто предшествовал приходу Иисусу Христа. Главная проповедь Иоанна Предтечи для иудейского народа: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. В чем приблизилось Царство Небесное? В том, что Иисус Христос пришел в этот мир, воплотился. С приходом Иисуса Христа в этот земной мир сошло Царство Небесное. Для того чтобы принять это Царство Небесное, нам, как говорит Иоанн Предтеча, нужно покаяться.

Что такое покаяние? Что значит покаяться? Это значит измениться, перемениться, повернуться, обратиться лицом к Богу. Только в этом случае мы сможем принять в свое сердце Царство Небесное. Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Иоанн Предтеча перед пришествием Иисуса Христа приготовил народ к принятию Христа, совершил Его крещение в водах иорданских и, как бы выступая от лица Ветхого Завета, перепоручил все Иисусу Христу. «Мне должно умаляться», – говорит Иоанн Предтеча. Усекновением главы закончилась его жизнь. Далее, как мы знаем, Иисус Христос три года проповедовал, совершал чудеса и сделался спасением всего рода человеческого.

– Вопрос телезрителя: «Тот ужасный поступок, который совершила Иродиада, не обошелся без помутнения сознания при помощи употребления плохих веществ. Все кончается бедой, если эта пагуба присутствует. И у меня много таких знакомых. Как уберечь близких от этого? Как дать им понять, что это помутнение сознания чудовищно, очень опасно и ведет к ужаснейшим последствиям?»

– Вопрос очень актуальный и очень болезненный для родителей, которые беспокоятся о своих детях. Если зайти в любую среднюю школу, можно увидеть, что буквально с 4–5-го класса в туалете подростки уже начинают курить. Сейчас очень модны вейпы, электронные сигареты. Все это легко перерастает в употребление алкогольных напитков, и в дальнейшем все может трагически закончиться передозировкой наркотиками.

Что в этом случае делать? Наверное, одними разговорами с детьми здесь не обойтись. Прежде всего надо как можно больше внимания уделять своим детям. Мы с детьми не общаемся, и они плывут по течению. В какое течение они войдут? В уличное течение, где очень легко все это достается, несмотря на запрет продажи алкогольных напитков, сигарет, наркотиков. Если духовного стержня внутри у ребенка нет, то, конечно, он может дать слабину и пойти на поводу у своих друзей, которые предложат выпить, закурить, уколоться и так далее.

Поэтому самое главное, я считаю, – как можно больше времени уделять нашим детям, общаясь с ними, гуляя, играя, читая вместе с ними, молясь в храме Божием и дома. И своим личным примером показывать, как вести здоровый образ жизни.

Но при этом грехов у нас, конечно же, очень много. Все это обрушивается, как говорит Святейший Патриарх, на нашу молодежь, и неокрепшие души наших подростков не могут справиться с таким всеразрушающим потоком информации, негатива и вседозволенности.

Во-вторых, надо еще и молиться о наших детях. Не просто формально читать по молитвослову молитвы о детях, а всем сердцем просить, чтобы Господь уберег их от всякого зла, чтобы ангел-хранитель защитил и сохранил их от всяких напастей, бед и скорбей.

Нам нужно смотреть за тем, с кем наши дети общаются, что они слушают, кто у них в друзьях, нужно научиться контролировать их информационную составляющую в социальных сетях, потому что, помимо алкогольной, наркотической зависимости, среди детей сейчас очень распространены суицидальные идеи.

Только начался новый учебный год, а в новостных лентах мы уже читаем о том, что там подростки прыгнули с девятого этажа и разбились насмерть, там умерли от передозировки наркотиков. Такие новости действительно идут потоком, поэтому нам очень важно видеть, с кем общаются наши дети.

Конечно, дети могут сказать нам: «Папа, мама, не лезьте в мою жизнь. Я хочу иметь свое личное пространство». Все это правильно, но нам нужно иметь подход к сердцу ребенка, нужно уделять ему как можно больше внимания и ненавязчиво контролировать то, чем ребенок интересуется, чем он дышит, кто у него в друзьях. Это то малое, что я могу предложить.

А вообще все, конечно же, в руках Господних. Я знаю множество случаев, когда подростков или уже состоявшихся молодых людей, употребляющих наркотики, родители отправляли в далекие сибирские города, где они проходили реабилитацию. Кто-то из них оставался там, кто-то не оставался, но оставшиеся в этих реабилитационных центрах действительно исцелялись благодаря молитве, благодаря помощи Божией.

Потом из этих исцелившихся людей получались те, кто, как сказано в Священном Писании, быв искушен… может и искушаемым помочь. То есть они уже вели ко спасению людей, одержимых страстью алкоголизма и наркомании.

Мы понимаем, что пути Господни неисповедимы, и мы не хотим, чтобы наши дети, дети наших близких, коллег, соседей оказались во власти пагубных привычек. Очень легко научиться пить, курить, материться, а избавляются люди от этих привычек иногда в течение всей жизни.

Священники, исповедуя прихожан, в частных беседах слышат, как люди чуть ли не на каждой исповеди со слезами говорят: «Батюшка, каюсь в том, что не могу бросить курить. Сколько ни пытался бросить, никак у меня это не получается».

А некоторые приходят и говорят: «Вот чудо Божие – я бросил курить, и мне совсем уже этого не хочется». Этому предшествовала внутренняя готовность человека бросить курить. Он действительно возненавидел этот грех как пагубную привычку, разрушающую не только тело, но и душу.

В чем же грех этих пагубных привычек? Не в том, что мы сокращаем годы нашей жизни здесь, на земле, но в том, что нами начинает овладевать эта страсть, то есть из рабов Божиих мы становимся рабами этой страсти, этой привычки.

Помимо употребления алкоголя и наркотиков, курения, есть еще одна страшная зависимость – интернет-зависимость, когда мы не можем оторваться от телефона, смартфона, постоянно находимся в них. Помимо того, что мы теряем зрение, мы еще теряем здоровье, портим свою осанку и, что самое главное, убиваем время, которое могли бы посвятить чтению Священного Писания, общению с близкими, прогулкам с детьми, с женами, мужьями, хождению в храм и так далее.

Сколько же времени уходит у нас на просмотр всех этих новостей в соцсетях! Я считаю, что это одна из основных зависимостей наших современников. Причем этой зависимости подвержены не только обычные миряне, но и священники, и высшие иерархи Церкви. Эта болезнь действительно касается многих.

Как с этим бороться – тоже большой вопрос. На самом деле ни одна страсть, ни одна, казалось бы, самая маленькая привычка не может быть изжита без помощи Божией, и это очень важно понимать. Нельзя, стуча в грудь, сказать: «С завтрашнего дня я бросаю пить, курить, материться и сидеть в Интернете». Не получится. Ты продержишься ровно полдня и все равно сорвешься на каком-нибудь из этих грехов. Поэтому нам действительно очень важно понимать, что без Бога мы ничего не можем.

– Вопрос от телезрителя: «В Евангелии сказано: Царствие Божие внутрь вас есть. Наверное, Христос сказал это о живом человеке. А куда девается Царство Небесное, когда человек умирает?»

– Если Царство Небесное вошло в душу человека и пребывало в ней до конца его дней, он отошел ко Господу и остался там и, как сказал апостол Павел, увидел Христа лицом к лицу. Никто не может ничего потерять после своей смерти. То, к чему человек стремился, что было у него в душе, с тем он и переходит в вечность.

Мы помним слова Господа о том, что в чем Он застанет, в том и судить будет. Но в душе человека вместо Царства Небесного может находиться и ад, адское состояние – полная противоположность Царству Небесному. Что же такое адское состояние? Это состояние, когда на душе у человека кошки скребутся, когда ему тяжко, узко, когда на него что-то давит.

При всем внешнем великолепии человека (он богат, красив, здоров), если у него в душе ад, геенна огненная, ничто в этой жизни его не радует. И он бросается в эти всевозможные грехи – винопитие, табакокурение, какие-то увеселения, чтобы хоть немного заглушить в себе эту пустоту, этот ад, чтобы внутренний огонь, который сжигает его душу, не так сильно разъедал ее, чтобы хотя бы этим вином притупить сознание, чтобы не так пожирал изнутри ад.

Когда же в душе человека Царство Небесное, мы знаем, что это действие благодати Божией. Человеку мирно, спокойно, он всех любит, ко всем относится так, как хотел бы, чтобы другие относились к нему.

Помните, преподобный Серафим Саровский каждого встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!» В сердце его действительно было Царство Небесное в той полноте, в какой он мог воспринять его на тот момент. В разговоре с Мотовиловым преподобный Серафим Саровский показал отчасти, что значит быть в Духе Святом. Лицо его так просияло, что Мотовилов даже не мог смотреть на него.

А что уже говорить о преображении Иисуса Христа на Фаворской горе, свидетелями которого стали апостолы Петр, Иаков и Иоанн… Апостол Петр тогда воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Он хотя бы отчасти почувствовал, что такое присутствие в душе Царства Небесного. Тогда апостолы Петр, Иаков и Иоанн испытали, что значит быть в Царстве Небесном. Если бы кто-нибудь из них в тот момент скончался, то сразу перешел бы в Царство Небесное.

Если же человек умирает, находясь в состоянии раздражения, гнева, ненависти, тщеславия, злобы, коварства, зависти, то он со всем этим нисходит во ад. Но если человек христианин, то Господь борется за его душу больше, чем это могут сделать даже его мать и отец.

Господь пожертвовал Самим Собой ради каждого из нас. Никто так не печется о наших душах, как печется и заботится о них Сам Господь Иисус Христос. Поэтому всякий, кто относится к своей душе с небрежением, нерадением, поступает дурно, и душа его без благодати Божией, без пищи духовной начинает дряхлеть, голодать и в конце концов умирает.

Недаром говорят, что если человек отодвинул Бога куда-то на задворки, то он – живой мертвец. Он живет только телом, и его жизнь заключается только в том, чтобы поесть, поспать, обуться, одеться, получить какие-то удовольствия. Но если человек думает о своей душе и питает ее, то у него все в жизни находится на своих местах.

Святитель Иоанн Златоуст так соотносит душу и тело: «Душа – это госпожа, а тело – служанка». То есть душа всегда должна быть на первом месте, и об этом нам нужно помнить.

– Да. И при этом, конечно же, никто не призывает нас избавиться от тела, как это было в античности, в древние времена. А вообще мы не просто так говорим о трезвости и зависимостях, ведь сегодняшний день определен Всероссийским днем трезвости, и он приурочен именно к празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи. Получается, что в этот день Церковь призывает нас обратить внимание на категорию людей, о которых мы можем сказать, что уже сейчас они находятся в аду.

Каждый человек заполняет душевную пустоту по-своему. Христианин призван заполнять ее Богом, этим Неисчерпаемым Источником, от Которого можно питаться и Который никогда не заканчивается. Но некоторые люди предпочитают заполнять эту пустоту алкоголем, наркотиками, чем-то еще, и это уже превращается в зависимость. Вот с таким адом мы и призваны бороться.

– Да, Церковь, как любящая мать, заботится обо всех – о здоровых, больных, богатых, бедных, нуждающихся, имеющих те или иные проблемы. А сегодня мы молимся о страждущих от недугов, молимся Пречистой Божией Матери перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша». В Православной Церкви даже есть специальный молебен о тех, кто страдает от винопития и наркомании.

В своей священнической практике я, к сожалению, часто служил этот молебен, потому что в беде люди обращаются к Богу. А как им можно помочь? Встать вместе с ними и совершить молитву, обращаясь к Господу Богу, к Пречистой Божией Матери, чтобы Пресвятая Богородица через Свою чудотворную икону «Неупиваемая Чаша» помогла избавиться от привязанностей и зависимостей, которые есть в душе человека.

Эти молитвы действительно помогают, потому что человек приходит не один, а со всей своей семьей. Например, страдает алкоголизмом отец, и приходит вся его семья – супруга, дети и даже родители, чтобы поддержать его, и мы вместе молимся. И действительно, молитва, которая исходит из глубины сердца, творит чудеса. Самое главное – совершать ее не формально, не механически, а прилагая все силы своей души. Это очень важно понимать.

В нашем благочинии несколько лет назад была программа, когда человек, тяжко страдавший алкоголизмом, с Божией помощью исцелялся, и его порыв души был направлен на то, чтобы помочь тем, кто, может быть, стоял перед выбором – пить или не пить, бросать или не бросать.

И вот мы в нашем благочинии ходили по средним школам, конечно же, заранее договорившись с директорами, учителями. Этот человек приходил в классы, общался с детьми и проводил так называемые уроки трезвости. Он приводил примеры из своей собственной жизни, из жизни тех, с кем он был рядом, – так называемых зависимых, и дети живо откликались на это.

В молитве «Отче наш» есть слова: не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Для человека, имеющего такое искушение, самое главное – с Божией помощью устоять и не совершить тот первый шаг, который потом может привести к погибели не только его тела, но и души.

– Вы сказали, что на молебен приходит вся семья молиться за отца, и говорили, что эта страсть особенно захватывает умы и сердца детей. Но часто многие родители бывают поражены этим недугом, дети же где-то узнают об этой страсти, зависимости. Конечно же, они могли узнать об этом на улице, в кино и даже в школе, но случается, что они узнают об этом в семьях. Как бороться с проблемой, если в семье это идет не от детей, а от родителей?

– Зачастую бывает обратная реакция, когда в семье алкоголиков дети вырастают с твердым желанием никогда не прикасаться ни к рюмке водки, ни к бокалу пива, ни к сигарете. С другой стороны, гены никуда не деваются, поэтому мы иногда видим, что пили дед, отец, и у ребенка эти гены со временем тоже проявляются. В таком случае нужно прилагать больше усилий к тому, чтобы бороться с этой страстью.

Если у человека есть тяга к спиртному, он должен поставить себе некий психологический барьер и сказать: «Господи, помоги мне никогда не притрагиваться к рюмке со спиртным». Потому что человек один раз выпьет, воля его ослабеет, и ему захочется выпить еще и еще. А есть люди, которые смотрят на спиртное равнодушно, спокойно. Нальют такому человеку в праздник бокал вина, и он пьет его целый вечер и радуется вместе со всеми, и весь вечер у него хорошее настроение.

Апостол Павел говорит: пей не одну воду, но употребляй немного вина. Но еще апостол Павел предупреждает: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство. То есть во всем должна быть мера. А как эту меру соблюсти – это действительно очень сложный вопрос, но с Божией помощью можно преодолеть все эти искушения.

– Действительно, в процессе излечения от зависимости самое важное – это молитва, обращение к Богу. Из истории Иоанна Предтечи мы помним, что Ирод до конца жизни так и не покаялся, и, услышав о Христе, он испугался, вдруг Иоанн Предтеча воскрес из мертвых и сейчас явится и начнет его обличать. Как же важно наше покаяние и молитва, обращение к Богу…

– Да. К нам в храм приходят люди, осознающие пагубность своего состояния. Они каются, борются со своим грехом, но не могут с ним справиться. И они понимают, что грех настолько ими овладел, что здесь уже нужно вмешательство сверхъестественных сил, что их сил на борьбу с этой страстью не хватает.

Когда мы каемся, мы ни в коем случае не должны оправдывать свой грех, не должны говорить: «Все так делают, и я так делаю. Все делают аборты, и я буду делать аборты. Все выпивают, колются и занимаются дурными делами, и я так буду делать». Не оправдывая свой грех, мы должны видеть, что он является препятствием в нашей жизни, он овладевает нашим сознанием и вообще всем нашим существом.

Например, мы стоим в булочной в очереди за булкой хлеба, а в голове мысль, где бы взять денег, чтобы купить спиртного и потом его выпить. То есть все это происходит на уровне сознания, мысли, на уровне так называемых прилогов, поэтому покаяние здесь действительно очень важно.

Господь Иисус Христос так говорит о бесах, вселяющихся в людей: сей же род изгоняется только молитвою и постом. Дух злобы поражает всего человека – его сознание, руки, ноги, и изгнать этого зеленого змия из себя можно только воздержанием и молитвой. А молитва должна быть искренней, истовой – настоящей, и все это, конечно же, должно быть сопряжено с покаянием, с желанием обратиться к Богу и больше никогда к этому греху не приступать.

– Завершая нашу беседу, предлагаю вновь вернуться к личности пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Из Евангелия мы знаем, что Иоанн Креститель – самый главный провозвестник пришествия Христова. Когда он крестил людей в Иордане, Его спрашивали, не мессия ли он. Ирод, услышав о Христе, боялся, что это воскресший из мертвых Иоанн Предтеча. То есть и народ, и власть были уверены, что это великий человек, который мог быть мессией. Но Иоанн Предтеча говорил, что мессия не он, а идущий за ним Иисус Христос.

– Да. И при этом Иоанн Предтеча указал рукой на Христа: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Он перевел фокус внимания с себя на Иисуса Христа, ради Которого он и пришел в этот мир.

Вспоминается встреча Пречистой Божией Матери, носившей во чреве Своем от Духа Святого, с Ее родственницей Елисаветой, когда Иоанн Предтеча взыграл во чреве Елисаветы. То есть он почувствовал приближение Спасителя, ради Которого он появляется здесь, на земле, и миссия его от Господа Бога – предшествуя Иисусу Христу, приготовить народ к принятию Господа нашего Иисуса Христа, чтобы народ услышал проповедь Христа и принял Его как Мессию.

Недаром перед чтением Евангелия мы говорим: «Прости, услышим Святаго Евангелия». То есть мы можем слушать слово Божие и не слышать его. Но в Евангелии сказано: кто имеет уши слышать, да слышит. И чтобы люди услышали, что говорит Иисус Христос, их и направлял, и наставлял, и готовил к этому Иоанн Предтеча: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Пришел Иисус Христос.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать