Беседы с батюшкой. Священник Стахий Колотвин 24 апреля 2023

24 апреля 2023 г.

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Мы встретились на Радоницу. Что значит Радоница? Откуда такое название?

– Радоница – название, можно сказать, дохристианское, оно идет из славянского языческого календаря. И это один из удачных примеров того, что когда не можешь что-то искоренить, лучше это возглавить. Мы вспоминаем языческие обряды на Купалу, как прыгали через костер, искали, как цветет ночью папоротник. Сейчас уже никто этим не занимается, а Иоанна Предтечу почитают. Другой праздник – Масленица: гулянья, весна наступает, зима потихонечку отступает. А для нас это уже подготовительные недели к Великому посту...

Точно так же и здесь. Мы уже не вспоминаем какие-то древние славянские языческие традиции, для нас повод для радости все тот же – Пасха Христова. Мы помним, что Воскресение Господне, Великая Пасха празднуется без перерыва всю неделю. Воскресенье – это одновременно и первый день недели, и символика восьмого дня, дня будущего века. Надо помнить, что воскресенье – не седьмой день недели, седьмой день – суббота, когда Господь почил от трудов. Это в большевистские времена, чтобы людей отучить ходить в храм, стали календарь перемещать. И сейчас люди порой на это ведутся, говорят: «Батюшка, меня в воскресенье в храме не было, потому что седьмой день недели – я уже устал». На что я всегда говорю, что это первый день недели, неделя только началась и ее, безусловно, надо начинать в храме, со Христом, и дальше возвращаться к будним дням, будним делам.

После Пасхи идет пасхальная Светлая седмица. Церковный календарь так задуман, чтобы показать, что Пасха не прекращается, в воскресенье она не заканчивается. В понедельник, вторник, среду – то же самое пасхальное богослужение: пасхальная утреня, пасхальная вечерня, литургия с пасхальным началом, крестный ход. Торжество не заканчивается даже в день субботы. А ведь суббота – день покоя, в том числе вечного покоя. Чуть больше недели назад, в Великую Субботу, мы вспоминали, как Христос, пострадавший за нас на кресте, расставшись со смертным телом, идет в глубины адские, сокрушает ад и выводит души праведников. И даже в субботу нет воспоминания об усопших – только сплошное воскресение.

Потом идет следующий воскресный день – Фомина неделя. Когда же поминовение усопших? И вот в вечер понедельника и во вторник, в день Радоницы, на девятый день после Пасхи, мы наконец-то можем помолиться за усопших. Но это не значит, что до этого за них не нужно было молиться. Если для нас кто-то в сердце жив, мы все время человека поминаем. Просто не совершаются специальные заупокойные богослужения; и не потому, что усопших кто-то хочет обделить, а потому, что радость Христова Воскресения столь велика, что все наши радостные молитвы – лучшее, чем мы можем в святые пасхальные дни помочь душам усопших близких.

Сейчас мы более-менее возвращаемся в привычное состояние. Впереди еще 33 дня попразднства Пасхи, вплоть до Вознесения, и мы продолжаем приветствовать друг друга: «Христос воскресе!», есть еще пасхальные элементы, тем не менее эмоциональный всплеск проходит, и надо жить дальше воспоминаниями радостного события. Если каждый день эмоциональный всплеск, так недалеко до состояния, когда можно оказаться в специальном лечебном заведении. Поэтому мы идем дальше, пасхальную радость в глубине сердца несем, чуть-чуть ее обновляем, но уже в том числе начинаем поминать усопших. Смерть побеждена, Господь победил смерть, но мы-то от греха не отрицаемся, наши грехи давят на мироздание, и через врата смертные нам все равно надо пройти. Господь прошел через Голгофу к воскресению, и нам к этому воскресению тоже надо идти и вспоминать об усопших.

По сути, на Радоницу не совершается какого-то специального заупокойного богослужения, как на Вселенскую или Троицкую родительскую субботу. По сути, это обычный постпасхальный день, но к нему уже может добавляться заупокойный элемент: мы можем совершать панихиду, вместе молиться об усопших близких. У нас и пасхальная радость, и радость встречи с усопшими. Радоница – ни в коем случае не день скорби.

Кстати, очень важный момент. Я немножко сказал о богословских вещах и о нашем правильном настрое, который должен быть в эти святые пасхальные дни, в том числе на Радоницу. Но нужно все-таки предостеречь и от неправильных вещей.

За советские годы, пока храмы были закрыты, люди шли на кладбище на Пасху. Ни на Пасху, ни на Красную горку на кладбище не ходят, несмотря на бесплатные автобусы. Не нужно экономить на проезд, мол, если автобус на Пасху или на Антипасху идет, значит, надо ехать на кладбище. Нет, это еще не время поминовения усопших. Пасха – это праздников праздник, его надо проводить в храме, а потом в кругу семьи. Красная горка, или Антипасха (Фомина неделя), – следующего уровня торжество, уже венчания начинаются. Перестали венчать за неделю до Великого поста, и вот наконец все дождались, когда можно свадьбы играть. И это тоже не день панихиды.

И вот начиная с Радоницы можно приходить на кладбище, убираться, наводить порядок на могилах близких. Батюшку пригласить на кладбище и самим заупокойные песнопения на могилке спеть. Так это будет более понятно, удобно и в духе общего церковного стремления.

Не нужно каяться, если на Красную горку вы поехали на кладбище. Поехали и поехали. Только в следующем году лучше исправиться и быть в ритме церковного календаря, чтобы не попадать в диссонанс с церковным календарем, быть на гребне волны. Если попадаешь в диссонанс с церковным календарем, все равно можешь плыть ко спасению, просто будет не так удобно.

– Если на Светлую седмицу или Красную горку выпадает, например, дата смерти почившего родственника, что делать?

– Есть замечательный выход: обязательно прийти на Божественную литургию. Если не получается прийти на литургию, например, она поздно начинается в храме, а рабочая смена рано, и не получается отпроситься в честь памятной даты, то после работы можно прийти на пасхальную вечерню (утреню). Там будет петься то же самое, все заупокойные темы будут охвачены. Какие это заупокойные темы? Что Христос победил смерть, что Христос из гроба с радостью воссиял. То есть заупокойное поминовение вроде не совершается, но тема смерти в молитве присутствует, но смерти побежденной.

Мне довелось на Светлой седмице совершить два отпевания. Если люди скончались, их же не оставишь без отпевания. Пасхальное отпевание на Светлой седмице – это, по сути, пасхальная утреня, батюшка так же восклицает: «Христос воскресе!», только добавляется: «Господи, упокой душу усопшего раба Твоего», «Вечная память» и разрешительная молитва. Даже Евангелие читается не заупокойное, а Евангелие воскресное (которое читается на протяжении всего года по воскресным всенощным бдениям в субботу вечером).

Ведь панихида и лития – это сокращенное отпевание по большому счету. То есть мы берем ориентир службы Великой Субботы (погребение плащаницы), от нее отсчитывается парастас, панихида, лития. То есть отсчет все равно идет от Христа; это правильный подход – мы всё в нашей жизни должны отсчитывать от Христа.

Если родственники невоцерковленные, они расстроятся, если им сказать, что в Светлую седмицу не надо ехать на кладбище. Например, человека немощного, пожилого, выросшего в советские годы, уже не переучить. Тогда съездите на кладбище, спойте канон Пасхи на могилке. Но людям воцерковленным лучше дождаться Радоницы или поехать на кладбище в какой-то из последующих дней. Так уже с чистой совестью можно сказать: «Господи, от пасхальной радости не отвлекался из послушания церковным установлениям, поэтому верю, что Ты мою молитву за усопшего близкого, памятная дата которого была неделю назад, обязательно услышишь».

– Если ты пришел на кладбище, батюшки нет, как можно помолиться?

– Спеть канон Пасхи. Кстати, на кладбище надо быть очень аккуратным, особенно тем, которые, соблазняясь возможностью сэкономить на бесплатном автобусе, едут на кладбище на Пасху или Антипасху. Иногда на кладбище на Пасху ходит человек, который выглядит как батюшка, а вот батюшка это или нет – большой вопрос. Встретить в эти дни на кладбище священника почти нереально, все заняты на приходе. Поэтому те, которые ходят между могилами в рясе, с крестом и даже с бородой – скорее всего, священники, отстраненные от службы, либо раскольники, либо вообще ряженые. Поэтому надо быть аккуратным. Больше послушания церковному календарю – больше вероятности, что все-таки не актер с бородой панихиду споет. На Радоницу батюшку попросите, вместе с ним приедете на кладбище, зная, что будет совершено настоящее православное богослужение.

– Что нужно сделать в день Радоницы?

– Я не могу говорить, что работающему человеку надо обязательно до работы сходить на литургию. Хорошо это? Хорошо. Во времена апостолов литургия преимущественно совершалась вечером. Как у нас совершалась по уставу литургия Преждеосвященных Даров Великим постом. И эта традиция, слава Богу, возрождается в Русской Церкви; в среду вечером постом я совершал литургию Преждеосвященных Даров.

Если человек имеет запас сил, чтобы выбраться до рабочего дня на Божественную литургию, – замечательно. Если нет такой возможности, можно успеть на панихиду. В разных храмах это происходит по-разному. Памятуя о том, что утреня совершается до литургии, я считаю, что на Радоницу панихиду тоже лучше совершать до литургии. Поэтому те люди, которые не успевают на литургию, могут зайти на панихиду (краткое заупокойное богослужение), помянуть своих усопших близких и дальше с чистой совестью ехать на работу.

Если не получилось до работы, можно после работы заглянуть в храм. Если вообще в храм не удалось выбраться, то надо понимать, что Господь знает наши уважительные причины, и не нужно перед Ним оправдываться, но в домашних условиях обязательно за своих усопших близких помолиться.

– К нам поступил такой вопрос: «Если ты по рождению мусульманин, но на Радоницу желаешь прочитать молитвы...»

– Человек по рождению не может принадлежать никакой религии. Если родители мусульмане, ребенок мусульманином не рождается. Точно так же, если родители христиане, ребенок христианином не рождается. Ребенок становится христианином в таинстве Крещения. И когда его приносят крестить, батюшка беседует с родителями. Порой бывает, что родители – христиане только по названию, и ребенка лучше не крестить при таком отношении к вере, это будет лишь кощунство.

Если вам близка Христова Евангельская Весть, то не нужно оглядываться на предков, что имели другую веру. В принципе, что у мусульман, что у православных предки на протяжении веков исповедовали язычество. И что, нам теперь в язычество вернуться, если у нас прапрадеды были язычниками? Кто сомневается, думая, что он мусульманин по рождению, вспомните пророка Мухаммеда. Мусульманский пророк Мухаммед рос в языческой среде, вырос и отрекся от веры своих отцов.

Очень полезно брать с него пример, переходя от веры отцов к истинной вере – православной. Конечно же, мы понимаем, что единобожие лучше, чем многобожие. Лучше, заблуждаясь, поклоняться Единому Богу, чем тысяче языческих богов. Если человек стоит перед выбором, какую воду ему пить – мутную или чистую, он непременно выберет чистую, целебный источник.

Наш телезритель в своем вопросе написал: «Христос воскресе», – то есть он признает, что Христос воскрес. Мусульмане же почитают Христа как Пророка, но воскресения Христова не признают. Вспоминаем слова апостола Павла: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

Человек, признающий, что Христос воскрес, уже христианин, поэтому нужно решаться, пользуясь знаниями, полученными при просмотре нашей замечательной программы на телеканале «Союз», посещать катехизические беседы, принимать крещение и молиться уже со всей Церковью, вместе причащаясь, собираясь за панихидой и так далее.

Тем не менее даже некрещеный человек тоже может молиться, и даже в храме. Мы слышим на литургии: помолитеся, оглашеннии, Господеви. А кто эти оглашенные? Это люди, которые уже услышали глас Божий, но пока еще они принадлежат к другой вере. И не так важно, мусульмане они, язычники или атеисты; они уже стремятся ко Христу, не приняв пока благодати крещения. Церковь уже дает им возможность молиться вместе с крещеными православными христианами, но в середине службы, когда совершается Божественная Евхаристия, им все-таки нужно со смирением выйти из храма и дальше изучать Евангелие.

Кто-то скажет: «Как же я буду молиться за своих усопших близких, ведь они умерли вне православной веры?» Но молитва принесет им максимальную пользу. Человек перешел в православие, получил возможность общаться непосредственно с Богом, и, как христианин, он может молиться за своих некрещеных предков, принося им большую духовную пользу. Так что действуйте.

– «Товарищ погиб на войне. Он тувинец, то есть неправославный. Как мне молиться за него? Могу ли я молиться за него на Радоницу?»

– Вы можете молиться об этом человеке каждый день – вспомнили о нем и помолились. Вообще мир существует только потому, что православные люди молятся Христу. Когда же Божественная литургия перестанет совершаться, Господь придет судить этот мир, потому что ничего доброго мир больше не будет приносить. Но пока стоит хоть один православный храм и в нем совершается Божественная литургия, люди этим спасаются.

Мы, православные, должны помнить о своей ответственности перед миллиардами китайцев, индусов, людей других национальностей и другого вероисповедания. Даже если мы немощные, грешные, несовершенные, мы со Христом. И, в принципе, мы оправдываем то, что Господь, несмотря на все грехи человечества, дает ему возможность существовать на этой земле.

Конечно, мы подаем записочки в церкви и молимся друг за друга, за чад церковных, за членов Церкви, которые смертью от Церкви не отделяются. И если мы не ограничиваем свою любовь, молимся за уже усопших людей, мы можем сказать: «Этот человек был одним из нас. Братья и сестры, давайте за него помолимся».

И хоть этот усопший человек не вступал в Церковь Христову, своей личной любовью, личным стремлением ко Христу мы можем помочь душе усопшего, который о Христе ничего не знал, к Христу не стремился, но все же о Боге задумывался. Если после того, как человек прошел сквозь врата смертные, душа его об этом сожалеет, наша христианская любящая молитва ему тем более важна.

Мы помним, что Господь проповедовал среди приверженцев ветхозаветной религии – иудеев. Он входил в города Десятиградия, в пределы Тирские и Сидонские, и люди подходили к Нему. Хананеянке Господь сказал: «Ты кланяешься идолам, заблуждаешься в том, как нужно стремиться к Богу. Тем не менее твое смирение, твоя самоотверженность и любовь заслуживают того, чтобы Я тебе помог». За эту хананеянку стали ходатайствовать перед Христом и апостолы.

И когда Вы думаете о своем погибшем товарище, вспоминая, каким хорошим человеком он был, Вы чувствуете, что своей любовью Вы можете помочь ему приблизиться ко Христу, попросив у Господа: «Может быть, это и не по правилам, потому что человек не был христианином, но Ты, Господи, не по его заслугам, а по Своему милосердию прими его в Свои райские обители, дай ему место в Царстве Небесном».

– «Достаточно ли подать записку священнику?»

– Конечно, недостаточно, если человек думает, что можно подать записку, а батюшка, как шаман, чего-то там нашаманит...

– В принципе, так это и воспринимается.

– Нужно понимать, что священник лишь возглавляет молитву общины. Например, если священник в храме один, литургию он совершить не может, потому что литургия – это общее богослужение, богослужение для кого-то. То есть в храме должен быть хотя бы еще один человек.

Помню, как однажды, паломничая по нашей бескрайней Русской земле, я зашел в храм в одном провинциальном городе. Был обычный будний вечер, совершалась служба, а в храме никого не было (думаю, что и на литургии была такая же ситуация). На клиросе пела матушка батюшки, и они молились домашней семейной церковью. Один же священник литургию не совершает.

Если человек думает, что вот он написал записочку, внес какое-то пожертвование и теперь молитва будет совершаться, то этого, конечно, недостаточно. Но даже если он оставил в храме эту записочку, а сам убежал на работу, все равно он вспоминает о своих близких, молится о них.

Если люди вообще не ходят в храм, не исповедуются, не причащаются, нужно помнить, что, например, на литургии Василия Великого, которую мы совершаем по воскресным дням Великого поста, после того как уже преложены Дары – хлеб и вино стали Телом и Кровью Христовыми, мы говорим: «Помяни, Господи, всех, кто стоит и молится в храме, и ради благословных вин оставльшихся». Здесь слово «вина» – это не вина Таманского полуострова, Крыма или Чили. Слова ради вин означают – ради тех людей, которые отсутствуют по уважительной причине, а не потому, что они не стремятся в храм.

Если мы и написали в записочке имена усопших людей, которые не стремились ко Христу, но наше-то стремление есть. Ну, не получилось у нас прийти в храм на Радоницу, но мы были на Фомину неделю, а следующая неделя уже Неделя жен-мироносиц, и мы придем в храм поздравлять православных женщин с их праздником, который не нужно путать с 8 Марта. И тогда своим участием в литургии мы оправдаем то, что в какой-то день мы просто подали записочку, а сами на богослужении не присутствовали.

Надо понимать, что Богу не нужна наша записка, чтобы помянуть человека. Господь чувствует молитву нашего сердца. И если мы даже не подали записку, но помолились, участвуя в литургии, Господь поймет, о ком мы молились. И совсем необязательно, чтобы алтарник в алтаре или батюшка прочитали записку. Здесь очень важны частички просфорки, вынутые за усопших и за живых при поминовении на проскомидии.

По уставу полагается вынимать две частички за живых и одну за усопших, но за Иоанна Предтечу, за всех пророков вынимается только одна частица. И здесь не нужно горделиво думать о том, что вот за пророков вынимается одна частица, а за дедушку нужно вынуть еще одну. Неужели дедушка выше, чем пророки Илия или Моисей? Вряд ли, даже если он был очень уважаемым человеком. Поэтому нужно понимать, что записочка – это больше повод поддержать приходской бюджет.

Мы знаем, что у человека иногда бывает некое окаменение души, и поддерживать храм и священников ему как-то не хочется, но он решает: «Ладно, так и быть, напишу записочку и подам в храме. Или напишу батюшке в соцсетях, окажу какую-то поддержку его семье». Но Господь слышит наши молитвы и без всяких бумажечек.

Здесь нужно вспомнить, что когда-то бумага была дорогим материалом, а еще раньше писали на пергаменте, а чтобы сделать его, нужно было использовать целую шкуру животного, то есть не дубленку из нее сшить, не какой-то плащ, а сделать всего лишь одну страничку пергамента.

Понятно, что многие были неграмотными, и выходит, что Господь не слышал их молитву? Да эти люди были святее всех нас, хоть они ничего не могли ни написать, ни напечатать. Главное здесь – личное молитвенное участие человека, даже если он и не напишет записочку.

Но не нужно считать, что если батюшка все объяснил по телевизору, храм теперь можно оставить без пожертвований, да и батюшку уже можно не поддерживать. Это совсем не повод экономить. Можно записку не писать, но что-то пожертвовать на храм все равно нужно.

Задача священника – возглавлять молитву независимо от того, что написано, а что не написано. Есть церковная община, которую священник ведет ко Христу. А задача общины – независимо от того, есть у тебя настроение написать перечень имен или нет, поддерживать хозяйственную деятельность прихода и семью священника. Сложно себе представить, что апостолы, совершая литургию, спрашивали, где написанные записки, пусть и не на папирусе, а на черепке от горшочка.

Конечно, имеет смысл в какой-то ситуации попросить батюшку помолиться. Если болит душа о новопреставленном друге или скончавшемся пожилом родственнике, нужно подойти к батюшке и сказать об этом, и священник искренне помолится за этого человека, помянет его. Или можно написать батюшке об этом сообщение, и он прочувствует это лучше, чем в некоем абстрактном перечне имен.

Но если человеку привычнее, легче написать или напечатать имена для поминовения и это помогает ему сосредоточиться на молитве о них, вспомнить их, прочувствовать любовь к своим живым или усопшим родственникам, нужно продолжать это делать. Ничего плохого в этом нет. Это, можно сказать, некий способ сделать нашу слабую молитву сильнее (ведь мы – люди немощные, и молитва наша слабая), сосредоточиться на молитве, вспомнить наших усопших родственников, никого не забывая.

– «Насколько наша молитва помогает умершим?»

Мы говорим, что при жизни у нас есть какие-то шансы, возможности что-то сделать, а после смерти уже ничего нельзя изменить.

– Но порой и при жизни человек не может ничего изменить.

– Это так, но после смерти человек за себя уже не может молиться. Что же может изменить наша молитва?

– …Если к нам приходят или приезжают в гости наши дети, родители или просто друзья, мы угощаем их, размещаем у себя, оказывая гостеприимство, и это некие проявления нашей любви. Когда же человек умирает, тела у него уже нет, но душой он продолжает чувствовать духовную поддержку и любовь.

Молитва – это не некое заклинание, когда мы посылаем какие-то волны. Молитва – это наше живое общение с Богом. Если мы с кем-то дружим, мы дружим с ним не потому, что этот человек нас угощает и мы его тоже угощаем. Дружба прежде всего основана на общении.

Когда же человек умирает, прямое общение с ним невозможно. Пообщаться с ним можно с помощью медиумов, шарлатанов, каких-то духов – силы бесовской. Но можно пообщаться с усопшими и через Бога. Когда мы молимся за усопшего человека, мы проявляем свою любовь к нему, и душа его это чувствует.

Если же человек в теле, он может ничего не чувствовать. Мы можем сказать: «Я молился за человека, а он чувствовал это только тогда, когда я его кормил, поил, навещал, рассказывал какие-то жизненные истории». Так вот, пока человек жив в теле, он думает только о своем теле. И даже если мы вспоминаем о своей душе и решаем о ней подумать, даже выдвинув ее на первый план, тело все равно занимает большую часть наших мыслей. Увы, это некая данность, которую нам нужно преодолевать изо дня в день, в том числе не отказываясь от телесной жизни.

Но мы говорим на литургии: весь живот наш Христу Богу предадим. «Господи, пока я живу, всю свою жизнь, каждое свое телесное действие я предаю Тебе: и работу, и отдых, и вообще все я посвящаю Тебе». А когда тела у человека уже не остается, а есть только одна обнаженная душа, она очень хорошо чувствует любое слово молитвы.

Когда я отпеваю усопшего человека, я предлагаю людям прийти в храм не только на 9-й и 40-й день после его кончины, молиться не только в храме и даже не только перед иконами, но, вспоминая о человеке что-то хорошее (или, наоборот, если лукавый напомнит что-то обидное), помолиться за душу этого человека по дороге на работу, в офисе или у станка. Вот они помолятся, пообщаются с человеком, и его душа обязательно это почувствует.

– В моей жизни было несколько человек, с которыми я общался всего лишь пару раз, но они почему-то мне вспоминаются, особенно во время заупокойного богослужения.

– Можно начинать вспоминать о них во время заздравного богослужения. А то порой вспоминаешь о них не тогда, когда они живы, а когда уже умерли, и становится как-то нехорошо.

– Есть ребята, мои сослуживцы, которые уже ушли, и я с ними, в принципе, особо не общался, но это происходит. Я понимаю, что все это не случайно, наверное, происходит какое-то действо, и тогда я решаю, что мне нужно о них молиться. У меня это уже вошло в правило. Теперь, когда я поминаю своих сродников, я вспоминаю и этих ребят.

– Очень хороший пример. Кстати, я могу пояснить, почему это происходит. Понятно, что это не личная ситуация, а общая тенденция.

– Может быть, усопшим просто что-то нужно?

– Живой человек может создать условия, чтобы мы его полюбили, стали ценить, уважать, дружить с ним, но он может, наоборот, и как-то нас обижать, чтобы умалить нашу любовь к нему, делать нам какие-то гадости, строить козни, завидовать, всячески вредить.

А когда человек умирает, он не может сделать нам ничего ни доброго, ни плохого. Мы действительно с этим человеком особо не общались, но мы не получаем от него ничего плохого, и нашей любви ничто не мешает. И если наш разум все-таки вспомнил образ этого человека, то мы можем легко, свободно, со спокойной душой за него помолиться, и этому ничего не будет препятствовать. То есть Господь даже наши немощи, даже саму смерть использует для того, чтобы наша любовь преодолевала какие-то новые рамки.

– Я знаю некоторые личные истории этих ребят и понимаю, что мама, родственники за них молятся. Но может ли Бог по молитвам родственников устраивать так, чтобы человек снился, чтобы на память приходили какие-то воспоминания о нем, чтобы мы усилили свои молитвы? Есть ли какие-то признаки того, что, скажем, когда снятся родственники, нам нужно как-то поднажать в молитве, хотя я знаю, что в традиции Церкви не верить снам? Бывают ли здесь какие-то исключения?

– Во-первых, Бог может абсолютно все, ведь Он Всемогущ. Другое дело, что Бог не занимается такими пустяками только потому, что Он может это устроить. Да, Господь – как мудрый отец, который не бегает, выполняя каждый каприз ребенка, но подает ему какую-то общую опеку, направление и свободу, чтобы ребенок сам мог распоряжаться своей свободой, хоть иногда и не самым лучшим образом.

И, конечно, как Вы верно заметили, к снам мы относимся с настороженностью. Сон – это состояние работы нашего головного мозга, которую мы не контролируем полностью. Здесь очень важна воля человека, важно учение о воле христианской.

Мы помним, какие были споры, какие были мученики и гонения, связанные с ересью монофелитства, что якобы во Христе одна воля. Максиму Исповеднику, пожилому монаху, отрезали язык, отрубили правую руку, чтобы он ничего не мог ни сказать, ни написать, и отправили в ссылку на территорию современной Грузии.

– Вы там были?

– Да, два года назад. Там, в Рача-Лечхуми (втором по значимости винном регионе Грузии), есть место мученической кончины от ран Максима Исповедника. Почему же он был готов так страдать, хотя ему говорили: «Все патриархи отреклись от православия. Ты один, что ли, остался?» На это он отвечал: «Если и вся вселенная будет причащаться с отступившим патриархом, то я один не причащусь с ним вовек». Наверное, поэтому слово «исповедник» в применении к святому преподобному Максиму пишется с большой буквы, ведь его не сломали никакие обстоятельства.

А ведь тогда отпадали от православия все патриархи. В православии оставался только римский патриарх, но и он умер, а новый под давлением подписал монофелитское вероучительное определение. Сейчас можно услышать: «Константинопольский Патриарх – гонитель православия». Сколько же еретиков было на Константинопольском патриаршем престоле! Нам не хватит программ, чтобы о них рассказать.

– По иронии, все ереси возникали на Востоке, а на Западе хранили православие. А теперь все наоборот.

– Да, теперь все поменялось. Ну, хоть кто-то держит знамя Христово, и, слава Тебе, Господи, Господь нас милует. Нам очень важны такие примеры, и такие азы богословия нужно помнить. Это не теория, это практика – что во Христе была полноценная человеческая воля.

Мы, христиане, ориентируемся на Христа. Но нельзя сказать, что мы полностью подчиняемся Божественной воле, которая куда-то нас ведет, как дудочка крысолова крыс. Даже во Христе есть своя отдельная человеческая воля, которая находится в полной гармонии с волей Божественной, и мы стараемся приноровиться к воле Божественной.

И если мы видим, что Господь Своей волей проявляет заботу об усопших, то Он действительно может нам напомнить о них и как-то сигнализировать, но совсем необязательно через сон. В принципе, любое теплое воспоминание, любой рассказ близкого друга на поминках о нашем дальнем родственнике, с которым при жизни мы особо не были знакомы, – и нам становится легче о нем молиться. Он становится для нас более родным, чем формально приходится по кровному родству.

То есть пути Господни неисповедимы, Он везде помогает нам возрасти в нашей любви, и польза от этого бывает и усопшему, и нам. Бывает так, что усопший человек когда-то кому-то сделал что-то доброе, и никто, кроме его близкого друга, об этом не знал. И вот друг об этом вспомнил и рассказал спустя несколько дней после его кончины.

Иногда сатана внушает человеку: «Ты здесь добро делал, здесь делал, но никто этого не оценил». Но даже если при жизни человека за это его доброе дело никто ему спасибо не сказал, после смерти Господь все равно это почувствует.

Более того, даже если на его поминках никто ничего не вспомнит и не скажет, мы все равно молимся: «Упокой, Господи, души всех усопших православных христиан». По гордости нам, конечно, хочется сказать: «Моих друзей в первую очередь упокой, Господи, а всех остальных во вторую». Но Господь воспринимает эту нашу общую церковную молитву по отношению ко всем людям, которые к Нему стремились.

Порой мне бывает отрадно читать, как люди из разных уголков страны пишут в социальных сетях записочки о поминовении и к именам своих близких добавляют: «Помяни и всех тех, кого некому помянуть».

Эта вроде бы простая фраза очень меня умиляет, потому что людям становится как бы неудобно, что вот они за своих родственников помолились и здесь, и там, но за некоторых усопших помолиться некому, потому что у них нет верующих родственников или они были одинокими, и они просят меня помолиться о них. Но даже если никто так не напишет, Господь все равно восполнит все наши немощи. Он ждет любого повода, чтобы проявить Свою любовь и милосердие к душам усопших, да и к нам, живым.

– А что будет с людьми, у которых нет родственников и никто за них не молится?

– За них молится Церковь Христова. Хочу сказать еще вот о чем. Иногда ко мне приходят люди и просят: «Батюшка, сегодня годовщина (или сорок дней) со дня смерти нашего усопшего родственника. Помолитесь о нем». Я начинаю молиться и добавляю: «Упокой, Господи, души всех православных христиан».

И эти люди мне говорят: «Батюшка, а что это Вы за всех православных христиан молитесь? Мы попросили помолиться только за нашего усопшего». Я им отвечаю: «Наша Церковь соборная, мы спасаемся соборно. В одиночку никто не спасется. Если человек окажется в раю один, будет ли ему там хорошо? Нет. Для него в этом одиночестве рай покажется адом».

Можно услышать такой контраргумент: «Батюшка, но среди этих православных христиан могут оказаться и нехорошие люди со своими грехами». Тогда я им говорю: «Так поэтому мы и молимся о них. Если бы они были безгрешными, мы молились бы им». Даже те святые, которые изображены на иконах, не безгрешны, просто они преодолели свои грехи какой-то добродетелью и стремлением ко Христу. И мы смотрим на святых не как на безгрешных, а как на тех, кто победил свой грех.

Мы молимся за своего близкого усопшего и говорим: «Господи, на иконах изображены грешные люди, которые смогли победить свои грехи, и они все вместе радуются вокруг Твоего Престола. Господи, пополни их ряды еще одним человеком, хоть он и грешный, и несовершенный».

Но если этот грешный и несовершенный человек придет ко святым и скажет: «Не надо больше никого брать, другие люди грешные. Лучше меня возьмите, за меня заказали индивидуальную панихиду», – то Господь ему скажет: «Нет, дружище. Ты ошибся дверью. Тебе нужно вниз, где кипят котлы. Спускайся туда». Поэтому так говорить ни в коем случае нельзя.

Мы пытаемся ограничить свою искусственную любовь, и нас беспокоит, что, кроме нашего близкого, помянули кого-то еще, сказав: «И всех православных христиан…» Так за счет этого и мы спасемся. Вот пройдет тысячу лет, и никто уже не вспомнит ни нас, ни того, кого мы поминали, но Церковь все равно будет за нас молиться. Разве тогда нам захочется сказать: «Что это вы?  Нет, молитесь только по именам, а за меня не надо. В ожидании Страшного суда я вишу на кромке над адом и только и жду, когда протрубит ангельская труба, чтобы свалиться в этот умозрительный котел». Тогда мы поменяем свое мнение обо всем этом, но лучше поменять его сейчас.

Молитва и любовь объединяют. Если же любовь не соединяет нас с другими людьми, если наша любовь к усопшим не соединяет нас с другими усопшими, то это не любовь, не христианство. А раз так, то и молитва наша будет Господу не очень приятна.

– Батюшка, в завершение прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие друзья! Христос победил смерть, и это очень радостная весть. Конечно же, понять это нам тяжело, потому что мы видим вокруг себя смерть, болезни, боевые потери. Все это отягощает нашу душу, особенно если это касается смерти близких нам людей. Но, дорогие друзья, Христос прошел через смерть, Он воскрес. Да, Он Бог, и поэтому Он воскрес через три дня.

Нам же и нашим близким придется подождать до Страшного Суда. Здесь, на земле, нам тяжело без наших близких, мы скучаем по ним. Но мы не знаем, как течет время в другом мире. Может быть, мы умрем и уже через миг увидим, как Христос призывает всех на Свой Страшный Суд. Поэтому мы не скорбим, а стараемся поделиться своей пасхальной радостью, подпитываясь ею.

И еще небольшой важный момент. Все-таки сейчас Радоница, и мы как-то сосредоточены на усопших. Но не нужно забывать, что любовь надо дарить всем. Если мы, мрачные, будем на всех огрызаться: «Не мешайте, я поминаю усопших», – разве это будет угодно Богу? Так будем же обращаться с любовью, с вестью о воскресшем Христе ко всем – и к усопшим близким, и к живым вокруг нас. Христос воскресе, дорогие друзья!

– Воистину воскресе!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать