Беседы с батюшкой. Священник Стахий Колотвин. 15 октября 2023

15 октября 2023 г.

В студии священник Стахий Колотвин, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине (г. Москва).

– Покров Пресвятой Богородицы – замечательный праздник. О нем есть много сюжетов в изобразительном искусстве, музыке. Мы знаем его историю, но она, скажем так, не совсем в нашу пользу. Вы много путешествовали, были и в этом храме. Расскажите об этом празднике. Почему в Константинопольской Церкви его не празднуют так, как мы?

– Праздник очень чтимый. Покровских храмов больше, чем храмов любого двунадесятого праздника. На Руси больше всего Никольских храмов, на втором месте – Покровские, потом уже Троицкие, Успенские и так далее. Многие люди, которые не настолько воцерковлены, но в храм заглядывают и знают двунадесятые праздники, уверены, что Покров входит в их число.

Более того, если мы посмотрим на то, как формировалось число двунадесятых праздников, то увидим, что, например, Воздвижение Креста Господня не связано с земной жизнью Спасителя. Этот день стали праздновать с IV века, когда в Святой Земле был обретен Крест Господень. А за пределами Иерусалимской Церкви он распространился только к VII веку. Но он вошел в число 12 двунадесятых праздников.

Как туда еще прибавить Покров? Тринадцатым, что ли? Но это язычники боятся этого числа. Христиане ничего не боятся. Число тринадцать – это же Христос и двенадцать апостолов. Счастливое число для христианина. Покров великий праздник и отнюдь не помешает в числе двунадесятых. Сейчас он не имеет такого официального статуса, но мы видим, как люди стекаются в храм в этот день. Тут есть еще одно обстоятельство: многие люди пропадали на дачах в течение лета, потом в сентябре собирали урожай, пока тепло, и вот наконец на Покров появляются в церкви и начинают каяться, что несколько месяцев не причащались или всего один раз за лето добрались до дачного храма.

Такие горестные новости приходится слышать из года в год, но тем не менее радостно, что человек все-таки вернулся. Почему мы возвращаемся? Почему уделяем такое внимание этому празднику? Вроде бы разовое событие. Сколько было у нас знаменитых битв, осад, чудес... Мы празднуем в честь той или иной иконы, того или иного святого, по чьим молитвам что-то было, но ничего и рядом не стоит с Покровом.

Оглянемся на историческую канву праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Он во многом перекликается с празднованием в честь Владимирской, Казанской икон Божией Матери. Божья Мать защитила от Тамерлана, от поляков. В принципе, схожая ситуация? Да. Как Тамерлан разворачивается и уходит, так и здесь уходят племена, которые в житии блаженного Андрея названы сарацинами. В нашем понимании это арабы, но на самом деле так называли любых иноверных варваров. Причем они могли быть по культурному уровню не ниже византийцев. Это была эпоха расцвета Арабского Халифата, с которым воевала Византия. Расцвет техники, медицины. Византия не сильно выигрывала и в художественном искусстве, так как это было время иконоборчества и войн. Но все равно «сарацин» – это некоторое обозначение иноплеменника и иноверца, который атакует православный город.

– Известно ли, кто атаковал?

– В этом-то и секрет.

– Говорят, что это были наши предки славяне.

– Давайте посмотрим на житие блаженного Андрея. Ему приходилось юродствовать куда сильнее, чем Василию. Северные люди более выдержанные, они сразу замечают необычное поведение. А там люди средиземноморские, южные. Они постоянно жестикулируют, все время что-то говорят. Чтобы выделиться среди них, надо жестикулировать и что-то как-то делать в два раза больше, чтобы заставить их задуматься, покаяться, переосмыслить свои грехи. То есть блаженный Андрей, можно сказать, образец более усиленного юродства.

Блаженный Андрей был великий аскет и смиренник, человек очень милостивый. Иногда кажется, что юродивый – это тот, кто ходит и всех обличает, как бы высмеивает. С ним рядом становится как-то не очень уютно. Однако мы вспоминаем, что блаженный Андрей обычно ночевал под сводами сфендона на ипподроме. Это такая задняя вытянутая часть ипподрома, на которой проходили бега, зрелища, различные торжества, объявлялись государственные указы. А под трибуной этого, можно сказать, стадиона, под арками жили женщины пониженной социальной ответственности, самые дешевые, пропащие. Туда ходила совсем беднота. И блаженный Андрей ими не брезговал, всегда там ночевал. Его за это ругали, говорили, что он блудник. Пока в очередную ночь люди не пошли посмотреть, откуда идет благоухание. Заходят, а там благоухает нетленное тело умершего блаженного Андрея.

Он был молитвенник, проповедник, обличитель, любящий человек, который видел Пресвятую Богородицу. Ее явление и есть самое главное в этом празднике. Но все-таки кто осаждал город? Сказано, что это происходило при императоре Льве. Но проблема в том, что император Лев есть и I, и II, и III, и IV. Так при котором? При одном императоре Льве могли осаждать персы, при другом авары, при третьем славяне. Не очень понятно, кто осаждает. По крайней мере, это вряд ли были арабы, потому что они при осаде Константинополя обычно подходили с азиатского берега, у них не было развитого флота. А тот флот, который строили завоеванные народы, все равно проигрывал греческому флоту благодаря византийскому огню.

Основная угроза шла именно с европейской части. То есть это какие-то варвары, которые смогли подойти к стенам Константинополя с запада или севера. Какие государственные или кочевые объединения были там в течение веков? Авары, печенеги. Кто еще? В любом случае это те люди, которые в том числе властвовали на землях, где проживали разрозненные славянские племена.

Славяне издревле были яркими воинами. Но почему их все время покоряли чужие империи? Потому, что они были разрозненными. Как можно победить славян? Поделить на десять племен, сказать, что у них у всех независимость.  

–  Далеко ходить не надо.

–  Да, 1500 лет прошло, и все то же самое. Господь говорит, что сатана – отец всякого разделения. Господь призывает нас быть едиными, как Он с Отцом. Объединяться нужно не вокруг зла, а вокруг Бога, потому что именно в этом единстве со Христом, в единстве, в котором мы устремляемся к Живоначальной Нераздельной Троице, Господь дает победу над врагами.

И независимо от того, какой именно завоеватель приходил, всегда мобилизовали славянский народ. Кто-то шел привлеченный какой-то воинской доблестью, но в том числе была и насильственная мобилизация. Аварам не хотелось самим лезть на стены, штурмовать их. Лучше они будут скакать на конях, а в качестве пушечного мяса пошлют насильно мобилизованных людей. В принципе, сейчас та же ситуация.

Были ли посрамлены славяне во время явления Пресвятой Богородицы с Ее покровом? Нет, они были спасены. Богородица вложила какой-то страх в сердца аваров. Может, там были исторические события, как и у Тамерлана, который собирался штурмовать Москву и уничтожить всех. Мы знаем, он был очень жестоким завоевателем, если врывался в город, то грабил и все разрушал.  

– Его называли «Железный хромец».

– Историки описывают, что гонец прискакал из Средней Азии с докладом Тамерлану. А если бы он прискакал на два дня позже? Это же не курьерский поезд, не самолет. В дороге могут возникнуть какие-то проблемы. Если бы Тамерлан не развернулся, то уже Москва была бы сожжена дотла, все святыни были бы порушены. Но Господь устроил иначе.  

Основа византийской дипломатии была в том, чтобы все время в тылу врага просить поднять восстание, чтобы кто-то напал. Тем более когда вся армия уходит к византийским границам, с той стороны не защищено, нападай и грабь. Что грабить? В том числе и то, что раньше забрали у византийцев, какие сокровища у них увезли. То есть вполне по молитвам Пресвятой Богородице весть могла прийти, например, аварским вождям, и они могли двинуться назад. А кто выживает благодаря этому?

– Славянские воины.

Выживают не только византийцы, но и славянские воины в том числе. Основная масса мобилизованного населения. Поэтому это такое, можно сказать, заступничество Пресвятой Богородицы и о наших предках, тогда еще совсем неблагочестивых. Можно сказать, авансом.

Каждый из нас должен понимать, что Господь являет нам очень много чудес по молитвам Пресвятой Богородице. Не потому, что мы этого заслуживаем, а авансом. Мы всегда должны такие глобальные события как-то применять к себе. Не размышлять о судьбах мира, а посмотреть на себя, смириться. Не в смысле отвлечься от всего, нет. Посмотреть на историю Церкви, на историю праздников, на историю окружающего мира. Проанализировать все это и потом заглянуть внутрь себя: а какое ко мне это имеет отношение? Как я могу на это среагировать? Иногда кажется, что вот я помолился Богородице, и Она мне помогла. Но нет, это блаженный Андрей молился, Роман Сладкопевец службу возглавлял, молилось множество святых людей, а вокруг них были сотни тысяч не таких святых людей. Господь не пощадил Содом и Гоморру, потому что там не было ни одного праведника. Но если бы было хотя бы десять праведников на весь город, то Авраам умолил бы Господа. Раз Бог обещал, то действительно остановился бы и дал им второй, третий шанс. Так, как Он дал Ниневии. Пророк Иона не хотел туда идти, но пошел, чтобы Господь ее не сжег, не разрушил. И люди покаялись. Это покаяние – напоминание и нам в праздник Покрова, что надо покаяться, помолиться.

Даже если ты недостойный, грешный человек, все равно молись. Может, твоя молитва будет как капля, но тысяча капелек, тысяча молитв недостойных людей, к которым присоединится молитва святых, этого для Господа уже достаточно. Господь видит, что эта капелька упадет на нашу иссохшую душу, и потом уже может быть принесен какой-то добрый плод.

Можно посмотреть и на локации, где люди молились. Если это император Лев I, то молились в Соборе Святой Софии. Тогда империя была гигантская, можно было содержать собор в великолепии. В более поздние времена служба в соборе шла более камерная. Парадные службы, когда приглашали 100 чтецов, 200 певцов, 100 священников, были только на очень большие праздники или когда приезжали послы другого государства (например, князя Владимира).

– Тут еще и осада.

– Конечно. Есть воспоминание одного из императоров, как он диктует своим наследникам, как принимать послов, чтобы они видели силу и величие. Но во времена осады не до послов – враг под стеной. И мы понимаем, что в позднюю часть истории Византии императорский двор перебирается на запад, как раз к константинопольским стенам, чтобы быть во главе отражающих, чтобы народ видел, что замок императора не где-то глубоко в тылу, а прямо у стены. Так император может и воинов возглавить. И тут есть главное молитвенное заступничество – храм Пресвятой Богородицы во Влахернах. Я склоняюсь к той версии, что все-таки это произошло не в Софии Константинопольской, а действительно во Влахернском соборе.

– Так вроде сохранилось и в богослужении.

– Да, в богослужении это осталось. И надо признать, что при императоре Льве I собор еще не построили. Там была церквушка, издревле почитаемая, маленькая, скромная. А когда рядом появился императорский двор, то на этом месте выстроили большой и величественный собор.

На Руси в первых городах (в первой столице – Новгороде и во второй столице – Киеве) строили соборы Софии Премудрости Божией по образцу Софии Константинопольской. А потом во Владимире, в Москве возводили уже Успенские соборы по примеру Влахернского храма Пресвятой Богородицы. Главный Ее праздник – Успение. В этом храме хранились Ее реликвии: риза, пояс. Лет 10 лет назад привозили часть пояса, которую императоры успели пожертвовать на Афон, и когда Константинополь разграбили и многие святыни пропали, эта часть сохранилась.  

– А оставшееся потерялось?

– Да. Сила Божия в немощи совершается. Иногда кажется, незачем делить святыни, пусть целиком лежат. Но если бы пояс остался целиком в Константинополе, то у нас сейчас его бы не было. Его бы выбросил какой-нибудь крестоносец или нечестивый турок. А так часть пояса Богородицы сохранилась на Афоне. И мы можем теперь припасть к этой святыне.

Также там была и риза Богородицы. Мы знаем, как ее погружали в воду – и тонули вражеские суда. Ризу смогли унести в восточную дальнюю провинцию на окраине Византийской империи. Это территория нынешней Западной Грузии, Мегрелия, город Зугдиди. Риза много лет хранилась в одном горном монастыре, а в советские годы ее отдали в музей. И она до сих пор там лежит в запасниках. Раз в год ее выдают Церкви на день Ризоположения Пресвятой Богородицы.

Для меня праздник Покрова очень хорошо переживается, потому что Господь сподобил меня побывать с моими прихожанами в Константинополе, во Влахернском соборе, где лежали Ее реликвии, и даже дважды (в 2019 году и в 2021-м) побывать в Грузии. У них есть особое название праздника – Влахерноба, по-русски значит «связанное со Влахернами», с памятью об этом событии.

У грузин даже праздник Покрова немножко во вторую очередь, потому что все эти события переживаются ими в контексте Ризоположения Пресвятой Богородицы. В этот день с утра до литургии проходит крестный ход. Из музея реликвию встречает гигантская толпа народу, со всей Грузии съезжаются епископы. Музей находится в бывшем княжеском дворце, до собора всего ничего, но специально делают большой круг. Служится литургия, поют хоры. Грузия бедная страна, но замахнулись на большой собор, и до сих пор идет строительство. Есть только остов. Благо там не бывает таких суровых морозов. Хотя горы, снег идет, но терпимо. В этом соборе собирается множество людей, и в течение всего дня, пока риза находится там, приезжают машины, и люди из самых дальних уголков Грузии спешат поклониться этой великой святыне.

– Сохранился ли храм?

– Увы, этот храм один из тех, которые были разрушены турками. Мы знаем, что некоторые храмы захватывали в качестве мечетей, но некоторые были просто разрушены во время штурма.

Этот храм находился близко к стенам, которые штурмовали турки. Они взяли город, шли пожары, разрушения, просто все было в труху. Конечно, у византийцев была возможность его восстановить. Но если восстановили бы что-то великолепное, это сразу обратили бы в мечеть. Поэтому никто даже не прилагал усилий.

А в XIX веке, когда Турция проигрывала России одну за одной войну и становилась все слабее, задумывалась о реформах, о либерализации законодательства, под влиянием западноевропейских держав, придумали такое, что в исламской Османской империи нельзя разрешать строить храмы. Но было старое правило, что храмы можно ремонтировать. Если был храм, то его ремонтировали. Но если храм был разрушен и от него не осталось и следа, надо было строить его заново. Но и это могло считаться за ремонт. Есть такое выражение: денежные средства побеждают всякие злокозненные вещи. И православные люди просто платили чиновникам, приводили какого-нибудь мусульманина, седого старца, который рассказывал свое воспоминание или предание деда, что храм стоял именно здесь. И тогда его можно было отремонтировать. Благодаря этому многие храмы построили с нуля, даже в тех местах, где не было доподлинно известно, что там когда-то стоял храм. Сейчас на территории Турции, где православное население было депортировано уже 100 лет назад, все равно стоят храмы XIX века.

Но Влахернский собор не разрешали строить на протяжении столетий. Тут не нужно было и гадать или кого-то подкупать – место известное, почитаемое. Люди приходили туда, там есть источник в скале. Он находится под сводами маленькой церкви, которую построили в XIX веке. Крохотная церквушка, которую не сравнить с тем гигантским собором, что был. Но люди все равно из поколения в поколение почитают это место.

Мусульмане очень почитают православные святые источники. Они тоже приходят туда и получают чудеса и исцеления. Они не меняют веру, но относятся к нашей с уважением. Если есть где-то какие-то чудеса от православных святынь, то гонений со стороны местных мусульман не будет. Центральное правительство может их устроить, или может прийти какой-нибудь военачальник, но местные люди, наоборот, будут даже прятать христиан. Потому что они знают, что по их молитвам происходят чудеса.

Но они боятся, потому что переход в османской Турции из ислама в христианство карался смертью. Человек мог прийти в ислам из христианства, но не наоборот. Мы знаем греческих новомучеников (не XX века, а по сравнению с древними мучениками), которых обвиняли в том, что они перешли из ислама. Кто-то говорил, что помнит, как этот человек ходил в мечеть, мол, теперь надо его казнить. И даже если человек утверждает, что никогда не был мусульманином, его казнят. Есть Янинские новомученики, Георгий и Иоанн, которые вот так предали душу Господу.  

Мы ездили во Влахернский храм в 2018 году. Воспоминание со слезами на глазах. Паломническая поездка по святыням Северной Греции. Начали с Константинополя, проехали с востока от Никеи и до Корфу. В Никее святитель Спиридон был на I Вселенском Соборе, а на Корфу почивают его мощи. Весь этот путь мы проделали.

В Константинополе успели послужить во Влахернах с разрешения местного митрополита, помогающего патриарху Константинопольскому. И буквально через полтора месяца случились страшная трагедия: «ряженые архиереи», раскольники, Киевский Патриархат, так называемая «Автокефальная церковь», соединились с наименованием «Православная Церковь Украины». Константинопольский патриарх сослужил с этими ряжеными, отпал в раскол, и сейчас, увы, православные паломники не могут прийти туда и причаститься Святых Христовых Таин, не могут совершить литургию.

С одной стороны, можно сказать, я последний русский священник, который пять лет назад служил во Влахернах. С другой стороны, я бы с радостью отдал это достижение, чтобы случилось покаяние, чтобы произошел отзыв этого сборища.  На это пока мало шансов, но мы все равно должны молиться. Если уж Богородица может отогнать армию супостатов, то что Ей стоит умягчить сердца? Может, патриарх сменится, придет кто-то не столь ангажированный и принесет мир Православной Церкви.  

– Будем надеяться на это.

Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Матерь Божья слышит всех, обращающихся к Ней?»

– Да, Она слушает и слышит абсолютно всех. Почему мы уверены в том, что у Нее есть такая техническая возможность? Потому, что Она достигла высшей степени обожения. Она превыше херувимов и серафимов. Мы это воспеваем. Более того, Она коснулась Божества, достигла обожения еще в момент Благовещения, в годы Своей земной жизни.  

У святых отцов есть два мнения на этот счет. Кто-то считает, что Пресвятая Богородица была в принципе безгрешная, в детстве не было осознанных грехов, а потом уже воплощение Христа. И, соединившись с Богом, Богородица уже ни в какой грех не уклонялась. Другие святые отцы считают, что в детские годы у Нее могли быть какие-то мысленные грехи, как у любого ребенка, капризы, еще что-то. Но уж после того, как Христос оказался под Ее сердцем, Она, соединившись с Богом, больше с Ним не разлучалась.

Примерно то же происходит, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин. Мы тоже соединяемся со Христом. Другое дело, что мы потом падаем обратно во грех, и нам надо снова и снова причащаться, снова и снова каяться, постоянно бороться со своими грехами.

Почему Успение – величайший праздник? Почему Влахернский собор посвящен именно Успению Пресвятой Богородицы? Никто его не переосвящал в честь Покрова. Пресвятая Богородица уходит из этого мира, и Господь даже Ее тело изымает отсюда. Как поется: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных». Пресвятая Богородица пребывает с Богом в абсолютном единстве, превыше херувимов и серафимов.

Бог Всемогущий. Он всех слышит, всех сразу замечает, и Пресвятая Богородица и святые, которые вроде не имеют такой высоты, как Она, по сопричастности с Богом тоже получают возможности слышать абсолютно каждого человека.

Если миллионы людей на разных языках помолятся Богородице, Она всех услышит. Другое дело, что услышать еще не значит обратить внимание, не значит, что заказ будет выполнен. Она все-таки не официант. У нас порой бывает такое потребительское отношение к Ней, что Она должна решать наши проблемы.

Уместно вспомнить слова апостола Павла: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу. Если ты пытаешься подражать Пресвятой Богородице, тогда Она действительно будет готова прислушаться к твоей молитве. Как подражать Пресвятой Богородице? Позаботиться о ком-то в день Покрова, намотать на кого-то шарф. Но покров – это не только ткань, не только символ. Она действительно взяла и решила проблемы другого человека. Так и ты тоже встань, не бойся, что из-за этого будут тебе какие-то проблемы. Или переступай через эту боязнь, иди и помогай страждущим, обездоленным, тем, кто столкнулся со злыми людьми. Если ты поможешь, если ты это сделаешь, то Пресвятая Богородица увидит, что ты действительно похож на Нее в этом моменте, и тогда Она обязательно походатайствует Господу, чтобы твое чаяние сердца, которое, конечно, не мешает спасению твоей души, было исполнено. Она слышит каждую молитву.

– В этот период Богородица берет под Свой омофор Византию, древнюю христианскую страну, где были такие святые, как Роман Сладкопевец, юродивый Андрей и многие благочестивые патриархи и так далее. Но проходит некоторый период времени, и империя падает из-за различных грехов. Причины были достаточно весомые, и не только политические.

Вы сказали, что важна капелька молитвы каждого. Часто люди не задумываются об этом и спихивают молитвы на священника или старца. «Вы помолитесь за нас, вот вам денежка». А сами забываем об этом. Ответственность лежит абсолютно на всех, не так важно, какой у тебя сан, какая должность, какие духовные дары или грехи и в каком количестве.

– Об этом напоминает икона Покрова Пресвятой Богородицы. Мы смотрим: вверху композиции – Богородица, по центру и снизу – Роман Сладкопевец (а ведь он даже не священник). Патриарх тоже изображен, священнослужители, а в центре композиции именно дьякон. Задача дьякона как раз соединять молитву мирян и духовенства. Дьякон выступает связующим звеном.

В этом году я уже без дьякона служу, а до этого в течение года успел с дьяконом послужить. Молиться легче и священнику, и людям, когда есть дьякон. В наше не очень благочестивое время дьякон – это уже роскошь, в маленьких отдаленных епархиях может один дьякон с архиереем ездить, а больше никого нет. Все-таки до революции на Руси были храмы в маленьких селах без дьяконов, но в больших селах, помимо двух священников, уже не третьего священника рукополагали, а дьякона. Так было не потому, что сама по себе ценна его молитва, а потому, что он возглавляет и направляет молитву всех верующих мирян.

Кто созерцал явление Покрова Божией Матери? Блаженный Андрей, обычный мирянин. Конечно, можно сказать, что мы не такие святые, как Андрей. Но пришли обычные люди и наполнили собор. И они едиными усты и единым сердцем во главе с Романом Сладкопевцем направляли молитву к Богу. И уже эту молитву мог священник, епископ или патриарх возглавлять.

Порой я прихожу освятить квартиру или иду к людям малоцерковным совершать вместе с ними отпевание усопших родственников. В таком случае я тоже стараюсь напомнить, что священник возглавляет их молитву. Если мы все помолились, а священник молитву возглавил – это наши общие усилия. А если за моей спиной не будет молитвы, то как бы я ни молился, будет ноль. Любое число умножь на ноль, хоть миллион, – все равно будет ноль в итоге. И даже если самый святой старец-подвижник станет на камне молиться, а за ним не будет ни капли молитвы от людей, то возглавлять будет нечего.

Какой бы ты ни был великий стратег, генерал, маршал, если у тебя нет армии или она ничего не делает, ты ничего не добьешься. И точно так же во время крещения, когда читаешь молитву над ребеночком, называешь его новоизбранным воином Христовым. Христос – Глава Церкви, Верховный Главнокомандующий. Наша битва против духов злобы поднебесной, наше стремление к Богу возможны, только если мы сами в этом участвуем.

Мы не должны тут впадать в другую крайность – протестантскую: апостол Петр сказал про всеобщее священство мирян, значит, нам иерархическое священство не нужно. Нет, Христос благословил апостола Петра, сказав, что священству сопричастны все миряне, но в том плане, что священник не может сказать: я совершитель Евхаристии (или крестин), возьму и откажу вам. У священника нет такого права.

Когда апостол Петр говорит о священстве всех мирян, он говорит о том, что любой мирянин этому священству сопричастен. Если в Ветхом Завете это некое кровное родство (ты только пришел, жертву отдал, священник принес эту жертву, а ты рядом постоял), то у нас, в православном вероучении, если священник оказался один в храме, он литургию не может совершить. Как минимум нужен второй человек, хотя бы старушка, которая пришла свечки чистить. И уже можно совершать литургию, даже если клирос не пришел. Потому что бескровную жертву священник совершает для людей – мирян. И через это священство с ними соединяется. Каждому доступны эти таинства.

Дух Святой – это не то, чем священник распоряжается. Как можно Богом распоряжаться? Священник слабый, недостойный, грешный. Может, он даже грешнее большинства стоящих в храме, чью молитву он возглавляет. Это его служение, на которое его благословил Господь. И это служение, в котором должны участвовать все мы. Мы должны понимать, что это наш приход, наши заботы, наш батюшка, наша общая молитва, а не так, что один заглянул, присоединился к молитве, а потом отсоединился. Если у тебя есть общее дело, от которого зависит твоя вечная жизнь, ты не можешь от него отсоединяться, ты все время должен в нем участвовать. Где-то больше усилий прилагаешь, когда поешь Символ веры вместе с людьми в храме, а где-то уходишь, но все равно в сердце у тебя это все остается.

– Для меня исторический контекст и жития этих святых очень показательны, как и судьба людей в Византии. Я думаю, со мной многие согласятся, потому что это была великая христианская империя, которая властвовала над всем видимым миром, была центром всего: культуры, искусства, музыки. А сейчас ее нет. У нас есть шанс, пока мы еще в силах, молиться и брать на себя ответственность. Вы сегодня об этом сказали, что мы порой ответственность сваливаем на других, а сами ничего при этом не делаем. Оказывается, нужно прийти помолиться, присоединиться и слезно просить Бога о том, чтобы покров над нами не исчез. Иначе потом мы повторим судьбу многих империй.

– И даже где-то надо уметь и пострадать. Потому что это горнило страданий спасает. Мы смотрим на Византийскую империю. Ведь она могла закончить свое существование на 250 лет раньше. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, империя распадается на крохотные государства, часть из которых подчиняется уже католикам (франкские княжества), а другие воюют между собой, еще и турки при этом нападают. То есть мы видим, что все могло закончиться.

Почему здесь, в ситуации с покровом Богородицы, Господь дал возможность империи пересобраться, сохранить православную веру и наставлять потом русских людей?

– Это был шанс, успех которого не развили.

– Люди могли сказать: «Да, Господи, мы заслужили». Люди поняли, что разграбление Константинополя крестоносцами произошло по их грехам. Они молились, покаялись, и Господь внял им и дал еще время для покаяния и исправления. А как только думаешь, что все исправилось и можно не молиться, все сразу стает еще хуже. Нам тоже сейчас кажется, что были семьдесят безбожных советских лет, Ленин, Сталин и прочие страшные богоборцы, враги русского народа, это все прошло, мы это заслужили, пострадали, а теперь мы чуть-чуть молимся, кресты на храмах стоят, значит, уже обязательно все Господь за нас сделает.

Византийцы точно так же думали. Когда они отвоевали у крестоносцев Константинополь через шестьдесят лет, они тоже думали, что все уже в их руках. А все по-прежнему в руках Божиих. Поэтому и сейчас мы не должны расслабляться. Если бы византийцы вспоминали завоевание крестоносцами Константинополя и постоянно помнили, что Господь может от них отвернуться по их грехам, то Господь не отвернулся бы. Точно так же мы должны вспоминать эти страшные богоборческие времена, не пытаться их завуалировать. Гонения на Церковь есть гонения, если кровь русская льется. Мы должны это помнить, каяться, признавать это и трудиться, молиться, что-то жертвовать. И тогда Господь от нас уже не отвернется.

Пока сердце наше сокрушенно, Он будет сокрушать наших врагов. Как только Он увидит гордость, то отойдет и скажет: раз ты такой гордый, попробуй без Меня. А без Господа у православного народа никогда ничего не получится. Поэтому, дорогие друзья, обязательно будем с Господом нашим, всегда будем помнить о Нем в молитвах, устремляться в храм, чтобы вместе помолиться. И тогда Господь по молитвам Пресвятой Богородицы никогда от нас не отступит.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать