Беседы с батюшкой. Священник Димитрий Бажанов 26 апреля 2023

26 апреля 2023 г.

В гостях у нас клирик храма «Большой Златоуст», руководитель Уральского колокольного центра священник Димитрий Бажанов.

– Завершилась Светлая седмица. Вчера Церковь отметила день поминовения усопших, Радоницу. Всю Светлую седмицу православные могли подниматься на колокольни храмов и делиться радостным пасхальным благовестием, звоня в колокола. Давайте немного расскажем об этой доброй традиции.

– Традиция эта появилась и стала распространяться особенно широко во второй половине XIX века. Именно во время этой традиции опытные звонари приглядывались к людям, которые звонят, и присматривали себе учеников. Опыт раньше передавался от одного звонаря к другому, специальных школ не было. Поэтому Светлая седмица, с одной стороны, имела практическое значение для звонарей; с другой стороны, литургическое значение – весть о воскресшем Христе возвещалась и с помощью колокольного звона. Начиная с Пасхи и до всенощного бдения Недели Антипасхи (суббота Светлой седмицы) колокольный звон раздавался с утра до вечера.

Эту традицию русский народ полюбил. Ясно, что в советское время все это было запрещено. С конца 80-х годов XX века вновь начала возрождаться традиция колокольного звона, но распространение она получила в 2000-е годы, когда стали строиться и заново открываться большие храмы. Например, в нашей епархии был построен Храм-на-Крови, затем воссоздан и восстановлен храм-колокольня «Большой Златоуст». Эти храмы имеют высокие колокольни, куда ведут широкие ступени; в Храме- на-Крови даже есть лифт для желающих. С каждым годом все больше и больше желающих поднимается на колокольни, они звонят, потом рассказывают об этом другим людям и с нетерпением ждут следующего года, следующей Пасхи.

– Есть какие-то цифры, сколько колоколен в Екатеринбурге в эти пасхальные дни было доступно для верующих, чтобы они могли позвонить в колокола?

– Сейчас в нашей епархии примерно 135 колоколен. Почему я говорю примерно? Туда относятся также маленькие деревенские колоколенки, где по 3–4 колокольчика, разные звонницы. Звонницы бывают в виде небольших конструкций (сколочены из досок или сварены из металла), где по 2–3 колокольчика. Больших колоколен гораздо меньше. В нашем городе 20 или 30 больших колоколен, где люди могли звонить в колокола.

Могу сказать, что особой популярностью пользуются: храм-колокольня «Большой Златоуст» и колокольня-звонница Храма-на-Крови, где есть лифт. Я наблюдал в этом году, как примерно 100–150 человек посещали колокольню нашего храма «Большой Златоуст» между службами. То есть за Светлую седмицу побывало на колокольне более тысячи человек. В Храме-на-Крови, наверное, было еще больше людей, потому что лифт дает возможность подниматься и маломобильным людям. Если брать еще Иоанно-Предтеченский собор, Михайловскую церковь, храм на Уралмаше и так далее, то получится, что тысячи людей смогли порадоваться.

– Мне кажется, на будущее стоит вести подсчет, сколько людей в эти дни проходят на колокольни. Мне кажется, это будет колоссальная цифра.

– Как я уже сказал, даже в храме «Большой Златоуст» было более тысячи человек.

– Как появилась традиция колокольного звона на Руси?

– Если говорить кратко, все знают такой музыкальный инструмент, как орган. И есть колокола. Орган изобрели византийские инженеры. Византийский император Михаил II Травл в IX веке подарил орган Людовику Благочестивому в Париж, и тому настолько понравился орган, что его стали распространять в разных храмах.

Родина колоколов в их современном виде – Кампания (Италия). Благодаря связям киевских купцов с южноитальянскими купцами колокола начали проникать в западные части христианского мира. Мы знаем, что у нас колокола появились с момента Крещения Руси, но первое документальное свидетельство о том, что у нас есть колокола, относится к Новгородской третьей летописи. В ней под 1066 годом указывается, что когда князь Всеслав захватил Новгород, он снял колокола с собора Святой Софии. Если он их снимал, значит, они там были.

К сожалению, монголо-татарское нашествие на десятилетия отбрасывает нас назад в развитии в том числе колокольного звона. Возрождение литья колоколов начинается в XVI–XVIII веках, и появляются те знаменитые колокольни и звонницы, которые мы сейчас знаем: Ростовская звонница, колокольня в Троице-Сергиевой лавре и так далее.

Колокола русский народ полюбил. Если мы не знаем культуры колокольного звона, не знаем литургического предания, то не сможем и понять в полной мере, о чем пишет, например, Пастернак в романе «Доктор Живаго», или Лесков в своих рассказах, или Достоевский. Читая произведения классиков, можно понять, почему колокол звучит именно в этот момент, а не в другой. Для русского человека это было понятно. Например, в произведении Лескова казак пошел в кабак, и ударил колокол. И это плохо. Почему? Потому, что колокол ударил на погребение плащаницы Спасителя, в это время нельзя быть в кабаке. Вот такие нюансы нужно знать.

Колокольный звон у нас любят. Когда большевики уничтожали колокола, они действовали по тому же сценарию, по которому действовали французские революционеры. Они были настоящими учителями большевиков в плане того, как уничтожить тот или иной народ: нужно уничтожить его календарь, в том числе запретить возвещать Благую Весть о Христе. То есть сделать храмы безголосыми.

– Батюшка, Вы возглавляете в Екатеринбурге Уральский колокольный центр. Давайте расскажем о том, как такой центр появился на Урале, дадим историческую справку.

– В конце 80-х годов архиепископ Мелхиседек (он очень любил и церковное пение, и богослужение, и колокольный звон) стал заботиться о том, чтобы появились большие колокола на Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе. И получился первый опыт отливки колоколов весом 550 кг и 890 кг на «Уралмашзаводе». Началось постепенное возрождение колокольного звона.

По благословению епископа Никона с 1994 года мне пришлось заниматься обучением звонарей для разных приходов и внедрять устав колокольного звона, которым с нами поделился звонарь Данилова монастыря игумен Кирилл. К 2006 году удалось открыть при епархии курсы православных звонарей, началась подготовка звонарей уже в масштабах курсов. Был специально разработан учебный план. С тех пор, с 2006 года, прошло уже семнадцать выпусков, и мы выпустили 183 дипломированных звонаря. Каждый звонарь, который выпускается, учит в свою очередь своих учеников-звонарей.

К 2015 году по благословению митрополита Кирилла при храме «Большой Златоуст» возник Уральский колокольный центр. Затем, уже при владыке Евгении, этот Уральский колокольный центр становится епархиальным отделом.

Что хотелось бы отметить? Благодаря деятельности Уральского колокольного центра мы имеем устав колокольного звона, который был утвержден десять лет назад. Такого опыта, насколько я знаю, другие епархии Русской Православной Церкви не имеют. Это вопрос, который надлежит разрабатывать литургистам, ученым, может быть, преподавателям семинарий, академий и так далее. Есть какие-то нюансы, по которым пока нет единого мнения. Например, какой звон должен быть в Великую Субботу? С одной стороны, тишина субботы преблагословенной. Или уже начинать пасхальный благовест перед крестным ходом? Есть разные нюансы, и звонари обсуждают эти вопросы. Мы дружим с известными кампанологами, литургистами, которые уже более тридцати лет звонят в колокола, и у каждого есть свои какие-то нюансы, которыми не хочется поступиться. В разных епархиях по-разному все происходит.

На Рождественских чтениях, которые недавно проходили в Москве, на секции кампанологии я выступал с докладом и рассказал, что нужно все-таки учитывать региональный компонент, а в целом нужно работать над тем, чтобы был все-таки принят устав колокольного звона Русской Православной Церкви.

– Чувствуется, с какой любовью Вы об этом говорите. Вы всю жизнь занимаетесь колокольным звоном. Как Вы нашли это призвание? Как произошло Ваше знакомство с колоколами?

Мой прадед был священником. В советское время практически все потомки священнослужителей были или профессорами в университетах, или музыкантами. В частности, мой дед был музыкантом, баянистом. Когда Георгий Константинович Жуков был командующим Уральским военным округом, мой дед был учителем по баяну. Мама у меня была хормейстером. Естественно, с детства я учился в музыкальной школе.

Я помню, когда впервые услышал колокольный звон. Это было в 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Советские власти дали послабление, и в Иоанновской церкви этот праздник был особо торжественным. Я услышал, как звонил Николай (Затекин) (сейчас архимандрит Тихон). Услышав колокольный звон, я понял, что это мое.

Но попасть на колокольню просто так было нельзя. Поступив в воскресную школу, мне удалось проникнуть на колокольню. Но это сейчас есть учебные классы, учебные звонницы, где можно тренироваться; есть инструкторы, с которыми отрабатываются разные упражнения. А в то время можно было звонить только в «боевых» условиях: выходил владыка Мелхиседек – и пошел звон. Как быть? Чтобы звонить, нужно научиться этому. Как учиться? Помогла русская смекалка. У моего прадеда (который к тому времени уже умер) был частный дом, и были там замечательные чугунные горшки. Из них я сделал импровизированную учебную звонницу (мне тогда было 12 лет) и в пристрое дома, чтобы особенно не напрягать округу, упражнялся.

Когда были трескучие морозы в тридцать градусов, местным звонарям не хотелось идти на колокольню, и они говорили: «Хочешь – иди звони». Помню, пять минут колокольного звона были для меня, с одной стороны, счастьем, с другой – не знаю, как я это выдержал, напрягаются мускулы, устают ноги, руки...

Потом владыка Мелхиседек благословил звонить. Так появилось радостное дополнение к тем послушаниям, которые были (пение на клиросе, иподиаконство). Звонить в колокола – тоже очень интересно.

– При Уральском центре существует школа звонарей, о которой Вы уже сказали. Можно ли сказать, что для нашей епархии это уникальный проект?

– Я бы сказал, что для всего Урала, Уральского федерального округа это единственная на серьезном уровне поставленная школа. Мы, конечно, обмениваемся опытом с другими звонарскими школами. Ближайшие к нам соседи – Новосибирск. В 2000 году был первый семинар преподавателей звонарских школ, он проходил в Московском колокольном центре на Раушской набережной. Там мы общались, делились опытом и делали первые шаги в плане того, как правильно преподавать на колокольных курсах, в школах.

Дело в том, что звонаря нужно обучить за короткий срок. Все знают, чтобы стать профессионалом в той или иной области (будь то сварщик, фрезеровщик, учитель, священник), нужно хотя бы года три после получения профессии поработать на практике – тогда что-то начнешь понимать. Мы подготавливаем будущих звонарей за три с половиной месяца. Каждый год проходит повышение квалификации – это фестиваль колокольного звона. За три с половиной месяца мы должны дать необходимые минимальные знания звонарям, как нужно звонить. Звонари изучают сольфеджио, обязательно изучают устав колокольного звона, основы колокольного звона (что в музыкальной школе называется специальностью), кампанологию. В один из дней происходит специальная поездка в город Каменск-Уральский, где Николай Геннадьевич Пятков проводит сначала лекцию, потом экскурсию по заводу, затем принимает зачет. Ребята обязательно изучают Катехизис.

Учебный процесс у нас построен таким образом, что есть общие занятия два раза в неделю по две пары (мы начинаем в 18:00, учебный класс находится в храме-колокольне «Большой Златоуст»), и еще два часа в неделю индивидуальных занятий, на которых в специальной учебной звоннице курсанты отрабатывают упражнения, показанные на общих занятиях. Вот там как раз происходит становление: нужно целый час стоять и отрабатывать упражнения. Это сложно, но пока не пройдешь один уровень, нельзя начинать изучать следующий уровень. Вот такая школа.

Как я уже выше говорил, уже выпущено 183 выпускника. И это всегда большой праздник: выпускники получают дипломы из рук правящего архиерея, митрополит Евгений всегда приезжает и вручает их тем, кто смог сдать все экзамены. Это проходит в Царские дни, и новоиспеченные звонари тут же начинают действовать на колокольнях, в том числе и во время Царского крестного хода. То есть все очень интересно и запоминается на всю жизнь.

– Уже много выпускников. Интерес со стороны новых слушателей повышается или понижается?

– Согласно положению по школе звонарей, мы начинаем занятия, когда сформирована группа из десяти человек. И это самый идеальный вариант, когда навыки каждого можно оттачивать. Сейчас к нам поступило 17 человек, просятся еще, но мы вынуждены отказывать. С 4 апреля мы уже занимаемся. Почему-то появилась ежегодная традиция: проходит Светлая седмица – и появляются молодые люди, которые хотели бы научиться звонить. Объясняешь, что занятия уже начались, но все равно просятся. Звонят священники с приходов и приводят тысячу аргументов, почему я должен их принять, мол, приход не может быть без колокольного звона и так далее. Даст Бог, если все смогут дойти до финиша, еще 17 звонарей смогут заступить на колокольни.

Чем хорошо послушание звонаря? Это люди разного социального, образовательного, возрастного уровня, от старших школьников до молодых пенсионеров, кандидатов наук, чиновников, военных офицеров. То есть весь срез нашего общества. И всех их объединяет любовь к колокольному звону. Причем каждый раз приходят и девушки, женщины. Мы стараемся, чтобы мужчин было побольше, потому что все-таки это физический труд, тем не менее в каждом наборе 10–15 процентов – слабый пол.

– Есть в России такие же школы звонарей, как у нас?

– Конечно. В Новосибирске есть школа звонарного искусства. В Даниловом монастыре очень серьезная звонарская школа (отец Роман (Огрызков)). Центр колокольного искусства есть в Ростове Великом (заведующий Василий Садовников). Может быть, десять сильных школ есть.

Есть еще традиция. Например, отец Антоний (Зинин), старший звонарь в Троице-Сергиевой лавре – блестящий звонарь, ученик знаменитого игумена Михея. Как таковой школы там нет, но если ты в лавре не звонил, то какой ты звонарь вообще? Перенять опыт, послушать опытного наставника – это школа как традиция. Где есть мощная колокольня, там и существуют такие школы.

– Эти звонарские школы объединяются, собираются для обсуждения каких-то актуальных вопросов на Рождественских чтениях...

– Да, на Рождественских чтениях в Храме Христа Спасителя (старший звонарь Игорь Васильевич Коновалов) все собираются, и идут очень интересные дебаты, дискуссии. Обсуждаются разные вопросы, в том числе, например, по поводу устава колокольного звона. Кто-то говорит, что это должен быть не устав, а порядок... В общем, все интересно.

– Было бы интересно, если бы появился документ: положение, устав...

– Может быть, к этому придем. Мы об этом говорим уже двадцать с лишним лет.

– Юные звонари принимают участие в детских литургиях, которые проводятся в том числе в нашей епархии и стали уже традиционными. Какие бывают отклики от самих молодых звонарей и от их родителей по поводу участия в таких богослужениях?

– Сначала несколько слов покаяния. Я очень много лет пытался, чтобы детские праздники проходили без звонарей. Обосновывал это тем, что дети еще маленькие, рано им на колокольню, все-таки колокольня – место опасное. Что меня переломило? Последние лет пять мы сотрудничаем с управлением культуры Югорской епархии. И у них в Югорске в музыкальной школе есть такой компонент (как факультатив) – основы колокольного звона. Мы приезжали туда с преподавателями, проводили лекции, мастер-классы. Затем ребята сдавали экзамены, и лучшие выпускники музыкальной школы выступали на фестивале «Югорская звонница».

После этого я понял, что детей все-таки можно туда пускать, тем более у нас теперь есть и звонарские классы. Опыт уже появился. В этом году у нас на конкурсе святой великомученицы Екатерины участвовали ребята, которые хотят звонить. И тем, кто занял первые места, была оказана честь встречать правящего архиерея. В этом году наверху, на колокольне, был самый юный выпускник предыдущего 17-го набора Лев (были еще ребята, которые ему помогали). И снизу были ребята из города Михайловска и из других наших храмов, которые звонили синхронно на специальной учебной звоннице.

Такой опыт вызвал большой интерес. Родители очень радовались. Если кому интересно, можете почитать отзывы, в которых родители пишут, как это здорово. Этот опыт будем также развивать, потому что нам нужно, чтобы в звонарскую школу приходили ребята, которые уже обладают координацией, чувством ритма.

– Уральский колокольный центр, который Вы возглавляете, не только обучает звонарей, но и занимается различными работами от проектирования колоколен до реставрационных работ. Расскажите, пожалуйста, и об этом опыте.

– Для того чтобы звонить, нужна колокольня. Как подниматься на колокольню, какой рукой лучше держаться, где должен быть выход с колокольни и рабочее место звонаря – лучше действующего звонаря этого никто не знает. Есть множество строительных фирм, которые думают, что знают лучше, изобретают велосипед, и потом приходится все переделывать. Поэтому самый лучший вариант, когда с нами советуются (мы епархиальная структура), когда к нам обращаются настоятели, прорабы, архитекторы на начальном уровне строительства и спрашивают, как лучше. И мы на местности уже смотрим…

Есть нюансы, которые люди просто не могут учесть, потому что не знают, что это такое. Чем отличается специалист от дилетанта? Тем, что он всю жизнь учится. Я учусь звонить уже тридцать четвертый год. Я понимаю, что мне еще учиться и учиться. Я смотрю, как звонят москвичи, как это делают питерские, ростовские, новгородские звонари. Мы специально вставляем каждый год какой-нибудь новый элемент в обучение звонарей.

Так же и здесь: постоянно смотришь, учитываешь, какое рабочее место у звонаря, как натянуты тросы. А может, попробовать не тросы, а специальные веревки? Какая веревка лучше, сколько миллиметров, из какого материала? Это годами отрабатывается. Когда вы в минус тридцать позвоните в колокола и изо всех веревок у вас останутся две (а вы встречаете архиерея, остановиться нельзя), вы быстро начинаете соображать, как лучше сделать, чтобы было удобно менять веревки, обслуживать колокольню. Поэтому мы занимаемся этим от подбора колоколов и до изготовления креплений, подвески, монтажа и так далее.

– И обращения поступают?

– Конечно. Каждый год мы вводим в эксплуатацию по нескольку колоколен.

– Насколько колокольный звон зависит от местности? Вы сказали, что есть петербургские, московские звонари. Они разительно отличаются друг от друга?

– Например, Новодевичий монастырь Москвы, Данилов монастырь. Звукоряд их колоколов такой, к которому наши современные литейщики только идут. Купчиха, которая заказывала колокола в Данилов монастырь, не могла и предположить, что они окажутся в Гарварде, сохранятся, потом будут привезены обратно и здесь будут проходить прекрасные фестивали «Даниловские колокола». На этой колокольне можно вызвонить тропарь «Христос воскресе» или «Кресту Твоему». Есть такие очень интересные элементы, то есть это одна из традиций.

Некоторые школы удалось сохранить в их дореволюционном виде. Троице-Сергиева лавра была закрыта уже к тридцатым годам, а молодые звонари остались еще живыми (не всех уничтожили). И затем, когда после войны начинают открывать Золотое кольцо, опять разрешили звоны. Пришли те звонари, которые помнили, как они звонили, и начинается возрождение.

Есть историческая школа Троице-Сергиевой лавры, Ростова Великого, в которой священник Аристарх Израилев даже ноты записал, как совершать звон. Везде есть особые колокольные звоны. И когда у нас звонарь научится держаться за колокола, отработает координацию, чувство ритма, научится звонить самые простые звоны, у нас всегда дальше идут занятия по историческим звонам. То есть он должен на наших колоколах отзвонить звон в традициях Псково-Печерского монастыря, Ростова Великого и так далее.

Конечно, невозможно полностью воспроизвести тот звон, который совершается на исторических колоколах. Но эта методика у нас разработана. И когда совершаются фестивали колокольных звонов, то наши друзья, опытные звонари, показывают ребятам, как звонить, в чем разница. И это обогащение идет постоянно, с каждым годом звоны становятся разнообразнее и интереснее.

– Вы уже сказали, что при центре проводятся различные фестивали: как маленькие, так и крупные. Давайте подробнее о них тоже расскажем.

– Основной фестиваль – наш епархиальный. Он проходит в рамках международных дней православной культуры «Царские дни» и называется: «Благовествуй, земле Уральская!» В этом году он прошел двадцать первый раз. Начинается он в Каменске-Уральском, там есть управление культуры. Город Каменск-Уральск прекрасен не только тем, что там есть колокольный завод, но и любовью всех жителей и администрации города к колокольному звону. Когда там начинается концерт колокольного звона, весь город стоит на месте. Там люди относятся совершенно по-другому и к русской культуре, и к колокольному звону. Я считаю, это один из лучших примеров синтеза современного православного искусства и дня города. Получается такой церковно-городской праздник.

Затем все переносится в наш город. Накануне Царских дней проводится концерт колокольного звона у колокольни храма «Большой Златоуст». В нем участвует сводный оркестр Центрального военного округа. Мы дружим уже много лет, меня приглашают совершать колокольные звоны на параде Победы со сводным оркестром. Оркестр придает особую изюминку этому. Люди очень любят приходить и слушать колокольные звоны, исполнение хора. Ведет концерт и читает стихи обычно настоятель нашего храма, и владыка вручает дипломы звонарям. То есть это праздник звонарской школы и нашего города.

Затем идут богослужебные дни, для чего мы и готовим звонарей. То есть совершаются звоны в Храме-на-Крови, затем, по мере шествия крестного хода, звоны в «Большом Златоусте», в храме Успения Божией Матери на ВИЗе и встреча крестного хода ранним утром на четырех колокольнях Ганиной Ямы. То есть для того, чтобы отрепетировать эти звоны, у нас специально в учебном плане школы звонарей стоит выезд на Ганину Яму. И там несколько часов звонари тренируются, в каком порядке кто начинает звон. И затем наш местный фестиваль завершается в Алапаевске. Там совершается память святой преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары.

Кроме того, мы участвуем в разных региональных и всероссийских фестивалях. Это и «Югорская звонница» (там помогаем устраивать фестиваль), и в Верхнем Уфалее, и в Елабуге, и пасхальный фестиваль колокольного звона в Москве. С прошлого года мы начали сотрудничать с отцом Дмитрием Кулигиным из Петербурга, приглашены на фестиваль в Орел. Фестивали идут в основном в теплое время года: с мая по сентябрь. Мы принимаем участие практически во всех фестивалях.

– Напоследок хотел попросить Вас рассказать о тех колокольных звонах, которые совершаются за богослужениями: всенощным бдением, Божественной литургией. Какое там количество звонов и чем они отличаются друг от друга?

– Если вкратце, то по уставу есть четыре основных звона. Первый – благовест. Он исторически самый первый, нес сигнальную функцию (возвещал верующим, что начнется богослужение). Это мерные удары в один колокол. Затем исторически появляется второй, третий колокол, и возникают разновидности звонов. Появляется праздничный звон, который называется «трезвон». У Даля было написано «тризвон», то есть звон в три приема. В наше время трезвоном называется праздничный звон во все колокола. Благовест и трезвон мы слышим почти все время.

А еще есть звон «перебор». Это колокольный звон от самого маленького до самого большого колокола, затем удар во все вместе, и опять от маленького до большого. Этот звон иначе называется «похоронный». Кто ходит мимо кладбищенских церквей, часто слышит этот звон.

А последний звон, который люди по ошибке называют «перезвон», совершается несколько раз в году. Это самый редкий, эксклюзивный звон. Например, недавно мы его слышали на выносе плащаницы и на крестном ходе вокруг храма во время погребения плащаницы Спасителя. Это мерные удары с самого большого по самый маленький колокол. Этот звон символизирует кеносис, то есть уничижение Спасителя: Бог становится Человеком, чтобы человек стал богом, Христос умаляет Себя. То есть этот звон имеет богословский смысл.

Кратко я рассказал, а расширенно – это тема отдельных лекций.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать