Беседы с батюшкой. Религиозное сознание и окружающий мир. Священник Александр Асонов. 16 февраля 2024

16 февраля 2024 г.

– Тема сегодняшней передачи: религиозное сознание и окружающий мир. Кажется, что это общая тема, но на самом деле она очень конкретная. Если бы можно было задать установочный вопрос, то я бы не стал спрашивать: «В чем же проблема религиозности и окружающего мира?» Я начну с вопроса, который мне задал мой друг буквально за полчаса до начала передачи. Несколько часов назад у него умер друг. Вечная память! Так вот, мой друг сразу побежал в храм, но оказалось, что храм уже закрыт. Он поехал в другой храм на машине, но и тот был закрыт. Он объехал пять храмов, и все они были закрыты. Он мне звонит и говорит: «Что в этом случае делать?» Тогда я подумал, что этот вопрос абсолютно в тему нашей передачи. Что ему ответить?

– В данном случае ему очень важно дать понять, что Церковь – это не холодные камни зданий, а община верующих людей, которых объединяют апостольское учение, вера, таинства и священноначалие. Я сейчас чуть-чуть перефразировал формулировку, которая используется в Катехизисе митрополита Филарета. Очень важно, чтобы люди понимали, что Церковь – это община верующих. Вообще в богословии в отношении Церкви используются два греческих термина.  У нас понятие «церковь» предполагает и общину, и культовое здание, где община собирается. Но априори Церковь – это экклесия, то есть собрание верных. Это греческий термин.

Всегда во всех богословских диалогах, дискуссиях, когда мы рассуждаем о Церкви в богословских терминах, мы прежде всего используем греческий термин экклесия. К сожалению, лучшего термина в других языках не было найдено. Просто нет перевода, но иногда переводят как «община верных». Христиане очень часто называются в богословской, церковной документации «верными». Вот они и есть Церковь. Они и есть Тело Христово.

А здание, где они собираются, хотя и называется тоже во многих индоевропейских языках одним и тем же термином «церковь», тем не менее это все-таки культовое здание. Поскольку там собирается Церковь, то это здание и называется «церковь». Но это культовое здание. Вашему другу надо объяснить, что достаточно, если он помолится и попросит своих братьев и сестер сделать то же самое.

– Получается, Церковь не может быть закрыта?

– Церковь как таковая, как община верных не может быть закрыта. Это Тело Христово. В греческом языке также термин куриакон означает именно культовое здание. Кстати, от этого термина и происходит русский термин «церковь». От него же в немецком появилось слово кирха, в английском – church, в шведском – шурка, в финском – кирко. Но мы этим словом называем и общину. А правильно было бы сказать, используя греческий термин: экклесия (то есть «собрание верных»). Поэтому в Катехизисе митрополита Филарета сказано, что это община верных чад Христовых, которые объединены апостольским учением, верой, церковными таинствами и священноначалием.

– Когда мы говорим о религиозности и окружающем мире, у нас возникает вопрос либо о противостоянии, либо о возможном единении. Насколько это вообще возможно сейчас и насколько это было возможно раньше?

– Надо определиться с тем, что такое религия. Об этом много уже было сказано. Я просто, наверное, повторюсь в данном случае. Термин «религия» предполагает именно тот фактор, который объединяет людей. Религия объединяет людей и соединяет их с чем-то мистическим, Божественным, с каким-то мистическим миром. Это нечто объединяющее. Но надо постараться пойти дальше и посмотреть глубже.

Религиозность вообще присуща человеку от рождения или нет? Мне кажется, что любой человек так или иначе религиозен. Потому что человек – существо очень сложное и социальное. Мы все сами по себе являемся социальными субъектами. Мы стремимся к определенной общности, определенному социуму, к определенным социальным связям. Кстати, именно поэтому для человека самое страшное наказание зачастую – это отчуждение от некоего социального контакта, когда человек не может ни с кем общаться; например, камера-одиночка в тюрьме. Это очень сложное психологическое и, я бы даже сказал, психосоматическое испытание для любого человека. Именно поэтому это используют как наказание. Именно поэтому иногда и странно, если человек становится нелюдимым, уходит в затвор.

В любом случае человек является в некоторой степени социальным существом, стремящимся к некоторой общественной деятельности, к социальным связям и к определенной идеологии, которая возникает в том или ином обществе. Потому что то или иное общество начинает порождать свои идеи, определенные направления. Социум не может существовать хаотично. Так устроен человек. В отличие от животных человек не живет инстинктами. Он живет рефлексами, но в нем есть животные инстинкты, которые превратились в некоторую степень рефлекса.

Простой пример. Есть определенные времена года, когда животное по своим инстинктным настроениям стремится к продолжению рода. Оно не может не стремиться. Оно это делает бессознательно. Так устроен животный мир. Инстинкт самосохранения рода. Человек может управлять этим инстинктом, то есть он имеет стремление к противоположному полу и продолжению вида и рода, но он может в некоторой степени этот инстинкт притуплять в себе. Это уже не инстинкт, а рефлекс. Именно поэтому человек в отличие от других живых существ способен на такое очень страшное явление, как суицид.

– Вопрос телезрителя из Мурманска: «В Евангелии от Луки Господь говорит: и никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше. Читал объяснение Феофилакта Болгарского, но он от этого вопроса ушел. Хотел найти ответ у святых отцов, но никто эту фразу не объясняет каким-либо образом. Что означает эта фраза?»

– Я постараюсь ответить на этот вопрос, но это будет моя личная точка зрения. Если говорить вообще о вине, то старое лучше, потому что выдержка выше. Здесь Господь приводит очень хороший пример, более понятный для людей того времени, которые могли как-то почувствовать, о чем Он говорит. Вообще вино – это удивительное явление. Это дар Божий, как говорили древние. Вино должно веселить душу.

Почему Господь приводит такое сравнение и почему говорит, что старое лучше, чем новое? Очевидно, Господь имеет в виду, что должно сохраняться то, что существует от древности, что нельзя нарушать традиции, что надо сохранять выдержку этой традиции, стремиться к мудрости. Потому что мудрость – это как раз выдержанное вино. Это то, что приходит с годами. Молодое вино тем и опасно, что оно быстро пьянит, легко пьется, но человек, выпив несколько кружек, не может идти. Все, кто пробовал молодое вино, знают, насколько оно опасно. Оно пьется как сок, крепость не чувствуется, но пьянит оно очень сильно. В данном случае Господь, скорее всего, рассуждает о том, что надо стремиться к мудрости, к той выдержке, которая существует вследствие того, что она была приобретена с годами.

– Прекрасный ответ! Потому что для меня он тоже стал откровением.

– Это древний вопрос отцов и детей.

– Мы еще вспомним о том, что молодое вино нельзя вливать в старые меха.

– Там немножечко другая история, но похожая: молодое вино разрывает меха, потому что процесс брожения продолжается. Почему происходит разрыв мехов? Химический процесс продолжается. В старом вине его уже нет.

– Продолжим нашу тему.

– Мы говорили о социальности человека, его общественности – характеристике, которая присуща любому человеку. Человек – существо социальное, он не может существовать без общества. И, находясь в обществе, он соприкасается с определенной идеологией. Идеология может рассматриваться как некоторая форма религиозности или нет? То, что объединяет нас в общность и объединяет с какой-то высшей идеей.

– Я думаю, при определенных условиях…

– Надо разобраться, что такое религиозность и что можно называть религией. Когда я учился, нам тоже такие вопросы задавали. Ученые-религиоведы в свое время стали рассуждать о том, можно ли назвать религией такие социальные явления, как коммунизм, например, или социализм. И до сих пор идут рассуждения об этом. Понятно, что религия когда-то воспринималась как некоторое социальное явление, предполагавшее наличие божества, которому поклоняются. Но сейчас идет дискуссия. И если говорить о том, что религия – это некоторое социальное явление, которое объединяет людей в общность вследствие определенной идеологии, то можно исключить и наличие божества.

Хотя, так или иначе, человек не может существовать без какого-либо определенного идола. Я сейчас не говорю о каких-то древних идолах, деревянных или каменных изваяниях. Идол – это же некоторый объект, который возникает вследствие существования той или иной идеологии. Вообще «идол» и «идеология» – это однокоренные слова (от греческого – «эйдос»). Любая идеология приводит к определенным идолам. И можно этих идолов рассматривать как некоторые высшие божества. Это очень интересная тематика для религиоведов сейчас.

В коммунизме тоже есть свои определенные маяки идеологии. В этом нет ничего плохого или хорошего, это просто социальное явление. В одном отдельно взятом государстве это социальное явление может развиваться одним образом, в другом отдельно взятом государстве, среди других народов, – другим образом. Мы сейчас говорим о том, есть ли в человеке стремление к религиозности, то есть к определенному идеологическому стандарту, идеологической базе от рождения. Мне кажется, что есть.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Религиозность и вера – это тождественные понятия?»

– Я уже начал говорить о том, что для религиоведов сейчас существует очень много вопросов по данной тематике. Если говорить о том, что такое вера и что такое религиозность, в некоторой степени это связанные между собой понятия, но в некоторой степени и разобщенные, потому что у них разные векторы. Во всех языках «вера» и «религия» – разные термины.

Если идеология предполагает некоторую убежденность, то можно сказать, что это тоже вера. Например, убеждение и вера – это одно и то же? Это вопрос очень важный. Так, например, в английском языке есть два термина: belief и faith.  Faith – это мистическая вера, то есть переживание, имеющее в некоторой степени мистический характер; belief – это убеждение, которое у вас возникло на основании вашего личного эмпирического опыта... И в латыни, и в греческом языке тоже существуют разные термины для этих понятий.

Вера имеет разные семантические значения в русской речи. Вера может пониматься как приобретенное знание вследствие рационального подхода к тем или иным явлениям и некоторого эмпирического опыта, приобретенного человеком. Также вера может рассматриваться как некоторое внутреннее необъяснимое переживание бессознательного характера, оказывающее влияние на сознательное и рациональное, которое также связано с определенным эмпирическим опытом человека.

Заметьте, что в первом случае – полностью рациональный подход, имеющий практическую основу. Человек пережил некоторое событие в своей жизни, рационально его осмыслил, и у него появилось некоторое знание, которое дает ему возможность называть это верой во что-то. Например, вы верите в то, что звезды падают с неба: вы видели звездопад своими глазами – и у вас есть свой практический опыт. Или вы верите в то, что существуют пингвины: вы их видели не по телевизору, а ездили на Южный полюс и кормили их с рук. Это один вариант веры.

И есть вера, связанная с некоторыми необъяснимыми событиями разного характера в вашей жизни, вследствие которых у вас возникли определенные сознательные и бессознательные переживания, вследствие чего вы приобрели свой практический внутренний опыт. В данном случае можно спросить: «Вы верите в то, что есть любовь?» И человек может ответить: «Я верю, потому что я это чувствовал».

– Или может сказать: «Я не верю, потому что ее нет...»

– Любовь – это иррациональное явление. Если бы это был инстинкт, в этом была бы некоторая рациональность, это можно было бы объяснить. Поскольку человек не живет инстинктами, а живет рефлексами, как я сказал, он может в некоторой степени погасить в себе инстинкт, имеющий соматическое происхождение, и дать волю рефлексам, которые связаны не столько с инстинктом, сколько с некоторыми внутренними бессознательными переживаниями, которые человек называет определенными терминами: духовность, душа, нечто душевное. То есть то, что не существует с позиции рационального.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Чем религиозное сознание отличается от светского?»

Тут надо понять, что такое светское, секулярное сознание и не является ли оно религиозным. Давайте сначала вернемся к тому, что нас заинтересовало в первую очередь: является человек религиозным по рождению или нет, по факту того, что он homo sapiens – «человек разумный».

Мне кажется, любой человек является религиозным по рождению, и постепенно эта религиозность в нем развивается, приобретает разные характеристики, разные формы, черты и способы выражения...

– В том числе атеистические, например.

– Все что угодно может быть. Я уже упомянул о том, что в религиоведении сейчас очень внимательно исследуются социальные явления и идут рассуждения на разные темы, то есть подвергаются сомнениям те постулаты, которые когда-то считались аксиомами, чем-то нерушимым. Наука развивается, мысль человеческая не стоит на месте, поэтому мы что-то пересматриваем.

Мы можем предположить, что любой человек склонен к той или иной идеологии, порождаемой той или иной субкультурой. Идеология существует в любой субкультуре и культуре. Любая культура состоит из маленьких субкультур. Семья – ячейка общества. Семья – это субкультура, в которой мы постепенно вырастаем, потом выходим в другую социальную группу, где также существуют субкультуры, и потом мы вливаемся в большое общество, которое начинаем называть определенной культурой.

Но «культура» – это ведь от слова «культ». В начале программы мы рассуждали о том, что есть культовые здания. Культ, культовые здания: как это рядом с понятием религия... Все это рядом, и все это уходит в глубину веков. Поэтому очень интересно изучать человеческую речь и те термины, которые мы используем.

Вспомним советский фильм «Собака Баскервилей». Шерлок Холмс приезжает в поместье Баскервилей, там его ждет Ватсон. Они ужинают в большой зале, потом Холмс идет изучать портреты и просит Ватсона: «Посветите мне, пожалуйста». Ватсон берет большой канделябр со стола, подносит к одному из портретов, и они видят, что изображенный на портрете человек один в один похож на соседа, который живет недалеко от этого поместья. И Холмс говорит: «Вот так начнешь изучать фамильные портреты и поверишь в переселение душ».

Это касается в том числе изучения истории человечества и человеческого языка. Язык, на котором мы говорим, очень многое может нам объяснить. Слово «культура» связано с понятием «культ». Слово «идеология», как я сказал, связано с понятием «идол». Все это подводит нас к пониманию того, что у человека, помимо того что он стремится быть частью социума, тенденция основывать свои мировоззренческие убеждения на определенной идеологии, которая порождает определенные идолы, и это и есть культ, порождающий понятие культуры. Понимаете, как все глубоко?

Слово «идея» – это греческое слово «эйдос». Сократ, Платон рассуждали о том, что раньше: мысль о физическом объекте или физический объект. Это древний философский спор, который зародился давным-давно, еще до Рождества Христова; об этом люди рассуждали в очень древние времена. Как я уже сказал, «эйдос» – слово греческое, это «некоторая мысль», «некоторое понятие», «некоторый логос». Именно поэтому, кстати, Евангелие от Иоанна очень интересно звучит.

В латинской речи понятие «эйдос» очень тесно связано с понятием «концепция». Ведь концепция, идея – это где-то рядом. Мы говорим: существует определенная концепция, то есть определенная идея. Мы предполагаем, что это синонимы. Но в латыни «концепция» – это еще и «зачатие», «зарождение» чего-то, и оно просто так не появляется, а только вследствие соединения одного начала с другим. И появляется некоторая общность, некоторый социум... Отсюда слово «контрацепция», то есть то, что против появления чего-то. Все это очень интересно изучать.

Так вот, мне кажется, любой человек по своему рождению и по природе своей, которая дана ему Богом (атеист скажет – Вселенной), является религиозным. Он не может жить без определенных мировоззренческих концепций, то есть идеологий, эйдосов, которые порождают его сознание. Так человек устроен, потому что он homo sapiens – «человек разумный», у него есть сознание.

– И если он себе откажет в этом?..

– Он не может себе в этом отказать; человек не может жить без определенных мировоззренческих взглядов.

– В этом случае это как самоубийство.

– Даже суицид – это некоторая идеология. Человек даже суицид не совершает, не имея определенных идей. Если это совершается в состоянии аффекта, то этот аффект возникает не на пустом месте; должны быть определенные идеологические обстоятельства, которые подводят человека к этому душевному расстройству.

Что я могу сказать о понятиях «религия» и «вера»?  Вера имеет два определения в нашем языке: вера как знание о наличии чего-то в рациональной форме, и вера как некоторый внутренний душевный опыт. Я дал простейшее сравнение, что любовь иррациональна. Человек либо почувствовал любовь, либо не почувствовал; увидеть любовь нельзя. Увидеть можно нечто физическое, а любовь не имеет физических форм; это не колонна, не какой-то объект, это чувственное переживание.

В этом смысле вера, имеющая мистический характер, которую мы называем Божественным Откровением и опытом богообщения, всегда индивидуальна. Так же, как и любовь индивидуальна. Любовь у каждого человека всегда имеет свои личные, внутренние душевные оттенки (назовем это так).

– Сегодня попразднство Сретения Господня. Мы вспоминаем Симеона, Анну, всю эту историю. Возникает очень серьезный вопрос по поводу встречи с Господом. Было бы все очень просто, если бы, например, было так: фокус-покус – и каждый человек встретил Господа; Господь ему что-то сказал – и все отлично. Но такие встречи в Ветхом и Новом Завете можно пересчитать по пальцам. Что нужно сделать, чтобы в нашем религиозном сознании возникла та самая встреча с Господом Иисусом Христом и не возникало никаких других тем, концепций, эйдосов?

– Мы все так или иначе связаны с любой концепцией, с любой идеологией. Но у нас есть свое личное переживание, оно имеет индивидуальный характер. Что нужно сделать? Ищите, и обрящете; стучите, и отворят вам. Если вы будете всем сердцем, всем разумением, всей сутью своей искренне стремиться к поиску, то вы найдете, вам всегда отворят. Я говорю это на основании своего жизненного опыта и на основании опыта тех людей, которых хорошо знаю. Это как раз тот мистический опыт, о котором я говорил, та форма веры, которая связана с иррациональной формой любви.

Помимо того, что надо искать, стучать, надо полностью довериться Богу, коль скоро вы верите, что Он есть, – и многое откроется. Надо уподобиться в некоторой степени детям. Надо понять, что всему свое время. Христос очень редко лично является кому-то. Даже апостолу Павлу Он явился как свет. А так, как после Своего воскресения Он являлся апостолам, – не было такого. Он является нам через разные обстоятельства, через разных людей, через разные моменты в нашей жизни. Нам надо просто уметь это заметить, надо быть внимательными.

Блаженный Августин сидел на скамейке и услышал голос: «Возьми и читай». Рядом лежал свиток, он взял и стал читать. Это было Священное Писание, он открыл на определенном месте и прочитал определенные слова. Но к этому моменту он должен был исторически подойти. Он шел к этому много лет, прошел много испытаний, был в ереси, в определенной секте. Его мать за него молилась, а он жил совершенно беспорядочной жизнью, с наложницами.

Так вот, он услышал голос. Рядом дети играли в определенную игру, и кто-то из детей сказал своему напарнику, с кем играл: «Возьми и читай». Но блаженный Августин услышал этот голос как Божий Промысл, взял свиток и открыл на определенном месте. И именно эти слова, которые он прочитал, в этот момент стали для него очень важными. Но для того, чтобы он это почувствовал, он должен был прожить определенный жизненный цикл.

Это не происходит сразу, по щелчку пальцев; это путь, и интересный путь. Нам в жизни предстоит еще много удивительных открытий. Наша жизнь – это удивительный дар. И если мы стучим – нам отворят. Но должно пройти время.

«Из искры возгорится пламя». «С голубого ручейка начинается река». И все реки впадают в моря, а моря переходят в океаны.

– Благословите наших телезрителей.

– Да благословит нас всех Всемогущий Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, чтобы в жизни каждого из нас было сретение...

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать