Беседы с батюшкой. Протоиерей Петр Мангилев. 8 ноября 2023

8 ноября 2023 г.

 В гостях у нас проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии протоиерей Петр Мангилев.

– Екатеринбургская духовная семинария объявила о возможности регистрации для участия в XIIВсероссийской научно-практической конференции «Церковь. Богословие. История». Расскажите о том, как пройдет эта конференция и как желающие участники могут в ней зарегистрироваться.

– Это уже традиционный для нашей семинарии научный форум. Вырос он из студенческой конференции, которая не имела номеров, но которая с начала нового тысячелетия проходила в семинарии, когда представлялись чтения, посвященные памяти новомучеников. Приурочивалась эта студенческая конференция ко дню всех святых, в земле Российской просиявших (тогда этот праздник назывался так; сейчас это Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской).

В 2013 году эта конференция входит в силу уже как большой научный форум, который объединяет и церковных, и светских ученых. Но посвящение этого научного форума празднику новомучеников Русской Церкви сохранилось, и конференция всегда проходит в начале февраля. Тем более что празднование в честь новомучеников совпадает с празднованием Собора Екатеринбургских святых, которое совершается 11 февраля (29 января по старому стилю) и приурочено к дате образования Екатеринбургской епархии. То есть конференция приурочивается к двум памятным праздникам.

Всегда это и научные торжества (пленарное заседание, заседание секций, которые посвящены различным аспектам богословской и церковно-исторической науки), и богослужебные торжества (совершается всенощное бдение и Божественная литургия в Храме-на-Крови). Эти события мы стараемся сопрягать, чтобы те, кто придет на конференцию принять участие и выступить с докладами, могли принять участие также и в богослужебных торжествах.

То есть это традиционная форма почитания святых, когда мы почитаем их не только богослужением, но и словом, которое произносится в научной аудитории.

Для чего проходит конференция? Для чего мы изучаем те или иные богословские вопросы, те или иные особенности жизни святых? Для того, чтобы более глубоко всмотреться в те или иные проблемы, которые волнуют нас сегодня, в жизнь угодников Божиих, понять какие-то моменты, получить ответы на волнующие вопросы и далее вести свою жизнь уже с учетом этих уроков, которые мы извлекли из нашего совместного собеседования, обсуждения.

Конференция – это очень интересная и важная форма научного общения, когда съезжаются ученые, приходят местные заинтересованные слушатели. Это возможность послушать доклад, обменяться мнениями по поводу доклада; это возможность непосредственного общения, когда все наполнено мыслью, живым интеллектуальным общением, все присутствующие включены в это общение и происходит интенсивный мозговой штурм в отношении многих вопросов.

Конференция – это для ученых, с одной стороны, отчет о том, что человек делал в предшествующее время (потому что доклад готовится на протяжении какого-то времени, и участник конференции предлагает этот доклад вниманию слушателей), и одновременно старт для новых исследований. Когда слушается доклад, задаются вопросы – и дается какой-то новый импульс развитию мысли и дальнейшей деятельности. Конференция – это возможность завязать какие-то неформальные связи, потому что роль неформальных научных связей в развитии науки тоже велика, нам важно общение с нашими единомышленниками, возможность обсуждения тех или иных серьезных вопросов с теми, кто занимается близкими темами и может дать какое-то иное видение.

Вот мы с Вами сейчас сидим в студии, обращены лицом друг к другу, и наш обзор предполагает, что я вижу одну часть комнаты, а Вы видите то, что у меня за спиной. И наше совместное видение шире конкретно моего и конкретно Вашего видения. Так и тогда, когда делается научный доклад и выслушиваются какие-то мнения: это всегда возможность расширения кругозора.

Поэтому конференцию я считаю очень важным мероприятием, и очень хорошо, что наша семинария имеет эту традицию. Конференция выросла за последние годы в большой, серьезный научный форум. Прошлогодняя конференция собрала только докладчиков около 130 человек, а непосредственно участников вместе со слушателями было больше 200 человек. Она проходила на разных площадках, традиционно уже определившихся, и обсуждали большой круг вопросов. Это и вопросы, посвященные истории Русской Церкви, истории XXстолетия, с одной стороны, сложного и во многом трагического, с другой стороны, столетия великой святости. Обсуждались вопросы истории богословской науки и современные проблемы богословского образования, от школьного церковного образования до высшего богословского образования (у нас несколько богословских образовательных площадок: это и кафедра теологии в Горном университете, и Миссионерский институт, и Екатеринбургская духовная семинария). Обсуждались вопросы православия и культуры, православия и русской литературы. То есть очень широкий спектр тем.

– Как пройти регистрацию?

– Для участников конференции, желающих выступить с докладом, еще вполне можно успеть зарегистрироваться. До 1 декабря нужно заявить тему доклада. Для этого нужно зайти на сайт семинарии, там в колонке слева будет перечень разных разделов сайта, и самый верхний раздел как раз называется: XII Всероссийская научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История». Нажимаете – и выйдут все формы, в которых можно зарегистрироваться.

Для тех, кто желает представить письменный доклад для публикации в журнале «Церковь. Богословие. История», который издается по итогам конференции, представлены требования к оформлению этого текста. При регистрации человек, желающий принять участие, указывает, какую тему он заявляет, очно или дистанционно желает принять участие. Период ковида был печальным временем, но и из печальных времен мы выносим нечто полезное для себя; в частности, таким приобретением явилось широкое распространение дистанционного формата общения. Конечно, личного общения иногда не хватает, но не всегда человек может приехать, а принять участие в научном форуме хочется. Сейчас дистанционный формат – необходимая составляющая конференции.

Поэтому приглашаю всех заинтересованных пройти на сайт семинарии, далее – по ссылке «XII конференция "Церковь. Богословие. История"», зарегистрироваться и приехать или присоединиться к обсуждению на конференции.

– Давайте проговорим даты конференции. Когда открытие, закрытие, богослужение?

– Конференция начнется 8 февраля 2024 года. В четверг, 8 февраля, пройдет пленарное заседание. Традиционно пленарное заседание бывает в здании Епархиального управления по адресу: ул. Репина, 6. Там большой актовый зал, способный вместить желающих. Конференция начинается большими тематическими докладами, которые дают импульс работы всей конференции, программно определяют работу секций. Дальше начнется работа секций. Секции будут работать 8 февраля во второй половине дня; если будет в том необходимость, 9 февраля и в первой половине дня 10 февраля.

Вечером в субботу, 10 февраля, традиционно состоится всенощное бдение, которое будет проходить в Храме-на-Крови, и 11 февраля, в воскресенье (Собор Екатеринбургских святых как раз совпадает с воскресным днем), – Божественная литургия, которая также пройдет в Храме-на-Крови. Вот такой распорядок нашей работы.

– Затрагивается очень много тематик, поэтому много мероприятий проходит не только в семинарии, но и в других учебных заведениях, которые являются партнерами семинарии в проведении этой конференции. Давайте скажем, кто является партнерами.

– Уже сложилась традиционная группа партнеров, которые выступают с организаторами конференции. Основными организаторами выступают Екатеринбургская духовная семинария и Екатеринбургская епархия. К конференции традиционно присоединяется Уральский гуманитарный институт Уральского федерального университета; заседания ряда секций проходят в Уральском федеральном университете. Традиционно присоединяется и очень плотно работает на конференции Миссионерский институт, где также проходят секции. Бывают секции в Храме-на-Крови. Кафедра теологии Уральского горного университета проводит заседания у себя. То есть секции проходят на разных площадках. Пленарное заседание проходит в здании Епархиального управления, а потом все расходятся на секции, и эти секции проходят в здании семинарии, в здании Миссионерского института, в здании кафедры теологии Уральского горного университета и в здании Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета (на ул. Тургенева, 4 обычно проходят эти заседания). Вот таким образом.

– Известно, что конференция проходит при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви. Это о чем говорит? О статусе конференции?

– Это говорит и о статусе конференции. Действительно, конференция проходит при поддержке Учебного комитета, который оказывает информационную поддержку. В чем выразилась информационная поддержка? На сайте Учебного комитета была размещена информация о конференции, была рассылка информации и приглашений в региональные семинарии для принятия участия в конференции.

Такая поддержка Учебного комитета не случайна. С одной стороны, такое внимание налагает на нас особую ответственность, мы должны выдержать ранг конференции. С другой стороны, это показатель заботы Учебного комитета о развитии церковной науки. Я наблюдаю неустанное внимание Учебного комитета к этому сегменту богословского образования, потому что образовательная деятельность в высшей школе всегда должна сопрягаться с научной деятельностью. Качественного, полноценного образования без организации научной деятельности на базе высших церковных учебных заведений не может быть. И очень отрадно, что Учебный комитет уделяет этому неустанное внимание. Это и поддержка конференций (как наша конференция, так и конференции других семинарий получают поддержку). Это и организация собственных конференций Учебного комитета. Это и стимулирование семинарий к изданию как периодических научных изданий, так и монографических трудов.

То есть роль Учебного комитета, конечно, значительна. Повторюсь, подобного рода покровительство научной деятельности духовных учебных заведений со стороны Учебного комитета чрезвычайно важно, потому что это важный фактор развития духовной школы в современном обществе.

– Некоторые не только выступят с докладами на конференции, но и подготовят материалы для публикации, которые могут быть опубликованы в одноименном с конференцией журнале «Церковь. Богословие. История». Расскажите подробнее о журнале и о том, где познакомиться с правилами оформления статей в этот журнал.

– Действительно, у нас выходит журнал «Церковь. Богословие. История». У меня сейчас в руках четвертый номер этого журнала. Журнал выходит раз в год. Четвертый номер содержит материалы конференции, проходившей в 2023 году. Материалы конференции, которая будет, должны попасть в пятый номер журнала.

Мы сказали, что конференция двенадцатая, а выйдет только пятый номер. Почему так? Дело в том, что раньше мы издавали отдельные сборники материалов каждой конференции (их уже тоже одиннадцать и будет двенадцатый), но потом мы решили, что так как конференция ежегодная, имеет одно общее название (хотя тематика секций иногда меняется; например, в текущем году – 300-летие Екатеринбурга, и мы старались выделить тему 300-летия города в конференции, которая прошла), то журнал (периодическое издание, связанное с конференцией) будет лучше.

Журнал сейчас включен в общецерковный список изданий, в которых могут быть опубликованы материалы соискателей кандидатской и докторской степеней по богословским наукам. Журнал размещается в электронной научной библиотеке, входит в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Журнал размещен на сайте Екатеринбургской духовной семинарии: есть раздел, посвященный изданиям семинарии, и в этом разделе в открытом доступе всякий желающий может познакомиться с журналом. Там же, на странице журнала, есть требования, которые предъявляются к публикациям, что принимаются в наш журнал. В подготовительных материалах конференции, в информационных письмах эти требования тоже озвучены.

Поэтому заходите на сайт – и все сможете найти. Это очень удобно, что материалы конференции собраны в журнале, изданы, все удобно искать.

– Есть в Екатеринбургской семинарии и другой журнал, он называется «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии». Скажите, в чем принципиальная разница между двумя этими изданиями? И кто может публиковаться в этом журнале?

– Тот журнал, как я сказал, всецело посвящен материалам конференции «Церковь. Богословие. История». Журнал «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии» выходит четыре раза в год. Этот журнал входит в перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК), и в нем могут быть опубликованы материалы, статьи соискателей ученых степеней доктора и кандидата наук по теологии (по трем специальностям: теоретическая теология, историческая теология и практическая теология), а также соискателей ученых степеней по специальностям: отечественная история, историография и источниковедение.

Требования к материалам, которые подаются в журнал, соответствующие. Статьи проходят двойное слепое рецензирование. Решение о публикации статей принимается на заседании редколлегии. О репутации этого журнала мы стараемся иметь попечение, заботу. Здесь публикуются тексты, посвященные различным аспектам богословской, церковно-исторической науки, и можно найти статьи по разным темам.

Желающие познакомиться с журналом могут найти журнал в электронной научной библиотеке. Журнал имеет свою страницу на сайте Екатеринбургской духовной семинарии. На данный момент вышло сорок три номера журнала (буквально сегодня из типографии был получен 43-й номер). В этом году должен выйти еще 44-й номер журнала.

Кто желает почитать журнал, все номера можно найти на сайте семинарии. Кто желает опубликоваться, требования и условия подачи статей также можно найти на сайте семинарии на странице журнала.

У нас сегодня получилась передача-презентация, с анонсами. Хотелось бы, чтобы Вы сегодня проанонсировали и выход в свет «Екатеринбургского православного календаря». В который раз он уже выходит?

– Он выходит с 2019 года. Значит, это шестой выпуск.

– Его подготовкой занимается Издательский отдел Екатеринбургской духовной семинарии. Расскажите, пожалуйста, об этом издании.

– Мы знаем, что в Русской Православной Церкви богослужение совершается по календарю. Мы имеем праздники, которые привязаны к солнечному, лунному циклу, связаны с Пасхой (подвижные и неподвижные праздники). Чтобы ориентироваться в них и в днях памяти святых, мы должны иметь месяцеслов. Необходимые богослужебные календари издаются. И в этом смысле календарь не уникален как богослужебный календарь.

Но он имеет и специфическое наполнение, связанное с Екатеринбургской епархией. Здесь нужно это подчеркнуть, потому что это не только богослужебное, но и историко-краеведческое издание. Это важный момент, потому что здесь особо выделена память местных святых, входящих в собор Екатеринбургских святых. Мы особенно должны совершать богослужения нашим местным святым угодникам Божиим. И этот календарь имеет такие напоминания, может оказать помощь и поддержку в данном случае.

В обычном календаре может быть не выделена память наших святых. А здесь мы найдем, с одной стороны, указания апостольских и евангельских чтений тому святому, который должен праздноваться местно (это уже помощь священнослужителю), а также тропарь и кондак ему и краткую справку о нем самом. То есть здесь присутствует дополнительный местный материал.

Это важно и для священника, который отвечает за богослужение в своем храме, и для воскресной школы. Потому что этот материал позволяет привлечь интерес прихожан и детей, посещающих воскресную школу, сформировать у них представление о местной церковной истории. Кроме памяти святых, здесь есть еще и какие-то юбилейные даты, память архипастырей, которые возглавляли нашу епархию. Это очень важная информация в месяцеслове.

Есть здесь и традиционная дополнительная информация, посвященная Царственным страстотерпцам. Она содержится в каждом календаре, потому что их память – один из центральных праздников нашей епархии. И, конечно, эта информация важна, актуальна и должна быть всегда под рукой.

Есть здесь место и большим юбилейным датам, которые в нашей епархии случаются. В этом году мы празднуем 300-летие Екатеринбурга. В церковном смысле это празднование будет 7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины. Это подлинный день города. То есть все предшествующие торжества – это только приготовления к главному торжеству (мы должны это понимать).

Будущий год – это год 200-летия преставления святого преподобного Василиска Сибирского. Это подвижник благочестия, который подвизался и почил в монастыре в Туринске. Тогда Туринск входил в Тобольскую епархию, но сейчас это территория Екатеринбургской митрополии. Этот календарь содержит житие и иллюстративный ряд, посвященный преподобному Василиску Сибирскому. То есть этот календарь наполнен важными местными материалами. В этом смысле он очень удобен для организации просветительской работы на приходе, связанной с местной церковной историей. Это могут быть беседы, рассказы. Он дает информацию, ориентирует преподавателя воскресной школы.

Имеющаяся в нем информация – это и повод иногда рассказать о юбилее той или иной церкви (даже разрушенной). Например, о Богоявленском соборе, который стоял на Площади 1905 года (есть юбилейная дата закладки этого храма и так далее). Можно рассказать об архипастырях епархии (их судьбы не были простыми, особенно в годы гонений), ее святых и святынях. Все-таки церковная история для формирования самосознания человека имеет огромное значение. И знание местной церковной истории очень важно.

Мы иногда имеем в Екатеринбурге разного рода общественные потрясения, связанные с церковными делами (мы все помним об этом). Но нередко это следствие того, что люди плохо знают церковную историю города, мало знают о той жизни наших предков, которая здесь была, их благочестии.

Например, какой у нас сложился образ истории города? Какой образ истории епархии мы имеем? Из какого образа истории города и епархии мы исходим при наших действиях сегодня? Это очень важно. И когда человек имеет отсылку к одному образу прошлого (может, бесшабашному или протестному) – это одна ситуация. А когда он имеет отсылку к образу благочестия, который созидался в городе, – это другая ситуация.

Мы, к сожалению, часто очень пассивны в нашей просветительской деятельности, в формировании этого образа нашего прошлого. Этот календарь, который выходит на протяжении нескольких лет, является важным материалом, который позволяет эту работу проводить.

Здесь стоит выразить благодарность высокопреосвященнейшему Кириллу (теперь уже митрополиту Казанскому), который выступил инициатором издания Екатеринбургского православного календаря. Это очень полезное и здравое начинание закрепилось, и теперь владыка Евгений поддерживает эту инициативу, укрепляет и развивает ее.

Я вижу большую пользу от подобного рода издания. Поэтому всем его рекламирую. Календарь должен появиться в храмах, спрашивайте. И к Новому году у вас может быть на столе новый календарь, который будет содержать обильные сведения, связанные со святынями, престольными праздниками. Куда-то можно и паломничество совершить. Здесь много полезной информации.

– И на подарок хорошо подойдет календарь.

– Да, можно и на подарок приобрести. Он издан на хорошей бумаге и богато иллюстрирован. Здесь есть что почитать, он может быть настольной книгой на каждый день в течение всего года.

– Я хочу подтвердить, что это в том числе и серьезное научное издание. Материалы подбираются таким образом, чтобы они были актуальными, интересными, уникальными. Меня очень поразил проект «Топонимика веры» в календаре 2023 года, где сравнивались современные улицы с историческими улицами города. Конечно, в этом отношении такое воспоминание нашей истории замечательно.

– Это дополнительное наполнение календаря. Оно каждый год разное. С одной стороны, мы привыкли, что календарь утрачивает свое значение тогда, когда проходит год, которому календарь посвящен. Но в данном случае этот дополнительный материал делает календарь актуальным и на будущее время. Причем это иногда уникальные сведения, представленные в календарном формате. На них можно опираться в непосредственной работе. И самому можно каждый день почитать что-то в нем, узнать что-то новое, по крупице, но обогатиться.

– Я хотел бы попросить Вас немного рассказать о святом Василиске, которому посвящен этот календарь, потому что наверняка не все наши зрители о нем знают.

– Святой Василиск родился около 1740 года, а умер в 1824 году, 29 декабря (11 января по новому стилю). Его 200-летие пройдет в январе 2025 года, но Русская Церковь живет по старому стилю, поэтому день его памяти попадает на 2024 год. 

Родился он на территории современной Тверской области (тогда Тверской губернии) в крестьянской семье. С детства он был благочестив и имел тягу ко всему духовному. Он был родом из экономических крестьян. Экономические крестьяне – это бывшие монастырские крестьяне, которые жили на территории монастырских вотчин, изъятых в середине ХVIII столетия и переданных в ведение Коллегии экономии.

Рядом с их селом находился монастырь. Святой Василиск бывал на богослужениях в нем. В частности, его тронули проповеди тверского архиерея – преосвященного Гавриила (Петрова). Слова архиерея глубоко легли в душу молодого человека Василия. Гавриил (Петров) – выдающийся русский архиерей, он потом был митрополитом Санкт-Петербургским. Это замечательный проповедник, много сделавший для развития богословского образования и богословской науки в целом. Он был тверским архиереем в начале своего пути и уже тогда отличался красотой церковного слова. Он сумел заронить в сердце будущего преподобного Василиска желание быть с Богом.

Василий был женат, но тяга к монашеству и аскетическим подвигам в нем была очень сильна. Он часто уходил на работы в монастыри. И в конечном итоге стал пострижеником одной из обителей, где подвизался под наставлениями старца Клеопы, ученика Паисия Величковского. Преподобный Паисий тогда еще был жив, трудился в то время в Молдавии, был известен среди монашествующих, и к нему ходили за назиданием.

Потом Василий переходит в другое место и там назидается у старца Адриана, который благословляет ему и другому монаху – Зосиме Верховскому двигаться в сибирские леса и там подвизаться. Но им хотелось на Афон, они стремились туда и не хотели сначала выполнять благословение старца Адриана. Попасть на Афон у них не получилось, и в конечном итоге так вышло, что, постранствовав довольно много, но не выехав за пределы России, они все-таки решают исполнить благословение, которое им было дано, и отправляются в Сибирь.

Они прибыли в Тобольскую епархию, и здесь тогдашний тобольский архиерей владыка Варлаам (Петров), брат Гавриила (Петрова), позволяет им поселиться в Тобольской епархии в Кузнецких лесах. Они живут там, а потом переходят в Туринск, где возникает женский монастырь. Они его созидают и проживают там. Преподобный Василиск умирает в Туринске (мощи его потом были обретены, сейчас они пребывают в Спасском храме на Елизавете), а преподобный Зосима уходит в Центральную Россию и там основывает обитель.

Преподобный Василиск – характерный представитель того монашеского возрождения, которое начинается в этот период. Это монашеское возрождение связывается прежде всего с именем преподобного Паисия Величковского. Не только святой преподобный Паисий, но и многие другие подвижники трудились для того, чтобы обновилось монашество на Русской земле.

В первой половине XVIII века монашество переживало определенного рода упадок. Потому что взгляд государственной власти на монастыри был чисто утилитарный. На монастыри смотрели как на социальные учреждения, куда можно было отправить, например, солдат. Тогда служили в армии 25 лет, и иногда, после стольких лет службы, солдату и возвращаться было некуда. Он мог вернуться в свою деревню, но там уже могло не быть его родных, а в доме, где он родился, могли жить другие люди. Нередко таких солдат, особенно увечных или больных, направляли в монастырь.

То есть на монастырь смотрели как на дом престарелых на тот момент. Это не содействовало развитию монашества. Ведь задача монашества – это все-таки молитвенное делание. А если человек не совсем добровольнопопадает в монастырь, то естественно, что он и не склоняется к этому деланию, а старается жить так, как бы он хотел. Это привело к разложению монашества. Также монахам ограничивали чтение, запрещали держать в кельях бумагу, боясь каких-то не тех настроений. Рациональный XVIII век в первой своей половине накладывал такие ограничения.

Но все-таки задача монашества в том, чтобы, удалившись от мира, созидать свое спасение. И людей, желающих искать спасения, было довольно много. Во второй половине XVIII века начинается движение за обновление монашества. И желание приникнуть к традициям восточного монашества является довольно сильным. Монашеская наука передается в недрах монашества от учителя к ученику. Преподобный Василиск воспринял это и сделался учителем для преподобного Зосимы Верховского и для многих других. Сочинения о духовном опыте преподобного Василиска составлены преподобным Зосимой.

Подвижничество и учительство, когда он обновлял и созидал монашество здесь, на Уральской земле и в Зауралье, – это суть его подвига. Его мощи были обретены уже в постсоветское время в Туринске. Сейчас они находятся в храме Всемилостивого Спаса на Елизавете, на окраине Екатеринбурга. Это храм, который принадлежит Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Вот здесь, на красивой обложке календаря, этот храм изображен. Любой желающий может приехать туда и поклониться мощам святого преподобного Василиска и из календаря узнать больше о нем. Я думаю, что многим это будет важно, и календарь здесь будет помощником.

– Завершая нашу встречу, предлагаю Вам еще раз обратиться к нашим телезрителям и пригласить их на конференцию «Церковь. Богословие. История».

– Дорогие телезрителя, я всех вас приглашаю принять участие в нашей 12-й конференции «Церковь. Богословие. История» и в качестве докладчиков, и в качестве слушателей. Узнавайте о нашей конференции. Подробная информация будет появляться на сайте Екатеринбургской духовной семинарии, на сайте Екатеринбургской епархии. Приходите к нам. Я думаю, пользу и назидание вы сможете получить.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать