Беседы с батюшкой. Протоиерей Петр Мангилев. 19 июля 2023

19 июля 2023 г.

У нас в гостях проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии протоиерей Петр Мангилев.

– В Екатеринбургской духовной семинарии завершился основной набор на бакалавриат, но прием документов от абитуриентов на магистерскую программу продлится до 18 августа. Давайте расскажем о магистерской программе, которая реализуется в нашей семинарии.

– Два года назад был первый выпуск магистратуры. Магистерская программа существует четыре года с момента открытия и показала себя положительно. Вы, Сергей, в частности, являетесь выпускником магистратуры нашей духовной семинарии.

Магистерские программы могут отличаться большой вариативностью. Магистерская программа предполагает более углубленное изучение той или иной области знания в той дисциплине, по которой эта магистерская программа реализуется. Мы реализуем магистерскую программу по направлению «Теология», но, собственно, название магистерской программы – «История Церкви», то есть у нас церковно-историческая программа. Преимущественно мы сосредоточены на истории Русской Православной Церкви, то есть задача нашей магистратуры – углубленное изучение истории Русской Православной Церкви. Соответственно, дисциплины, которые изучаются в рамках магистратуры, должны быть связаны как раз с углубленным изучением разных сторон, подходов к истории Русской Церкви.

Мы более глубоко говорим об истории Отечества. Понятно, что история России изучается и на бакалавриате, потому что это необходимый компонент высшего образования: и гуманитарного, и богословского, и технического. Во всех вузах изучают историю России. Но в данном контексте она изучается углубленно, изучаются какие-то проблемные, узловые моменты отечественной истории, не только событийный ряд, но и разнообразные точки зрения на наше прошлое, потому что есть дискуссионные вопросы, не до конца изученные. И этому посвящен курс «Актуальные проблемы изучения истории России».

«Актуальные проблемы истории Русской Церкви» – тоже отдельный курс. Нужно сказать, что история Русской Церкви очень подробно изучается на бакалавриате, поэтому студент, поступающий в магистратуру, уже знаком с основным событийным рядом. Но узловые, дискуссионные проблемы, которые есть в истории Русской Православной Церкви, изучаются более глубоко.

Кроме того, изучается целый ряд других дисциплин, которые необходимы для самостоятельной исследовательской работы по направлению «История Русской Церкви». Это источниковедение, историография, вспомогательные исторические дисциплины, история исторической науки (западной и отечественной), ряд других исторических спецкурсов, которые важны для более углубленного изучения истории Русской Православной Церкви.

Безусловно, важным элементом обучения служит подготовка магистерской диссертации. Это уже вполне самостоятельное научное исследование, которое предполагает обращенность как к опубликованным, так и к архивным материалам. В идеале магистерская диссертация выпускника магистратуры должна иметь некоторое самостоятельное научное значение, определенную новизну, которая что-то вносит в развитие церковно-исторической науки. Это если говорить в самых общих чертах о программе «История Церкви», осуществляемой в нашей магистратуре.

– Почему именно исторический профиль выбран для магистерской программы?

– Этот вопрос нередко задают в том ракурсе, что хотелось бы, может быть, не исторический профиль. Выпускники семинарии говорят, что хотели бы обучаться, может быть, по богословскому профилю или по каким-то другим профилям.

Когда мы готовили документы на магистратуру, исходили из того, что реально можем открыть в семинарии, какой профиль можем потянуть как духовная школа. Все-таки профиль магистратуры – это кадры, которые будут обеспечивать подготовку в магистратуре; это база, на которую можно опереться. Потому что магистратура – это более высокий уровень подготовки, чем бакалавриат, это специализированный уровень подготовки. Можно постараться открыть какие-то другие направления, но если мы не можем качественно обеспечить кадрами и не имеем базы, то нам не согласуют подобного рода магистратуру, потому что документы проверяются и в Учебном Комитете, и в Министерстве науки и высшего образования. В этом отношении мы должны соответствовать по ряду показателей. Историческая магистратура была для нас более возможной в данном случае, потому что есть определенное число историков, занимающихся историей Церкви в Екатеринбурге.

Для характеристики наших возможностей в этой области следует указать на то, что преподаватели семинарии (и не только) на протяжении целого ряда лет получали Макарьевскую премию, а это прежде всего премия в области исторических наук и церковной истории в частности. Эта премия была учреждена в свое время Макарием (Булгаковым), митрополитом Московским. Он знаменитый историк Русской Церкви, автор многотомной «Истории Русской Церкви» (это наиболее полная история Русской Церкви, которая до настоящего времени остается таковой; более масштабного и подробного труда не написано). Когда он учреждал эту премию, указал, что эти средства должны идти на поддержание церковно-исторической науки. Когда эта премия восстанавливалась в конце 90-х годов XX столетия, перед ней ставилась та же самая задача. Макарьевская премия выдается раз в два года.

Нужно сказать, что преподаватели семинарии неоднократно получали Макарьевскую премию. Это Иван Александрович Никулин, его монография по Игнатию (Римскому-Корсакову) была удостоена этой премии. Это Сергей Юрьевич Акишин, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, с монографией по Исидору Киевскому. Это Анна Владимировна Мангилева с монографией по духовенству. Это Андрей Владимирович Печерин с циклом исследований по новомученикам. Я назвал только семинарских, которые получили эту премию.

Кроме того, Ирина Леонидовна Манькова, тесно сотрудничающая с семинарией, получила эту премию. Протоиерей Валерий Лавринов (отец Валерий – известный на Урале историк) получил эту премию. Из других исследователей Алла Ильинична Романчук, специалист по истории и археологии, получала эту премию.

Перечень имен и то, что эти имена в Екатеринбурге, говорит о наличии в Екатеринбурге определенной коллегии, так скажем, церковных историков, которые достаточно профессиональны, и их вклад в церковно-историческую науку был признан и удостоен премии. Есть другие церковные историки и исследования. В этом смысле мы имеем соответствующую кадровую базу, традицию изучения церковной истории даже советских времен. Потому что были направления, которые сопрягались с церковно-историческими дисциплинами. Это, конечно, было определяющим фактором для того, чтобы именно это направление в церковной науке мы развивали. Мы исходили в первую очередь из того, что мы можем.

Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание поступающих в магистратуру. Магистратура – это определенное исследовательское направление, то есть образование в определенном ключе. Предполагается, что это подготовка исследователей и преподавателей, потому что есть ряд дисциплин, которые готовят к этой деятельности. Но еще я хотел бы заметить, что, кроме всего прочего, магистратура – это образование. То есть человек, окончивший магистратуру, не всегда и необязательно должен связывать свою дальнейшую профессиональную деятельность с исследовательской или преподавательской работой. Он получает образование. Образование в магистратуре прививает человеку ряд навыков.

Любое образование расширяет кругозор, но значение образования не в том, чтобы человек расширил свой кругозор и стал много знать в определенной области. Это хорошо. Но главное значение образования немножко в другом. Свой кругозор можно расширять постоянно: можно читать книги, быть очень начитанным, просвещенным, уметь разгадывать кроссворды, пользоваться справочниками, энциклопедиями. Все это почетные, хорошие занятия, и человек будет обладать какими-то совершенно уникальными знаниями, большими, чем тот или иной профессионал, имеющий профессиональное образование. Но образование, кроме всего прочего, дает человеку возможность критической работы с той или иной информацией, возможность анализа информации, анализа действительности, привычку специфически подходить к тому материалу, который есть.

Любое чтение, когда мы что-то читаем, – это в определенной степени бессистемное образование. Образование – это все-таки логически выстроенная структура, которая дает умение человеку работать с книгой, с информацией, прививает определенные исследовательские навыки. И даже если человек не работает потом как научный работник, как преподаватель высшей школы, ему эти навыки оказываются полезными в жизни; он, как правило, более подготовлен и в наибольшей степени способен решать те или иные задачи, которые перед ним стоят.

Если человек получил образование в исторической магистратуре и перед ним стоит та или иная сложная богословская задача, которую он должен решить в рамках своей, допустим, приходской деятельности, то решение этой задачи для него будет в определенном смысле более простым по методике, по подходу, чем для человека, образования не имеющего. Потому что он знает, как подойти к полке с книгами, как подобрать необходимую литературу, как с ней работать, как в ней ориентироваться, как отбирать информацию, чему доверять, чему не доверять. Эти навыки привиты в рамках подготовки этой ступени образования. То есть решение последующих задач в работе для человека облегчается. Вот это я хотел бы сказать в связи с обучением в магистратуре.

И еще хотел бы ответить на вопрос, почему история. Все-таки историческое знание – важное знание. Сейчас со стороны государства обращается на это особое внимание, потому что в высшей школе объем курса отечественной истории расширен. Признается важным более детальное изучение прошлого. История – важная наука для формирования самосознания человека. Все мы задаемся вопросами: кто мы, откуда мы? Что это за страна, в которой мы живем? Мы должны знать прошлое нашей страны, чтобы отвечать на эти вопросы.

В современной ситуации мы можем видеть, как происходит, например, борьба с памятью (если брать бывшие советские республики по периметру России, особенно западную сторону), как уничтожается память о прошлом, как искажается общее историческое наследие, как свергаются с постаментов памятники. Причем памятники не только XX столетия, но памятники, которые относятся к более раннему периоду. Например, памятники Екатерине Великой, Григорию Потемкину. То есть идет борьба с историческим наследием и исторической памятью. Идет переписывание истории. Этому придается большое значение со стороны тех, кто руководит этими действиями, кто борется с памятью.

В этом смысле обращение к исторической памяти представляется необыкновенно важным, потому что, еще раз повторюсь, в формировании самосознания история имеет огромное значение. В этом смысле историческая подготовка является важной не только в рамках теологических дисциплин, но и в целом. При пастырской подготовке это важный сегмент, на который следует обращать внимание. Этот момент я тоже хочу подчеркнуть.

– Обучение в магистратуре – это процесс не только учебный, но и научный в том числе. Кроме написания магистерской работы, какие еще требования предъявляются к студенту в магистратуре в научном плане?

– Само по себе написание магистерской работы – это сложный и многоступенчатый процесс. Что необходимо студенту, чтобы написать магистерскую диссертацию? Во-первых, необходимо сформулировать тему, то есть понять, какая проблема стоит, какую проблему человек должен решить при подготовке своей магистерской диссертации. То есть на какие частные вопросы он должен ответить, чтобы сформулировать ответ на главный вопрос. В общем, нужно решить целый ряд задач, чтобы цель работы была достигнута. Это сам по себе важный момент, потому что это приучает видеть проблему более глубоко и правильно подходить к решению любой другой проблемы. Это один момент.

Далее для того, чтобы написать качественную магистерскую работу, то есть решить те задачи, которые ставятся при написании магистерской работы, студент должен собрать необходимую информацию, иногда выделив эту информацию из исторических источников, где она сокрыта (она же не всегда на поверхности лежит; она иногда косвенная и требует сопоставления каких-то данных). И сам по себе поиск и умение искать, собирать информацию – это уже полезный навык.

Когда информация собрана, нужно эту информацию оценить, сопоставить, устранить противоречия, где они есть, или объяснить эти противоречия, почему они есть. То есть научиться критически мыслить. Еще это опыт простраивания большого цельного текста, где каждая часть работает на решение главной задачи, чтобы какие-то разрозненные фрагменты и куски сделались единым целым. То есть очень много моментов.

Чему это учит? В частности, если у нас церковно-историческая работа, то это работа с литературой вопроса, если таковая есть, если это не совершенно открытая тема. Хотя какая-то литература все равно есть. Пусть эта литература не касается определенного явления, определенной личности, но общеисторический фон она так или иначе освещает. Потому что всякое явление, всякое событие происходит в тех или иных исторических условиях, и личность, о которой мы делаем работу, живет в каких-то конкретных исторических условиях, и эти условия надо представлять. То есть важно ознакомление с литературой и понимание контекста, в который происходит событие. А потом это работа с историческими источниками, архивами. Это целый цикл навыков, которые студент должен освоить. Сама по себе эта работа очень большая и важная.

– Наверное, еще наличие публикаций должно быть?

– Безусловно. Это тоже важный элемент обучения в магистратуре. Кроме того, что студент учится, сдает экзамены и зачеты, пишет какую-то работу, он должен научиться презентовать итоги своей работы публично, то есть представлять их к обсуждению коллегами. Это и публикации в форме доклада, выступления на конференции,  публикации в научной печати как материалов доклада, так и написанных статей. Это печатное слово, а оно не должно быть легковесным. Студент учится тому, чтобы то, что он говорит, представлять так, чтобы это было авторитетно, обоснованно написано, потому что это выносится на суд коллег.

– И чтобы реализовывать этот потенциал, у нас есть собственные издания: это «Вестник Екатеринбургской семинарии» и журнал «Церковь. Богословие. История».

– Да, у нас два периодических издания. «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии» издается с 2011 года, вышел уже сорок один номер, 42-й сейчас находится на стадии подготовки (даст Бог, скоро он увидит свет). Этот журнал теперь издается четыре раза в год, входит в список ВАК (туда входят журналы, публикации в которых учитываются при защите докторских и кандидатских диссертаций) и в общецерковный перечень для защиты диссертации по богословию.

Журнал «Церковь. Богословие. История» издается по итогам одноименной конференции. Их прошло уже одиннадцать (это традиционно февральская конференция). Даст Бог, в феврале 2024 года будет 12-я конференция. Журнал получил определенное признание, потому что в этом году он был включен в список журналов, в которых могут быть опубликованы материалы соискателей степени кандидата и доктора богословия. Это внутрицерковные степени, защита диссертаций по ним проходит в церковных советах (они идут не по ваковской, а по внутренней церковной системе).

Конечно, наши магистранты публиковались в этих журналах. В «Вестнике» публикуются в меньшей степени, а в журнале «Церковь. Богословие. История», как правило, бывает не одна публикация магистрантов. Это тоже важный фактор для развития церковной науки в рамках Екатеринбургской духовной семинарии. Если мы что-то делаем, продукт нашего труда должен иметь выход, мы не должны вариться только в собственном соку. Журнал предполагает предъявление результатов нашего труда более широкой аудитории, широкое обсуждение и критику, возможность обмена мнениями между коллегами. И, соответственно, это повышает качество подготовки специалистов.

– Вы сказали, что очень важной составляющей являются кадры, то есть профессионалы своего дела. Сказали, что есть исторические дисциплины. Но, справедливости ради, давайте скажем, что есть и другие дисциплины, более широкого профиля, в том числе и по богословию. Давайте о них тоже что-нибудь расскажем.

– Да. Я, может быть, углубился в церковно-историческую сторону магистратуры. Но на самом деле круг дисциплин более широкий, потому что и курс «Актуальные проблемы современного богословия» читается в рамках нашей магистратуры. Есть проблематика, какие-то узловые точки и проблемы, которые требуют обсуждения. В данном случае подобного рода курс тоже существует.

Кроме того, есть ряд других курсов – богословских. К ним можно отнести и курс «Русская патрология». Он более длинно называется, но суть его в том, что это святоотеческие писания русских богословов на русском языке. Это не очень разработанная область; точнее, она разработана по-своему.

Когда мы говорим о русской патрологии, в частности о древнерусской литературе, то древнерусские церковные писатели в большой или меньшей степени известны, их сочинения опубликованы и изучаются. Но это в основном публикации и исследования, которые делались филологами и историками. Но это и патрологические труды, святоотеческое наследие нашей Церкви. И в этом отношении это наследие не всегда обстоятельно изучено.

Что касается русской богословской мысли XVIII–XX веков, она изучена тоже очень избирательно. Здесь тоже есть святоотеческое наследие в рамках патрологии, которое следует изучать. Кроме того, сама по себе история русской богословской мысли и богословского образования представляет известный интерес. Потому что мы находимся в рамках этой богословской традиции. Ее истоки мы должны знать и понимать, они могут помочь нам понять многие современные проблемы, которые стоят перед нашим обществом. Потому что проблемы и вызовы, требующие богословского осмысления, не сегодня сформировались. 

И в этом смысле наследие русских церковных писателей актуально. Поэтому у нас есть история русской богословской мысли и история богословского образования. Это курсы, которые находятся на стыке дисциплин: с одной стороны, это исторические курсы, с другой – богословские курсы. Потому что здесь эта сторона тоже должна быть подробно освящена.

У нас есть ряд курсов, связанных с историей богослужения. Это тоже стык истории и исторической литургики. История – такая наука, которая позволяет выходить в другие науки, но со своих дверей. То есть позволяет посмотреть развитие тех или иных явлений в богословских дисциплинах в историческом разрезе. Поэтому важен такой подход.

Несомненно, у нас есть история философии и история русской религиозной философии. Это тоже необходимейшая сторона. Если мы говорим о развитии русской богословской мысли, то философскую мысль тоже должны смотреть, так как должны понимать ее контекст. По истории отечественной словесности тоже есть необходимые курсы. Потому что отечественная словесность ставит многие нравственные проблемы и решает их известным образом.

Формулирование этих проблем в нашей национальной литературе свидетельствует о тех вызовах, которые стояли и стоят перед обществом в тот или иной период. Наша страна имеет великую литературу, которая является таковой во многом благодаря тому, что она ставила перед собой в литературно-художественных произведениях очень глубокие философские и богословские вопросы и пыталась давать на них ответы. Этот контекст тоже должен быть учтен, и есть соответствующие спецкурсы.

Я так много говорю, что тот, кто меня слушает, может подумать, что тут необходим огромный период обучения, а не два года, потому что мы затрагиваем такую глубокую проблематику. Эти курсы, может быть, не так велики по объему, они только намечают какие-то узловые моменты, на которые студенту следует обратить внимание. Задача образования заключается не в том, чтобы дать готовые ответы на абсолютно все вопросы, а в том, чтобы научить эти вопросы самостоятельно видеть и искать на них ответы.

Если человек научится эту проблематику для себя формулировать дальше, поймет существующие взаимосвязи, то можно говорить, что в определенном смысле задача была достигнута. Если он в результате обучения не утратит интереса, а, наоборот, его в себе возгреет и желание учиться, узнавать новое, осмыслять его у него сохранится до конца жизни благодаря этой образовательной деятельности, то можно считать, что задача магистратуры достигнута.

– У Вас есть возможность обратиться к потенциальным абитуриентам, которые нас смотрят, чтобы пригласить их учиться в нашей магистратуре.

– Приходите к нам учиться, мы ждем. Двери приемной комиссии с понедельника по пятницу с 10 до 16 часов открыты. Подробнее обо всем можно узнать на сайте Екатеринбургской семинарии в разделе «Абитуриенту».

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать