Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Зазвонов. 17 марта 2024

17 марта 2024 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосине г. Москвы.

– Сегодня в храмах совершался чин прощения. На службе уже начались постовые напевы. Считанные часы остаются до начала календарного Великого поста, но духом мы уже там. Что это за чин прощения? Что он значит для нас?

– Мне кажется, это хорошая традиция, которая сформировалась давно и очень хорошо описывается в жизнеописании святой Марии Египетской. Помните, старец Зосима говорит об обычае, который был перед Великим постом, когда все собирались вечером и просили друг у друга прощения, а потом вся братия расходилась по пустыне для подвигов и возвращалась только к Вербному воскресенью, к Неделе ваий?

Монахи уходили в пустыню, и некоторые не возвращались, потому что умирали от обезвоживания, вовремя не добравшись до оазиса, или наступали на скорпиона и мучительно умирали от его яда, кого-то жалила ядовитая ящерица или змея. Также могла быть встреча с пустынным львом или другими хищниками. Поэтому это было реальное прощение, ведь уже не со всеми можно было встретить Пасху.

Этот настрой мы должны всегда держать перед глазами. Тематика прощения есть в каждом вечернем богослужении, в вечерних молитвах каждого православного христианина. «Неужели мне одр сей гроб будет?..»

Когда собирается вся братия или община в церкви, никто не знает, что будет завтра. Предполагается, что община живет дружной семьей, мы ходим друг к другу в гости, общаемся. А в Великий пост на это есть некие ограничения, мы минимизируем контакты. Поэтому до Светлой Пасхи, скорее всего, в праздной атмосфере мы с этими людьми уже не увидимся. Поэтому, безусловно, тоже есть смысл прощения для того, чтобы сказать друг другу и себе, что теперь уходим на некое ограничение, будем молиться, ждать Пасхи и потом с радостным возгласом «Христос воскресе!» снова обнимем друг друга.

Если посмотреть на реальность сегодняшнего дня, мы точно уверены, что доживем до Пасхи? Разве наша жизнь не в руцех Божиих? Мы можем внезапно заболеть, попасть в ДТП, упасть в яму, с нами может случиться несчастный случай, что-то упадет нам на голову. Это реалии сегодняшнего дня. Конечно, в статистических показателях они не такие, как были у старца Зосимы, но, в принципе, мы просто не хотим об этом думать.

А тогда монахи думали об этом, ведь смысл ухода в пустыню – отречение от себя. Они понимали, что там могут встретиться с Господом, то есть погибнуть и перейти в иную жизнь. И это их не печалило. Конечно, привычная атмосфера и общение с братьями терять печально, но ведь рано или поздно мы все равно там встретимся. Поэтому чин прощения через призму исторического формирования имеет для всех нас большое значение. Это действительно некая точка отсчета, когда мы должны измениться и совсем по-другому относиться ко всему.

И Вы правильно сказали, календарно пост еще не наступил, а настроение у нас уже постовое. Мы услышали вечерние напевы с чином прощения, уже изменились облачения и кресты у священников. У меня сегодня тоже висит уже великопостный на груди.

Чин прощения: «Прости меня Христа ради. Бог простит». Немножко перегружаемся, мыслим о другом, мирское, праздное, суетное нам уже неинтересно. С этой точки зрения, мне кажется, этот чин может быть очень полезным для всех.

– Простите, такая аналогия в голову пришла: когда отмечаем Новый год, думаем, что сейчас пробьют куранты – и все, как будто новое счастье. Но не всегда так получается. И здесь такой же момент, во главе всего душа, твои ощущения, мысли… Можно сказать, это как Новый год в 12 часов.

– Да, совершенно верно. И что интересно, всю неделю это будет только усиливаться. Канон Андрея Критского: «Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог».  И удивительные тропари этого канона: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?» Замечательные слова, которые будут все больше и глубже погружать в поэзию Великого поста; в образы, спасительные для нас, очистительные для нашей души и мотивирующие для стяжания добродетелей и ухода от всего скверного, что есть в этой жизни.

– Есть ли что-то тайное и сверхъестественное в слове «прощаю»? Бывает, мы не хотим прощать, сильно злимся на человека или он злится на нас, и вроде хочешь попросить прощения, но не получается. Либо, наоборот, тебя вынуждают сказать: «Прости меня». Ты не хочешь, но невольно говоришь. И я иногда замечал за собой, когда вот так вынуждали простить человека, так складывались обстоятельства, становилось действительно легче. Есть ли в этом что-то особенное?

– Есть. Сейчас вспомню слова одного очень мудрого митрополита, участника Второй мировой войны. Нижегородский митрополит Николай. Бог сподобил меня долгое время быть рядом с ним, слушать его наставления. Он говорил очень просто, понятными образами. Он говорил, что каждый баран будет повешен за свою ногу. Иначе говоря, каждый даст ответ сам за себя. Это важный момент. Мы с вами привыкли говорить всуе. А есть заповедь: не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Очень важно, чтобы это не было привычкой. Все связанное с Господом должно быть для нас как колокол, вызывать какие-то чувства. Это не должно быть между прочим.

– Должно быть какое-то благоговение.

– Да. А православные как говорят? «Слава Богу за все: и за скорбь, и за радость». А так ли? Многие ли благодарят за скорби?

Обычно просим что-то.

– Я очень часто слышу «Слава Богу за скорбь и за радость». Православные люди любят эти слова, почти у всех любимый акафист «Слава Богу за все». И люди часто это говорят, а на исповеди все время каются в ропоте. Я говорю: «А почему?» «Ну, вот такая ситуация». «А разве ты не молился: «Слава Богу за все: и за скорбь, и за радость?» Почему же ты ропщешь?» Когда это коснулось тебя, оказывается, все это было не по-настоящему, а только слова. И, к сожалению, у многих слова «прости Христа ради, и я прощаю» стали лишь словами, сказанными всуе, то есть обычными, ничего не значащими.

– А должны быть большими.

– Должны действительно исходить из важной заповеди о любви к ближнему. Я люблю Прощеное воскресенье. Я говорю людям, которые не могут простить, что у них есть повод для того, чтобы наконец-то закрыть эту тему для себя. Некоторые люди, например, не могут сделать первый шаг при прощении. «Я же не виноват. Он виноват. А я просто позвоню и скажу: «Прости меня»? Я так не могу». Я говорю: «Скоро чин прощения, все равно же будешь звонить, постарайся сделать это искренне. И у тебя действительно будет шанс примириться». Прощеное воскресенье является для нас реальным шансом для того, чтобы закрыть все свои обиды, разобраться с ними и войти в Великий пост с миром и легкостью. Это ведь так здорово!

Когда есть мир, когда ты ни на кого не обижен, когда знаешь, что вроде бы со всеми примерен, возникает радость. Она бывает только в мире. Если мира нет, тогда и радости нет, все надоедает, появляется уныние. При мире никогда не будет уныния и малодушия. Поэтому в наших интересах простить всех и попросить прощения. И в наших интересах сделать это первыми.

И тот, кого мне удается уломать сделать первый шаг, потом звонит радостный и говорит: «Что же я раньше-то не сделал? Так хорошо, замечательно... Мы помирились». Если посмотреть, в корне всех обид какая-то ничтожная ситуация, которую мы просто могли не заметить, но враг рода человеческого так выстроил, что именно в тот момент она показалась нам принципиальной. Мы пошли на таран, на ухудшение отношений со своим ближним и потеряли благодать, мир и радость и теперь находимся в малодушии. И вся наша духовная жизнь не только на нуле, но это самое настоящее служение врагу рода человеческого, потому что ты в его руках, он тебя держит, и ты, как марионетка, исполняешь его волю, а не Божью. Вот в чем опасность. И поэтому Прощеное воскресенье – это шанс для многих наконец-то нормализовать отношения, выдохнуть, успокоиться, приобрести мир, и тогда пост будет легким и радостным.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Христос в Евангелии заповедал нам: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. Многие в Прощеное воскресенье говорят слова автоматически: «Прости меня», «Бог простит». Нет никакой конкретики, за что простить друг друга, не знают. Превратилось все в какой-то ритуал, который ни к чему не обязывает, ничего не прощает».

– Частично да, это касается мегаполисов, где нет общины. В селе все друг друга знают. Но даже в московских храмах бывают очень сплоченные общины. Они знают друг друга по именам. Я сегодня совершал чин прощения с общиной больных рассеянным склерозом, и была радость, что знаю всех по именам, все их радости и печали. И они знают друг друга. Я всегда ставил задачей налаживать не только общение с духовником, но и горизонтальные связи. Я всегда говорю: «Посмотрите друг на друга, познакомьтесь, сходите друг к другу в гости, попейте чаю». Это обязательно для сплочения общины. Они подходили друг к другу, и все это было искренне. К этому надо стремиться.

От нас зависит превратить все в фарс или сделать так, как должно быть. Конечно, в большие храмы придет много людей, которые до этого туда не ходили. И тогда священник может сказать: «Сегодня много новеньких, но чин прощения провести надо, и надеюсь, вы будете приходить регулярно, причащаться не реже, чем раз в месяц, чтобы мы с вами познакомились, потому что очень важно, чтобы у нас была одна семья». И люди, которые не так часто ходят в церковь, услышат это, что церковь готова их принять и ждет. Во-вторых, им будет приятно, что они нужны, что здесь нуждаются в их молитвах.

В любом случае все на местах зависит от конкретных людей. Если люди хотят, они создают и умножают любовь; а если не хотят, будут отвечать на Страшном суде.

– Но ведь чин прощения не ограничивается храмом. Мы же можем попросить прощения, отправив кому-то сообщение.

– Да, сообщения, как правило, пишут знакомые люди. Вы понимаете, от кого они. Но даже если вам прислали картинку, а вы чувствуете, что с этим человеком хорошо бы примириться по-настоящему, можно так и написать: «Дорогой мой, мы с тобой в этом году мало общались, были какие-то моменты. Я сожалею, что мы не так были близки в духовном плане для того, чтобы наши отношения перешли на другой уровень. Прошу у тебя прощения и надеюсь, что ты взаимно простишь меня. И мы выстроим лучшие отношения. И, дай Бог, на Пасху, отложив все печали, возрадуемся вместе». Кстати, ведь в конце чина прощения что поется?

– По традиции стихиры Пасхи.  

– Да, это к тому, что прощение как раз связано с этим днем. Это наша цель, на этом мы должны сосредоточиться. А в пасхальных стихирах поем: «…простим вся Воскресением». Это очень важно. Все зависит от нас.

– У одно святого отца встретил фразу, что чрезмерно строгое отношение к пище в пост может быть большим грехом, чем обжорство. Я вспоминаю нескольких своих знакомых студентов, которые во время учебы в семинарии где-то уже в четверг начинали падать в голодные обмороки. Так постились. Как все-таки правильно нужно относиться к посту? Каждый раз мы говорим одно и то же, но каждый раз наступаем на одни и те же грабли.

– Все зависит от мотивации.

Апостол Павел говорит: Все мне позволительно, но не все полезно. Действительно, оказывается, во всем есть некая грань. И христианский путь, как говорили святые отцы, средний. Идешь как по острию ножа. Любое отклонение в одну или другую сторону приводит к неправильному. Важно, какая у тебя цель поста. Что приобрести? Похудеть, что ли?  

– Этого как раз не получается.

– Тем более у наших православных христиан не получается. Пища должна быть простая и в умеренном количестве. Она должна быть питательная. Не нужно заедать все макаронами, еще больше ухудшая свое здоровье. Пост должен быть разумным. Прежде всего – адекватность.

Смысл поста раскрывает Ефрем Сирин в своей молитве. «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Прежде всего в пост человек должен уйти от суеты, излишней праздности.

– Заниматься делом.

– Сконцентрироваться. То, что обычно тебя привлекало (красота, богатство, что-то еще), в дни поста должно быть минимизировано. Ты должен умерить свой язык. Это все говорит о том, что прежде всего это умное делание. Ты должен в этот период сосредоточиться и больше думать о духовных вещах. Это главная цель.

При чем же тут гастрономический пост? Дело в том, что он нам в этом плане помогает. Чем больше мы заботимся о своем теле, тем больше нас тянет в пучину этого мира и суеты. А если сдерживать себя в гастрономическом плане, то и нитей, связывающих тебя с миром, становится меньше. Это некий костыль, подпорка для главного. Главное для поста – душа и разум.

А что в этой молитве говорится о том, что важно приобрести? «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Это очень важно. Это то, что в этой суете мирской, в обычное время, в нас мало формируется, но важно для спасения души. И поэтому пост является той духовной гимнастикой, которая должна возвысить нашу душу на какой-то уровень для того, чтобы у нас появилась надежда, что мы служим Господу и обретем Царствие Божие.

Но гастрономический пост тоже влияет на это. Как, например, он влияет на целомудрие? Плотские желания и мысли возникают от чревоугодия. Меньше ешь и пьешь, меньше дурных мыслей приходит в голову.

– Просто ходишь злой и голодный...

– А не надо быть злым и голодным. Это уже как раз другая крайность. Смиренномудрие: чем здесь пост может нам помочь? Когда постимся, мы видим, что довольно немощные. Оказывается, поститься даже гастрономически нелегкое занятие. У нас сразу всплывают разные яства в голове, хочется открыть холодильник, но мы начинаем бороться с собой. Возникает смирение, идет формирование этой важной добродетели для нашего спасения. А что такое смиренномудрие? Это наша адекватность. В пост человек призывается к адекватности, потому что вне поста нас трудно называть таковыми. Мы целый день бежим куда-то сломя голову, торопимся и поступаем совершенно неадекватно. Нам некогда о чем-то помыслить. Ведь даже почему мы вынуждены прощать накануне поста? Потому, что набрали столько всяческих обид, не разобравшись в свое время... Господь призывает примиряться сразу, как только возникла ситуация. А нам же не до этого, мы ее еще разовьем донельзя, что примириться уже вообще будет нельзя. Господь говорит, что нужно примириться в самом начале, не давать формироваться этой озлобленности.

Третья добродетель – терпение. Она замечательная. Предполагается, что ты будешь терпеть что-то. А в гастрономическом посте есть что терпеть: свои желания. Рука так и тянется к холодильнику.

Терпение нести в ниспосланных в этот период болезнях и скорбях. Я помню Великий пост раньше, в советский период, бабушки в платочках, совершенно какие-то небожители, говорили: «Дай Бог, Господь посетит, и я поболею Великим постом». А сейчас говорим: «Главное – не заболеть». Почему? Скоро Пасха, смотрю, одна бабушка радуется: «Господь сподобил, посетил: болела две недели». А другая плачет: «Видимо, я грешница, раз и не сподобилась поболеть».

– А почему они так говорят?

– Они действительно считали, что очень полезно Великим постом побыть в таком смиренном состоянии и без ропота его перетерпеть. И ведь апостол Иаков говорит в первой главе своего Послания: с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Кстати, Первое послание апостола Иакова как лейтмотив для поста.

Там он говорит о мудрости. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но мы же все с вами «мудрые» и даже не просим. Оказывается, мудрость – это дар Божий, и его надо испрашивать. Как и любовь – четвертая добродетель, которую перечисляет Ефрем Сирин. Самое главное, ради чего стоит это делать, – стяжание любви. И она тоже дар Божий. Если думаешь, что любишь, потому что такой хороший, бедный ты человек. «Господи, благодарю Тебя, что Ты вложил в мое сердце хоть немного любви, чтобы я мог исполнить заповедь о ближнем своем». Проси, проси, проси! Говори: «Господи, дай мне дар Твоей любви, чтобы я достойно мог возлюбить Тебя».

Ведь на самом деле мы далеки от исполнения этих заповедей, очень далеки. У нас большая нехватка этой любви. А если ее нет, то все напрасно. Поэтому мы и просим любви у Господа в этой молитве, много раз читая ее во время Великого поста. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Это Дары Божии, их надо испрашивать, стяжать. И гастрономический пост в данном случае нам помогает.  

В какой степени он должен быть? Как я уже сказал, все нужно делать адекватно. Взвесь свое здоровье, четко пойми, что осилишь, и приступай к посту. Единственное, я всегда советую, чтобы обязательно были разные дни. В среду и пятницу самый аскетичный пост. В понедельник, вторник, четверг его можно чуть-чуть упростить. В субботу и воскресенье еще больше упростить, чтобы было послабление. Это очень важно. Это гимнастика. Ты всегда помнишь, какой сегодня день: если понедельник, то можешь немного ослабить пост, а если среда, то надо терпеть. Так ты всегда находишься в адекватном состоянии, понимаешь, какой день, какое время. И это очень помогает поститься, обрести терпение и заложить в себе духовную дисциплину. Это происходит прежде всего в борьбе.

А в субботу и воскресенье должно быть послабление. Даже если тебе не очень-то хочется, надо сделать. Потому что эти дни – праздники для православных христиан. Твое тело, дух должны порадоваться этой Божьей любви, этому празднику. Важно, чтобы не было перекоса. Иначе все уйдет в малодушие, и тебя посетит уныние. Церковью все очень четко определено, чтобы человек замечательно постился. Это очень важно. И гастрономический пост в плане продуктов тоже должен быть выбран очень интеллектуально, для пользы тела. Мы же едим не просто для того, чтобы набить желудок. Мы едим для того, чтобы у нас были силы. Они нужны и для поста. Следовательно, пища должна быть та, которая нам эти силы дает. А ту пищу, от которой мы силы теряем, надо убрать. И если чего-то не хватает, можно и диетологию почитать, про углеводы и жиры.

– Откуда взять белки.

– Да, и про белки. Какой источник в каких пропорциях, на что обратить внимание. Это тоже большая тема. Вообще христианин должен быть очень умным и мудрым. В Библии, помните, любовь связана с познанием. Адам познал Еву, жену свою: то есть предполагается, что это некий акт, который связан со всей деятельностью человека, прежде всего его разума. Во всех аспектах христианской жизни мы не должны вести себя как-то беспечно и неразумно.

– Вопрос от телезрительницы Надежды из Подмосковья: «В силу заболевания я не могу делать сейчас земные поклоны. Как мне быть? Заменить их на поясные?»

– Конечно. Как я уже сказал, все делается разумно, просто и с любовью. Да, в период чтения Канона Андрея Критского делаются земные поклоны. Но если я не могу это делать, то не буду. Но это не значит, что не надо вообще читать этот канон. Значит, буду делать такие поклоны, какие могу. Можете поясные, делайте поясные. Не можете даже поясные, делайте кивком головы. У каждого все индивидуально. Господь все видит и принимает. Бог принимает сердце сокрушенно и смиренно. Господь говорит: милости хочу, а не жертвы.

Не надо быть законниками и фарисеями, надо искренне, по-простому служить и говорить Господу как есть: «Боже, видишь мою немощь? Я стараюсь, но получается так, как есть. Прости меня, дай мне сил». И Господь примет это. Апостол Павел говорит: собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Поэтому благодарите Господа за то, что можете делать поясные или какие-то другие поклоны…

Думаю, надо все делать по силам. Взвешивать все. К сожалению, особенно после ковида наше население стало довольно немощным. Это нужно учитывать при выборе поста. Есть определенные рамки, смотришь на них и думаешь, как можешь это сделать. Искренне, не лукавя, по правде перед собой: смогу или не смогу. Это будет честно пред Господом. Кого мы хотим обмануть? Он все видит. А если мы будем совершать неразумное, то попадем в больницу, нас захватят малодушие, уныние и тому подобное. И даже если не захватят, то все равно это неразумие приведет не к созиданию любви, а к созиданию гордыни. Как люди часто любят говорить: «А я постился от звонка до звонка».

– Это хуже обжорства.

– Да, получается, лучше бы вообще не постился.

– Это очень важный момент на самом деле, потому что часто мы гонимся за формой, постимся, но при этом становимся настолько противными в своих поступках... И вроде не ешь, а толку от этого?..

– На первой подготовительной Неделе к Великому посту прозвучало: «Не помолимся фарисейски, братие». Очень важная мысль. Нам надо закрепить ее в сознании. Такие важные моменты, когда Церковь пытается нам напомнить об этом, надо держать в голове.

«Не помолимся фарисейски, братие». Нельзя, чтобы мотивация была горделивая. Она должна быть от любви. И действительно, мы во многих житиях святых видим, как великие постники, когда к ним приходил брат из какой-то пустыни, накрывали стол от любви, потому что были рады. Хотя после этой трапезы снова почти ничего не ели. И в этом есть большой смысл. Это касается и тех, кто родился в дни Великого поста. Что ж теперь, не приглашать гостей?

– У моего сына день рождения в Великий пост.

– Надо сделать разумно, но поздравить ребенка, а то он скажет: «Почему всех поздравляют, а меня нет?» Конечно, нужно и друзей позвать, иначе он обидится, в уныние впадет, скажет, что его не любят, раз не устроили праздник из-за Великого поста. Надо с оговоркой сказать, что сейчас пост, поэтому отпразднуем чуть-чуть, а уж на Пасху еще отдельно отметим.

– Очень важное замечание, чтобы у ребенка не было ассоциации, что пост – это плохо, потому что из-за него не празднуют день рождения. 

– Мудрые духовники при воспитании своих детей старались каждое воскресенье привести их в храм и создать атмосферу праздника, чтобы в голове ребенка сложилось, что причастие – это праздник. Он причастился, ему говорят: «Поздравляем, Господь вошел в твое сердце, обогатил тебя, значит, ты должен чувствовать ответственность. А теперь пойдем отпразднуем это в кафе мороженым». Конечно, не в пост. И ребенок каждое воскресенье спешит в храм, и не из-за мороженого даже, а потому что это радость и любовь. Потом ребенок возрастает и знает, что в воскресенье надо спешить в храм, потому что это действительно хорошие эмоции, когда ты с Господом. И ребенок как-то искренне с Ним общается, благодарит Его: «Господи, благодарю Тебя за те дары, которые Ты даешь мне в Причастии. Я чувствую, что мне это помогает». Все формируется из мелочей.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать