Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Дудко. 26 ноября 2023

26 ноября 2023 г.

В гостях настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове (Москва) протоиерей Михаил Дудко. 

– Сегодня Церковь отмечает день памяти святителя Иоанна Златоуста, константинопольского архиепископа IV века. Почему мы так его называем?

– В общем-то, каждому интуитивно понятно, что такое «златоуст», то есть золотые уста. Это тот человек, который великолепным образом говорит, ораторствует, произносит проповеди. Иоанна Златоуста так прозвали отнюдь не мы, а его современники. Они слышали его замечательные проповеди, которые очень на них действовали.

Кстати, очень забавно, что Иоанну Златоусту приходилось даже прекращать аплодисменты, которыми его награждали предстоящие. Тогда в храмах, видимо, была немножечко другая ситуация: сейчас трудно представить себе аплодисменты в церкви. Но это даже отражено в его проповедях. Он пишет: «Мне не нужны ваши аплодисменты. Мне нужны ваши сердца».

Действительно, немногие удостаивались такого рода наград, аплодисментов. Но он – да. И конечно, все вокруг говорили, что это золотые уста. С тех пор так и повелось – Иоанн Златоуст, то есть человек, который прекрасно говорит проповеди, поучает, владеет даром слова лучше, чем очень многие.

А чем еще прославился святитель Иоанн, кроме своих речей? В какое время он жил?

– Он родился в середине IV века по Рождестве Христовом. Чем известен этот век? Его начало – это примирение государства с Церковью, знаменитые эдикты толерантности, восшествие на престол великого святого императора Константина, при котором по всей империи воцарилась толерантность, а потом он сам и многие его чиновники, те люди, которые управляли империей, стали христианами. Ситуация кардинально преобразилась: языческая империя стала христианской, появилось множество людей, которые шли в клир, множество новых церквей и храмов, множество новых верующих, стало развиваться монашество. Одним словом, все то, что до сих пор было в диковинку, стало вполне обычным.

Но необычными были люди той эпохи, того времени. Одним из этих абсолютно необычных людей стал Иоанн Златоуст. Он был сыном имперского чиновника. Его мать овдовела, когда ей было всего 20 лет. Совершенно юная особа посвятила себя воспитанию сына. Будучи глубоко верующей христианкой, она больше не выходила замуж. Святитель Иоанн получил блестящее философское и риторское образование, но в конце концов посвятил себя служению Церкви. Сначала в монашеском чине, а потом, постепенно, уже после тридцатилетнего возраста, как это, собственно говоря, и было положено, стал диаконом, а потом его рукоположили в священники. В возрасте приблизительно 50 лет он был рукоположен в епископы: стал архиепископом Константинополя. Это была великая должность, патриаршая. Но на самом деле на этой должности он провел не так уж долго, всего около 6 лет, потому что были сложности с императором и особенно с императрицей Евдоксией. Она не очень любила святителя Иоанна за его смелые речи.

– Святитель Иоанн был известным обличителем пороков, в том числе и злоупотребления властью. Всякий ли может так же, как он, обличать неправду?

– Очевидно, что не каждый. Да и не каждый хочет на самом деле. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. С одной стороны, мы говорим об этой заповеди блаженств, а с другой стороны, Господь в Нагорной проповеди говорит: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

С одной стороны, правду говорить легко и приятно, как сказал один булгаковский персонаж, а с другой стороны, последствия говорения этой правды бывают очень значительные и не слишком хорошие. Чтобы говорить правду, нужно быть смелым. Иоанн Златоуст в полной мере обладал этой смелостью в отличие от очень и очень многих. Кстати говоря, и в отличие от тех людей, которых он впоследствии рукополагал в епископы городов, облегающих стольный град. Многие из них предали его: пошли вслед хотениям императрицы, которую Иоанн обличал за различные пороки. Они даже низвергли его из сана, потому что выбрали отнюдь не правду, а приспособленчество. Так что говорить правду может (и, может быть, даже должен) всякий человек, но нести последствия желают и хотят далеко не все.

– А кому нельзя выступать в качестве обличителя?

– На мой личный взгляд, в первую очередь нельзя обличать тому человеку, который сам за собой знает аналогичные грехи. Если ты пьяница, то вряд ли можешь обличать пьяниц. Если ты блудник, вряд ли можешь обличать людей, которые грешат тем же грехом. И так далее. Рано или поздно твой грех, в котором ты обличаешь другого, тоже станет явным, и это будет великий позор, потому что мало того что ты грешишь тем, в чем обличаешь другого, тебя еще и справедливо обвинят в лицемерии.  

В Евангелии мы видим пример, как люди взялись обличать некую блудницу. Она была взята в прелюбодеянии. Они пришли для того, чтобы побить ее камнями. И Господь сказал: Кто из вас без греха, первый брось… камень. Люди, обличаемые совестью, разошлись. Человек, который пытается обличить другого, как бы говоря правду, но сам грешен в том же, должен обязательно помнить об этом случае с Господом Иисусом Христом.

Если ты сам грешен, то кто ты такой, чтобы обличать другого? На мой взгляд, это совершенно неправильно. Вынь прежде бревно из твоего глаза. Важно это усвоить.

– Чем обличение порока отличается от осуждения?

– Обличение в первую очередь направлено на исправление. «Осуждение» – однокоренное со словом «суд». Суд – это восхищение прерогатив Божиих, предвосхищение Страшного суда. Господь Сам может и должен судить человека. Мы знаем, что будет Страшный суд и что Бог судит человека и на частном суде, когда тот умирает. Человека судят и ангелы, и, по слову Священного Писания, апостолы. Сказано: сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И святые судят мир.

Но человек не должен судить сам, когда он еще на пути, еще здесь. Суд Божий – это суд праведный. Наш суд чаще всего очень приблизительный. Мы не знаем всех обстоятельств дела, поэтому нам и сказано: Не судите, да не судимы будете. Нам нужно очень четко это усвоить.  

Некоторые святые даже говорят, может быть, немножко иронично, что самый короткий путь в Царствие Божие – это никого не судить. Потому что у нас есть такая заповедь: Не судите, да не судимы будете. Также говорят про одного грешника, который пришел на суд Божий, будучи тяжко грешен, но все время радовался во время этого суда. В конце, когда было понятно, что его могут осудить на геенну огненную, он с тем же радостным духом сказал: «Зато я никого не судил». И все духи злобы поднебесной, которые пытались его обличить в этих злых делах, растерялись и отступили. Оказывается, этот человек никого не осудил. Конечно, возможно, это просто такая благочестивая легенда, но она дает нам очень хороший урок. Не надо судить, и тогда, по слову Господа, мы сами не будем судимы.

– Может ли правда быть языком греха?

– Наша правда всегда очень относительна. Конечно, суд Божий – это не то, что суд человеческий. Если наша правда сопряжена с правдой Божией, если человек сам святой и обличает себя, то, как правило, он не обличает другого. Эта правда сама бросается в глаза. Она как некоторое оружие: вот смотри, какой ты нехороший. Такое человеческое обличение может быть справедливым с формальной точки зрения, но очень несправедливым и болезненным с христианской точки зрения.

Мы не должны никого осуждать и должны помнить, что наша правда всегда относительна. Мы никак не можем знать всех обстоятельств дел, которые люди совершают на земле. Зато Господь знает. И ангел Божий, который послан Богом каждому человеку, фактически стоит и плачет, потому что видит, насколько наша правда приблизительная, насколько она сопряжена с неправдой.

Я запомнил одно двустишие английского поэта Уильяма Блейка: «Правда, сказанная злобно, лжи отъявленной подобна». Это действительно так. Лжи подобна та правда, которая говорится в сердцах, говорится для того, чтобы уязвить человека, уколоть его, доставить ему какие-то неприятности. Поэтому, конечно, далеко не каждому нужно заниматься обличением. Мы находим и в Ветхом, и в Новом Заветах примеры того, как люди, которые даже были посланы Самим Богом обличать кого-то, говорить правду Его, отказывались от этого. Например, известная Книга пророка Ионы вся посвящена тому, как Господь посылает его в Ниневию, чтобы тот обличил, что город не устроит. Но Иона не хочет идти туда, не хочет говорить правду, даже будучи пророком, посланным Самим Богом. Он понимает, что эта правда, которую ему нужно будет сказать, может очень измениться с Божией помощью. Бог может менять реальность. И в данном случае так и случилось на самом деле: Господь помиловал Ниневию.

Иона, сидящий в это время под цветком тыквы, крайне огорчается, потому что понимает, что эта его настоящая правда, которую он бросит в лицо жителям Ниневии, может в любой момент измениться. Только Бог может миловать и карать, только Он может по-настоящему знать, где правда, а где ложь. В данном случае пророк, зная это, даже отказывается говорить правду. Так, может быть, стоит посоветовать и нашим зрителям не слишком злоупотреблять даже такой кажущейся очень верной правдой. Это может делать только Бог.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Писании говорится: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Что это за дыхание жизни? Куда оно девается после смерти человека?»

– На самом деле душа – это то, что есть и у животных. Мы знаем, что душа животного в его крови. Кстати говоря, именно с этим связано мистическое отношение ветхозаветных людей к крови. И иудеи, которые соблюдают некоторые установления Ветхого Завета, до сих пор мистически относятся к ней. Потому что в ней душа животного. Если нет крови, то, собственно говоря, нет и жизни.

Господь вдунул в человека Свой дух. Недаром в православной догматике очень часто идет спор между дихотомией и трихотомией. Некоторые святые отцы, в частности святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей известной работе «Дух, душа и тело», говорят о трехсоставности человека. Святые отцы говорят о том, что душа есть естественное свойство любого живого организма, не только человека, но и животного. А вот то, что вдунул в него Господь, есть бессмертный дух, который будет жить всегда. Это, собственно говоря, и есть то самое главное, что есть в человеке от Бога. Это сложный богословский вопрос, на который невозможно ответить в двух словах. Но если говорить кратко, то дух, вдунутый Господом, есть то, что отличает человека от животного и роднит его с Самим Господом.

– Как правильно преподносить горькую правду, чтобы при этом не оскорбить человека и не сделать ему больно?

– Во-первых, надо самому постараться избавиться от тех грехов, которые нам показывают грех другого человека. Человек, который чем-нибудь грешит, гораздо успешнее, если можно так выразиться, видит тот же грех, но в другом человеке. Я сравнительно недавно разговаривал с одним таксистом, который ездит на старой машине Daewoo. Сейчас она редко появляется на улицах. У него осталась со старых времен. И он говорит, что пока не ездил на ней, то вообще не видел таких машин, а как только выехал на ней на улицы Москвы, неожиданно стал замечать их очень-очень много.

Точно так же бывает и с грехами. Если у тебя нет какого-нибудь греха, то ты его совсем не замечаешь в другом человеке. Если же у тебя он есть, то ты вдруг начинаешь замечать его. Поэтому если человек видит в другом человеке грех и хочет его обличить, то в первую очередь надо обратиться к самому себе. Каким зрением ты видишь этот грех? Подобное притягивает подобное. Если обнаруживаешь тот же самый грех в себе, то поступай по слову Священного Писания: вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Если у тебя в глазу бревно, то как ты можешь излечить другого? Это как раз к евангельскому: Врачу, исцелися сам! Не может неисцелившийся пытаться исцелить другого.

Можно, конечно, попытаться человека обидеть, оскорбить, но это не тот случай, о котором мы с вами говорим. Мы хотим исправить человека, сделать так, чтобы было хорошо, а не просто выразить какую-то свою злобу и что-то очень нехорошее. Так что я очень бы советовал каждый раз, когда видим чужой грех, подумать, каким образом его вдруг увидели. Представим себе маленького ребенка. Очевидно, что он совершенно невинный в каких-то вопросах. Он не может видеть блудные грехи, потому что маленький и совершенно ничего в этом не понимает. Только со временем, когда он вдруг сталкивается с какими-то неприятными вещами и откровенными грехами, у него открываются глаза в том числе и на эти грехи.

В частности, в чем состояло грехопадение Адама и Евы? Они съели плод с древа познания добра и зла. Казалось бы, что тут плохого? Оказывается, они начали видеть то, чего не видели раньше. Они уже знали добро, потому что Бог добр и сделал их таким образом, чтобы и они были добры. В раю было только добро. Тогда откуда зло? А оказывается, что различение добра и зла возможно только тогда, когда человек познает и зло. Разница между ними и есть то, чему, собственно говоря, научились Адам Ева, съев плод с древа познания добра и зла. Мы должны помнить об этой поучительной истории и видеть в других только добро, не замечая зла. 

– В день памяти великого проповедника хочется поговорить о слове. Надо ли буквально понимать библейскую фразу: от слов своих осудишься?

Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. В чем смысл этого евангельского учения? Оно указывает нам на то, что мы не должны быть лицемерными людьми. Мы очень часто занимаемся обличением других людей, и зачастую эти слова оборачиваются против нас. Мы грешны в том же, в чем обличаем другого человека. И мы можем быть осуждены теми же словами. Потому что любой человек, и не только человек, но и духи, которые знают гораздо больше, могут сказать: ты грешен в том же. И твои слова тебя же и осудят.

С другой стороны, мы можем и оправдаться от своих слов. Каким именно образом мы можем это сделать? Оправдывая других, стараясь, может быть, даже уменьшить грех другого, стараясь его поддержать, подбодрить, сказать: «Да, ты оступился, но ты каешься. Мы видим это и верим тебе. Мы будем тебя поддерживать».

Один батюшка, когда я только-только пришел на службу, сказал мне очень много разных поучений. Конечно, каждому новому молодому священнику бывает очень волнительно в этот момент. Больше всего в мое сердце запало то, что он сказал: «Смотри не падай. А если упадешь, мы тебя поддержим». Вы знаете, насколько это было для меня важно! «Мы тебя поддержим». Я понял, что даже если упаду, а я был уверен в том, что буду очень много падать, спотыкаться и опять подниматься, опять идти, меня поддержат. Сейчас этот приснопамятный дорогой протоиерей уже совсем отошел от служения по состоянию здоровья. И я верю, что от этих слов Господь оправдает его за те грехи, которые делает каждый человек, в том числе и священник. Он хотел поднять грех брата своего на свои плечи и понести вместе с ним. Это был для меня очень ценный урок. Я стараюсь о том же говорить и другим.

– А какие грехи являются грехом слова?

– Это, может быть, все-таки и не самые тяжкие грехи. Очень часто, когда приходим на исповедь, то в конце добавляем такую сакральную формулу: «согрешил делом, словом, помышлением». Слово лежит как бы между делом и помышлением. Помыслить – это только прилог к настоящему греху. Хотя мысли тоже бывают очень навязчивые, их не рекомендуется принимать. Бывают просто прилоги, выражаясь аскетическим языком. Но когда это переходит в сферу слов, то слова могут быть очень язвительными и злыми и, наоборот, очень добрыми и хорошими.

Наш Бог недаром называется Богом Слово. Если смотреть христианский дискурс, то слово – очень высокое понятие, поэтому не стоит осквернять его чем-то плохим. Мы грешим словом тогда, когда осуждаем других людей, когда говорим откровенную неправду или говорим правду, но очень злобно. «Правда, сказанная злобно, лжи отъявленной подобна».

Мы грешим словом, когда пустословим. Господь говорит: не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе. Иисус Христос, когда учит нас Господней молитве, говорит: молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Что в данном случае значит согрешить в молитве словом? Молиться без духа, без смысла, просто тарабанить эти пустые слова. Священные слова, которые никак не доходят до нашего сердца, становятся пустыми. Мы оскверняем их своим таким негативным и абсолютно пустым отношением.

Согрешить словом можно очень серьезно. Особенно если мы стараемся уязвить человека. Словом можно и убить. Это настоящее убийство. Словами можно довести до того, что не вполне здоровый человек покончит жизнь самоубийством. Нужно очень осторожно относиться к слову.  

– Что Вы посоветуете человеку, который хотел бы исправиться, но не может контролировать свой язык и постоянно произносит что-то колкое, язвительное, шутливое?

– Апостол Иаков в своем Соборном послании много говорит о том, что человек, который может удержать свой язык, может обуздать всего себя. Мы не можем одним и тем же языком и прославлять Бога, и проклинать человека.

Слово – это великое оружие, это обоюдоострый меч. Зачастую действительно бывает так, что человек уже все сделал, но не удерживает свой язык. Аскетическая практика состоит в том, чтобы поменьше говорить, не надо слишком балаболить. Если выражаться святоотеческим языком, слово должно быть осолено. Как соль пропитывает пищу? Это происходит не вдруг, а очень даже постепенно. Но зато пища, которая осолена, обладает особым свойством: дольше хранится, становится полезной. Так и слово, которое осолено и говорится неторопливо, со смыслом, исходя из опыта, который человек пережил на протяжении своей жизни, имеет особый вес. Эта соль не дает слову портиться.

Конечно, немногие обладают таким даром слова, как приснопамятный Иоанн Златоуст, но надо к этому стремиться. В особенности тем людям, которые пытаются проповедовать другим, особенно своим родственникам. Им проповедовать гораздо труднее, чем каким-то дальним людям, которые тебя не знают. Родственники говорят: «Ты говоришь очень хорошие слова, но мы же знаем, кто ты такой. Мы видим тебя каждый день. Что ж ты нам говоришь такую неправду? Мы не верим твоим словам, ведь ты сам по ним не живешь».

Проповедь должна состоять из слов, которые благословлены Господом, которые опираются на хорошие знания. Проповеднику обязательно нужно изучать и читать каждый день Священное Писание. Читать и святых отцов, в первую очередь даже, может быть, святителя Иоанна Златоуста, великого богослова и проповедника. Я знаю, что даже те люди, которые легко могли бы сказать проповедь экспромтом, всегда накануне выделяют время для того, чтобы к этому подготовиться. Например, мой хороший друг отец Олег Стеняев. Казалось бы, человек уже все знает, но он всегда готовится. Слово должно иметь вес.

– Чему современный мир может научиться у святителя Иоанна?

– Мне кажется, бесстрашию. Мы все очень боязливые люди, а таковые будут в озере огненном, как сказано в Апокалипсисе. Мы должны учиться у него тому, что его правда, которую он говорил, в том числе и вышестоящим людям, была основана в первую очередь не на желании какого-то бунта, а на том, чтобы добиться правды.

Мы, например, знаем о том, что он, наоборот, предотвращал бунты. Его знаменитая беседа о статуях появилась в то время, когда антиохийцы пытались протестовать против императора, повалили его статуи. Святитель, наоборот, призывал к смирению, к тому, что не надо поднимать никаких бунтов. Поэтому мы не можем его заподозрить в том, что он какой-то бунтарь. Нет, если он что-то говорил, будучи облечен саном первоиерарха Константинопольской Церкви, то говорил это для того, чтобы что-то исправить.

Этому надо учиться. Но научиться этому от слов или чтения невозможно. Надо постараться подражать его жизни.

– В духе быть.

– Да. Если мы подражаем его жизни, самоотверженны в той же степени, в которой он самоотвержен, то будем в состоянии в конце своей жизни (или даже на ее протяжении) сказать то же самое, что он сказал после тяжелейшего многомесячного путешествия (из пределов Армении в нашу Пицунду) уже в возрасте за шестьдесят лет на место своего заключения. Когда он находился фактически при смерти, он сказал: слава Богу за все. Это известнейшие его слова, которыми закончилась его великая жизнь.

Если мы эти слова можем говорить не только тогда, когда будем уже умирать, но и во всяких обстоятельствах нашей жизни, будь то радость, горесть (он сказал их в горести), то, наверное, сможем отчасти хотя бы подражать Иоанну Златоусту. Не в том, чтобы кого-то обличать, а в том, чтобы принимать с благодарностью все то, что нам Бог посылает.

– Давайте ответим на вопросы наших телезрителей, которые приходят к нам. Вопрос от нашей телезрительницы: «Как проводить Рождественский пост? Может, нужно читать какие-то молитвы, чтобы не впасть в искушение, убрать гнев или непрощение?»

– Рождественский пост – это один из длительных постов нашей Православной Церкви. Чем он сложен? Не тем, что он очень строгий (потому что во время этого поста можно иногда и рыбу вкушать мирянам). Но он сложен тем, что ему предшествует очень длинный период в году (с 28 августа, когда заканчивается Успенский пост, и до 28 ноября, когда начинается Рождественский пост), в который мы не постимся (кроме среды и пятницы). И люди обычно в этот период очень разгоняются в вольном провождении времени.

Конечно, молитву и хождение в храм никто не отменяет. Но особая аскеза, которая связана с продолжительным постом, потихонечку начинает от нас отходить, и мы думаем, что и без поста как-то проживем. И вдруг наступает Рождественский пост – нужно сразу собраться.

Чем отличается Рождественский пост от Великого поста? К Великому посту мы готовимся особенным образом, там есть подготовительные недели. Самая первая неделя Великого поста, как известно, сопряжена с чтением особых молитв, Канона Андрея Критского. То есть мы входим в этот пост очень постепенно. И когда уже наступает сам Великий пост, очень много чего происходит такого, что позволяет нам отринуть прежнее и втянуться в Великий пост.

В Рождественский пост не так. Мы сразу как-то резко вступаем, не все понимаем, что пора бы уже поститься. Это немного сложнее, но это очень радостный пост. Потому что он сопряжен с Рождеством Спасителя. Конечно, есть великий праздник Пасхи, к которому готовит Великий пост. Но не менее велик и праздник Рождества Христова. Он очень светлый, иногда его называют детским праздником, потому что дети очень его любят. Спаситель Сам является в этот мир как Богомладенец. Явление любого младенца в этот мир, а тем более Богомладенца, очень радостное событие. Этой радостью пропитан весь пост, который предваряет Рождество.

К тому же Великий пост – это пост, который сопряжен с предчувствием не только великого праздника Пасхи, но и Страстной недели, когда мы очень остро переживаем страдания Спасителя. Это печальные события и печальная неделя. Этого в Рождественский пост нет, он очень светлый и радостный. Поэтому радуйтесь этому посту, старайтесь по мере сил соблюдать его и помнить о том празднике, который он предваряет, а именно – о великом празднике Рождества Христова.

– Следующий вопрос от нашей телезрительницы: «Можно ли перевоспитать взрослых близких? Или это возможно сделать только молитвой?»

– Кого-то, наверное, можно перевоспитать. Но у взрослых людей психика уже сложившаяся. Тем более я не знаю, кем приходится Вам этот человек, которого Вы хотите перевоспитать. Перевоспитать очень сложно.

Например, девушка и юноша, будущие муж и жена. Очень часто кто-нибудь из них, например, глубоко верующий человек, познакомился с не очень верующим человеком, который совсем не ходит в храм и ничего не знает о Спасителе и христианстве. И верующий человек думает, что перевоспитает своего будущего супруга (или супругу) и покажет, что такое настоящее христианство. Это слишком самоуверенно. Перевоспитать взрослого человека чрезвычайно сложно. Конечно, все бывает, но это надо воспринимать уже как какое-то чудо.

Отец Дмитрий Смирнов в свое время говорил об этом: можно научить медведя ездить на велосипеде, но однажды этот велосипед будет отброшен, а медведь тебя съест. То есть можно воспитать не только человека, но даже и дикого зверя, например, научить медведя кататься на велосипеде. Но всегда надо будет помнить, что он катается не просто так, что-то ему взамен обязательно нужно.

Так что, перевоспитывая других, будьте очень осторожны, понимая, что человеческая психика – это некоторый монолит, в котором можно потихонечку, по чайной ложечке что-то менять. Но кардинально поменять может только Сам Господь. Такое бывает.

Господь явился будущему апостолу Павлу на дороге из Иерусалима в Дамаск, куда тот шел гнать христиан. И там произошел переворот человека: гонитель христиан вдруг неожиданно стал человеком, который просветил затем половину вселенной. Кто его перевоспитал? Только Сам Господь. А кто-то из апостолов мог ли надеяться перевоспитать такого человека? Да к нему даже не подступались, потому что он тут же убил бы этого человека, будучи великим гонителем христиан. Вот Господь его и перевоспитал. Это абсолютное чудо! Так на это и надо смотреть.

– Мы просим Вас дать наставление нашим дорогим телезрителям в преддверии Рождественского поста.

– Не воспринимайте пост как какую-то дополнительную нагрузку. Воспринимайте его всегда как какое-то радостное упражнение. Потому что любое аскетическое упражнение призвано не просто дать нам какие-то бремена неудобоносимые. Оно нам дает новую силу. И эта новая сила – Божия. Пожалуйста, помните об этом и старайтесь делать как можно больше для того, чтобы Господь больше вам дал.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать