Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Трушин. 4 февраля 2024

4 февраля 2024 г.

В студии протоиерей Александр Трушин, настоятель Никольского храма в селе Лямцино Домодедовского района города Москвы.

– Всем известно, что 2024 год объявлен Годом семьи.

– Так прозвучало с трибун.

– Это здорово и прекрасно. Но я встретил девушку, которая работала у нас на Рождественских чтениях, она из тех, кто не хочет рожать детей, вегетарианка, феминистка, агностик; и еще много всего интересного. Она замечательный человек, прекрасно выполняет свои обязанности, очень хорошо работает, профессионал, но вот есть у нее такие моменты в жизни. Как убедить эту девушку, что семья – это важно, что должен быть муж, а также дети? Таких, как она, много, и с этим как бы приходится считаться и ни в коем случае не мириться. Как можно сказать этой девушке, что дети – это хорошо? Ладно – вегетарианство: будешь великой постницей. А как все остальное? Детей крестить не хочет, считает, что не надо. Как мы можем ей ответить на такую позицию?

– Вы знаете, я сторонник того, чтобы оставить таких в покое. Как говорят, все атеисты до первой тряски в самолете. Мы знаем высказывание, что на фронте неверующих нет. Так, наверное, и эта девушка: до первого момента, пока не влюбится в нормального мужчину, который тоже будет ее любить, уважать, но ей придется считаться с тем, что она член семьи и является его помощницей, опорой. И природа берет свое, и мышление меняется. Нетрудно догадаться, что многие молодые люди объявляют себя то такими, то сякими, чтобы показаться другим какими-нибудь необычными.

Я знал одного молодого человека, который в лютые морозы ходил в белой рубашечке с короткими рукавами и в сандалиях на босу ногу. В первый момент мне показалось, что он закаленный, оказалось, нет, это был простой, как говорят, выпендреж. Ему просто нужно было привлечь к себе внимание окружающих. Прошло немного времени, он повзрослел и стал прекрасно одеваться и обуваться.

Итак, прозвучала очень хорошая характеристика этой девушки, что она добросовестно относится к своей работе, ко всем вопросам своей жизни, в которых участвует. И я думаю, когда придет время, она станет доброй женой, заботливой мамой, которая будет с усмешкой рассказывать своим детям, какие у нее были юношеские тенденции и увлечения. Ну, как сейчас мы встречаем бывших хиппи, бывших рок-музыкантов, которые стали прекрасными верующими людьми, работящими, заботливыми.

– Переболели, скажем так.

– Да, я думаю, что в данном случае не надо девушку ни в чем переубеждать, просто относиться к ней с уважением. И я думаю, что Господь все расставит на свои места. Это огромный опыт, наверное, всех поколений.

Я вспоминаю, как моя мама рассказывала, что в юности увлекалась пулевой стрельбой и гонками на мотоцикле. Она очень долго хранила это в тайне, пока мы не взялись разбирать старые завалы на чердаке дома. Это было в ее уже более чем преклонном возрасте. Мы достали сумки, которые вешаются через багажник мотоцикла. «Мам, откуда тут это? У нас нет мотогонщиков». А мама вздохнула и рассказала, что увлекалась мотогонками, что это как раз ее сумки с тех давних лет. А как только вышла замуж, стала ждать ребенка, говорит, все отпало, ни малейшего желания ни гонками увлекаться, ни из ружья стрелять – ничего. То есть вся погрузилась в семейную жизнь. Так что такие рассказы очень многие могли бы до нас донести. И мы увидим людей совершенно изменившихся, совершенно замечательных. 

И недаром Патриархом уделено большое внимание семье, это немаловажный момент. Человек семейный, наверное, все-таки воспитывается с детства. Это вот как раз ответственность за порученное тебе дело. Очень многие из нас не хотят ее брать. Это, кстати, касается и вероисповедания, то есть человек до какого-то определенного момента может ходить в храм. В конце Евангелия от Иоанна мы читаем, как воскресший Иисус Христос спрашивает Симона Петра: Любишь ли ты Меня? И тот сначала легко отвечает: Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Потом спрашивает второй раз и третий. Петр опечалился, что в третий раз спросил его. Так и мы порой православные до той поры, пока не наткнемся на какие-нибудь трудности, испытания. А потом смотришь – человек уже не хочет ни в храм идти, ни лба перекрестить; более того, становится убежденным богоборцем, начинает говорить: «Вот я в церковь ходил, а у меня такая болезнь. Как же так?! Значит, ничего справедливого в Церкви нет». Простите меня, но ты, значит, был таким верующим. Пока все было хорошо, гладенько, пока ты только ходил на празднички, то считал себя верующим. А ведь верующий человек – с того момента, как ему становится тяжело. Характер человека определяется в экстремальных для него условиях. Вот тут сразу все вылезает.

Сегодня мы празднуем память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Множество людей проявили себя, попав тогда в тюрьмы. Мы чествуем тех, кто сохранил веру во Христа, когда стоял выбор. Возьмем пример святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Ему предлагали быть наркомом здравоохранения молодой Советской Республики, но отказаться от Христа. Или лагерь. Он выбрал лагерь. А сейчас мы потянем такой выбор, если перед каждым из нас поставить этот вопрос? Мы какой стороны будем придерживаться? Не так будет просто ответить на эти вопросы.

Сегодня мы читаем Евангелие, как сидел слепой при дороге и начал кричать: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». Иисус спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» Вот в этом вопросе, честно говоря, не только любовь к человеку, но и страх всей ответственности. Слепой сказал Ему: «Учитель! Чтобы мне прозреть». Прозреть – значит взять всю ответственность на себя. Раньше он сидел попрошайничал, его жалели и давали денег, и ему прекрасно жилось. Но теперь он зрячий, и с него спросят, уже не попросишь, скажут: «Иди работай! Трудись!» А еще постарайся накормить и своих близких. То есть даже в одной просьбе прозреть столько ответственности... И дальше из Евангелия мы слышим, что произошло со слепым, когда он прозрел. Он пошел вслед за Христом. А мы при всей ответственности за свою веру всегда ли идем за Христом? Или выздоровели и говорим: «Слава Богу, теперь могу спокойно поехать на юг». Или спокойно заняться какой-нибудь чепухой, «у меня грядки не засажены, а уже май». И забывают про Церковь, забывают про все: кто в отпуск помчался, кто гулять, кто к себе на грядки.

Итак, друзья мои, быть ответственным за свое дело немаловажно. Когда родители растят сыновей, которым с детства внушают: «Учти, вырастешь, тебе отвечать за жену, за детей, за свою семью. Тебе беречь ее. На твоих плечах лежит их счастье», – мальчики будут расти совсем другими. То же самое касается и девочек, когда им будут говорить: «Учти, ты помощница своему мужу». Не просто надо мечтать замуж выйти, в белой фате ходить. Одна девушка призналась мне, что вообще с 6 лет мечтала и представляла, как будет на свадьбе стоять в белом платье и фате. Это только вход праздничный, а дальше будет труд, ответственность. Замуж – это быть помощницей мужу. Помощницей. Хороший помощник дорогого стоит. Если об этом с детства говорить девочкам, то они будут формироваться нормальными женами, для которых наступит тот момент, про который они будут говорить: «Да, мне мама с папой об этом говорили». А не вот то, что мы видим порой: эти стычки бедных молодых супругов, когда каждый доказывает свое, показывает свои преимущества и так далее. Печально на это смотреть. Но это зависит от старших: от бабушек и дедушек, от пап и мам.

Так что давайте в Год семьи стараться воспитывать будущую семью. Она формируется не с момента, когда молодые люди надевают кольца друг другу. Она формируется за несколько поколений. Вот то, что хотелось бы сказать о семье. Любой священник, духовник переживает за своих чад, которые строят семью. Понятно, что будут какие-то трения, но одно дело перенести эти трения и дальше шагать вместе, а другое дело, когда такое: «Я не хочу отвечать за него. Пусть он…» Или: «А пусть она…»  

Поэтому та замечательная девушка, которую Вы встретили, если сама останется вегетарианкой в семейной жизни, Бог ей в помощь; но если муж потребует хороший кусочек сала с черным хлебцем и чесночком или наваристого борща, она, как жена, обязана побеспокоиться, чтобы муж был сыт, потому что он кормилец семьи.

– Вопрос от телезрителя: «С какого возраста можно причащать деток натощак?»

– С такого возраста, когда ребенок готов это делать. Лет с шести.

– Дети бывают разные. Но нужно постоянно причащать ребенка, делать это регулярно, чтобы он привыкал к храму. Тогда многие вопросы отпадают. В зависимости от состояния: если не совсем здоров, может быть, ему с утра водички попить, еще что-то. Всякое же бывает.

– Ну, что-то легкое. Не кормить отварными сосисками и прочим. Можно попить тепленькой водички или полчашки сладенького чайку. Потом уже привыкнет и натощак. Очень не хочется, чтобы детей портили, когда родители говорят: «Сегодня причащаемся, ничего не ешь». Ребенок начинает втихаря что-то вытаскивать из своих карманов или из-под подушек, у него обязательно найдется какая-нибудь половинка печенья. И я знаю, некоторые дети идут в противовес родителем и прямо специально вылавливают моменты,  съедают печенье и говорят: «А я печенье съел, не буду причащаться».  

– То есть у ребенка это не должно ассоциироваться…

– …с насилием, страхом. Для него это должно быть естественным состоянием. Почему мы так оттягиваем сроки? До 3 лет особых требований нет, а к 6 годам желательно, чтобы уже подвели ребенка причащаться натощак. Как мы говорим: «Ты уже взрослый, тебе уже можно». И можно не только, допустим, что-то из острых блюд, а уже можно сказать: «Ты взрослый, тебе можно не есть. Мы все не едим». Иногда для ребенка это полное откровение, что, оказывается, в храме все стоят голодные. «Да, пока не причастятся, никто не ест». Хорошо бы вот так, с любовью, плавно, и для ребенка это станет естественным.

Так же мы говорим и о посте. Если родители без конца твердят, что скоро пост, будем есть только отварную капусту, то видно, что они сами боятся и на ребенка нагнетают страх. А есть семьи, где это просто само собой разумеющееся. Вдруг в какой-то момент перестают подавать мясные блюда, и ребенок относится к этому спокойно. Вот вчера были котлеты, а с сегодняшнего дня уже нет котлет. Что мама приготовила, то и едим. Никто не жалуется, никто, так сказать, не против этой кухни. 

Многие вспоминают, как в их семьях по средам и пятницам постились. И они, уже выросшие дети, говорят, что даже не замечали того, что мама, оказывается, в эти дни готовила постные щи, постное второе. И как бы это было само собой разумеющимся. Мы иногда сами придумываем какие-то трудности и нагнетаем эти страхи.

– Ну, чтобы этот вопрос решить еще более глубоко, надо поговорить с батюшкой.

– С духовником, который исповедует. Да, Вы подсказали хорошую мысль.

– Давайте разовьем эту тему. В каких случаях лучше, чтобы не родители объяснили правила поведения в храме или уклад, а священник? Вы, как духовник православной гимназии, что думаете об этом?

– По опыту духовничества (а я уже 30 лет на приходе) могу сказать: когда общаешься с детьми и даешь им какие-то наставления, очень важно, чтобы родители тебя поддерживали. Если слова священника для родителей не авторитет, то ребенок не очень долго продержится в этих наставлениях. Во-первых, для ребенка родители еще довольно сильный авторитет. Во-вторых, это повседневная жизнь, с родителями он видится постоянно, а со священником время от времени. И конечно, он прислушивается к тому, что говорят родители и какой интонацией, как они относятся к тому, что сказал священник.

Я являюсь духовником в Домодедовской гимназии. Это замечательная гимназия, прекрасные преподаватели и директор, то есть это люди, знающие свое дело, добросовестно трудятся с полной отдачей. Когда имеешь дело с профессионалами, то всегда радостно работать в таком коллективе. То есть ты видишь, что люди знают свое дело, благочинный все время интересуется событиями, происходящими в гимназии, поддерживает, духовно укрепляет коллектив.

И сразу видно, когда в гимназию приходят дети из семей, которые не являются церковными, но заявляют, что хотели бы такими стать. Очень заметно, как дома относятся к тому, что говорит священник, или чему учит проповедь, или как дома обсуждаются уроки основ православной веры, православной культуры. Принимается или не принимается это дома. И через короткое время появляются дети, которые тебя слушают, кивают головой, а делают по-своему. И как закон: это родители, которые не принимают церковную жизнь. Они считают, что православная гимназия – это учебное заведение, где с их ребенком случится чудо и он станет идеальным. А оказывается, надо приходить на общий молебен, еще и на литургию. «Нет, мы лучше подольше поспим». Например, после каникул первый день учебы – это обязательно общая литургия. И каждая неделя у нас начинается с общего молебна, обязательно общий молебен перед началом учебной седмицы. И ряд родителей потом говорят: «Ну и что? Мы не приехали. Лишние полчасика поспал ребенок. Что мы такое уж важное пропустили? Это же не математика, не русский язык». Ну, простите меня, математика и русский язык будут нужны в жизни, но то, чему учат православные священники, будет нужно всю жизнь, каждый день. Священник учит тому, из чего будет складываться жизнь.

И видишь, как родители начинают к этому относиться. Кстати, в таких случаях очень трудно, непросто складывается учеба, потому что появляются напряженные отношения. А есть те, которые с радостью приходят, с удовольствием. Они сами включаются, стараются вместе читать Евангелие, учат молитвы, потому что ребенок их знает. Например, перед каждым уроком и в конце мы обязательно читаем молитвы. То есть весь класс встает и вместе с учителем молится.

– Каждый урок?

– Обязательно. Перед уроком читают «Царю Небесный», по окончании урока «Достойно есть». И когда ребенок приходит домой, мама начинает смущаться, что он молится, а она не знает слов. И мамы включаются. И папы внимательно к этому относятся, даже если некогда учить, внимательно слушают или прямо ребенку говорят: «Читай, ты знаешь, а я не знаю». Как закон: складываются очень хорошие отношения, и ребенку легче учиться. То есть он находится как бы в одной атмосфере и в православной гимназии, и дома.

Но, увы, есть часть родителей, которые пытаются разделить эту атмосферу и потом еще доказать, что батюшка не прав: «Мы дома ведем себя как хотим». То есть они хотят сохранить свои интересы и понятия, а все, что церковное, это уже, так сказать, проблемы гимназии. Ну, простите, это немножко напоминает положение ребенка между ссорящимися папой и мамой, когда он не понимает, из-за чего это, но понимает, что в доме война, что создалась проблема. Точно так же некоторые дети переживают проблему, создавшуюся между православными основами, которым учат в гимназии, и нежеланием родителей это поддерживать.

Поэтому, конечно, очень хочется, чтобы с детства детей укрепляли. Помню, как однажды один человек высказал: «Да вы хотите научить их, чтобы они постились, на коленях стояли все время, лбы об пол разбивали». – «Стойте-стойте! Вот Вы были у нас в гимназии на занятиях, видели ли, чтобы дети на коленях стояли, лбы об пол разбивали?» –  «Нет, не видел». – «Тогда зачем так говорите?» Но ребенок обязан знать культуру, знать веру, которая, собственно, определяет культуру народа, на которой зиждется наше государство. Это нормально.

Так что, как видите, нередко трудно гимназическому духовнику вести беседы с родителями, которые немножко напоминают ежиков и не очень хотят, чтобы православие, так сказать, поселялось в их жилище. Конечно, жалко видеть таких людей, которые обделяют себя и устраивают нервотрепку своему ребенку.

– При этом ребенок уже учится в православной гимназии. У них уже все есть – только прикоснись.

Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Глава и Основатель Церкви – Христос. Как относиться к тому, что в некоторых храмах просто не сыскать иконы с образом Спасителя?»

– Ну, как я могу отвечать за другие храмы? Прежде всего икона Спасителя находится в иконостасе, поэтому Вы можете не искать ее отдельно, а прямо проходить вперед. Как закон: в центре храма стоит подсвечник. Мы совершаем поклон перед образом Спасителя, который находится в иконостасе. Царские врата: справа – образ Спасителя, слева – образ Богородицы. Поэтому Вам ничто не мешает, перекрестившись и поклонившись, поставить свечечку в центральном подсвечнике и порадоваться образу Спасителя, который Вы увидите в иконостасе во многих храмах. Есть очень древние образы, особенно если Вы приезжаете, например, в Кострому, или какие-нибудь оригинальные, редко встречающиеся образы Спасителя. И уж потом, когда Вы поклонились центральному образу, можете посмотреть по сторонам, есть ли еще где-нибудь образ Спасителя.

И в каждом храме обязательно есть распятие. Большой крест. В некоторых храмах его можно увидеть в два человеческих роста. Есть расписные, есть резные, есть объемные, рельефные. Поэтому, друг мой, подойди к распятию, припади к ногам Иисуса Христа и скажи: «Господи, помилуй меня, грешного».

Господь будет миловать нас за наши такие искренние вопли. Будет миловать. И сами давайте следить, чтобы в наших домах, в наших, так сказать, кельях, обязательно был образ Спасителя. Образ, который нас поддерживает, который радует. Я знаю, у многих людей есть те или иные любимые образы. Они вызывают радость, дают утешение и покой.

Кстати, добрая традиция в церкви мужчинам стоять справа, а женщинам слева. Она и появилась именно из-за присутствия образов в иконостасе. То есть мужчины вставали справа перед образом Спасителя, и каждый из них вспоминал, что он глава своей домашней церкви и должен ориентироваться на Главу всей Церкви. А каждая женщина, взирая на образ Божьей Матери, который находится с левой стороны от царских врат, вспоминала, что должна стать такой же заботливой, молитвенной, жертвенной для того, чтобы найти свое спасение перед Богом и утешение в своем служении (как Пресвятая Богородица служила Господу Иисусу Христу).  

– Нам пишут вопросы. Я сформулирую один из общей массы: «Почему ребенка нужно отдавать в православную школу?»

Можем ли мы назвать какие-то очевидные плюсы для родителей?

– Хороший вопрос. Я за то, чтобы отдавать детей в православную школу.

– Почему? Там, может быть, матом не ругаются? Не курят за школой. Что еще? Какие плюсы?

– Давайте не будем хитрить и идеализировать – дети есть дети, разное у них прорывается. Насчет курения я сейчас не вижу у своих, но крепким словцом иногда старшеклассники втихаря могу выразиться. Но, несомненно, само наличие православной атмосферы меняет человека. Сходит с ребенка злобность, раздражительность, поэтому православная атмосфера очень важна. Второе: в православных школах не очень большие классы, у учителей есть возможность общаться с каждым ребенком. Каждого ученика хорошо видно. Учитель может видеть, в чем ребенок силен, а в чем немного отстает, и уделить ему особое внимание. Он не может, конечно, как нянька, заниматься только этим учеником. Класс есть класс, учитель обязан следить за всем классом.

И любая православная гимназия обязательно ведет какие-то дополнительные занятия с детьми. Для учащихся естественной обстановкой становится встреча со священниками. Они не пугаются, не шарахаются от него, не рассматривают его как Деда Мороза, а знают, что это батюшка – человек, который заботится, молится о них, с ним можно говорить по душам. Какого бы родители о себе ни были высокого мнения, дети не всё доверяют родителям, что хотели бы обсудить, особенно по мере своего возрастания. А с духовником они порой обсуждают очень личные вопросы – это хорошо, потому что хороший духовник плохому не научит.

Однажды, еще в начальной поре, когда я восстанавливал разрушенный храм, ко мне пришли помогать солдаты. Из нескольких солдат было пять русских, а двое мусульман. Они встали в сторонке. Я говорю: «Ребята, вы почему не работаете?» Надо было растаскивать строительный мусор. Они замялись и говорят: «Мы мусульмане по вероисповеданию». Я говорю: «Ладно, если вам так тяжко, поручим вам отдельную работу, не касающуюся храма. Но вы на всякий случай спросите у духовника. У вас есть духовный наставник?» Они ответили: «Да. Мы ему позвоним и спросим у него». Буквально через неделю вижу тех же двух мусульман: так браво на носилках таскают стройматериалы и прочее... Я подошел, говорю: «Ребята, вы связались со своим наставником?» Они говорят: «Да, мы звонили своему наставнику, сказали, что мы должны, согласно приказу командира, помогать православному священнику. Нам можно?» Он им сказал: «Можно. Батюшка плохому не научит». Эта фраза оказалась для них определяющей, я теперь эти слова вспоминаю.

Когда подростки приходят посоветоваться со священником, хочется сказать: «Вы знаете, батюшка плохому не научит, потому что, давая совет, он берет на себя ответственность перед Богом». Каждый священник хорошо знает: Господь спросит, какие советы ты дал этому человеку на его дальнейшую жизнь… И в том, что формируются новые хорошие характеры среди воспитанников православных гимназий, школ, нет сомнения. Да, они получают и общие знания, но и формируется характер человека, а с этим характером ему потом жить всю жизнь.

Есть случаи, что дети плачут, когда выросли, и говорят: «Меня отец или мать учили таким вещам, что я теперь рыдаю, когда это применил в жизни». Есть такие случаи, но еще никто не пожаловался, что священник учил таким вещам, от которых приходится рыдать в течение взрослой жизни. Я имею опыт встречи с повзрослевшими ребятами, выпускниками нашей гимназии. Некоторые из них стали священниками, двое преподают в нашей гимназии, сами они были учащимися православной гимназии – видно, какие вырастают люди. Люди выбирают разные пути. У нас есть выпускники, которые стали военными, другие профессии приобрели, но никто еще не пожаловался, что его научили тому, что в жизни совсем не нужно. Если есть возможность учиться – у нас есть замечательные православные гимназии и в Москве, и в Нижнем Новгороде, во многих местах. Я считаю, что хорошую дорогу сейчас прокладывают эти учебные православные заведения. Будет формироваться новый тип человека.

– Еще детские сады открываются.

– Да, дети буквально будут воспитываться в лучших традициях. Какие-то трения неизбежны. Жизнь есть жизнь. Нельзя сказать, что мы отправляем в ангельский собор, но стремимся к лучшему. Как сказал один из святителей: Церковь – это не собрание святых, а собрание кающихся грешников. Поэтому православная гимназия – это собрание учащихся, которые хотят быть настоящими людьми.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать