Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Трушин. 3 июля 2023

3 июля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Александр Трушин, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в селе Лямцино Домодедовского района.

– Телезрители прислали очень много вопросов. Первый вопрос: «Как причастить больного деменцией? Старушке 82 года».

– Приглашается священник на дом. То есть дети или родственники этой старушки приходят в храм, после службы обращаются к батюшке с предложением, чтобы он пришел причастить больного человека. Батюшка знает, что он должен исполнить. Это может быть и краткий чин соборования болящего, и причастие Христовых Таин.

Все зависит от опыта священника. Священники оказываются в разных ситуациях. А как священники причащают грудных детей, которых приносят на причастие? Аккуратно подносят лжицу, аккуратно причащают. Точно так же и с пожилыми людьми. Священники причащают и раненых в госпиталях, и нередко это совсем неудобные условия, но священник в этих неудобных условиях все равно причащает наших воинов, которые хотели бы причаститься.

 Если священник совсем молодой, побаивается, то, как правило, он разговаривает со священниками, имеющими опыт, и те подсказывают, как лучше совершить причастие, чтобы Кровь Христова не пролилась или не упала частица. Мы знаем, бывают такие случаи, и священник буквально губами поднимает эту частицу и сам ее потребляет.

Поэтому пусть люди обратятся в ближайший храм, и, думаю, священник с радостью откликнется и приложит все силы для причастия больного человека.

– Следующий вопрос: «В минуту опасности дала обет Богу читать акафист и канон, а также никогда не пить спиртного. Почти год держу обещание. Понимаю, что год – это ничтожно мало, но я человек эмоциональный, порой от навалившихся забот  очень хочется выпить вина, расслабиться, посидеть с мужем. Еще зовут родственники на праздники. Как быть в этой ситуации? Иногда хочется выпить вина, но мой обет Богу меня останавливает. Очень боюсь оскорбить Бога и понести наказание».

– Во-первых, хотелось бы сказать: не бойтесь наказания. Давайте подвизаться Богу не из страха наказания, а из любви к Иисусу Христу. Во-вторых, обещание дала замечательное. Давайте будем считать, что человек берет на себя обет трезвости и до конца дней своих никогда не пьет.

За год потихонечку можно привыкнуть не пить. Искушения обязательно будут. Предлагаю такой вариант ответа родственникам за столом: «Доктор пить не велел». Наш Высший Доктор – Сам Господь, и раз дали Ему обещание, значит, нужно его выполнять. Поверьте, что это важнее, чем всякие уловки и ухищрения. Я думаю, ваши родственники не оскорбятся, что вы не станете пить. Как говорят в таких случаях, им больше достанется. А вы наливайте газированную водичку, например. Если нужно будет позвенеть бокалами – пожалуйста, но с компотом или газированной водичкой.

Господь не оставит труждающегося. Мы настолько порой обленились, настолько бережем себя, что боимся Богу потрудиться. Некоторые сделают какую-то капельку, например, вычитают полностью молитвенное правило перед причастием или попостятся, и считают себя великими подвижниками. Только удивляются, почему у них крылья еще не выросли.

Хоть чуть-чуть надо Богу потрудиться. Женщина взяла на себя такой хороший подвиг – не пить спиртное, постоянно вычитывать канон и акафист. Хочется сказать: дай Бог сил, будь верна Богу в этом. И мы не знаем, кто спасется благодаря твоему подвигу.

Поэтому хочется нашу героиню, которая задала этот вопрос, укрепить: «Деточка моя, будь верна своему обещанию. Через это ты будешь верна Богу. И Господь не оставит это без внимания».

– А когда очень захочется, спустя время можно будет?

– Я предлагаю вообще отойти от этой привычки и до конца дней своих не пить.

– Следующий вопрос: «Боюсь, что что-то обо мне подумают либо посмеются. Неприятно думать об этом. Как с этим справиться?»

Ведь это, наверное, духовная проблема?

– Хотелось бы, чтобы человек нашел время побеседовать со своим духовником. Такое подростковое застрявшее состояние, когда думаешь, что кто-то посмеется или осудит, может преследовать человека всю жизнь, и получается, что вся его жизнь – как театр: он всю жизнь работает на показуху, чтобы понравиться окружающим или хотя бы не давать им повода для осуждения. И часто это противоречит внутреннему состоянию человека.

Конечно, не надо вызывающе себя вести. Но если все время мучиться от того, что тебя осудят, так жить невозможно. И это переходит у многих людей, во-первых, в состояние гордыни, самолюбования; во-вторых, человек перестает жить для Бога, начинает жить только для себя.

Вспоминается старая народная песенка, пришедшая к нам из Грузии, о том, как некий дедушка со своим внуком и осликом отправились в дальнюю дорогу. Через одну деревню проходили, в деревне все показывали на них пальцем и кричали: «Посмотрите на старого и малого: ослика ведут, сами пешком идут». Чтобы люди не смеялись, они сели вдвоем на этого осла, поехали дальше. Доехали до следующей деревни, там все кричат: «Совсем с ума сошли: такое маленькое животное, а они вдвоем на него сели». Мальчик сошел, дедушка продолжил ехать. Дальше такой был припев: «Глянь-ка, старенький едет, а мальчик идет». Дедушка, испуганный насмешками людей, посадил на ослика мальчика, сам слез. И в каждой новой деревне над ними смеялись. И заканчивается песенка тем, что дедушка взвалил на себя ослика, а народ потешался: «Старый осел молодого везет».

То есть всегда кому-то что-то будет не нравиться. Если мы принципиально не ведем себя так, чтобы вызвать осуждение окружающих, то, конечно, нельзя все время думать о том, что кто-то будет смеяться, пальцем показывать. Священники на себе это испытывают в первую очередь. И в моей практике такое было. Однажды я вошел в метро в облачении (я езжу по Москве в облачении), сел на свободное место, и тут же сидящая рядом со мной женщина подскочила, демонстративно отскочила в сторону и встала метров за десять от меня. Понятно, что ее смутил вид священника в облачении. Такое мы в жизни встречаем. Что ж теперь, не ходить в облачении, бояться, что на тебя пальцем покажут? Или бояться того, что какие-то чудаки вскакивать будут? Ну, пусть вскакивают, это их дело.

Если все время подстраиваться под окружающих, это не жизнь, а пытка. Я думаю, некоторые направления моды тоже предложены в виде борьбы с осуждением  окружающих. Помню, несколько лет назад девушка, надевая юбку или платье, не надевала кроссовки или кеды – обязательно туфельки на каблучках. Сейчас все наоборот: барышни шагают в спортивной обуви и в каком-нибудь классическом костюме. Кстати, и в театр так же приходят. На свадьбе невеста – в платье и кроссовках.

– Тяжело в туфлях.

– Просто это стало модно. Я был на выпускном вечере у православных гимназистов, девушки были в прекрасных длинных платьях и в кедах или  кроссовках. То, что когда-то считалось недопустимым, сейчас, наоборот, стало модным. Может быть, для того, чтобы люди привыкали не обращать внимания на какие-то насмешки.

– Может быть, это некая их свобода?

– Поиск независимости.

– Если человеку все равно на мнение окружающих – это свобода или что?

– Главное, не доводить что-то до абсурда. Потому что можно быть грязным, оборванным... Хотя сейчас и оборванной одеждой уже никого не удивишь...

– Это очень даже изысканно смотрится.

– Все мы видим рваные джинсы. Итак, все-таки берем за основу, что мнение окружающих не всегда объективно; и всегда под него подстраиваться мы не можем. Об этом и в Евангелии мы читаем. Господь именно по субботам излечивал людей, несмотря на осуждение окружающих. Господь в субботу проходил через поля, ученики срывали колосья и ели, а фарисеи говорили: «Смотри, Твои ученики делают то, чего не должно делать в субботу».

Поэтому не нужно ничего доводить до абсурда, но и свою жизнь нельзя превращать в пытку – все время зависеть от мнения окружающих.

– Но, по существу, нас всех как бы стригут под одну гребенку, все мы должны быть одинаковыми. Даже в Церкви есть общие правила, и все мы им следуем, как единое стадо Христово. Как быть с мнением окружающих в церкви, если говорить об общине? Если кто-то явно грешит, например, ухаживает за чужой женой и община это видит, можно ли как-то отреагировать на это?

– А обратили ли Вы внимание на то, что большинство прихожан храма и тем более просто братьев и сестер по вере нечасто помогают брату или сестре избавиться от греха? Нередко они даже считают, что это не их дело.

– Может быть, они правы?

– Они просто боятся испортить отношения с человеком. Когда мы слышим строчки Священного Писания: друг друга тяготы носите (то есть исповедуйтесь друг другу), – многим эта фраза непонятна. А что означает – «исповедуйтесь друг другу?» Это значит, что нужно исповедоваться другому прихожанину так, как священнику? Нет, друзья мои, здесь подразумевается, что нам нужно помогать другим людям избавляться от греха.

Допустим, человек пьющий, он любит выпить так, что это мешает окружающим, и собратья по вере должны ему сказать: «Слушай, нельзя же так. Сколько можно? Ну, раз ты позволил себе выпить, два – и хватит. Ты же перед Господом ходишь». Вот в чем мы должны быть помощниками.

А тот пример, который Вы привели, что человек ухаживает за чужой женой… знаете, сейчас подобные случаи стали уже не просто болезнью, а эпидемией. Эти блудливые взгляды, улыбки недопустимы. Если апостол Иоанн говорит, что такого человека даже не нужно приветствовать на улице, не нужно давать ему своего целования, то получается, что мы нередко это поощряем, потакаем греху.

Мне кажется, такие вещи нужно внимательно рассматривать, и нужно осуждать не человека, а грех, а этому человеку нужно подсказать, что так поступать нельзя. Многие священники слышат, как люди говорят: «Да, я не замужем, но я живу с этим человеком уже давно – целых шесть месяцев. Замуж я за него не собираюсь, потому что он очень ненадежный, но одной мне скучно».

И когда батюшка говорит этой женщине: «Вам желательно не причащаться, потому что Вы пребываете в блуде», – он слышит в ответ: «Как – в блуде? Мы любим друг друга. Может быть, у нас все еще сложится. Если он исправится – перестанет употреблять наркотики, я обязательно выйду за него замуж». – «Вот когда он перестанет употреблять наркотики и Вы выйдете замуж, тогда и приходите к Причастию. А так Вы просто искушаете Господа».

Священник становится проводником этого искушения, потакая подобным вещам, и не так важно, мужчина это или женщина. Сейчас это стало очень распространенным явлением, и такое, конечно же, очень печально.

– Вопрос от Любови из Абхазии: «Как Церковь относится к косметике?»

– Вообще священник не имеет права говорить от имени всей Церкви, если он не уполномочен на это Патриархом. Только Патриарх или назначенное им лицо может говорить от имени Церкви.

Здесь мне вспоминаются слова из Священного Писания: кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? Если ты говоришь человеку неправду, приветствует ли он твое вранье? Нет. Точно так же человек может лгать своим внешним видом.

– Но, батюшка, если использовать косметику совсем аккуратненько, чуть-чуть?

– То есть, получается, мы чуть-чуть пошли на попятную.

– Девушкам совсем не краситься?

– Ну, я грешник, может быть, грешник еще и более других, поэтому мне хочется сказать: «Ну, немножечко, конечно, можно. Но только чуть-чуть!»

– Многие знакомые женщины говорят, что так они чувствуют себя спокойнее. А спокойная женщина – это же хорошо.

– Вообще это проблема нашей современности. Если бы я сейчас выступил против косметики, это было бы равнозначно тому, что выступил против бикини на пляже. Дорогие наши православные христианки, выступающие против каких-либо блудных действий, простите, но на пляже вы ходите почти раздетыми – и вас не просто не смущает то, что вы привлекаете к себе внимание мужчин, вы торжествуете, видя это, порой боретесь за это. Сейчас мне осталось услышать: «Батюшка, мы тебя растерзаем, если ты запретишь нам ходить на пляже в наших мини-купальниках».

То же, наверное, будет касаться и косметики, поэтому оставим это на волю Божию. Единственное, я согласен с теми священниками (и сам к таким отношусь), которые требуют от женщин стереть помаду с губ перед Причастием и перед тем, как приложиться к плащанице.

В моей практике был такой случай. Было это давно, лет десять назад. Тогда мы только приобрели вышитую плащаницу – на белом поле чудесной парчой было вышито лежащее тело Господа Иисуса Христа. И вот в храм буквально заскочила группа малоцерковных людей, и одна из женщин приложилась к плащанице, оставив на белом поле мощнейший отпечаток губной помады. У меня тогда сжалось сердце. И еще она после плащаницы подошла под помазание.

Плащаница была испорчена навсегда, потому что оттереть, отмыть эту помаду мы не смогли. Я уж не знаю, хорошая эта помада или плохая, но отпечаток остался очень заметный. Я тогда ужасно буйствовал в уме своем, то есть роптал на эту барышню, которая не сочла нужным стереть помаду.

Но, повторюсь, я оставляю на усмотрение самих прихожанок и, в частности, Любови, задавшей этот вопрос, возможность использования косметики. Наверное, это одна из составных частей духовного роста женщины. То есть по мере все большего осознания того, что вы стоите пред Богом, вы острее будете чувствовать желание отказаться от косметики, как бы к Вам ни относились.

Один из русских святителей в свое время очень хорошо сказал в проповеди: «Там, где вы мажете лицо кремом, скоро будет червь гулять». На мой взгляд, это очень хорошие слова.

– Главное, чтобы не было боевого раскраса, называемого «девушка на охоте».  Многие девушки относятся к косметическим средствам очень щепетильно, и есть много способов нанести их аккуратно и незаметно. Признаюсь, в этом я поддерживаю прекрасную половину наших зрителей.

– Мы уже привыкли к этому и порой боимся увидеть чистые лица, потому что они могут оказаться не такими лицеприятными, какими мы привыкли их видеть.

– Ладно, батюшка, оставим это на усмотрение девушек.

Вопрос от Дмитрия из Ярославля: «Не грешно ли просить повышения зарплаты? Не будет ли это гордостью или противлением воле Божией?»

– Выплата зарплаты – это не воля Божия, это есть решение начальника. Воля Божия – в установлении начальника над тобой, то есть кто назначен начальником.

– А если ты договорился о такой-то зарплате, а тебе хочется большей, не грешно ли это?

– Я думаю, что нет.

– И можно попросить большую зарплату?

– А почему бы не подойти к начальнику и не сказать ему: я выполняю столько-то и столько-то работы и прошу Вас повысить мне зарплату? Я не вижу, в чем здесь грех. Сейчас у Дмитрия прозвучало, что это может быть гордыней, но я не думаю, что это гордыня. Это жизненная необходимость.

– Вопрос от Анны: «Мне 89 лет. Меня мучает вопрос, почему Церковь просит у меня денег. Моя пенсия 400 белорусских рублей, мне не хватает денег на хлеб, поэтому я не могу зайти в церковь. Рассудите, как мне быть».

Я не знаю, сколько это – 400 белорусских рублей на наши деньги.

– Во-первых, дорогая Анна, наверное, большинство храмов за многие вещи, связанные с церковной жизнью, никаких денег не требуют, прихожане жертвуют на храм. Во-вторых, наверняка в любом храме есть много вещей бесплатных.

Я слушаю выступления архимандрита Саввы (Мажуко), который как раз из Беларуси, и он говорит, что у них в монастыре многие вещи бесплатны. Это и подача записок, и ряд свечей, и так далее. То есть все требы исполняются абсолютно бесплатно. Думаю, если Анна зайдет в храм и о чем-то попросит, ей непременно пойдут навстречу.

И уж тем более Церковь ни с кого денег не требует. Просто нужно проявить нормальный интерес и спросить: «А не может ли Церковь пожертвовать мне свечу, чтобы я могла ее поставить?»

– А вообще свечки совсем необязательно ставить. Правда?

– Да, необязательно. Очевидно, Анна имеет в виду возможность подать записки, может быть, поставить свечи и так далее. Я думаю, что в любом случае найдется какой-то бесплатный вариант.

– Я считаю, если в том храме у нее возникли какие-то сложности, она может пойти в другой храм.

– Конечно.

– Вопрос от Людмилы: «Я в своей жизни ни разу не причащалась, только исповедовалась. Достаточно ли этого для моего спасения?»

– Пожалуй, Вам нужно исполнить полный круг. Раз Вы исповедовались, то есть принесли покаяние, то нужно приступить и к таинству Причастия. Господь, преломляя хлеб, дает его Своим ученикам и говорит: сие есть Тело Мое. Подавая им растворенное вино, Он говорит: сие есть Кровь Моя. Через таинство Причастия, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, мы соединяемся с Самим Господом Иисусом Христом, и пренебрегать этим нельзя.

– Вопрос от телезрителя: «Я был в командировке, вернулся и пошел на всенощное бдение и там на радостях сделал поклон во время чтения Шестопсалмия. За это на меня все вокруг зашушукали, отругали меня. Теперь мне не хочется идти в церковь. Что мне делать?»

Да, во время чтения Шестопсалмия по уставу Церкви не полагаются поклоны. В это время все должны благоговейно внимать чтению. Правильно, батюшка?

– Да, это так, но иногда тебя распирает такая радость, что хочется совершить поклон. Я понимаю этого человека. Послушай, кланяйся, когда тебе хочется. Ну, отругали тебя в одной церкви – пойди в другую.

– Вопрос по поводу поста: «Сейчас продолжается Петров пост. А если я вообще не начинала поститься, но хочу причаститься в праздник Петра и Павла, что мне нужно сделать?»

– Нужно начинать поститься прямо сейчас. Как только этот вопрос родился, сразу и начинайте поститься.

– Вопрос от Светланы: «Воцерковилась и из-за этого растеряла очень много друзей, потому что стала им что-то советовать, рассказывать, поучать. Я желала им исключительно добра и хотела, чтобы жизнь их стала лучше, но друзей потеряла. Как мне быть, как изменить себя? И как вести себя с друзьями, когда возникают сложные житейские ситуации?»

– Когда происходит воцерковление, всегда теряешь часть друзей. Через это проходили очень многие, если, конечно, с детства они не воспитывались вместе с этими друзьями.  Второе – меньше давайте советов. Если у Вас не спрашивают, не поучайте других. Может быть, часть друзей ушли не потому, что Вы воцерковились, а потому, что Вы начали поучать их.

– Получается, она поставила себя выше, вознеслась над своими друзьями. Как Вы говорили – крылья у нее отрасли.

– Да, у нее началось самолюбование. С новоначальными нередко так бывает: едва они что-то узнают и уже торопятся не просто поделиться, а буквально заставить окружающих выполнять то, о чем они узнали. Эта беда нас, церковных людей, действительно сопровождает. Поэтому дай Бог Светлане сил, терпения и любви к окружающим.

– Вопрос от Андрея: «Во мне нет любви. Значит, мне надо жить как все?»

– Значит, надо воспитывать любовь в себе.

– Может быть, эта любовь у него есть, просто он применяет ее неправильно?

– Однозначно – нам нужно взращивать любовь. Все святые отцы говорят о том, что любовь надо в себе взращивать. Сначала нужно понуждать себя делать добрые дела, а потом потихонечку появится потребность в них; значит, появится и любовь к другим людям.

– Андрей спрашивает, неужели ему нужно быть таким, как все. Получается, что все не любят?

– Я не знаю, с кем он себя сравнивает. Хотелось бы пожелать ему, чтобы он не искал таких сравнений. Да неправда, что все не любят. Знаете, иногда любовь проявляется у людей, о которых ты меньше всего думал, что она может у них проявиться.

Как-то я уже рассказывал эту историю. Много лет назад у меня был старенький «Жигуленок», а я был начинающим водителем. Однажды поздно вечером я медленно ехал по дороге, и переднее колесо моей машины провалилось в открытый люк. Я вышел из машины и не знал, что делать.

В это время мимо меня проходила группа панков с зелеными, розовыми волосами, с огромными гребнями на голове, в черных проклепанных костюмах. Они явно куда-то направлялись, может быть, на дискотеку или еще куда-то. Я про себя подумал: «Надо же, какие они».

Подъехала машина с инспекторами дорожно-патрульной службы. Инспекторы выглянули в окошко, глянули на меня, посмотрели на машину и поехали дальше. Честно говоря, я растерялся. Я был настолько уверен, что они мне сейчас помогут... И в этот момент эти панки вернулись и сказали: «Батя, не волнуйся, сейчас все сделаем».

– А Вы были в подряснике?

– Да, я был в подряснике. И вот эти шестеро ребят поднапряглись, подняли нос моей машины и передвинули машину в сторону от люка. Я спросил у них: «Ребята, что я вам должен?» Они ответили: «Да ничего. Хорошей тебе дороги, отец». Я сел в машину и потихоньку тронулся. Так Господь показал мне, что мы не знаем, где появится доброе сердце. Бывает так, что мы ждем помощи от людей, а они, наоборот, не оказывают ее нам.

– Вопрос от Светланы: «Сейчас очень сильно врачуется эгоцентризм, эгоизм. А в чем разница между эгоцентризмом и эгоизмом? И скажите, пожалуйста, вот самость питается гордостью, а чем врачуется эта самость?»

– Мудреный, закрученный вопрос. Давайте предложим дорогой нашей телезрительнице, которая задала этот вопрос, искать пути смирения, проявлять послушание там, где ей это послушание проявлять не хотелось бы. Примеры этому могут быть самые разные.

Как-то я увидел человека, который аккуратно собирал с тротуара мусор и даже брошенные окурки. Рядом на скамейке сидели не очень молодые люди и наблюдали, как этот человек все собирал в мешочек и опускал его в урну. Они даже подкидывали ему еще мусора. Кто-то кинул свой окурок, кто-то – скомканную салфетку.

Человек безропотно все это поднял, и вокруг все стало чисто и красиво. И вот он у всех на глазах подошел к огромной шикарной машине, сел в нее и уехал, никому не сказав ни слова. Знаете, я уверен, что этот человек просто смирял себя.

Еще однажды ранним утром я подошел к одному из храмов и увидел, как пожилой мужчина чистил от снега дорожку. Я подумал: «Надо же, раннее утро, а дворник уже наводит порядок». Оказалось, что это был батюшка. Перед службой он все расчистил, потом поставил лопату и пошел переоблачаться, потому что пришло время служить литургию. Он явно не должен был этого делать, но его смирение, понуждение себя к работе, которую другие не очень-то хотят делать, рождало в нем хорошее состояние смирения гордыни.

– Один мой знакомый батюшка из Сергиева Посада тоже собирает мусор. Вот едет он где-то по дороге, увидит какой-то мусор, остановится и соберет его. Он даже как-то отчитывается за это в своих социальных сетях. Однажды люди засняли, как этот батюшка в подряснике собирал мусор, и это было очень сильно.

– Это один из примеров смирения. Так он смиряет свою гордыню.

– Причем он реально смиряется. Батюшка очень простой, у него много детишек, матушка. В общем, всё как у всех.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать