Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Никольский 30 апреля 2023

30 апреля 2023 г.

В студии протоиерей Александр Никольский, настоятель строящегося храма во имя Трех Святителей в Раменках города Москвы.

– Сегодня православный женский день. В храмах всех поздравляют, дарят цветы. Это становится доброй традицией. Восьмое марта оставляем?

– Почему бы нет? Лишний повод поздравить.

– Христос умер на кресте. Его положили во гроб. Апостолы разбежались. И только жены-мироносицы пошли к Нему.

– Апостолы испугались, что их будут преследовать. Это отражено в Евангелии. Учителя распяли, значит, могут быть гонения и на них. И, в принципе, они потом и начались. Это было вполне обоснованное опасение. Апостолы не совсем разбежались, а сидели вместе в каком-то помещении, горнице. Женщины же движимы любовью. Они даже не подумали о том, кто им отвалит камень. Переживали за это, но все равно шли. Там стояла римская стража, которая, если б захотела, могла их обидеть или, по крайней мере, отогнать. По иудейскому обычаю положено усопших мазать миром. Они взяли миро и пошли к пещере.

Самое интересное, их вера не была посрамлена. Они пришли, стражей нет, камень отвален, зашли, а там ангел. Потом еще Сам Христос явился Марии Магдалине.

Такая беззаветная вера в среднем больше свойственна женщинам. Конечно, она актуальна и для мужчин. Но если б мы умели верить, как эти жены-мироносицы, то среди нас, мужчин, было бы больше святых и надеявшихся не на себя, а на Бога.

Для женщины очень важно быть верующей, тогда свойства характера направляют ее к чему-то очень высокому. А когда ею управляют страсти, то свойства характера приводят к истеричности и другим вещам. Конечно, они не чисто женские, у мужчин тоже бывают такие проявления, но у женщин в большей степени.

Верующая и любящая женщина – основа семьи. Без любящей матери хорошая семья невозможна.

– Даже если муж сильно любит? Во многих проблемных семейных вопросах скорее виноват мужчина.

– Наверное, есть те мужчины, которые могут нянчить маленьких детей, но женщина делает это лучше. Она вся погружается в младенца. Она кормит грудью, что мужчина в принципе не может при всех достижениях современной цивилизации.

– Есть бутылочки со смесью.

– Все-таки любой педиатр скажет, что грудь лучше любой бутылочки по всем показателям: психологическим, физиологическим, химическим, по составу. Раньше даже на бутылочках писали об этом.

Да, очевидно, без женщины мы здесь не справимся.

– Химия есть химия. И кормление – это особая связь с ребенком. Образ этой связи очень любили в позднее Средневековье. Даже есть соответствующая икона Божией Матери. Эта связь нужна.

Одно время, в конце 1980-х, было мнение, что ребенка нельзя брать на руки.  

– В России?

– Это пришло с Запада.

– А почему нельзя?

– Кому-то (типа Бенджамина Спока) показалось, что это вредно для ребенка. Почему?

– Вредно для родителей. Есть дети, которые засыпают только на руках. Это целая проблема.

– Да, но все должно быть в меру. Люди исхитрялись, носили ребенка на широкой доске, чтоб не было тактильного контакта. Сейчас это смешно, но люди старались для детей. Оказалось, что это плохо: ребенок хуже развивается. Это уже научное наблюдение. Контакт женщины с ребенком очень важен для него. Мы даже не представляем, что это дает ему. Это предмет для изучения, но уже факт. И контакт нужен в том числе  эмоциональный и духовный.

Когда мать кормит ребенка, нянчит его, происходит взаимодействие душ. Может, какие-то великие старцы и могут потрогать руками благодать Божию, как Фома Неверующий язвы Спасителя. Мы этого понять не можем, но интуитивно чувствуем.

В семье не зря есть муж и жена. Женщина создана из ребра Адама. Это некое особое единство. Даже мужская дружба не такая глубокая, как настоящий союз мужчины и женщины, основанный на любви, понимании, дружбе, чтобы супругам было о чем поговорить. Очень многое держится на женщине. Известно высказывание старцев: мир в семье от жены.

– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Когда Церковь назвала Мать Христа Богородицей, получился казус, так как Она родила Бога Сына. А согласно Символу веры Бог един и неделим в трех Лицах. Значит, она родила и Бога Отца, и Бога Святого Духа. Хотя в Евангелии Христос никогда не ставил Свою Мать выше Своих учеников. Он сказал: кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. А тут получается какой-то прямо культ Богородицы, как богини в греческом стиле. Как это понять?»

Дополню вопрос. Один коллега как-то меня спросил: «В храмах у вас везде «Пресвятая Богородице, спаси нас», а Бог-то где?»

– Она родила Бога. Возвеличение святых и Богородицы через возвеличение Бога. У Нее не было бы такого величия, если б Она не родила Бога. Святые не были бы святыми без благодати Божией. Возвеличивая святых и Богородицу, мы тем самым возвеличиваем Бога, Который Своей любовью так возвеличил человека. Это Он сделал, а не человек сам своей силой возвеличился.

Нет тут казуса. Бог – это Троица, и Каждое из Лиц Святой Троицы тоже Бог. То есть нельзя сказать, что Сын Божий не Бог. Он Бог. И Богородица родила Сына Божьего. Она родила Бога.

Этот вопрос показывает, что есть непонимание или попытка понять таинство Святой Троицы через человеческую логику. Но это невозможно. Бог един в трех Лицах, тем не менее это не разделение на три. Для человеческого ума это совершенная загадка. Это нормально, потому что это Бог. Если бы в Нем все было понятно и разложено по статьям, то можно было бы подозревать, что это придумал человек.

– Вы рассказывали, какие мироносицы были в советское время. Вы их еще застали. Расскажите. Ведь они сохранили Церковь.

– Совершенно верно. Когда я воцерковлялся в 1990 году, ходил в храм Всех Святых на Соколе, который один из немногих не закрывался. Может, на какой-то период и закрывался, но, насколько я помню с раннего детства, он всегда работал. Я стал ходить на литургии еще тогда, когда был СССР, и был единственным мужчиной в храме. Народу было полно, но это были женщины среднего и старшего возраста. Девушки искали себя, как и положено молодежи, особенно в советское время, ведь про Церковь ничего не говорили ни в школе, ни в институте. Человек приходил к этому самостоятельно.

После 1991 года появился еще один мужчина. Прошло еще какое-то время, и в 1992 году социальный состав был уже совершенно похож на толпу в метро в час пик. Храмов было мало. Это сейчас «Программа-200», открываются церкви в спальных районах. А тогда храмов было мало, а народу стало много, ведь уже не преследовали. Все настолько прижимались друг к другу, что было сложно даже перекреститься. Один молодой человек даже решил проверить – поджал ноги и не упал, такое было давление. Сейчас, слава Богу, можно зайти в храм и нормально помолиться. А тогда это был физический подвиг – простоять на литургии в духоте и тесноте. Но люди все равно шли.

– А какова сейчас роль женщин в храме? Недавно зашел в храм, а меня бабушки вытолкали на крестный ход, была Светлая седмица.

– Почему?

– Я зашел в храм иконы посмотреть, стал разглядывать. Может, они подумали, что я светский (как в музее хожу), и говорят: «Давай молиться, Светлая неделя, пошли».

– Да. На самом деле у нас тоже в храме есть такие женщины. Ты зашел, и они тебя возьмут в оборот, всё расскажут, покажут, объяснят, буквально возьмут за руку, проведут по храму. Они проводят большую миссионерскую работу.  Это люди с высшим образованием, начитанные в церковной литературе.

– Уровень все-таки вырос.

– Эти люди в храме лет по двадцать, слышали проповеди, общались между собой. Я не замечаю, что они говорят какую-то ерунду, ересь или еще что-то. Единственное, они могут иногда оказывать излишнее давление.

Если женщина на женщину так действует – это очень хорошо. Ко мне на исповедь приходило много современных молодых женщин, полностью упакованных по самому последнему писку моды. Видно, что женщина шла в другое место, а оказалась у меня на исповеди. Она зашла в храм, и женщины ее убедили в чем-то.

Очень непросто прийти на исповедь первый раз и начать говорить о своих грехах. Женщине об этом говорить легче, чем мужчине. Они более открыты в этом плане. Но тем не менее это непросто. А мироносицы в храме достучались до сердец этих современных молодых и успешных женщин. Они делают неплохую миссионерскую работу.

– Почему в храме мало мужчин?

– Коммуникативные женские способности лучше. Я замечаю, что семьями дружат через жен. Женщины знакомятся на улице, в песочнице с детишками, а потом подтягивают мужчин. Они первоначальная скрепа компании. Мужчины оказываются в одной компании благодаря своим женам. И часто замечаю, что изначально большую компанию связывало то, что жены – двоюродные и троюродные сестры. Они дружили с детства и продолжают, но уже с мужьями. Это классика, по крайней мере, советского времени. Это женский дар, которым надо пользоваться во славу Церкви.

– Как воспитать такую женщину? Вы многодетный отец. Сколько у Вас дочерей?

– Семь. Большинству женщин это просто дано, присуще.

– Такова их природа?

– Да.

– Ее пытаются исказить, даже есть какие-то внешние факторы, не всегда очевидные.

– Просто надо дать природе развиваться так, как задал Бог, не надо ее искажать. Детям, в том числе девочкам, нужно научиться бороться с грехами, которые тоже могут задавить нашу природу. Вся эта ЛГБТ-повестка  и гендерная первоначально от греха. Не было бы греха, не было бы этих повесток. Надо научить человека бороться с грехами, и тогда природа в каждой женщине и каждом мужчине начнет раскрываться с Божьей помощью. Дух Святой начнет работать с человеком, и тот раскроется как личность, как его задумал Господь, когда посылал в этот мир. Человек сможет по-настоящему реализовать себя и придет в состояние счастья, потому что он с Богом.

– Вопрос от телезрителя: «Как осмыслить то, что мечети наполнены мужчинами, а у нас в храмах намного больше женщин? В чем причина? И практически не видно детей школьного возраста».

– Сегодня в храме обсуждали именно этот вопрос. На протяжении трехсот лет наши власти (начиная с Петра I) утюжили страну.

– Критик В. Г. Белинский говорил о том, что русский мужик не религиозен, а суеверен. Можно ли с этим согласиться?

– Я наблюдал, у людей с двумя или тремя высшими образованиями сколько угодно суеверий. Это общий момент. Суеверие свойственно людям как форма греха. Я бы не стал обобщать, что у всех русских мужиков не вера, а суеверие. Это не так. У нас есть сколько угодно святых из простых. Силуан Афонский был неграмотный, но к нему ходили на поклон и духовные беседы митрополиты с двумя, тремя высшими образованиями. Он знал Бога, а для них это была в большей степени теория. Этот неграмотный мужик был ближе к Богу. И он слушал синаксарии на Афоне, то есть был просвещен.

Действительно, кто-то может кого-то соблазнить тем, что, может, ислам лучшая вера. У них религиозных успехов статистически больше. Почему в мечетях мужчины? Во-первых, женщин туда не пускают, это не положено. Для них есть свои закрытые помещения сбоку, на балконе, где они могут скромненько побыть.

– Женщина в исламе тоже играет огромную роль, воспитывает детей.

– Естественно, просто надо пообщаться с мусульманками, они очень быстро всё объяснят. В этом смысле они ничуть не хуже и не лучше наших женщин. На них тоже много очень держится в религиозном плане. Но в основное помещение мечети их не пускают. И в Москве не так много мечетей, поэтому они забиты мужчинами.

Во-вторых, каток истории не так сильно проехался по исламской части нашей страны, как по Центральной России, Украине, Белоруссии. Сначала проехался по высшему обществу при Петре I, который во многом оторвал людей от православия. Это видно по романам Льва Толстого и Федора Достоевского. В XIX веке отход от веры продолжался: благодаря революционной пропаганде образовалась масса разночинцев. Потом 1917 год, после которого просто за поход в церковь можно было получить срок, были расстреляны тысячи священников.

Когда я изучал коллективизацию в школе, помню, меня поразил график ее сроков по областям. Но в Москве, Санкт-Петербурге и Средней Азии срок поставлен не был, чтобы не будоражить население столичных областей и мусульманских регионов. Там каток был не такой сильный, поэтому они сохранили патриархальность.

Если взять Россию XVI века и современные исламские части, то сравнение по многим параметрам будет в нашу пользу. А если сравнить Иран после революции 1979 года и сейчас? Там совсем другие настроения. Или Саудовская Аравия тогда и сейчас. Глобализация потихоньку действует.

– Надо еще разбираться, какие течения: шииты, сунниты.

– Иран – шииты, Саудовская Аравия – сунниты. Но это не так важно. У них тоже идет отход от строгих исламских традиций. Сейчас в Саудовской Аравии есть женщины-ведущие, а еще двадцать лет назад это было категорически запрещено. Также женщинам разрешили водительские права и другие западные свободы.

– Наша религия самая свободная для женщин.

– Православная женщина имеет совсем другой статус, чем мусульманка.

Моего тестя крестили в 1952 году, фактически еще при Сталине. Устроили праздник, все знали, по какому поводу, но само слово не произносили. Мой прадед был то ли замдиректора, то ли бухгалтер на Сталинградском тракторном заводе. Вдруг мой будущий тесть говорит: «Папа, а меня сегодня крестили!» Повисла гробовая тишина, и просто дальше продолжили праздник. Если б об этом узнали, было бы плохо.

– Одновременно и радостно, и печально.

– Поэтому мужчины и появились в храмах только в 1990-х годах, когда за это перестали сажать или увольнять с работы, если у тебя соответствующая должность.  

Мой друг был начальником отдела в Госплане СССР. Он фронтовик, член партии. И когда крестился, то положил партбилет на стол, ему пришлось уйти в церковные сторожа. Не все мужчины были на это готовы.

– К слову, если говорить про мусульманских женщин, мы, живя в Москве, действительно близко с ними общаемся, без всяких плохих моментов.

– У нас изначально чуть ли не треть наших дворянских родов имеют татарские корни (князья Юсуповы и так далее). Так что у нас в этом смысле полная толерантность.

– В одной аптеке около дома я покупал лекарства. Одна из девушек на кассе была в хиджабе. Я сейчас ничего не хочу сказать плохого про наших женщин. Когда я покупал у нашей девушки, было так: просто «спасибо» и «до свидания». А когда была девушка в хиджабе, она всегда говорила такую фразу: «Будьте здоровы! Выздоравливайте!» У них какое-то особое отношение к детям, семье. Если много детей, они могут улыбаться им, играть с ними. Они очень любят детей, много рожают. Наш русский мужчина спокойно к детям относится, а у них какое-то особое отношение к детям.

– Единственный случай, когда моей беременной супруге помогли донести сумки из магазина, был лет двадцать назад. Это сделал таджик (или узбек), молодой человек лет семнадцати. Он отнес сумки из магазина до дома.

– Да, у них к этому какое-то трепетное отношение. Хотя говорят, что они очень жестоки… Действительно, там есть какие-то свои проблемы, мы в это лезть не будем. Но внешне, когда я с сыном приходил к рабочим, они сюсюкаться с ним начинали. Казалось бы, здоровые мужики. Это действительно было очень показательно. Это упрек нам.

– Мы это утеряли.

– И нас мало. Батюшка за всех отдувается – одиннадцать детей.

– Моя супруга имела проблемы с женщинами-гинекологами европейской национальности. А когда там были женщины из исторически мусульманских стран, никаких проблем не было. Еще армянки тоже хорошо относятся: «Десятый ребенок? Замечательно».

– Счастье. Это подвиг, конечно.

– Последнего ребенка матушка родила в сорок один год, у нее уже был диабет, и она немного переживала. И гинеколог (женщина с Кавказа) говорит: «Да что ты переживаешь? У меня тут женщина с диабетом с детства первого ребенка родила в сорок два года. Не беспокойся, все хорошо будет».

– Как страшно бывает слышать от коллег, как в консультациях уговаривают: «Зачем тебе четвертый ребенок?» Это, оказывается, факт.

– Расскажу про себя исторический анекдот. Я как-то пошел после рождения десятого ребенка отнести в женскую консультацию какую-то справку. Я сам был поражен. Прихожу, врач говорит: «Вы муж Ольги Никольской?» Дальше кабинет закрывается, все шесть гинекологов собираются в кабинете, где я сидел с врачом, и начинают меня дружно уговаривать, чтобы моя жена больше не рожала. Когда я вышел оттуда и за мной вышли все работники этой консультации, на меня женщины взглянули с очень большим уважением. Сидели в коридоре двадцать (или тридцать) женщин и, наверное, думали: что же это такое, что все собрались с ним на беседу? К сожалению, это так.

– Как это исправить?

– Воцерковлением. Это штамп, внедренный в сознание, которое уже испорчено. Один ребенок – это надо; два ребенка – ну ладно, посмотри, справишься ли; три ребенка – это уже многодетность. Одна знакомая женщина шла с моей матушкой и говорит: «Вы каким – третьим беременны?» – «Нет, пятым». Она перестала с ней здороваться. А почему? Мы же на ее личные деньги не претендуем. Наше государство не содержит многодетные семьи за свой счет. Мы сами как-то крутимся, зарабатываем.

Был фильм шестидесятых годов про любовь в школе. В конце учитель (женщина) говорит: «Мы не против любви. Мы только против ранних браков и многодетности». Приговорила. Вот такое резюме фильма. Это были шестидесятые годы. А сейчас у нас уже 2023 год. Внедряли в сознание везде (и через фильмы), что многодетные – это всегда маргиналы, брошенные на вокзалах дети, пьющие, неуспешные или немного больные, им только в храм ходить, а больше их нигде и не ждут, потому что они ничего не могут.

Можно всегда говорить, что Бетховен был одиннадцатым ребенком, Менделеев – семнадцатым. Среди моих детей кто-то вуз окончил с красным дипломом, кто-то – школу с золотой медалью. Просто если человек станет верующим, у него все встанет на свои места. Ребенок – это счастье, а счастья много не бывает.

– Каким вырастет ребенок – зависит от родителей. Мы начали беседу с того, что все самое главное зависит от матери. Но те проблемы, которые мы сейчас перечисляем, во многом зависят также от мужчины. Получается, и мы тоже должны за всем этим следить.

– Неправильно разделять семью на мужчину и женщину. Семья – это вместе. Адам и Ева пали вместе. Как говорит апостол, муж спасается через жену и наоборот. Это движение вместе, взаимное дополнение друг друга. Поэтому нельзя сказать, кто важнее в семье. А кто важнее для зачатия? Оно не произойдет, если кого-то не будет. Это образ семьи: нужны и тот, и другой. Каждый имеет свою функцию, они друг друга дополняют. Это прекрасно. Зачем все утилизировать?

– Вопрос от телезрителя: «Мы с супругой живем вместе много лет, венчаны, посещаем церковь. Супруга часто болеет: то легко, то тяжело. И во время болезни она говорит, что страдает за мои грехи, поскольку мы венчались и теперь единое целое. Мне даже возразить нечего, поскольку супруга заболевает и говорит, что я опять что-то нехорошее натворил. Пытаюсь ее вразумить, говорю, что если я натворил что-то плохое, то сам и отвечу. Но супруга думает иначе. Скажите, кто прав?»

– Надо за супругу молиться, она в прелести.

– Может, она шутит?

– Если шутит, то это нормально. Почему бы не пошутить и так? Если она с улыбкой это говорит. Но если она это делает серьезно, это явление прелести. Все-таки мы сугубую ответственность несем за свои личные грехи, а потом уже за грехи окружающих. И если мы болеем, Господь этим нас спасает от наших грехов прежде всего. Конечно, мы друг с другом связаны, но не так, что муж согрешил, а жена за него заболела. Так это не работает.

– Когда любимый человек страдает, ты тоже по-своему переживаешь.

– Это да. Но если бы он был алкоголик и пил, бил, то понятно, что она была бы в стрессе и болела. Но, судя по его реакции, когда он признает свою вину и даже не спорит с ней, он далек от этого.

Я тоже встречался с этим в жизни. Но люди, которые так говорят, этим закрывают себе дорогу для покаяния. У них вопрос решен: «Все мои проблемы от моего ближнего (в данном случае мужа)». И ее проблемы становятся нерешаемыми. Проблемы грехов решаются только с Богом. А нет покаяния – нет решения проблем с Богом. Бог принимает кающегося в своих грехах человека. Если человек не кается, Он не может ему помочь. Покаяние открывает человеческую душу для того, чтобы Бог ему мог помочь. Не кается – значит, не может, и человек остается со своими проблемами. Это означает закапсулирование всех своих проблем, несчастий, скорбей и так далее.

– Кстати, как исповедуются супруги, если у них какой-то общий вопрос?

– Иногда вместе приходят и вдвоем беседуют.

– Но это не исповедь уже, а беседа получается.

– Да, беседа, а потом можно и епитрахилью накрыть. Иногда бывает такое, что исповедуют какие-то моменты, которые нельзя решить одному. Они садятся, и мы начинаем общую исповедь.

– А Вы разбираете ситуацию как батюшка-психолог?

– Если дело касается грехов, то я больше священник. Конечно, любому батюшке и психологом тоже приходится быть.

– Это здорово, наверное, когда супруги вместе приходят?

– Это значит, у них есть взаимопонимание, желание понять проблему, они отдают ее на суд Церкви. Это тоже очень важно. Надо, конечно, чтобы батюшка церковную позицию знал и донес до них. Тем не менее это очень важно, потому что это некий фундамент, на котором они могут объединиться, найти общее понимание. Потому что иногда бывают и тот, и другой не правы. А есть церковная платформа, которая нам дана Богом. На этом фундаменте они пытаются найти общее понимание, как учит Церковь.

– Давайте подведет итог нашей сегодняшней программы.

– Тут можно только сказать словами Христа: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Если ты стремишься к любви, она тебя наставит в нужный момент, даст нужные мудрые мысли, силы. Желание любви соединяет с Богом. А где Бог, там все вопросы решены. 

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать