Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Никольский. 3 марта 2024

3 марта 2024 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Трех Святителей в Раменках города Москвы протоиерей Александр Никольский.

– Сегодня в евангельском чтении и проповедях мы вспоминали притчу о блудном сыне. Вопрос богатства, денег, наследства, независимо от того, православный человек или нет, стоит всегда. Блудный младший сын забрал свою долю и ушел. А когда вернулся, старший начал…

– возмущаться…

– Ревновать. Да, эту притчу мы все знаем. Но помимо того, что есть духовные моменты нашей жизни, взаимоотношения людей друг с другом, с Богом, с Церковью и так далее, есть еще и житейская прослойка, которая про деньги, заработок, материальные ценности, которые нам необходимы, чтобы жить.  С точки зрения Православной Церкви каково должно быть отношение к деньгам, к желанию много зарабатывать, обогащаться и так далее?

– Церковь никогда не выступает против денег как таковых. Вопрос в том, как ты к ним относишься. Есть опасность, что желание обогащения захватит тебя, станет основной мыслью. Может быть, ты обогатишься, а может, нет, но внутренне будешь несчастным, потому что страсть пожирает человека. Любая.

Я всегда привожу в пример алкоголизм. На нем очень хорошо видно, как человек увлекается и что потом с ним происходит. На самом деле так работает любой грех. И сребролюбие работает так же. Мой папа в 1990-х годах открыл малое предприятие. И в какой-то момент вдруг почувствовал, что его, кроме контрактов, в жизни больше ничего не интересует. Не так, что на 100%, у него были и дети, и внуки, но тем не менее… Он этого испугался.

– Получается жизнь вокруг денег.

– Да, то есть он просыпался и сразу думал о деньгах, о контрактах. Все время об этом. И еще его поразил один момент: была у него работа с американцем, и оказалось, что этот американец вообще ничего не знает. Что касается бизнеса, тут он профессионал, но шаг влево, шаг вправо – выжженное поле. И папа испугался за себя. Он всегда очень любил русскую литературу, историю, прочитал все мемуары немецких генералов Вермахта, чтобы понять, как развивалась война в 1941 году. В этом плане он человек очень развитый, любопытный (в хорошем смысле). А тут вдруг понял, что становится похожим на этого американца, и испугался.

Конечно, он свой небольшой бизнес в научной сфере не закрыл, это был его заработок, но начал целенаправленно заниматься чем-то еще: читать литературу, историю. Развиваться не только в одной сфере. Этим и опасно сребролюбие: оно может захватить человека и просто расчеловечить.

А сам по себе заработок? Можно ли зарабатывать деньги? А как вы будете жить в современном обществе, не зарабатывая? Это невозможно. Была семья Лыковых: раскольники убежали в Сибирь и жили там много десятилетий совершенно натуральным хозяйством. Сами пытались делать и еду, и питье, и одежду. И, в принципе, у них получалось. Но для большинства людей это невозможно.

Пусть деньги зарабатываются, но они не должны становиться самоцелью. Это рабочий инструмент. И если чувствуешь, что они начинают тебя тянуть, очень завораживать и захватывать твою душу, надо что-то делать. Начинается какой-то азарт. На это достаточно легко можно попасться. И надо, как мой папа в свое время, начинать с этим бороться, молиться, каяться.

– Это грех сребролюбия. А если человек зарабатывает не для того, чтобы что-то покупать, а просто ради того, чтобы зарабатывать?

– Это нормально. Конечно, идеально, если бы человек работал и ему это нравилось, чтобы за хорошую работу его ценили люди и начальство, а он бы за это получал нормальные деньги. Это идеальный вариант.

А в Церкви у нас как? Есть основное наше дело – священство, служение литургии, совершение таинств и так далее. И еще у нас есть послушания. У меня 17 лет было послушание: я подвизался в тюрьме. Потом меня переключили на школу, сейчас я строю храм. И нас, как в армии, не спрашивают. Надо – иди и работай. В самом начале, конечно, бывает очень сложно, потому что ничего не знаешь, нет в этой сфере профессионального образования. Но ты начинаешь действовать, вкладываешь душу, и через какое-то время начинает получаться, возникает интерес. Поэтому любая работа, если в нее вкладывать душу, будет приносить интерес. А если тебе интересно и у тебя получается, то это будет приносить деньги.

– Тяга к накопительству тоже грех? Когда копишь не только деньги, но и вещи.

– Я видел людей, которые копили вещи, как Плюшкин из «Мертвых душ». Это ужасно. Не стоит копить вещи. Деньги копить можно, если, допустим, тебе нужна машина или взнос на ипотеку, еще на что-то. Это необходимые технические детали финансового плана. Можно копить, чтобы улучшить материальное, жилищное положение своей семьи. Это нормально. Но опять же следить, чтобы это тебя не захватило. Можно выпивать, пить нельзя.

– Есть люди, которые постоянно копят вещи, книги складывают целыми кучами.

– Это уже однозначно страсть. К вещам часто бывает страсть у пожилых людей, а к книгам у молодых и у людей среднего возраста. Недавно умер Ротшильд, самый богатый человек в мире. Состояние его семьи 17 триллионов долларов. Но он умер, и все эти триллионы не помогли ему прожить еще хотя бы лет 20–30, уж не говорю дольше. Поэтому это ничего не дает. Разве книги сделают так, чтобы тебя жена любила? Если она любит за книжки, то это страшно.

Мне случайный знакомый рассказывал про одного олигарха. Тот был бандитом, занимался рейдерством, был долларовым миллионером. И не мог жениться, был уже пожилым, да и внешне не красавцем. Он говорил, что просто не сможет поверить, что какая-то нормальная девушка сможет влюбиться в него. Именно в него, а не в деньги. И он не женился. А жил тем, что обедал четыре раза в день. Жил тем, что ел. Но не надо иметь миллионы долларов, чтобы просто обедать. Зачем тебе эти деньги? У тебя азарт, миллионы, заводы, но тебя это не питает. Разве что твою гордость, тщеславие. Это очень мелко и не приносит настоящей радости.  

Конечно, можно быть богатым человеком. У меня храм Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Они все были из элиты, из богатых семей. Григорий Победоносец, который изображен на гербе нашего любимого города Москвы, – это римский офицер, приближенный императора. Очень богатый человек. Римский аристократ. Поэтому богатство – это не страшно. Люди даже святыми становились, имея высокий социальный и имущественный статус, но они к этому не прилеплялись. Григорий Победоносец выбрал Христа и пострадал за веру.

– Можно ли сказать, что богатство – это испытание?

– Для многих это так. Богатство может быть испытанием. И некоторым людям Господь не попускает богатства, хотя они и стараются.  

– Как раз есть такой вопрос от телезрителя: «Почему я получил образование, огромное количество разных специальностей и возможностей, но Бог не дает работы? Никак не получается много зарабатывать».

– Может быть, это будет неполезно.

– То есть, по сути, ты бедный человек в материальном плане, у тебя есть проблемы, а если станешь богатым…

– …будет еще хуже. Приведу пример. У меня был один знакомый, обычный советский интеллигент. Зарабатывал средне: не бедный, не богатый, как большинство советских людей. В 1990-е годы у него повалили деньги. Пусть не миллиарды долларов, но для него большие. И он начал пить…

– Хотя все было.

– Да. К сожалению, так часто бывает в бизнесе, что люди пытаются компенсировать стресс вином и спиваются. У меня есть знакомые бизнесмены достаточно высокого полета в финансовом плане, которые совсем спились и всё потеряли. Может быть, человеку не дается богатство, чтобы он не спился. Так он нормально работает, а уйдет в бизнес и просто не сможет выдержать.

– Интересная логика. Имеешь какую-то страсть, например, к красивым женщинам, но сейчас не можешь позволить себе изменять жене и так далее, а как получишь деньги, начнешь куролесить…

– Да, и такие случаи я тоже знаю.  

– У меня есть такой пример знакомой. Разрушилась семья.

– Да, потому что сразу найдутся молодые и красивые девушки без особых принципов. Они пойдут на деньги, но внешне изо всех сил будут показывать, что любят тебя. Человек купится на внешнюю красоту, уйдет из хорошей семьи, а новую семью не построит, потому что девушка пошла на деньги. Любовь не покупается.

У меня был случай в 2008 году, когда произошел кризис. Пришла пара, провели беседу, назначили день венчания. И в этот день приходит только один молодой человек. Я спрашиваю: «А где пара?» И он рассказывает, что из-за кризиса вместо 400 тысяч стал получать 200. Работа сменилась. И девушка сказала, что они так не договаривались, и не стала с ним венчаться. Я сказал, что ему очень повезло, что произошел кризис.  

– Да, а если все рухнет, пандемия или война, ни дома, ничего? Этому человеку очень сильно повезло.

– Девушка его не любила. Она любила его зарплату. Ему очень повезло, что он не женился на ней. Ведь в жизни разное бывает: то вверх, то вниз. От этого никто не застрахован. Такой человек в любой момент может предать.

– Людям, которые хотят зарабатывать деньги, можно посоветовать наладить свою духовную жизнь и побеждать те свои страсти, которые потом могут их погубить.

– На самом деле если человек будет побеждать страсти и честно работать, то обязательно заработает. Если у него есть определенные таланты, а они есть у всех, плюс трудоспособность, а это самое главное, то он обязательно достигнет каких-то своих вершин. Необязательно станет миллионером, но будет нормально жить, иметь достойную зарплату. В Псалтири есть хорошее высказывание: Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба. В те времена хлеб был осязаем, это был признак того, что у человека есть материальное благополучие.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о воскресении мертвых. Там есть такие слова: Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? Получается, живые крестятся для мертвых? Зачем? Что он хотел этим сказать?»

– Насколько я помню, разговор как раз шел о том, что если мертвые не воскресают, то зачем тогда мы становимся христианами? Потому что наша цель – воскресение. К сожалению, у некоторых христиан это не цель, они воспринимают христианство как этическое учение, некую идеологию, мировоззрение, психопрактику. Апостол выступает против этого. Основа христианской веры – Воскресение Христа. Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Мы верим в Воскресение Христа, в воскресение из мертвых каждого лично. Это очень важно. Как бы ты ни жил, в конце будет суд и воскресение из мертвых.

Это очень важный момент: мы живем для воскресения из мертвых. К сожалению, даже для людей православных, ходящих в храм, воцерковленных, это до конца не доходит. Поэтому у нас не так много святых в процентном отношении. Конечно, спасается больше людей, но явно святых не так много.

У нас есть Бог, есть Евангелие, в которое мы верим, есть послания апостолов. Там сказано про воскресение из мертвых. А дальше идеологические выводы: что такое жизнь, с чего она начинается и чем заканчивается, что надо делать и зачем. Этот вывод нужно сделать. Это очень трудно для нас, потому что наш разум подвержен греху. У нас мерцающее сознание. То пробивает, что Бог есть, то вопросы: «А куда Он смотрит? А почему я не богатый? Что за безобразие? Я же заслужил». А вот если бы мы верили в воскресение мертвых, многие искушения отпали бы. Как и многие наши цели, которых мы достигаем совершенно гигантскими усилиями, тратя на них здоровье и жизнь. А в конце оказывается, что это ничто и счастья не принесло. Многое бы отпало и мы бы прожили более счастливую жизнь даже в рамках этой земной, если бы по-настоящему верили в воскресение из мертвых.

– Вопрос от телезрительницы Людмилы: «Может ли богатство быть даром от Бога?»

– Почему бы нет? Может быть. Одному человеку в конце 2000-х годов пришло наследство от богатого дядюшки. Много-много миллионов долларов. Человек просто жил, а потом ему позвонил адвокат и сказал, что его дядюшка из Чикаго умер и оставил 200 или 300 миллионов долларов. Человек был православный, верующий и подумал, что надо вложиться в храм. Он отдал около 70 миллионов рублей, чтобы начали строить храм. В итоге храм был построен. Достраивали уже без него, поскольку это стоит дороже. Но тем не менее он положил основание. Сейчас это один из самых больших храмов города Москвы.

– Слава Богу. Телезритель прислал вопрос: «Вынуждают дать взятку. Как поступить в этой ситуации?»

Участие в коррупционных схемах грех? Кроме того, что наказывается законодательством.

– Конечно, лучше этого избегать. Мы часто говорим про коррупцию, есть всякие общества борьбы с ней, эта тема всегда имеет большой политический резонанс. Но когда она касается нас… мы сразу даем. Но если уж ты сам участвуешь в этих коррупционных схемах, пусть даже на уровне медсестры в поликлинике, тогда не осуждай других.

– Надо ли в этом каяться на исповеди?

– Конечно.

– Вот ты инспектору подсунул денег, чтобы машину не эвакуировали…

–  Да, значит, ты такой же, как все. И не так важно, что у тебя было 5000 рублей, а не 5 миллионов долларов. С точки зрения Бога, никакой разницы нет. В субботу мы читали притчу о лепте вдовы. Ее пожертвование для Бога было больше, чем у других. Хотя их суммы были намного больше. Они давали от избытка. А для Бога важна не сумма, а то, что ты на это способен. Не так важно, дал ты взятку 2 тысячи или 2 миллиона: ты коррупционер. Я понимаю, что это практически сложный вопрос, так как бывают очень тупиковые ситуации. Но это однозначно грех. И когда человек идет на грех, даже если у него нет другого выхода, он должен понимать, что за это ответит. Всегда.  

– Ну, шоколадка медсестре…

– Шоколадка для хорошего настроения или цветочки какие-нибудь – это нормально. А когда деньги, то надо понимать, что ты обязательно ответишь за это, и не перед органами.

– Даже если ты не попался.

– Да. Любой грех – это удар по своей душе. И когда мы идем на такое, надо молиться и спрашивать у совести: «А точно ли нет другого выхода?» А если идешь на это: «Господи, помилуй меня, грешного, потому что я согрешаю». Бывает, что человек все понимает, но у него нет сил противостоять греху. Как алкоголики, которые не могут сразу бросить пить. Надо молиться, Господь избавит.

– Вопрос от телезрителя. У каждого человека в голове свои тараканы. Телезритель очень мнительный: если видит какой-то взгляд на себе, придумывает всякое. Как с этим разбираться? Это духовная проблема?

– Это уже психологическая проблема или даже психиатрическая, в зависимости от уровня беспокойства. Но основа любых психологических и психиатрических проблем – духовная. Если человек мнительный, значит, он не верит в Промысл Божий.

– А как это? Он все придумал за всех?

– Да, он все просчитал. Одна пара покупала недвижимость и просчитала даже то, кто и когда из них умрет и так далее. Не надо принимать эти помыслы. Откуда ты знаешь, что будет? Есть Бог, Который о нас заботится и просто так не даст нам умереть. А уж если ты умрешь, оступившись и ударившись головой о бордюр, то это Промысл Божий. Бывают и какие-то очень опасные вещи. Читал рассказ одного верующего танкиста, который на войне 1941–1945 годов все время совершал какие-то удивительные подвиги. Все прятались, а он молился и шел вперед. По идее, должны были подбить. Война страшная вещь. Если б его подбили, никто бы даже не удивился. Но Господь его хранил.

Вера в Промысл Божий. Если ее не хватает, лукавый пользуется этим и начинает накручивать всякие помыслы: здесь разоришься, тут заболеешь и так далее. Сколько приходится прихожан увещевать, утешать, отвлекать от этих мыслей... Что-то заболело: «Ой, у меня рак, я умру». Ничего нет, но люди идут проверяться. Мнительные сразу думают, что рак.

Конечно, когда действительно есть какие-то проблемы, то надо идти к врачу. Но если это просто помыслы, когда мы постоянно боимся своей тени, – это неверие. Это от неверия в Бога, неверия в Его Промысл. И плюс лукавый пользуется этой слабостью и может раскрутить вас до таблеток, до депрессии, до каких-то психиатрических болезней, а некоторые люди к этому склонны, к сожалению. Чтобы этого не было, надо Иисусову молитву читать. И когда помысел возникает, вспомнить русскую пословицу: «Бог не выдаст, свинья не съест», – и отвергнуть его на корню.

– Когда ты видишь успех других людей, ты, возможно, им завидуешь. В этой ситуации как правильно себя вести? Как себя организовать, чтобы чужой успех не мешал твоей жизни?

– Надо понять, что у тебя есть своя жизнь и она прекрасна. У тебя есть масса талантов, без талантов людей нет. И ты можешь их реализовать. Бог готов тебе помочь, и не только тогда, когда речь идет о духовных талантах, милосердии, молитве, а даже в таких чисто светских делах, как в зарабатывании денег. На самом деле Бог обо всем заботится, в том числе и о нашем пропитании. И поэтому ты должен сосредоточиться на своей жизни, на своей работе, на своей деятельности. А когда будешь все время смотреть, что у того или у этого, – когда тебе работать, если будешь все время завидовать?

– А о чем это говорит, если человек так распыляется?

– О гордости. Вместо того чтобы возделывать свою делянку, получать прекрасные плоды в виде финансовых благ, человек будет все время смотреть направо и налево. А второй момент – это поражение его творческих способностей.

– То есть он сам себя погубит.

– Да, если он этим очень увлечется, то сам себя погубит. Будет непризнанный гений. Сам ничего не делал, но у него есть внутреннее ощущение, что он – гений, а его не оценили. А ты работал для этого? Потому что гений – это 5 процентов таланта и 95 процентов трудоспособности. Ты работай для этого, и у тебя все будет. Работать интересно! Сделай, чтобы у тебя что-то получилось, а для этого как раз нужен труд.  И тогда работа будет тебе приносить удовлетворение, некогда будет смотреть на окружающих.

– Как понять Промысл Бога о себе? В ситуации, когда видишь успех других людей, тебе в этот момент плохо.

– Надо понять, если плохо от этого, значит – это грех. Значит, над вами тяготеет ваш собственный грех, и с этим грехом надо начать бороться жестко, эти помыслы сразу отвергать. Другой способ – молиться за этих людей, чтобы им стало еще лучше. Назло своему помыслу. Не радоваться, а молиться. Радоваться, наверное, не сразу удастся себя заставить, а надо молиться: «Господи, дай ему в два раза больше, чтобы у него вообще все получалось на сто процентов!» Назло своему помыслу, в противоречие ему. Это очень важно. И укорять себя. Ведь если бы ты меньше на это смотрел, может, у тебя получилось бы еще лучше.

Завидовать – это убивать свою душу, убивать свои творческие способности. Понятно, что не всем быть великими... Да, люди бывают талантливы, а ты радуйся, что этот человек действительно что-то сделал для людей. А ты свое сделаешь – и это тебя тоже порадует. Путь зависти – это путь, на котором ты борешься со своей возможностью радоваться, радовать себя в жизни. Надо понять, что это грех, надо отсекать его – и заняться своим делом.

– Татьяна спрашивает: «Сегодня по телефону пьяный сосед попросил у меня денег в долг. Это, конечно, ему на водку. Я отказала, он ответил, что я плохой человек. Грех ли в том, что я не одолжила ему денег на выпивку?»

– Вы бы у его жены спросили, плохой Вы человек или хороший… Жена бы сказала, что Вы очень хороший человек. Зачем человека губить? Он уже пьяный, а хочет еще выпить. Может, он на эти деньги напьется, попадет под электричку или свалится с какой-нибудь высоты, разобьет себе голову, умрет.

– Это не значит, что денег жалко.

– Нельзя финансировать грех, нельзя финансировать то, от чего людям становится плохо, а алкоголикам плохо от их алкоголизма. Зачем им помогать убивать себя медленно, но верно? Понимаю, что бывают случаи, когда таким уже «прожженным» алкоголикам надо опохмелиться.

– Иначе могут умереть.

– Да, иначе у них не выдержит сердечно-сосудистая система, и они могут умереть. Это уже зависимость от алкоголя, но таким обычно немного надо, чуть-чуть пива или немного легкого алкоголя. Если он бутылку выпьет, то это уже продолжение запоя. Поэтому я понимаю, что им можно немного купить в таком случае. А если пьяному человеку еще добавить – уже будет грех дать деньги в такой ситуации.

– А как вообще относиться к тому, чтобы давать в долг, особенно в ситуации, когда долг не возвращают?

– Надо по ситуации смотреть. Если это люди, которые ленятся работать, то финансировать их, может быть, не стоит. Это тоже фактически грех – помогать им гибнуть духовно, а иногда даже и физически деградировать. А бывает такая ситуация, когда мать-одиночка, больной ребенок – и мать хватается за любую соломинку… Здесь ты прекрасно понимаешь, что ей нечем будет отдать, потому тут можно какую-то посильную сумму отдать сознательно как милостыню. Это будет милостыня. Но надо человека знать, знать его ситуацию.

– Был такой вопрос, когда дочка брала кредиты постоянно, а родители помогали их выплачивать.

– Это глупость.

– Вроде пообещала, что больше не будет этого делать, – и опять берет. Как быть в этой ситуации?

– Надо не давать ей денег, чтобы банки быстрее занесли ее в черный список, не давали ей кредиты брать. Есть люди, для которых это – страсть, они не могут не брать кредиты. Я знаю такие случаи, и немало. И когда родители приходили, я им всегда советовал одно: не давайте ничего, пусть запишут в должники…

– Жить не по средствам – это тоже грех?

– Да, конечно. Тем более что тут фактически родители платят за ее жизнь не по средствам, а им бывает это тяжело. А дочка это не понимает. Поэтому здесь ни в коем случае не надо давать деньги. Будет хорошо для нее, если ее обанкротят, занесут в черный список. Иначе просто будут всю жизнь родители на ее кредиты работать, и чем это закончится? Она привыкнет жить на широкую ногу, а работать не будет. Обычно у этих людей с работой сложно. И тогда вы ее приучите к такой жизни… Она прожила свою жизнь не по средствам ­­− ­и вдруг у нее все рухнет! Не дай Бог, до суицида может дойти, потому что она привыкла так жить... Это очень тяжело для человека. Поэтому финансировать такой образ жизни – это делать зло.

– То есть должно быть какое-то воспитание финансовой грамотности в семье?

– Дело даже не в финансовой грамотности. Это понимание того, в чем смысл жизни. Вот для человека смысл жизни в том, чтобы широко жить…

– Хотя бы недельку, но хорошо… Как орел полетаю, а потом разобьюсь…

– Давайте попробуем подытожить нашу сегодняшнюю беседу. Что Вы пожелаете нашим телезрителям?

– Верить в вечную жизнь, спасать свою душу, любить прежде всего Бога, своих близких. Не предавать. Мера всего – это любовь. Если человек по-настоящему любит Бога и ближних своих, у него всегда есть, куда ему идти, он знает, что ему делать, а что не делать. Вот даже взять пример этой девушки, которая живет на кредиты, – она же не любит своих родителей. Если бы она любила их – она бы никогда так не сделала. Если бы она любила – она бы просто не брала кредиты на свои развлечения. Надо любить, и тогда ты, будучи богатым, бедным или среднего достатка, будешь счастливым человеком; и никакие страсти, в том числе сребролюбие, не смогут поймать твою душу.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать