Беседы с батюшкой. «Почему грех привлекателен. Об искренности, свободе и молитве». Протоиерей Михаил Браверман. 22 февраля 2024

22 февраля 2024 г.

В гостях настоятель храма Порт-Артурской иконы Божией Матери протоиерей Михаил Браверман.

– Сегодня мы будем говорить о привлекательности греха, о том, как нам справиться с ним через молитву. Мы сталкиваемся с проблемой греха, говорим, что нельзя его совершать, что нужно с этим бороться, нужно что-то делать. Но, получается, грех так привлекателен, что мы, даже желая преодолеть его, думаем, что уж вот это-то грех, а вот это просто желание... И тут есть сложности нашего собственного восприятия. Некая шизофрения. С одной стороны, я говорю, что грешить нельзя, с другой стороны, продолжаю грешить. Более того, даже исповедь используется нами в данном случае не как инструмент преодоления греха, а как то, когда мы хвалимся грехами. Я не прав? Или в чем-то все-таки такая история продолжается? Почему грех так привлекателен?

– Апостол Павел говорит о проблеме человека, что он доброе, которое хочет творить, не делает, а зло, которое ненавидит, тем не менее производит на свет. Потому что человек действительно двойственен. Мы таим в себе Божий образ. Мы сотворены для богообщения, но в то же время пропитаны грехом на всех уровнях нашего бытия. Дух, душа, тело – все страдает от греха.

И почему грех привлекателен? Потому, что праматерь человеческого рода Ева когда-то увидела, что древо познания добра и зла хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно, ибо дает знание. С тех самых пор, как говорит апостол Иоанн Богослов, все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.

Грех привлекателен. Рыба клюет наживку, наверное, потому, что та ее привлекает. Но в конце концов рыба оказывается на крючке и на сковородке. Точно так же происходит и с людьми. Существует целая индустрия рекламы греха. Но сделанный грех рождает смерть. Так было с прародителями, так происходит и с нами: мы духовно умираем, когда совершаем грехи. И зная о нашей духовной немощи, Господь даровал нам в Церкви таинство Покаяния, чтобы не грехи определяли нашу жизнь, а Божие милосердие и прощение.

– О покаянии хочу спросить особо, ведь каяться можно по-разному. Можно попытаться осознать свои грехи, но даже это мы вряд ли сможем сделать без Божьей помощи. А каким образом обрести ее, если мы еще не сумели по-настоящему покаяться? Если мы не можем каяться, то как же тогда можем привлечь Господа для этой помощи?

– Нет, каяться, конечно, мы можем. Другое дело, в какой мере. Если мы посмотрим пример святых, то они считали себя самыми последними грешниками. И, наоборот, очень часто человек приходит на исповедь и говорит: «А я особо-то и не согрешаю». Почему происходит первое? Почему происходит второе? Когда человек близок к Богу, Который есть свет, то он видит себя таким, каков он есть на самом деле. Апостол Павел говорит обо всех людях: все согрешили и лишены славы Божией.

А когда человек живет не в свете Божественной любви, то, конечно, он сравнивает себя с другими людьми, с такими же грешниками. И тогда действительно он особо ничем и не отличается. Человек всю жизнь учится любить Бога. Он всю жизнь призван учиться молитве, учиться действенному, искреннему, истинному покаянию перед Ним. Нам должно быть стыдно за себя, стыдно за свою жизнь. Мы благодарим Бога за Его неисчислимые дары, за дар жизни, веры. Но еще мы перед Ним приносим покаяние. Ведь что разделяет Бога и человека? Бог Сам пришел в этот мир, Сам стал Человеком. Но воплощенного Спасителя и человека разделяют наши грехи, наше несовершенство. И только через покаяние мы можем приходить к Нему.

– Продолжу разговор о покаянии. Для того чтобы реально найти силы для покаяния, нужно воспитать в себе какой-то особый взгляд на происходящее со мной в этом мире, чтобы я понял, что не могу не каяться. В этом мироощущении мы часто оправдываем себя не оправданием, которого просим у Господа, а, что называется, самостийно. Каким образом можно пробудить в себе этот дух покаяния? Каким образом его обрести?

– Во-первых, надо трудиться, без труда не бывает никакого результата. Человек существо непостоянное. Если сегодня у него действительно есть искренние слезы, это не значит, что завтра его не постигнет «окамененное нечувствие». Мы живые люди, и каяться действительно тяжело. В чем тут проблема? Перед другими людьми мы стараемся выглядеть лучше. Это правильно и закономерно. Даже когда мы ведем внутренний диалог, то должны апеллировать к тому, что в нас есть светлого, доброго, чистого. А когда приходим к Богу, мы должны быть такими, какие есть, со всеми нашими проблемами и недостатками, потому что только исходя из того, кто ты есть на самом деле, ты можешь предстать перед Богом в молитве и в церковных таинствах.

Тяжело видеть себя грешником. Конечно, это труд. Но человек призван к полноте жизни, к радости, а грех убивает эту радость. Поэтому на пути к полной, счастливой жизни мы проходим через осознание своих ошибок, своих грехов и приносим Богу покаяние для того, чтобы освободиться от того, что нас гнетет.

– Вопрос от телезрителя Игоря из Москвы: «Какие нужно читать молитвы, чтобы исповедовать блудные грехи? Потому что грех не бывает привлекательным и мешает свободе».

–  Грехи против седьмой заповеди обусловлены нашим грешным состоянием. И седьмая заповедь говорит о том, что грешат и тело, и душа. А с чего всегда начинается грех? С помысла, с прилога. Соответственно, бороться с грехом нужно тоже на уровне контроля своих чувств, своего зрительного восприятия, своих мыслей. Поэтому каждый раз, когда нас посещает та или иная греховная мысль, мы противопоставляем ей призывание имени Божьего, краткую молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

– В связи с этим у меня еще один вопрос. Наверное, каждый раз, когда мы думаем о своей греховной сущности, то, может быть, приобретаем некую угрюмость, что ли, своего собственного сознания. Но я знаю несколько священников, которые все время в радости.

– Христианин и должен быть всегда в радости.

– А у меня это не получается…

– Постоянно радоваться – это тоже странный признак. В жизни должны быть и слезы, и радость. Просто осознание своей греховности не ведет нас к тому, что называется комплексом неполноценности. Мы осознаем свои грехи, свои недостатки, свою духовную немощь не для того, чтобы ходить с угрюмым видом, а для того, чтобы наша жизнь исправлялась и из кривой становилась ровной. Как можно не радоваться? Господь прощает нас, называет Своими детьми, и даже наши грехи не могут превзойти Божие милосердие.

– Все так просто?

– В каком-то смысле с Богом просто. Это мы сложные в том плане, что в нас намешано плохое и хорошее, светлое и темное. А с Богом просто, потому что перед Ним мы такие, какие есть. Бог – Тот, Кто называет Себя нашим Отцом Небесным.

–  Может быть, в этом случае имеет смысл свою жизнь как бы облегчить и не задавать себе каких-то уж очень сложных вопросов?

– Можно не задавать себе вопросы, которые не имеют ответа.

– Как?

– Человек ответствен за то, за что он действительно отвечает, за то, как устраивает свою жизнь. Очень многие вещи вне нашей компетенции. Мы не выбирали, когда нам рождаться на свет.

– И где.

– Не выбирали родителей, своих физических данных при рождении. Это то, что нам дано. А вот как мы этим распоряжаемся? Об этом надо заботиться, об этом надо думать, за это нести ответственность.

– Когда храм Порт-Артурской иконы Божией Матери еще только-только закладывался, помню, была такая акция, возможность заложить именной кирпичик.  И я знаю о том, что этот способ для многих людей стал не скажу, что спасительным, потому что это не нам решать, но попыткой заменить спасение. Могут ли хорошие дела заменить не то чтобы само спасение, но, во всяком случае, путь к нему? Вот я купил 100 кирпичиков, какой молодец, просто хороший человек...

– Участвовать в строительстве храма – это действительно благое, доброе дело. Тем не менее никакие дела сами по себе не спасают. Мы называем нашего Господа Спасителем, потому что только Он спасает нас. И удивительно, спасает не за что-то, а по Своей любви, по дару благодати. Но вера без дел мертва. Потому что как ты веруешь, так и живешь. Поэтому вере должны сопутствовать дела веры, надежды и любви.

Удивительно, Господь просто дарует нам спасение. А от нас уже зависит, принимаем ли мы этот дар, трудимся ли над своей христианской жизнью. А благие дела, строительство храма – это прекрасно, потому что храм – это дом Божий на земле.

– Вопрос от телезрительницы Нины из города Троицка: «Меня мучит один вопрос. Я уже давно хожу в храм. Не систематически, но стараюсь каждое воскресенье. Хожу уже больше 20 лет; и всегда с трудом, каждый раз заставляю себя. Неужели столько лет может такое быть? Я хочу с удовольствием ходить в храм, но у меня не получается. Я всегда себя заставляю. Как мне быть?»

– Дорогая Нина, не унывайте, а дальше себя заставляйте. Господь говорит, что Царство Божие усилием берется. И мы настолько духовно ленивые, настолько духовно расслаблены, что нам необходимо себя понуждать и к молитве, и к хождению в храм Божий. Конечно, надо себя понуждать, но надо и испытывать радость. Надо заставлять себя иногда и молиться, но при этом понимать, что молитва – это высший дар человеку от Бога, ведь мы обращаемся к Царю Вселенной, к Владыке мироздания. Мы самые обычные, маленькие люди. А еще у каждого из нас есть свой крест. И этот крест – наши духовные, душевные и физические немощи. И это может быть и такого уровня духовная лень, что мы вынуждены заставлять себя вставать на молитву и приходить в Божий храм. Божией помощи Вам на этом пути.

– Господь и намерение целует.

– Аминь.

– Я так понимаю, что нужны были духовные силы и для того, чтобы задать такой вопрос. Ведь у нас есть прихожане, которые не заботятся о том, что нужно себя понуждать, что нужна дисциплина. А насколько церковная дисциплина помогает человеку обрести ту веру, которая, может быть, потом станет для него той самой радостью? У Нины этот путь идет 20 лет.

– Не надо смущаться. Даже апостолы просили у Господа умножить их веру.

– Помните: если бы вы имели веру с зерно горчичное? И тогда возникает вопрос: если вера, молитва, славословие, которое мы возносим Господу, просто ничтожно малы для нашего духовного возрастания, то что же нам делать?  

– Возвращаемся к первой части вопроса – к дисциплине. Дело в том, что дисциплина необходима для всякого человека. Ни в спорте, ни в искусстве, ни в профессиональной жизни не добиться результатов, если человек не привык к дисциплине. Это касается и основы основ – духовной жизни. Ведь духовная жизнь – это основание, а все остальное прилагается. Потому и существует молитвенное правило, что человек должен его исполнить. И лучше исполнять его с радостью.

– Но для этого нужно его понимать.

– Как говорит апостол: Стану молиться духом, стану молиться и умом. У нас есть чувственная сфера, есть сердце и должен быть разум, поэтому, конечно, знание о Боге неразрывно связано с тем, как мы к Нему обращаемся.

– Вопрос от телезрительницы Татьяны из Москвы: «Читаю святых отцов, и все до одного, особенно Игнатий (Брянчанинов), говорят об умной молитве, что надо ей учиться. Такие великие люди и считали, что не умеют молиться. Так что же нам делать? И сосредотачиваюсь, но не получается. Церковь проповедует, что надо молиться Богу умно, что Господь не услышит наше «тра-та-та». И святые отцы так говорят. Но не получается. И не одна я это говорю, это вообще вопрос всего человечества. Как получить такой дар? Что делать? И постоянно расстраиваешься, когда прочитаешь, что Господь не услышит твою молитву, потому что надо молиться умно. А что же делать людям?»

– Во-первых, не унывать. Мы только тогда бываем близки к Богу, когда понимаем всю нашу духовную нищету. То, что нам не дается молитва, что мы молимся с холодным сердцем, и показывает, насколько мы грешники. Если бы мы по-настоящему любили Бога, то не принуждали бы себя к молитве, а бежали в храм Божий. Но такая данность, что мы грешники.

Что нам делать? Относиться к этому спокойно и трудиться. А дарует Господь дар или нет, зависит только от Него Самого. И в чем-то от человека. Нам надо трудиться, не унывая, а результат пусть не сразу, но будет. Конечно, прежде чем встать на молитву, надо очень хорошо понимать, к Кому мы обращаемся, и тогда молитва наполнится смыслом. Проблема в нас. Мы очень проблемные люди. Когда человек делает что-то изо дня в день, из года в год, это приобретает характер привычки, но, увы, с молитвой этого не происходит. Каждый день начинаем учиться заново.

– Интересно. Думают еще, что вот есть особые молитвы, которые точно избавят нас от какой-то болезни и так далее. Такое можно встретить и в Интернете, что молитва должна быть такая-то и такая-то. Вы же встречали такое?

– Есть даже целые книги: эта молитва помогает от зубной боли, а эта от какой-то еще. Знаете, образец всех наших молитв – это та единственная молитва, которую оставил нам Господь Иисус Христос. Молитва «Отче наш», где есть и обращение, и прошения, и славословия. Конечно, у каждого человека должны быть свои любимые святые, свои любимые молитвы. То, что его вдохновляет, и должно быть в его сердце, на устах и в разуме.  

– О каких-то молитвах мы говорим, что вот она-то очень сильная.

– Сильной молитву делает наше благоговение перед Богом.

– А иначе получается некий магизм.  

– В том и дело. Это не заклинание, молитва – это обращение к Богу. И она предполагает Божий ответ. То есть молитва – это разговор со Всевышним. Естественно, Господь Бог не отвечает нам так, как отвечает человек человеку, собеседник собеседнику, но Он отвечает через обстоятельства нашей жизни. И если Сам Господь призывает нас к Нему обращаться, то, конечно, молитва – это главное дело для христианина. Когда-то святитель Григорий Богослов сказал, что молиться и помнить о Боге необходимо больше, чем дышать, потому что дыхание дает человеку жизнь, а молитва приводит его к источнику вечной жизни.

– Помните в прокимнах: «Всякое дыхание да хвалит Господа»? Я думал о том, что во всех наших прокимнах существует какой-то непреложный и очень понятный смысл. И каждый раз мы обращаемся к Ветхому Завету. Может быть, мы до сих пор, как бы сказать, не очень дожили до каких-то непреложных истин Нового Завета? Или в этом существует определенная молитвенная связь, которой мы не должны бояться?

– Вполне естественно, что Ветхий Завет предшествует Новому. Ветхозаветные песнопения, псалмы, гимны звучат на богослужении Церкви. В этом преемственность и единство двух Заветов. В чем это единство? Они говорят о Христе Спасителе. Только Ветхий Завет в прообразах и пророчествах, а Новый Завет являет пришедшего в силе Божьего Сына.

– Продолжая разговор о покаянии, грехе, хочу напомнить, что совсем скоро начнется Неделя о мытаре и фарисее.

И это значит, что скоро Великий пост. Прекрасно, что у нас есть зима, лето, есть праздники и посты время особого упражнения, научения, молитвы и покаяния.

– Из притчи о мытаре и фарисее мы помним, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей.

– Да. Но это не значит, что фарисей был осужден. Это значит, что покаявшийся грешник был прощен.

– Скажите, а если я ощущаю в себе некую книжность, фарисейство и так далее, это же не говорит о том, что я навсегда потерян для Господа?

Вы знаете, я тоже ощущаю подобное.

– Да, Вы ведь тоже богослов, книжник.

– К себе нужно относиться с юмором. Тщеславие – это такой мелкий грех, над которым нужно в себе посмеиваться. Вообще грехи других людей нужно покрывать, а свои обличать, а над некоторыми из них нужно посмеиваться.

– Но при этом не нужно брать в руки бич и превращать свою спину в кровавое месиво.

Все хорошо в меру. Мы же помним пословицу: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». 

Да. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» – строка из стихотворения Бориса Пастернака. Эти слова созвучны моему настроению. Мне очень хочется понять, что со мной происходит. О чем мы чаще всего просим Господа? Мы не просим о том, чтобы Господь, например, открыл в нас дар чудотворения или еще что-нибудь. Мы задаем Господу вопросы о себе. Или я не прав?

Человек загадка. Вообще другой человек загадка, но я загадка сам для себя. Знает нас только Господь Бог. Над постижением тайны человека мы трудимся всю жизнь, но и над постижением себя мы тоже трудимся всю жизнь.

– Мы приходим к Господу со своими вопросами, и мы о многом Его просим. Мы просим у Него непостыдной смерти, просим о хорошей погоде.

– О благорастворении воздухов.

– Да. Мы просим об очень многом, то есть мы все время говорим: «Подай, Господи, подай, Господи…» Как правило, практически все наши ектении просительные, но при этом нам очень хочется научиться благодарить Господа. А как это можно сделать?

Когда ребенок совсем маленький, он все время о чем-то просит маму и папу, и это нормально. Но когда он вырастает, он должен сам научиться дарить людям радость, какие-то блага. Точно так же и в духовной жизни. Высшая молитва – это благодарность Богу за все: за дар веры, любви, жизни, за возможность смотреть православный телеканал «Союз», за возможность приходить в храм, принимать участие в строительстве храма.

У нас есть неисчислимое количество поводов благодарить Бога. И наше высшее призвание – быть людьми, благодарящими Бога. Самая главная наша служба – литургия имеет еще одно название, греческое, – Евхаристия, или благодарение. На литургии мы благодарим Спасителя за все Его неисчислимые благодеяния.

– Недавно я был на выставке «Православная Русь». Я увидел, что в выставке участвуют более ста монастырей, какие-то фирмы, фермерские хозяйства и так далее. С одной стороны, эту выставку можно воспринимать как некое торговое мероприятие, но при этом там ведь есть возможность и делать что-то другое.

Вы часто там бываете. Скажите, зачем Вы туда приходите, с кем там встречаетесь. Я знаю, что бывают такие случаи, когда люди приходят на ярмарку, чтобы что-то купить, а уходят оттуда православными христианами. Встречались ли Вы с таким?

Знаете, прекрасно, когда люди встречаются, когда есть возможность купить и что-то по хозяйству, и что-то духовное. В последние годы на выставке «Православная Русь» я выступаю с нашим церковным хором. Мы поем песнопения, и я рассказываю об их духовном смысле, и это прекрасно. Любая деятельность, любое движение вперед всегда прекрасны, особенно если они наполнены духовным содержанием.

Вы заговорили про хор, и я хочу спросить у Вас вот о чем. Моя дочь стала ходить в церковный хор, ей этого очень хочется.

Прекрасно. Это прекрасное занятие.

– Скажите, а если у человека нет слуха, но он очень хочет петь, если у него нет духовного возрастания, но он хочет этого, эти его желания могут помочь ему обрести и музыкальный, и духовный слух?

Наверное, духовный слух, как и абсолютный музыкальный слух, это талант и дар от Бога. Но стремиться жить церковной жизнью, принимать участие в приходской, общинной жизни, петь в хоре, писать иконы, поступить в духовную семинарию – это очень правильное, хорошее движение человека. Наш вектор направлен в сторону реализации духовных даров. Какие-то дары у нас есть изначально, и наша вера это уже дар, а какие-то дары мы можем приобретать на нашем жизненном пути. И Бог нам в помощь.

– В вашем храме пол выложен мозаикой. Я знаю, что прихожане и люди, которые никогда не занимались мозаикой, помогают в этом. 

– Да, самые обычные женщины, но под руководством профессиональных художников, набирают мозаику в нашем храме. И Вы можете присоединиться, приходите к нам.

То есть это труд, который зовет всех. Получается, что в любом храме человек может найти для себя занятие. 

– Знаете, вымыть в храме полы с осознанием того, что ты делаешь это для Бога (ведь храм это дом Божий) и для прихожан, это прекрасно, и это может делать практически каждый человек.

Отец Михаил, благословите наших телезрителей.

– Попросим Господа Бога, чтобы наша жизнь и предстоящий Великий пост были нам в научение и благословение.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать