Беседы с батюшкой. Миссионерский институт. Священник Иоанн Парамонов. 13 марта 2024

13 марта 2024 г.

У нас в гостях заведующий кафедрой теологии Миссионерского института священник Иоанн Парамонов.

– Отец Иоанн, Вы представляете Миссионерский институт. Совсем скоро там будет день открытых дверей. Предлагаю сегодня поговорить об этом учебном заведении. Что представляет собой Миссионерский институт сегодня?

– Миссионерский институт – это конфессиональный вуз. Учредителем Миссионерского института является Екатеринбургская епархия. В рамках института существует несколько образовательных программ, о которых мы чуть позже поговорим.

Институт уникален. Уникальность его заключается в том, что это единственный конфессиональный вуз на Урало-Сибирский регион. То есть это высшее учебное заведение, не семинария. Обычно богословское образование люди стремятся получить в духовных школах, и это правильно и хорошо. Но все-таки задача духовной семинарии – подготовка священнослужителей, а задача конфессионального вуза – прежде всего подготовка профессиональных теологов, богословов, которые в дальнейшем хотели бы послужить Церкви, но не в священном сане.

Студентами нашего института являются и молодые девушки, женщины, которые находят в дальнейшем свое место в Церкви как преподаватели воскресных школ, катехизаторы, помощники настоятелей и благочинных по различным вопросам, в том числе юридическим. Сейчас это важно, актуально, востребовано. То есть в различных сферах, где происходит соприкосновение церковных, государственных, социальных вопросов, должен быть специалист, подготовленный теолог.

Миссионерский институт совершает свое служение уже более десяти лет. За это время было выпущено достаточно большое количество студентов, и мы отслеживаем каждого выпускника. Каждый выпускник нашего института нашел себя в Церкви. Конечно, это не значит, что наши выпускники трудятся только в церковных структурах; они работают инженерами, учителями, врачами или просто служащими, но обязательно несут посильные послушания в Церкви и выполняют свою миссионерскую задачу (катехизаторскую, просветительскую) на том месте, куда призвал Господь.

– Можно небольшую историческую справку об институте?

– Миссионерский институт вырос из высших женских миссионерских курсов. Эти курсы были организованы трудами Ново-Тихвинского монастыря с благословения матушки Домники и схиархимандрита Авраама. Эти курсы были востребованы, на них записывалось по 60–80 человек. В течение двух лет люди изучали основы богословия, историю Церкви, ряд иных дисциплин. В дальнейшем данные курсы переросли в институт; учредители нашли возможность организовать институт. Потом данное учебное заведение перешло в ведение епархии, и епархия стала учредителем. Институт прошел все процедуры контрольно-надзорных органов, связанных с лицензированием и последующей аккредитацией образовательной программы по теологии.

На сегодняшний день мы достаточно хорошо зарекомендовали себя в научно-академическом сообществе. Миссионерский институт является постоянным участником Федерального учебно-методического объединения, членом Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА). Мы, что называется, держим руку на пульсе, отслеживая все веяния, связанные с контрольно-надзорными органами, государственной политикой в области образования, соблюдая все требования, которые предписывает законодательство о высшем образовании.

То есть институт начинался не просто с нуля, а с минус единицы, и сегодня это полноправный вуз Уральского региона. Мы благодарим Бога, что сейчас есть возможность получить высшее богословское образование. Обращаю внимание, что студенты всех форм обучения (у нас две формы обучения: очно-заочная, то есть вечерняя, и заочная) получают у нас образование бесплатно. То есть за образование платит епархия. Это уникальный момент, который достоин всяческого тиражирования, поддержки. Вне зависимости от того, первое это высшее образование, второе или третье, студенты получают его за счет епархии, за счет Церкви. И это милость Божия.

– Давайте поговорим подробнее об образовательных программах, в том числе и о дополнительных профессиональных образовательных программах, которые славятся известностью в Екатеринбурге.

– Основная образовательная программа – это, конечно, программа в области теологии. Мы готовим бакалавров теологии. Обучение по данной образовательной программе составляет пять лет для студентов как очно-заочной формы обучения, так и заочной.

В институте активно развивается сектор дополнительного профессионального образования, где можно пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку. Надо сказать, что именно в рамках дополнительного профессионального образования мы нашли точки соприкосновения с Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Уже более 150 учителей Свердловской области прошли профессиональную переподготовку как учителя «Основ религиозных культур и светской этики» и успешно реализуют данный курс и модули данного курса в общеобразовательных школах.

И если мы говорим о конфессиональном вузе, это не значит, что вуз занимается только подготовкой церковных специалистов. Нет, не только. Кадровый ресурс и возможности вуза позволяют выстроить образовательные программы, образовательные траектории, учитывая и социальный заказ. Есть программы, связанные с повышением квалификации в рамках экскурсионной деятельности; программы для педагогов по повышению квалификации. Например, программы по антитеррористической защищенности, по оказанию первой помощи в образовательных организациях и другие. Все программы представлены на нашем сайте, можно зайти и посмотреть. Кстати, ряд программ представлен в дистанционном формате, что позволяет свободно выстроить индивидуальную образовательную траекторию и получить и освоить новые компетенции.

Поэтому вуз активно развивается в различных направлениях. В рамках научной деятельности и реализации образовательных программ мы совместно с Педагогическим университетом год назад завершили большой проект по цифровизации теологического образования. Впервые мы предприняли попытку теоретически обосновать необходимость феномена цифровизации теологического образования и выстроили некие векторы дальнейшей цифровизации теологического образования. Научно-педагогические работники представили соответствующее теоретическое видение, опубликовали статьи, есть даже монография по этому поводу. Даст Бог, я подготовлю докторскую диссертацию по этому вопросу. То есть мы активно развиваемся, в том числе и в рамках научной деятельности.

Наши студенты принимают активнейшее участие во всех конференциях гуманитарного профиля, которые проводятся в Уральском регионе и по всей стране. Кстати сказать, последняя конференция, которую проводила Екатеринбургская духовная семинария, – это событие для Уральского региона. Эту конференцию все ждут не только у нас в области, но и в стране; люди готовятся, присылают свои статьи. Конференция проходила совместно с Миссионерским институтом, и мы рады такому сотрудничеству и тому, что институт может быть полезен и обществу, и Церкви, и каждому отдельно взятому человеку.

– Какие требования предъявляются к абитуриентам, поступающим в институт?

– Требования серьезные. Мы не можем не учитывать требования государственного законодательства в рамках приема, поэтому просим, чтобы наши абитуриенты обязательно имели результаты ЕГЭ по таким дисциплинам, как русский язык, история и обществознание. Если человек уже имеет среднее профессиональное образование, он сдает внутренние экзамены в вузе. Кстати сказать, уже не первый год внутренние экзамены на базе СПО (среднего профессионального образования) мы принимаем дистанционно. У нас разработана соответствующая цифровая информационная среда, которая позволяет принять данные экзамены дистанционно. Тем, кто не имеет среднего профессионального образования, необходимо представить результаты ЕГЭ. Без этого мы не можем зачислить человека. Думаю, телезрители знают, что есть единая цифровая среда, куда каждый вуз вносит сведения о результатах ЕГЭ и о каждом абитуриенте. Поэтому мы очень строго относимся к этим вопросам.

Кроме того, обязательно наличие рекомендации духовника, настоятеля прихода, который посещает данный абитуриент, в которой священнослужитель, настоятель, свидетельствует о том, что рекомендует данному абитуриенту поступить в Миссионерский институт, продолжить там обучение и получить соответствующее богословское образование. Но различные бывают жизненные обстоятельства, поэтому даже если этой рекомендации нет, у нас с каждым абитуриентом проходит перед экзаменами собеседование с духовником института, с помощником ректора по воспитательной работе. И сам ректор принимает участие в работе комиссии. К сожалению, уже после собеседования бывает отсев. Вуз имеет право устанавливать внутренние экзамены, и собеседование является одним из таких экзаменов. Не все студенты проходят.

Мы предъявляем серьезные требования к каждому абитуриенту. Потому что с морально-этической точки зрения мы не можем допустить такого, чтобы человек, который не готов, не понимает специфики теологического образования, православной теологии как таковой, получал высшее образование за счет Церкви. К сожалению, есть разные люди, которые по-разному смотрят на ряд вопросов, в том числе внутрицерковных, и собеседование позволяет нам выявить таких людей на моменте поступления, чтобы «не было мучительно больно» в процессе учебы. Для нас это очень важный вопрос. То есть институт несет ответственность не только перед обществом, государством, но также и перед Церковью.

Если мы набираем, например, 30 человек на заочную форму обучения, то к пятому курсу у нас остается около 10 человек. Нас этот момент очень сильно беспокоил в свое время, и Наталия Александровна, ректор института, обращалась к владыке митрополиту Кириллу, мол, как быть в такой ситуации: набираем большое количество, а выпускаем единицы. И владыка Кирилл сказал: не боритесь за количество, бороться надо за качество. Так вот, в тех десяти выпускниках, которые оканчивают Миссионерский институт, мы уверены и рады, что они получили соответствующие дипломы. Все они нашли себя в Церкви и стали действительно церковными людьми, нужными для Церкви и востребованными в обществе. Поэтому мы боремся за качество; стараемся, по крайней мере.

– Если продолжать вопрос качества образования, то в настоящее время очень много внимания в светских высших учебных заведениях отводится воспитательной работе. Каковы особенности воспитательной работы в вашем институте?

– Несмотря на то, что у нас нет студентов очной формы обучения (а воспитательная работа так или иначе направлена именно на студентов очной формы обучения), студенты вечерней формы обучения активно принимают участие во всех наших воспитательных мероприятиях. Например, у нас регулярно совершаются молебны непосредственно в институте в дни значимых церковных праздников, церковных торжеств. У нас есть возможность совершать так называемые миссионерские Божественные литургии (в частности, в Ново-Тихвинском монастыре), когда богослужение проходит с соответствующими комментариями, и студенты приглашают своих родственников, родных и близких погрузиться в чинопоследование богослужений, открыть для себя ход Божественной литургии и других служб. Это вызывает постоянный интерес у наших студентов и сотрудников. Это и паломнические поездки, и проведение социальных акций. Например, последние социальные акции связаны с СВО, когда студенты объединились в оказании помощи и поддержки нашим военнослужащим. Все воспитательные мероприятия публикуются на сайте института. Кому интересно – заходите на сайт, смотрите.

Знаете, студенты не устают от воспитательных мероприятий. Динамизм присутствует в студенческой жизни. Вроде бы, с одной стороны, люди уже взрослые, многие социально и профессионально состоялись, получают уже не первое, а второе или третье высшее образование, некоторые студенты имеют даже ученую степень (у нас учатся кандидаты наук), тем не менее профессорско-преподавательский состав заражает студентов той студенческой жизнью, которая была у них несколько лет назад, и они погружаются в эту студенческую активность, в иные социальные проекты, чтобы объединиться в духе единой семьи и в этом единении послужить Богу и близким. Все наши воспитательные мероприятия направлены на служение. Мы хотели бы за пять лет воспитать человека, который был бы не просто профессиональным теологом, а чтобы вся его жизнь была направлена на служение Богу и людям.

– Студенты, имеющие ученую степень, – это, конечно, очень интересно и здорово.

– Это интересный феномен. У нас таких двое: один – кандидат исторических наук, другой – кандидат технических наук. Кандидат исторических наук – из Нижнего Тагила, кандидат технических наук – из Екатеринбурга.

– Раз уж мы заговорили о географии, какова география студенчества в целом?

– У нас учатся студенты не только из Уральского региона, не только из Сибири, но из других регионов России, даже из дальнего зарубежья. Буквально несколько лет назад у нас закончил учебу студент из Сербии. Он, кстати, несет очень важное послушание в Сербии – ухаживает за могилами советских воинов. Это очень значимо. Совместно с посольством, приходами Сербской Православной Церкви и приходами Московского Патриархата они организуют ряд социальных проектов по обновлению памятников в Сербии. И мы рады, что он в течение пяти лет прилетал сюда из Сербии, из Белграда, чтобы получить высшее образование. Потому география студентов большая, у нас учатся студенты из разных регионов, разных областей. И мы рады, что об институте знают по всей стране.

– Вы уже упомянули о том, на каких ответственных послушаниях трудятся выпускники. Но давайте остановимся на этом более подробно.

– Ряд наших выпускников принимают священный сан, и мы благодарны священноначалию, что наши выпускники отвечают соответствующим требованиям, поскольку наш институт помимо государственной аккредитации имеет еще и церковную аккредитацию. Многие выпускники служат священниками, диаконами, но это все-таки единицы. В большинстве случаев они возглавляют воскресные школы при крупных храмах, трудятся в епархиальных структурах, социальных отделах, отделах религиозного образования и катехизации, активно занимаются социальной работой. На сегодняшний день очень востребована социальная миссия Церкви, и здесь должен быть специалист, который владеет нормативно-правовой базой, умеет организовать социальный проект, привлечь соответствующих волонтеров и так далее. Образование, которое получает студент в вузе, позволяет решить большое количество вопросов.

Акцент в подготовке студента-теолога институт делает на такой области знаний, как образование и наука. Поэтому наши студенты проходят практику в общеобразовательной школе как учителя «Основ религиозных культур и светской этики» в 4-м классе, а также проходят миссионерскую практику на приходах.

В этой связи всегда возникает вопрос: есть семинарии, есть Миссионерский институт, есть кафедры теологии в государственных вузах; чем же подготовка студентов в Миссионерском институте отличается от подготовки студентов в семинарии или, например, в том же Горном университете? Семинария направлена на подготовку священнослужителя. В Горном университете направленность программы – церковно-конфессиональные отношения. В Миссионерском институте направленность – образование и наука. Несмотря на то что мы говорим о стандарте бакалавриата по теологии, тем не менее образовательные программы имеют свои нюансы, свое небольшое отличие, что позволяет дипломированному специалисту найти себя либо в сфере образования, либо в сфере церковно-государственных отношений, либо в непосредственном служении Церкви.

– Вы отметили, что Миссионерский институт выстроил добрые отношения с Педагогическим университетом. С какими еще образовательными организациями сотрудничает институт?

– С Педагогическим университетом у нас действительно добрые отношения, и ряд программ дополнительного профессионального образования мы проводим совместно, за что благодарны и руководству, и профессорско-преподавательскому составу Уральского государственного педагогического университета. Кроме того, у нас начинается активное сотрудничество с Московским педагогическим государственным университетом, где открывается кафедра теологии; в середине Великого поста они проводят конференцию молодых теологов.

Мы активно сотрудничаем с Научно-образовательной теологической ассоциацией. Всегда рады, когда наших преподавателей и наших выпускников приглашают для проведения разовых мероприятий в другие вузы нашего региона. Мы всегда открыты к любому научному диалогу. Также активное сотрудничество у нас с Общецерковной аспирантурой и докторантурой; ряд выпускников учится в магистратуре и аспирантуре данной образовательной организации.

То есть мы пытаемся найти себя и быть, как я уже сказал, полезными, чтобы решить одно общее дело. Это общее дело как раз связано с тем, чтобы теология соответствующим образом себя зарекомендовала в академических кругах и воспринималась (она сейчас и воспринимается) как полноправная наука, которая обеспечивает человеку фундамент ценностного бытия.

Теолог – это человек, который научно обосновывает религиозное мировоззрение. Возможностью этого обоснования является тот инструментарий, который существует на сегодняшний день. Об этом мы говорим со студентами в стенах нашего института.  

Отец Иоанн, наверное, надо сказать несколько слов о том, кто преподает в институте.

  У нас уникальный профессорско-преподавательский состав. Это глубоко религиозные, церковные люди, которые не первый год занимаются преподавательской деятельностью. Это вузовская профессура, люди, которые преподают еще и в государственных вузах, болеют за судьбу Церкви и нашего Отечества.

Это высокообразованные люди: у нас большой спектр кандидатов, докторов наук. Каждый преподаватель уникален, находка для института. Студенты оставляют отзывы о нашем институте (они тоже есть в интернет-пространстве). Мы благодарим наших студентов за то, что они указывают на качество образования. По-другому мы и сами не можем: если у нас в аудитории сидит порядка 80% людей с высшим образованием, халтура у доски недопустима.

Какие образовательные технологии использует институт?

 Хороший вопрос! На сегодняшний день мы активно используем дистанционно-образовательные технологии. Дистанционно-образовательные технологии как некая вынужденная мера, которая активно использовалась в рамках пандемии, оправдала и зарекомендовала себя. Сейчас у нас есть возможность организовывать процесс в смешанном формате: большая часть лекций читается непосредственно очно, но по различным причинам мы также легко и свободно можем настроить дистанционное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.  

Кроме того, в институте разработана электронная образовательная система, которая позволяет ввести цифровой образовательный контент. Это небольшие проблемные лекции буквально 15–20 минут, текст, фонд оценочных средств (некие тесты), рекомендации по самостоятельной практической работе, которые позволяют студентам-заочникам уже дома погрузиться в дисциплину. Данный образовательный контент появился также не случайно, когда во время пандемии мы перешли на всеобщий дистант и каждый преподаватель вуза стал заниматься оцифровкой дисциплины. Благо нашлись студенты, которые помогали преподавателям, потому что не все преподаватели владеют на высоком уровне данными технологиями. У нас в институте было даже такое выражение, как «цифровой ассистент преподавателя», то есть студент, который помогает, используя данные технологии, превратить лекцию в цифру.

Все это нашло отражение в электронной образовательной среде вуза. Студенты вполне могут воспользоваться ею для подготовки к сессии, семинарским занятиям, для того, чтобы еще раз поприсутствовать на лекции и повторить то, что не понял, не услышал. Обратите внимание, что эти проблемные лекции не на 1 час 20 минут (студент не будет слушать 1 час 20 минут, это тяжело), а на 15–20 минут. Далее преподаватель уже направляет студента в самостоятельный поиск информации, работу с интернет-источниками, осмыслением той или иной проблемы. Мы рады, что все это у нас есть, и мы идем, милостью Божьей, нога в ногу с другими государственными вузами.

Буквально каждый год что-то меняется в законодательстве, которое касается приема в вуз? Будут ли какие-то изменения в 2024 году?

  Все изменения, которые связаны с условиями приема для государственных вузов, действуют также и для Миссионерского института. Конечно, это условия, связанные с приемом документов от абитуриентов с новых территорий, участников СВО и так далее. Все эти моменты находят отражение в локальных актах. Естественно, мы выполняем все приказы, которые идут от контрольно-надзорных органов. Более подробная информация представлена в разделе «Прием», там все подробно расписано. Не стесняйтесь задавать вопросы! У нас есть специальные люди, которые отвечают на вопросы буквально в течение нескольких часов.  

Я полагаю, что самый главный документ для абитуриента – это «Правила приема»?

  Самое главное условие для абитуриента – это желание. Когда вы понимаете, что у вас есть желание получить богословское образование, но семья, обстоятельства жизни, еще какие-то Богу ведомые моменты дистанцируют вас от решения данного вопроса, то в этом случае нужно себя понудить. Потому что все нужно делать вовремя. Если пришла в голову мысль получить богословское образование, надо приложить определенные усилия: собрать соответствующий пакет документов, посмотреть, соответствуете ли вы требованиям поступления. Если не соответствуете, то нужно срочно сдавать ЕГЭ, то есть сдавать три экзамена. Без этого мы, к сожалению, при всем желании не сможем взять студентов. Если у вас есть среднее профессиональное образование, то вы сдаете внутренние экзамены, готовитесь к собеседованию.

Я всегда говорю, что мало поступить, главное – еще и задержаться. Процент отсева достаточно большой, потому что богословское знание специфическое. Студент на 1-м, 2-м и даже 3-м курсе понимает, что если он в рамках святоотеческой традиции, Предания Церкви в целом не изменит своего мышления, то из него не получится православный теолог.

Все, кто ставит перед собой определенную цель, получают соответствующее образование. Это ведь знание не для 50–60 или 70–80 лет жизни человека, это знание для вечности. Этим знанием надо дорожить, всячески беречь его и приумножать. Действительно, обучаясь в Миссионерском институте, многие студенты приходят к переосмыслению себя в существующем пространстве, переоценке ценностей. Человек начинает себя по-другому осмысливать и видеть. Это очень ценно и значимо. Мы рады, что таких студентов становится все больше и больше.

Батюшка, мы знаем, что совсем скоро в институте будет день открытых дверей. Что ждет абитуриентов в этот день?

  Традиционно мы рассказываем всегда о специфике обучения в нашем институте, представляем профессорско-преподавательский состав, знакомим с преподавателями, с дисциплинами, которые ждут студентов на каждом курсе обучения. Мы показываем, как выглядят аудитории. Вроде бы мелочь, но сами стены заставляют совершенно по-другому учиться. Совершенно все по-другому воспринимается, если слушать лекцию непосредственно с преподавателем, а не дистанционно по телевизору.

У нас есть хор «Горлица», который является участником всевозможных хоровых ансамблей. Его знают везде. Я думаю, вы получите эстетическое наслаждение, когда придете к нам и послушаете хор.

Конечно, есть возможность задать вопросы, связанные с подготовкой документов, последующим обучением, какими-то индивидуальными моментами, которые беспокоят потенциального абитуриента.

Батюшка, пользуясь случаем, пригласите всех потенциальных абитуриентов к вам на день открытых дверей!

 Я приглашаю всех абитуриентов посетить наш институт 14 апреля в 12 часов. Это будет воскресный день. Можно прийти к нам сразу после Божественной литургии. Те, кто будет находиться в других городах и не сможет прийти, могут подключиться к нашему мероприятию дистанционно: ссылка будет указана на сайте. Обычно на сайте проблем с подключением нет.

Если возникнут какие-то вопросы, пожелания, вы можете написать нам на почту, и наш специалист вышлет вам накануне на почту соответствующую ссылку на подключение ко дню открытых дверей. Приходите, будет интересно!   

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Ирина Овчинникова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать