Беседы с батюшкой. Методы нравственного воспитания. Священник Михаил Проходцев. 20 октября 2023

20 октября 2023 г.

– Тема сегодняшней передачи: методы нравственного воспитания. В названии темы звучат какие-то научные нотки. Но, если серьезно, способы нравственного воспитания в первую очередь касаются не детей, а прежде всего нас самих. Нравственное христианское воспитание самого себя и людей, которые рядом, – это разные вещи. Но я бы хотел еще усложнить задачу и обсудить ненасильственные методы воспитания. Это очень сложный процесс. Потому что мы уже привыкли к тому, что в нашем социуме навязывают свое мнение и меньше слушают других людей. Конечно, когда мы говорим о нравственности, то уж больших специалистов в этом, чем каждый из нас, мы не знаем. Мы даже не представляем себе, что кто-то знает о нравственности больше, чем мы. Как Вам такая тема?

– Это замечательная тема. Сразу вспоминается наше занятие по нравственному богословию в духовной академии. Когда пришел наш преподаватель отец Владимир, то первым делом он сказал: «Ну что, студенты, вы думаете, что нравственное богословие – это так себе предмет, где-то сбоку? Ваши мозги и сердца посещает примерно следующая мысль: ну, по нравственности-то уж я наговорю». С первыми двойками мы поняли, что нравственное богословие – это очень серьезный предмет, нужно и подумать, и выучить, и сердце свое открыть для его принятия.

Очень радостно, что мы сегодня говорим именно о нравственном воспитании. Ведь воспитать можно убийцу, настоящего головореза, совершенно дерзкого и непутевого человека, и именно воспитать, то есть взять и вылепить. А если мы говорим о нравственном воспитании, то здесь мы, как православные христиане, говорим уже в рамках христианского богословия, православной традиции. Здесь уже из беспутных людей, хулиганящих и безобразничающих, мы лепим с Божией помощью добрых христиан; себя в первую очередь. Мы стремимся к этому. К тому же если у нас на воспитании есть наши дети или паства, если речь идет о священнике, то мы должны воспитывать их как добрых христиан. Таким образом, воспитание и нравственное воспитание могут быть совершенно разными.

– Здесь у меня возникает первый вопрос. Мы часто мыслим штампами. Если по поводу нравственности мы можем провести отдельную передачу, по воспитанию вообще тоже, но когда мы говорим о нравственном воспитании, да еще и христианском, то здесь вообще все может смешаться. Потому что мы, может быть, не очень правильно понимаем слово «воспитание». Давайте разберемся хотя бы в том, какое значение мы вкладываем в это понятие. Может, найти корень этого слова?

– Берем губку, которая есть дома. Наливаем в одну тарелку чистую воду, в другую льем сверху, например, соевый соус, чтобы вода почернела. Берем губку, напитываем ее чистой водой. Губка становится тяжелой. Выжимаем ее обратно в чистую воду. Берем ее и напитываем водой, смешанной с чем-либо красящим. Видим, что губка напиталась и стала иметь совсем другой вид. Воспитание – это именно напитать чем-либо кого-либо. Это если говорить об этом совсем просто.

Просто, да не так просто. Потому что вырастить и воспитать – это задача, которую в каждого родителя или учителя вкладывает Бог, если дает человеку возможность быть родителем или учителем. Господь это вкладывает в каждого, кто имеет возможность воспитывать и несет такое служение, как священник, и кому Господь дает возможность заниматься воспитанием. Чем мы напитаем растущего человека, себя и ближнего, то и получится, то и вырастет. Про воспитание понятно. Теперь про нравственное воспитание. Нравы. Каков будет нрав: скверный или добрый. В христианстве нет ничего скверного и никакого зла, только добро, любовь, свет. Поэтому нравственное воспитание означает воспитать достойного христианина.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Христос говорил: то, что люди почитают как высокое, – мерзость перед Богом. Поэтому нравственности не может быть общей для всех. Каждый понимает ее по-своему. В каждом обществе своя нравственность. Поэтому нравственность, наверное, не главное для христианина. А что более главное, чем нравственность?»

– Для каждого христианина главное – это быть с Богом. А чтобы быть с Богом, надо быть добрым христианином, верным учеником Христовым. Для того чтобы нам быть с Богом, Господь оставил нам возможность подниматься к Нему по ступенькам. Эти ступеньки –  заповеди: Ветхого Завета и Нового Завета. Заповеди Нового Завета – это заповеди блаженств, которые являются надстройкой над ветхозаветными заповедями. На сих двух мощнейших столпах, как и на столпах Священного Писания и Священного Предания, зиждется православное нравственное богословие. В основе православного нравственного богословия лежат именно заповеди, на которых и растет, воспитывается человек.

Если мы возьмем проповедь любого священника, которого мы слушаем на любом ресурсе в Интернете, услышим в нашем храме, в который мы ходим и молимся, где-то в другом месте, то все будет о том, что сказал Господь, о том, что Господь нам сказал это для того, чтобы мы изменили свою жизнь, приблизилась к Нему и отдалились от зла. Для этого Он и дал нам заповеди. Именно на этих заповедях основывается христианское нравственное богословие.

И если мы будем всем сердцем желать быть с Богом, тогда Его учение станет для нас основой нравственности. Телезритель верно сказал, что сегодня мир таков, что как бы и правда для каждого своя, и нравственность своя, и понятие любви... Но если мы откроем Священное Писание, Евангелие, откроем всю Библию и начнем читать, то и Ветхий Завет, и Новый Завет ведут нас к тому, что понятия любви, добра, правды, божества, святости, нравственности имеют совершенно однозначные значения. Тогда вопросов уже не возникает. Когда у христианина спрашивают, что такое любовь, он в первую очередь может ответить, что Бог есть Любовь, а далее сказать, что это то состояние, которое приближает нас к Богу. Любовь – это состояние, это процесс, но возрастать в любви без воспитания невозможно.

Мы знаем, что может получиться из человека, который лишен возможности быть нормально воспитанным. Есть такой термин «депривация». Это состояние, когда атрофируется внутренний орган (наверное, сердце), и человек может войти в такое состояние, что может оказаться неспособным любить. Это страшное, ужасное состояние, из которого потом очень сложно выбраться. Иные люди даже и не могут выбраться из него. В него никому ни в коем случае нельзя попадать. Для этого как раз с Божией помощью нужно заниматься своим воспитанием, воспитанием детей, священникам или пастырям нужно заниматься воспитанием своей паствы и прилагать для этого все силы и не бояться.

Вспомним Ветхий Завет. Был священник Елкана. У него были сыновья, которые тоже были священниками. Что делали сыновья Елканы? Беспутствовали, безобразничали. Откройте Первую книгу Царств и прочтите, что они творили. Господь обратился к Елкане и сказал, что Он подрубит корень его рода и его род закончится за то, что тот не обратил своих сыновей от путей неправды, лжи, безобразия и беззакония. Мы видим, как Елкана принимает эту долю со смирением. В Священном Писании сказано, что он пытался со своими сыновьями об этом говорить, но не смог вразумить их.

То, что произошло с Елканой и его сыновьями, – пример очень страшный. Но что важно понять? Когда сегодня мы говорим, что ничего от нас не зависит, мол, что мы будем учить людей, лезть в их жизнь, сами, если захотят, спросят, – мы грешим, как грешил Елкана, и гнев Божий будет на нас. Если мы не приложим максимум усилий для воспитания тех, кто вверен нам в качестве воспитанников, то судьба наша может оказаться печальной.

Эта грозная ветхозаветная история должна быть напоминанием каждому из нас. Есть выражение: в лепешку разбейся, но сделай. Вот так и надо воспитывать: расшибусь, но сделаю. Как сделать это ненасильственно? С любовью. Где нет любви – там насилие. Где есть любовь – там свобода. Где свобода – там радость познания, радость узнавания, радость молитвы, радость бытия. Когда заставляют, мучают, требуют – это не свобода. Если Бог создал нас свободными и дает нам возможность прийти к Нему и обрести свободу от греха, то и воспитание должно быть воспитанием свободных людей. Чтобы воспитать свободного человека, нужно воспитывать с любовью.

– Возникает сразу несколько вопросов. Если говорить по поводу ненасильственного воспитания, часто вижу, как бабушка приводит в храм внука (или внучку), ребенок ничего не понимает, мучается, а она все время его дергает: «Стой ровно». Он маленький, ему ничего не видно за спинами людей, он не видит красоты богослужения. Это насильственное воспитание или это приучение человека к Церкви?

Второй вопрос. Иногда мы строим отношения (даже семейные) с человеком неверующим, живущим по каким-то своим принципам, иногда далеко не высоконравственным. Тем не менее мы находимся с этим человеком в каких-то отношениях и пытаемся его изменить. Но взрослого человека изменить сложно, даже невозможно. Как быть?

И третий вопрос. Если я вижу в себе какие-то негативные свойства, качества, будет совет: «Исповедуйся – и все будет в порядке». Но, наверное, не все возможно решить только с помощью исповеди? Потому что этот процесс может занять годы и даже десятилетия. Как в этом случае воспитать самого себя?

– Начнем с третьего вопроса. Если мы считаем, что исповедь решит все наши проблемы, то ошибаемся. Потому что исповедь – это свидетельство; если хотите, это юридический акт. Исповедь – это таинство Церкви, в нем Господь прощает любой грех, в котором человек покаялся. Священник читает разрешительную молитву, и Господь прощает грех.

Но очень часто приходится напоминать братьям и сестрам (и самому себе в первую очередь), что исповедь и покаяние – это совершенно разные вещи, но связанные между собой. Исповедь – это когда человек свидетельствует о том, что согрешил. Покаяние – это процесс, в котором происходит разворот от греха в сторону Бога. Самый яркий пример – когда человек во время таинства Крещения отрекается от сатаны и сочетается Христу. Чтобы отречься от сатаны, надо повернуться на запад, дунуть и плюнуть. Потом нужно повернуться на восток, ко Господу, и сочетаться Христу. Это очень важно. И это очень наглядный пример.

Покаяние – это именно разворот к Богу. Но покаяние может занять десятки лет, как Вы сказали. Преподобная Мария Египетская – пример покаяния многих десятилетий. У преподобного Силуана Афонского путь к святости, к бесстрастию занял очень много лет. В какой-то момент он впал в гордыню, много лет боролся с гордыней. И так далее.

Покаяние – это очень сложный и непростой путь. На этом пути мы заставляем себя, делаем волевое усилие, чтобы больше не совершать тот или иной грех и вырваться из лап греха, страсти. Без Божией помощи невозможно победить грех или страсть. Надеясь на собственные силы, мы посрамляемся самонадеянностью, впадаем в гордыню, прелесть, тщеславимся и в результате падаем пуще прежнего. Господь дает нам возможность с Ним проходить путь покаяния и дает нам силы побеждать всякого беса, всякое зло. Дьявол не имеет никакой силы; грех не имеет никакой силы. Но Господь имеет силу. Человек тоже имеет силы. Синергия с Богом (Господь дает силу, а человек совершает усилие) дает человеку возможность по-настоящему покаяться. Повторюсь, покаяние – это процесс.

Перейдем ко второму вопросу: возможно или невозможно человеку измениться, изменить себя? Все возможно верующему, говорит Господь. Это истинно так. Господь дал нам важную заповедь: просите, и дано будет вам. Важно просить, чтобы было дано. Например, когда у нас нет сил простить кого-то, нужно просить прощение как дар, и Господь, по Своему великому милосердию, даст этот дар просто так, чтобы укрепить нас и вдохновить идти дальше.

Но человек может воспользоваться своей свободой и во вред себе: получить благодеяние от Господа и расслабиться. И тогда будет как в Евангелии, когда Господь спросил: не десять ли очистились? где же девять? (Лк. 17, 17). Такое может быть в нашей жизни. Но может быть и другое, когда мы, как тот самарянин, один из десяти, скажем: «Господи, спасибо, я очень рад, что Ты исцелил мой недуг. Я продолжаю путь вместе с Тобой, потому что у меня еще очень много грехов». Мы остаемся на поле битвы и продолжаем путь. Но Господь помогает нам проходить по полю житейской бури, ведет нас, чтобы мы не подрывались на минных полях греха.

И вопрос о детях. Есть в Священном Писании слова: кого Господь любит, того наказывает. Когда мы читаем Книгу Притчей и Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, там очень много говорится о наказании, о воспитании. Очень рекомендую тем, кто хочет каждый день черпать житейскую мудрость, читать Книгу Притчей, Книгу Премудрости Соломона, Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и вдохновляться. Это вдохновляющие, мотивирующие на доброе христианское житие притчи, выражения, стихи библейские.

Растить ненасильственно – не значит не наказывать. Во всем должно быть разумение. Сейчас при большинстве приходов есть воскресные школы. Дети там разные. Есть такая тенденция, что ребята подрастают до подросткового возраста и перестают ходить на богослужение. Им неинтересно...

– Потому что оно для них непонятно.

– В нашем приходе мы беседуем с ребятами в течение года. У нас есть подростковый клуб. Очень интересно общаться именно с подростками. Они приходят в храм на волне того, что родители поделились с ними своим опытом литургической жизни, у них происходит внешнее узнавание этой жизни. Потом у кого-то происходит принятие, у кого-то – отторжение. Родители всех ребят – верующие люди. Храм святой Нины вырос благодаря этим людям. Их дети сейчас являются подростками. Но не все ребята хотят находиться на богослужении, не все ребята хотят причащаться. Общаешься с ними, пытаешься понять, почему они не хотят быть в храме вместе с общиной. Выясняется, что и вера у них есть, и на Бога уповают, есть много чего полезного и важного, что должно быть у христианина, но происходит какая-то усталость, им интереснее проводить время на улице вместо того, чтобы пребывать в храме. И за это подростка не осудишь. Потому что много и взрослых таких. Например, приводят детей к Причастию, но далеко не все принимают участие в литургии. Или приходят жены, а мужья стоят на улице. У нас, слава Богу, крепкая община, все стараются жить литургической жизнью (что радостно), но общая тенденция такова...

Людям скучно, они сидят в Telegram-каналах, листают новости в телефоне, вместо того чтобы встать, осенить себя крестным знамением и сказать: «Господи, на что я трачу свое время?» Ведь драгоценные минуты уходят, и их не вернуть. Ближе к смерти становишься на несколько минут за это время. Но человек выбирает и дальше мучиться от скуки, потому что ленится.

Конечно, когда кто-то заболел или происходят какие-то испытания, какие-то важные дела, мы бежим в храм: «Господи, помоги мне, грешному». Подходим к образам любимых святых, молимся на литургии. Но леность поражает, заползает в самые глубинные уголки; где должна быть святость, там селится лень. И подросток (или взрослый человек) выбирает мучиться от скуки, нежели принять участие в Божественной литургии. Полтора часа времени ему интереснее провести как-то по-другому. И ничего с этим иной раз не сделаешь, потому что это свободный выбор человека. Заставить можно, сказав: «Стой прямо». Но будет ли в этом толк?

– Страх может воспитать?

– Может, конечно. Сегодня наше Отечество проходит непростые испытания, и многие верные сыны нашего Отечества защищают его на фронте. Мне доводилось общаться с теми, кто приходит в отпуск, с теми, кто отправляется на фронт. Люди очень сильно меняются и совершенно осознанно стараются быть ближе к Богу. И это не может не радовать. Обстоятельства страшные, но желание очень верное.

– Задам вопрос, который, казалось бы, выбивается из общего контекста воспитания. Вспомним диаконский возглас: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны». После этого все мы крестимся, как будто бы речь идет о нас. Что означает выражение «спаси благочестивыя»? Мы просим спасти в нас благочестие, благочестивость? Или мы молимся о неких благочестивых людях?

– Этот возглас имеет совершенно конкретное значение: он относился к царственным особам, когда они у нас были. Потом, когда случились страшные события семнадцатого года, на Соборе, который был разогнан большевиками, было принято решение этот возглас из литургии убрать, поскольку тех самых благочестивых, о которых мы молимся, не стало. Я смотрел документы, когда этот возглас снова появился, почему мы снова стали его употреблять. Потому, что были такие основания, что этот возглас рассекает молитву Трисвятого. Диакон говорит: «Благослови, владыко, время Трисвятаго». И вместо того чтобы начать петь Трисвятое, мы говорим: «Господи, спаси благочестивыя». Святейший патриарх Алексий II в конце 90-х постановил этот возглас вернуть в Божественную литургию. Надеюсь, он сделал это с упованием на то, что монархия в нашем Отечестве будет возрождена вновь и Господь дарует нам государя-императора.

– Слово «благочестие», казалось бы, абсолютно церковное, из церковного обихода. Как нам понимать благочестие в нравственном воспитании детей, людей и прежде всего себя?

– Чтобы понимать слово «благочестие», нужно постоянно пребывать в Источнике благодати. Источник благодати – Господь наш Иисус Христос. Источник благодати – это Святое Причастие. Господь сообщает нам великую благодать при крещении, и, чтобы не оскудеть в этой благодати, мы причащаемся Святых Христовых Таин. Для того чтобы причаститься Святых Христовых Таин, нужно очистить душу от греха, впитать хлеб жизни – Священное Писание, опереться на Священное Предание и иметь искреннее желание жить как добрый христианин. Это и есть стремление к благочестивому житию.

Поэтому всем нам желаю быть благочестивыми. Всем желаю молиться за благочестивого нашего правителя, нашего Верховного главнокомандующего – Президента России. Когда я совершаю молитву: «Господи, спаси благочестивыя», – обращаю эти слова к нашему президенту и молю Господа о том, чтобы Господь спас нашего дорогого президента. И каждый из народа Божьего желает в это время быть благочестивым, быть с Богом и воспринимает эти замечательные слова, конечно же, на свой счет как пожелание. Мы – народ Божий, мы стремимся быть Божиими, стремимся быть добрыми христианами...

– Мне нравится эта мысль. Наверное, мы можем попытаться правильно жить... Какие книги Вы посоветуете по вопросу нравственного воспитания?

– Повторюсь, Книгу Притчей, Книгу Премудрости Соломона, Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и Екклесиаста.

– Благословите наших телезрителей.

– Благослови нас Милосердный Бог!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать