Беседы с батюшкой. «Личность» и «образ Божий». Протоиерей Михаил Браверман. 23 июня 2023

23 июня 2023 г.

– Тема сегодняшней передачи: личность и образ Божий. В разговоре о личности столько подводных камней, столько сложностей возникает... Мы много раз говорили о том, что для Господа очень ценна наша личность. Здесь очень легко впасть в излишнее самоуважение. С другой стороны, как не уважать и не любить себя, если тебя любит Господь? В этой теме очень много сложностей. Тем более мы говорим о том образе, который нам дал Сам Господь. В нашем сегодняшнем мире расставить  акценты невероятно сложно. Поэтому возникает вопрос: насколько сейчас для нас важно понимать ценность своей собственной личности?

– На самом деле это очень сложный вопрос. Потому что сложным является само понятие «личность». В наследии святых отцов мы не найдем единого определения, что такое Божий образ. Но то, что мы сотворены по образу Божиему, – непреложный факт. Как при этом реально, трезво себя оценивать, не впадая в гордыню, зная о своем высоком призвании – быть личностью, раскрывать в себе тайну Божьего образа?

Призвание к тому, чтобы стать личностью и раскрыть в себе Божий образ, и говорит нам о нашем печальном греховном положении. Потому что образ Божий сияет во всех святых, а мы – люди маленькие, грешные. Но призвание к духовному становлению существует для всех людей. Господь в Евангелии говорит всем, не каким-то особым людям, а всем, кто Евангелие слышит и читает: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Вот такова высота нашего призвания. А смирение рождается из того, что мы видим свое несоответствие нашему христианскому призванию. А каково призвание человека в Церкви? Апостол Павел говорит: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если только вы то, чем должны быть. Таким образом, в храме, в Церкви человек сам должен стать храмом для обитающей в нем Божией благодати, дара Святого Духа.

Что же касается личности, самое удивительное, что, допустим, в психологии нет единого определения, что такое «личность». В свое время, еще в прошлом веке, один психолог Олпорт дал 50 определений термину «личность», существовавших на тот момент в психологии, а потом вывел еще свое, что личность есть объективная реальность. Но это ненамного приближает нас к пониманию, что же такое личность.

Человек – личность? Да. Но можно ли поставить знак равенства между понятиями «человек» и «личность»? Хотя человек и является личностью, но человек – это еще и биологический вид, тело, физическая природа. Они очень важны, потому что человек – единое целое. Но личность больше физической природы человека. Мы же утверждаем в нашем Символе веры, что мы чаем, с надеждой ждем воскресения мертвых и жизни будущего века. Когда-нибудь мы наше тело покинем. Но мы молимся об упокоении душ усопших рабов Божиих и ожидаем всеобщего воскресения из мертвых. А личность не разрушается со смертью. Самосознание не разрушается со смертью. Вот это и есть приближение к тайне личности.

Как связано понятие личности, такое важнейшее понятие в социальной, общественной, политической жизни современного мира, с учением Церкви? Прежде всего связь в том, что наш Бог есть Личность. Бог открывается нам как Отец, Сын и Дух Святой. А если человек – Божий образ, то, соответственно, человек тоже обладает неповторимым лицом, личностью. Личность – это то, что появляется на свет лишь однажды, то, что неповторимо. Есть такое мнение, что в наш мир, мир христианский, а потом просто европейский, российский, понятие личности пришло из богословия, именно из троичного богословия, когда святые отцы определили различия природы и личности, различия «усии» и «ипостаси».

Поскольку так или иначе все, что мы говорим о Боге, может быть определенным образом применено к человеку, то человек обладает личным бытием, потому что личным бытием обладает Сам Господь Бог. Вот такая тесная связь между богословием (причем самой возвышенной частью богословия, троичным богословием, а это тайна всех тайн) и человеком.

Более того, учение о Боге, ставшем Человеком, – это тоже учение о человеке. Когда-то протопресвитер Георгий Флоровский заметил: не случайно, что споры, которые волновали все Вселенские Соборы (начиная с третьего) и продолжались в течение многих веков, были спорами не только о человечестве Христа, но и о нас: о пределе нашего подвига, о смысле нашего существования. Поэтому богословие и социальная, общественная, политическая жизнь плотно связаны, особенно когда речь идет о человеке. Потому что человек находится и в центре всех гуманитарных дисциплин, и в центре культуры, и в центре общества, и учение Церкви, христология, – это учение о Боге, ставшем непреложно навсегда Человеком.

– Вопрос телезрителя: «Митрополит Антоний Сурожский говорил, что на каждого человека надо смотреть как на икону. Но мы почему-то не отделяем поступки человека, что-то нехорошее от самого человека, в котором есть образ Божий. Как все-таки научиться не принимать лукавые мысли о переносе поступка на самого человека, который, безусловно, есть образ Божий?»

Это требует научения в течение всей нашей жизни. Конечно, если бы мы были людьми смиренными, мы бы так и воспринимали: не судите, да не судимы будете. Но мы действительно отождествляем человека и его дела. Потому что это справедливо. Человек является тем, кто производит те или иные действия: творит либо добро, либо зло. Но в том-то и дело, что, когда мы говорим о понятии греха, речь идет об искажении человека, болезни человека. Мы не можем считать человека в тяжелом состоянии болезни нормальным. Это ненормально. Человек должен выздороветь. Слава Богу, если так происходит.

Грех является болезнью, и в том-то и состоит смысл таинства Покаяния, что мы отделяем от себя то, что совершили под воздействием страстей, из-за собственной испорченности. Это не является нашим. Это является болезнью, от которой мы хотим избавиться. Если Господь прощает нам наши согрешения, а в этом смысл таинства Покаяния, то и мы должны прощать других людей. Это начинается с того, что мы понимаем: другой человек такой же грешный, как и мы, он подвержен тем или иным порокам, страстям, и мы отделяем его поступки от него как от личности, от того, что составляет его сердцевину.

Мы смотрим на людей, и люди действительно – иконы. Но, как правило, иконы искаженные, замазанные какими-то слоями краски, они требуют реставрации, то есть восстановления. Все мы такие. Все подвержены греху. Все мы на пути к выздоровлению. Поэтому личность – это то, что дано изначально, или то, что должно быть еще приобретено нами в процессе жизни как образ Божий, подобие Божие. Многие святые отцы понимали, что одно – это данность, а вот подобие, уподобление – это то, что мы должны стяжать нашим волевым усилием при помощи Божией благодати. Точно так же и для того, чтобы стать личностью свободной, любящей, необходимо усилие.

– Я согласен с тем, что, наверное, именно в трудах о себе у нас проходит жизнь.

Алексий Мечёв говорил: «Нетрудящийся не достоин звания человека».

– В этом случае нам, наверное, нужно представить себе на каких-то примерах, какой личностью я хочу стать. Одно дело – когда я беру себе в пример абсолютно конкретных людей, которые добились того или сего, и эта модель нам очень часто навязывается. С другой стороны, я понимаю, что совесть как-то меня обличает, и я думаю, что я должен стать какой-то другой личностью. Какие примеры у нас есть?

– Человек не совсем знает самого себя. Соответственно, человек не совсем ясно понимает, каким именно ему быть, например, в профессиональном или социальном плане. Но у каждого человека есть свои задатки, которые могут развиться в таланты.

Процесс жизни – процесс творческий, и он зависит от нас, наших устремлений, нашей мотивации, наших целей (или одной конечной единственной цели) и от Господа Бога, Который это либо благословляет, либо не благословляет, если это не наше. Но человек растет, он должен смотреть, какие в нем есть дары, что приведет его к тому, чтобы быть, например, хорошим ведущим, или хорошим крановщиком, или певцом и так далее.

Если мы говорим об отображении Божественного совершенства в человеке как образе Божием, то святые отцы давали очень широкий спектр этого понятия, но одно из определений говорит, что образ Божий усматривается в способности человека творить. Даже ангелы творить не могут, а человек может. При этом речь идет не о том, чтобы стать представителем той или иной творческой специальности (поэтом, художником, музыкантом); речь о жизненном творчестве, о созидании себя, преодолении себя. Преображая самого себя творчески, человек на самом деле преображает еще и этот мир. Именно так должно происходить.

Поэтому жизнь – это творчество. Молитва – несомненно, высшее творчество. Познание Бога – это творчество.

– Когда мы в церкви молимся миром, то есть все вместе, иногда возникает ощущение единения. Но при всем при этом каждый сам по себе, каждый из нас молится Богу самостоятельно. И в этот момент человек более или менее начинает понимать, что же он за личность, может ли он молитвенно обратиться к Господу, преодолев собственное неприятное естество, или не может этого сделать. Возможно ли в момент молитвы (во время литургии или читая молитвенное правило) приблизиться к собственной личности? И если увидишь ничтожность этой личности, стоит ли по этому поводу расстраиваться?

– Нет, надо радоваться. Если мы действительно хотим предстоять Живому Богу, то понимаем, что мы никто перед Ним и к Нему обращаемся только потому, что Он милостив и Сам нас к этому призывает.

Вы сказали, что мы все вместе молимся на литургии за богослужением и еще у каждого из нас есть своя частная келейная молитва. И все это взаимосвязано. Потому что человек не живет на необитаемом острове или в диком лесу один, человек живет в обществе, в социуме. Это определяет очень многое, потому что Бог общается с нами через людей. И наше отношение к ближнему на самом деле показывает, как мы относимся к Богу Творцу. Все это тесно связано.

Чем личность отличается от индивидуума? Индивидуум – это результат процесса дробления, а личность – это то, что может стать частью целого. Потому что Бог не одинок, Бог есть Три Личности, пребывающие в общении. Вспомним икону Пресвятой Троицы: Три Ангела, которые олицетворяют троичность Бога, находятся в безмолвном общении и любви.

Конечно, каждый человек грешен, общество грешно. Но личность – это то, что может стать частью Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. В этом наше призвание. Каждый из нас неповторим, у каждого личные отношения с Богом, но все вместе мы составляем единый Божий народ, собранный из самых разных личностей.

Поэтому тесно связано личностное и общественное. У человека должна быть потребность и в общении, и в уединении. Евангелие говорит о том, как Господь уединялся для молитвы. Иисус Христос – Богочеловек, по Своей Божественной природе Он всегда с Отцом, но, став Человеком, Господь принял все, что человеку необходимо. А более всего человеку необходима молитва. И Господь, как подлинный, истинный Человек, уединялся для того, чтобы возносить молитву Своему Небесному Отцу. Поэтому у нас есть потребность быть в общении с людьми, быть участниками общественного богослужения, и есть потребность оставаться в одиночестве.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Человек – это личность. В то же время человек – социальное существо, без общества он жить не может. Сказано в Библии, что нехорошо быть человеку одному. Вопрос в следующем: Бог на первое место ставит человека как личность или общество, государство, в котором он живет? Что выше?»

– Господь в Евангелии обращается к сердцу каждого человека. Вот и ответ.

– Если в нас нет личности...

– Она есть, но, допустим, она не проявлена. Не видно за наслоениями краски подлинного иконного лика, потемнела олифа и скрыла цвет и свет.

– В этом случае способны ли мы услышать Господа?

– Будущий апостол Павел, Савл, встретил Господа, будучи Его противником, и обратился, из гонителя стал величайшим проповедником Евангелия. Все возможно верующему, во-первых. Во-вторых, Богу возможно вообще все.

– Даже если человек не осознает, не отдает себе отчета в том, что личность его необходима и ценна...

– Человек может вместо слова «личность» поставить «душа»; или сказать «моя жизнь», «мое сердце». Все это на самом деле библейские определения человека. Человек может определять себя по-разному. Но человеческая жизнь важна и для самого человека (это заложено в инстинктах), и для Бога. Какой выкуп даст человек за свою жизнь, за свою душу? Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26) Весь мир не стоит души человека.

– Когда мы говорим о личности, мы представляем себе уже взрослого человека. Например, при ветхозаветной переписи не учитывались дети, потому что они еще не считались личностью...

– Потому что не могли платить подать.

– Так вот, с какого момента начинается собственное осознание себя и осознание Бога? Мы часто говорим, что детям не нужно объяснять, Кто такой Господь. А потом все это уходит.

– Образ Божий приобретается в какой-то момент жизненного пути или это изначальная данность, с которой человек уже рождается на свет? Думаю, точно так же обстоит дело и с личностью человека. Вспомним, что Господь наш Иисус Христос в 12 лет, находясь в храме, уже осознавал сыновство Бога. А кто-то и в 45 лет не осознает. Все индивидуально.

Образ Божий, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), есть в каждом: и в младенце, и в преступнике, и в больном человеке, поэтому каждому воздай уважение. То есть образ Божий – данность. Личностность, как отражение образа Божьего, – тоже неотъемлемая черта человека, поэтому к любому человеку надо относиться с подобающим уважением.

– В Писании сказано: кто скажет человеку «рака» (что означает «лишенный души»), подлежит синедриону, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной. Получается, существует разное отношение к личности, и за оскорбление человека как образа Божьего оскорбляющий подлежит геенне огненной.

– Другое дело, Господь милостив и не наказывает нас за все наши прегрешения, иначе все мы давно уже были бы там. Человек настолько высок в глазах Божиих, что Господь учит не осуждать, учит прощать. Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас, наставляет нас апостол Павел.

– При построении исповеди мы, наверное, не отдаем  себе отчета в том, что назвали (даже мысленно) какого-то человека не просто безумным, а лишенным человеческого образа. Часто по отношению к людям, которых мы называем словом «бомж», мы говорим, что они лишены образа человеческого...

– Человек может потерять и себя, и свое достоинство. Это проще простого. Человек всегда склонен поскальзываться, падать, причем в грязь. Что ж делать, надо подниматься, отряхиваться, мыться. Жизнь – процесс непрерывный.

Другое дело, мы же говорим, что согрешили не только делом, но еще и словом, помышлением. Наши грехи начинаются с помыслов, с чувств, а потом уже воплощаются в слова и дела. Очень сложно прожить, никого не осуждая, даже в течение дня; это очень сложная задача.

– Наш коллега, который возглавляет в Санкт-Петербурге известное движение помощи нуждающимся «Пюрешка», рассказывал, как увидел, что один из таких подопечных под шубой постоянно носит образ Богородицы. Было совершенно неожиданно, когда этот человек расстегнул свою видавшую виды шубу, а там оказался образ Божией Матери. Это, конечно, удивительно, и, по-моему, это очень показательный пример...

– Пример того, что никогда нельзя судить по наружности. Только Бог знает, что на сердце у человека.

– Вопрос телезрительницы из Курска: «Как в эсэсовце, который с удовольствием чудовищно пытает людей, посылает в газовые камеры, увидеть образ Божий? И что делать, если я умом буду видеть в нем образ Божий, а любви к нему иметь не буду?»

– Человек – существо немощное. Это Господь мог молиться за тех, кто предавал Его лютой казни. Но люди малы. Если мы хотя бы не будем отвечать злом на зло, для нас уже это будет большим свершением. Требовать от самого себя и других всепрощения, полноты любви – значит не отдавать себе отчета в том, что мы люди маленькие и грешные.

– У нас на заставке фото храма Порт-Артурской иконы Божией Матери, где Вы являетесь настоятелем...

– Так было год назад, сейчас храм расцвел, хотя мы еще строимся.

– Все события, которые были связаны с Порт-Артуром, не являются благостной историей...

– Все очень трагично. Как трагична жизнь. Но проходит время, и в памяти остаются подвиги наших героев, российских матросов и солдат, офицеров, и остается наша молитва об их упокоении. С историческими событиями мы примиряемся, потому что это история.

– Мы примиряемся?

– Конечно. Мы принимаем эти события. Историю не переделать, она такая, какая есть.

– Люди положили жизнь за други своя в Порт-Артуре. И сейчас существует икона Божией Матери, именуемая «Порт-Артурская». Сохраняя память об этом, мы оцениваем каким-то образом те личности, те души?..

– Оценивает Господь Бог, мы обо всех этих людях возносим молитву. Мы их не помним, мы их лично никак не могли знать, но мы знаем, что множество людей там погибло, они нашли там место своего упокоения, и за них Церковь приносит свои молитвы. У Бога все живы. Мы как христиане можем молиться за всех: и за живых, и за усопших.

– Когда мы приходим в храм, подаем записки о здравии, упокоении. Каждое имя, которое мы вписываем в записку, для нас очень дорого, иначе мы его не записывали бы. Но для священника это всего лишь имена. Когда Вы молитесь об этих людях, как получается так, что Вы молитесь не просто об именах, но о людях?

– Очень хороший вопрос. Вы пришли к священнику, но его не знаете, а он не знает ваших родных, близких, живых или усопших. Как же он молится? Он молится Богу. Который знает всех людей. Задача священника – искренне, ни на что не отвлекаясь, возносить молитву за здравие живых, за упокой усопших. Самое главное, во время Божественной литургии на проскомидии те люди, чьи имена поданы в записках в алтарь, поминаются с изъятием за них частиц из просфор.

Во время проскомидии на дискосе возникает образ Церкви: посреди – Агнец, тот самый хлеб, который после пресуществления будет являть Христа Спасителя, справа от него – частичка за Богородицу, слева – частички за святых, а снизу – частички за живых и усопших. Потом будет главная часть литургии – претворение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Бога нашего. После причащения священник входит в алтарь с Чашей и частички, которые вынули за живых и за усопших, с дискоса погружает в Чашу (потир) со словами молитвы о том, чтобы Господь омыл грехи этих людей Своею Честною Кровью. Кровь Его, говорит Иоанн Богослов, очищает нас от всякого греха. Это символ прощения, символ спасения, символ соединения людей (и живых, и усопших) со Христом Богом.

Поэтому не так важно, знает ли священник всех тех людей, чьи имена поданы в записках; он этого знать не может. Главное, что их знает Господь Бог.

– Получается, Господь Бог Своей Кровью омывает конкретных людей.

– Господь уже на кресте омыл Своею драгоценной кровью всех в Него верующих. А то, что происходит на литургии, – очень яркий образ того, каким образом Господь нас уже спас и спасает.

– Получается, можно сказать, что личность человека состоит из тех людей, которые так или иначе были в его жизни...

– Не состоит, но она немыслима без других людей. Человек не мыслится без своих близких, родных, друзей, без тех людей, которые в жизненной цепочке были до него. Человек – часть единого целого, часть человечества. В этом плане мы потомки Адама, который потерял рай.

– Кстати, можно ли сказать, что Адам – личность (когда он был в раю)?

– Если с первых слов Библия говорит, что человек сотворен по образу Божьему, то безусловно.

– Наверное, у нас есть возможность радоваться тому, что мы такие люди...

– И поплакать можно о своем бедственном греховном положении, и порадоваться, что, несмотря на то что мы грешники, Господь нас в Церкви соединяет в Себе; соединяет нас, грешников, со святыми в Самом Себе. Об этом можно и нужно радоваться и за это Бога благодарить.

– Предполагаю, что прихожанами становятся сначала те люди, которые так или иначе потрудились на благо конкретного храма. Потом эти люди приводят своих друзей и близких – и складывается община.

– Очень простой процесс.

– Если человек трудится в вашем храме, находите ли вы возможность в этом общем труде найти для каждого человека, для каждой личности собственный участок работы?

– Это тоже естественный процесс. Каждый человек приходит со своими запросами, своим умением, своими талантами. И каждый сам себя находит.

– Сам находит?

– Да, конечно. Ведь это не детский сад, куда отводят за ручку. Это Божий храм, где человек может себя проявить тем или иным образом. Кто-то поет, кто-то готовит обед, кто-то копает канаву, кто-то собирает мозаику, кто-то красит стены. Храм – это общее дело.

– И литургия – наше общее дело. Православная Церковь – это не просто общность, но общность личностей. Так ли это?

– Это общность людей, которые призваны стать личностями, проявить в себе образ Божий; людей, которые должны обрести царственную свободу сыновей и дочерей Божиих и в итоге возлюбить Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя. Мы на пути к этому; получается так себе; иногда получается, иногда – не очень.

– Мы – царственное священство. Как это понять?

– Каждый человек должен приносить жертву хваления. Жертва хвалы прославит Мя (Пс. 49, 23), говорит Господь Бог. Все мы призваны Бога славословить, хвалить. Первосвященник Церкви – Сам Христос Бог. Люди, облеченные саном, – Его служители, которые служат Божьему народу, людям, взятым в удел, наследникам Божьего Царства. Так должно быть в идеале. Но мы живем в греховном, искаженном мире, где человек может об этом забыть, а может не знать.

Надо каждый день напоминать себе, кто мы такие, в чем наше призвание, для чего мы пришли в этот мир и за что готовы умереть.

– Начинается период отпусков, люди в этот период уходят из храмов на какое-то время. Что Вы можете посоветовать этим людям?

– Это прекрасно, когда человек поехал туда, где нет храма, и он скучает по храму, по полной церковной жизни. Скорее приезжайте и скорее включайтесь.

– Благословите наших телезрителей.

– Попросим Божьего благословения на то, чтобы действительно исполнять свое человеческое призвание, раскрывать в себе, а не замутнять таинственный образ Божией любви.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать