Беседы с батюшкой. Хлеб насущный. Cвященник Олег Герасимов. 12 января 2024

12 января 2024 г.

– Тема сегодняшней передачи: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Мы будем говорить о том, что мы просим у Бога, и на этом примере попробуем разобраться в этом вопросе. Сейчас мы готовимся к празднику Крещения. Раньше это был один праздник Богоявления, но потом их разделили. Тем не менее мы постоянно радуемся, у нас прекрасное настроение. Мы разговелись в Рождество Христово, все замечательно. И даже в этот момент, когда мы говорим: хлеб наш насущный, мы представляем себе некую еду, некое благополучие, когда все хорошо. Но что конкретно подразумевается в Господней молитве под этой фразой?

– Я могу выразить только свое мнение. Наверняка эту фразу сейчас используют в разных смыслах. Она стала уже устойчивым фразеологизмом, который только что ленивый не повторяет. Поговорка, что что-то надо знать как «Отче наш», предполагает, что эту молитву все должны знать наизусть. Задумываешься ли о ее содержании – это уже второй вопрос. Но то, что слова про хлеб насущный мы знаем и они у нас на слуху, даже не вызывает никакого сомнения.

Хотя сейчас уже начинаются сомнения по поводу того, что наша молодежь говорит на каком-то своем сленге, который я, например, иногда и не понимаю. Мне доводилось сталкиваться с тем, что на уроках литературы, когда разбираются какие-то сравнительно недавние литературные произведения, современному школьнику уже надо объяснять значение некоторых слов XIX или начала XX века. Они их уже не понимают. Но фраза «хлеб насущный» звучит очень часто.

Я дерзну предположить, что каждый, молясь или просто произнося эту фразу, вкладывает в нее какое-то свое понимание. Мне кажется, чаще всего мы склонны его расширять. Когда Господь заповедовал ученикам эту молитву (а это единственная молитва, которой Он заповедовал молиться ученикам, то есть Он показал, как надо молиться), то предполагается, что Он учил их не просить многого. В этом смысле хлеб насущный – это нечто, что на один день, на сегодня. Я сегодня получу пропитание, кров, воду, тепло, а то, что будет завтра, меня заботить не должно. Потому что Отец мой Небесный знает о моих чаяниях гораздо лучше, чем я даже сам себе представляю. Я еще не знаю, что мне нужно, а Он уже знает. Предполагается, что, прося просто хлеба насущного, мы просим минимум того, что нам нужно на сегодня.

Но опять же дерзну предположить, что расширенное толкование понятия «хлеб насущный» начинает в себя включать уже нечто большее. Бывает так, что человек, по которому видно, что он не очень церковный, приходит в храм и начинает, как это бывает достаточно часто, что-то спрашивать у священника. А что у священника чаще всего спрашивает человек, который пришел в храм, чтобы поставить свечку? Кому или куда поставить свечку, чтобы было хорошо в этом и в этом. Предполагается, что он просит чего-то такого, что сам считает для себя просто важным и именно насущным. Когда начинаешь спрашивать, чего он просит у Бога, он делает круглые глаза и говорит: «Здоровья прошу, денег, прошу, чтобы у детей все было хорошо». Получается, что это тоже входит в понятие хлеба насущного.

Господь, давая нам образец молитвы, вот этими словами область наших просьб и ограничил: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Это всё, что мы просим. Получается, когда мы приходим с какими-то конкретными просьбами, то мы, следуя логике, понятие хлеба насущного расширяем, в него входит все то, что, как нам кажется, нам нужно для комфортного и спокойного существования. А фантазия у людей может быть очень изобретательной. Автомобиль нам нужен? Понятно, что варианты бывают разными. Один человек может ездить в общественном транспорте, когда расстояние и возможности позволяют, а если человек живет за городом и с общественным транспортом не так хорошо, автомобиль действительно становится насущным. Но здесь встает вопрос: какой автомобиль?

Это просто пример. Другой, самый яркий пример – здоровье. Я прошу здоровья! Тоже хлеб насущный? Тоже. Если я не очень хорошо себя чувствую, мне нужно, чтобы я чувствовал себя хорошо. Потому что я должен в этой жизни что-то успеть сделать. Хорошо? Вроде бы хорошо. Но когда Господь святых людей награждает болезнью, те почему-то говорят, что Господь их посетил. Получается, болезнь – это тоже не однозначное зло, это тоже не то, от чего надо открещиваться и за что роптать на Бога: «Почему Ты мне не дал здоровья?» Здоровье же тоже можно употребить по-разному: будучи здоровым, можно сделать что-то хорошее, а можно и гадостей натворить. Получается, хлеб насущный в смысле здоровья – это тоже спорный вопрос.

Возьмем в качестве примера деньги. «Господи, дай мне денег на что-нибудь хорошее, дай мне выиграть в лотерею, а я сам найду, на что их потратить. Я ведь такой хороший, я достоин». Входит это в понятие хлеба насущного или нет? Мой личный опыт показывает: если Господь что-то и дает, то дает, во-первых, не всегда то, что просим мы. Очень часто бывает так: то, что мы получаем, нас сначала обескураживает. А по прошествии времени оказывается, что это было то самое, что нам нужно. Во-вторых, Он дает в таком количестве, что никакого избытка не бывает: ровно на один день, чтобы не было соблазна начать жиреть, хотеть почивать на лаврах.

Мне как-то довелось общаться с одним товарищем, который говорил, что хочет, чтобы у него было много-много денег, чтобы не надо было больше думать о работе. Он хотел жить на проценты и заниматься чем-то очень важным, полезным, хорошим, но не думать о ежедневном пропитании. Делать что-то полезное для людей, для окружающих, заниматься благотворительностью, но так, чтобы какой-то излишек был.

Меня тогда это очень удивило, ведь мы всегда читаем в житиях святых, что они отдают последнее. Они действительно уповают на Бога, потому что знают, что больше взять неоткуда. Если Господь им этого не даст. А тут получается: да, я на Бога надеюсь, но мне нужно, чтобы на счету лежало что-то… Если Господь в очередной раз не сразу расслышит мою молитву, то у меня немножечко припасено на черный день. Вроде это хлеб насущный, вроде логика-то в этом просматривается, но она не христианского духа. Причем формально придраться не к чему. Потому что вроде ничего нет плохого в том, что ты будешь от избытка помогать. Но будешь ли ты помогать? Вот вопрос!

Господь, зная сердце каждого из нас, каждому дает ровно то и ровно столько, что и сколько каждому из нас нужно. Человек, у которого ничего нет за душой и который, заходя в магазин, считает последние копейки, вызывает, конечно, жалость, но это вовсе не означает, что он станет счастливым, если ему дадут много денег. Вполне возможно, Господь знает, что если дать этому человеку больше денег, то он пойдет вразнос и ни на что хорошее их не употребит, даже если будет убеждать всех, что если ему дать миллион рублей, то он первым делом построит храм, даст нищим и так далее.

Совсем недавно было евангельское чтение о богатом юноше. Это очень характерный пример. Приходит к Господу человек, зная, в общем, что Он ему ответит. Потому что бывает такой тип людей, которые себя уже считают достаточно продвинутыми в православии, мол, они всё исполняют, вроде как сильно не грешат. Все хорошо, но чего-то не хватает. И вот они видят великого учителя, великого чудотворца. Пусть это будет не пример юноши со Христом. Приезжает такой человек в монастырь, видит там духоносного старца и говорит: «Старче, Господь мне все дает. Я вроде не грешу, в церковь хожу. Может, мне священником стать? Я еще больше добра людям буду делать!»

Старец говорит: «Хорошо. Но только все, что у тебя есть, раздай, продай. Потому что священник – это человек, который сам себе не принадлежит. Если у тебя есть какие-нибудь деньги, еще что-то, мало того что это будет соблазнять народ, который ты будешь окормлять, так еще и для тебя самого это будет очень тяжело, потому что, имея много имущества, наверное, ты не сможешь исполнять свои священнические обязанности. Сделай так, как Господь говорил».

И человек подумает: «Что-то мне не нравится, что этот старец говорит. Какой-то неправильный старец. Пойду-ка я лучше найду другого старца».

Получается, мы Бога пытаемся подстроить под свою картину мира, а потом изо всех сил обижаемся, что Бог никак не хочет в эту картину мира вписываться и ведет Себя так, как Он хочет. Потому что Он имеет на это право, Он создал этот мир. И Он смотрит на нас со снисхождением, как на расшалившихся детей, ожидая, когда же мы наконец поймем, что нам нужно совсем не это. А мы никак не хотим понимать, норовим попросить побольше.

Конечно, есть примеры, когда богатые люди становились святыми. Например, мы знаем, что преподобный Серафим Вырицкий был купцом, богатым человеком, но он все оставил. И такие примеры показывают нам: если человек искренне, от всей души, от всего сердца решается идти за Господом, он меняет свою жизнь. Это нельзя сделать между делом, втиснув Господа среди прочих рутинных дел, к которым привык, чтобы иметь еще один источник своего благосостояния. Так не получится. Или ты все отдаешь и идешь за Господом, или нечего и начинать.

Когда нам рассказывают о примерах святых, которые имели состояние, мы видим, как они распоряжались этим состоянием. Все, что мы получаем от Господа, мы получаем в управление, в пользование, это не наша собственность. Если мы просим хлеба насущного, то не должны быть как тот безумный богач, который говорил: «У меня много добра накопилось, надо житницы расширить – и заживу». Оказалось, зажить-то ему не суждено было; Господь сказал, что сегодня душу его заберут.

Испрашивая в молитве Господней хлеба насущного на каждый день, надо быть готовым к тому, что наше представление о том, что мы можем получить на эту просьбу, может расходиться с тем, что будет на самом деле. Есть знаменитое выражение: «Если ты просишь у царя грязи, это не делает чести ни тебе, ни царю». То есть проси у Бога то, что тебе действительно нужно. И в этом смысле понятие «хлеб насущный» должно быть нами очень продумано и прочувствовано. Прося хлеба насущного, мы просим минимума, который нам нужен, чтобы поддержать жизнь свою в том объеме, чтобы служить Господу, и в то же время чтобы не было чего-то такого, что отвлекало бы и отворачивало нас от Христа. Это очень сложно, но надо постараться так себя внутренне настроить, чтобы к этому прийти.

Поэтому мы не столько просим, сколько благодарим Бога за все, что Он дает. Мы пытаемся понять, для чего Он нам дает то или иное, является ли это хлебом насущным, а если является, почему мы это таковым не ощущаем, почему нам хочется больше.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Я постоянно молюсь о своем здоровье и о здоровье своих близких, родных. Но главное, я прошу у Бога укрепления в вере всех моих близких, чтобы они почитали Бога, ходили в храм и молились. Остального я не прошу, я знаю, что Господь о каждом из нас печется и знает, что каждому надо. Главное, чего я прошу, – здоровья и укрепления в вере».

– Когда меня спрашивают, что можно, а чего нельзя просить у Господа, я, кроме прямой отсылки к молитве Господней о хлебе насущном, что само по себе требует объяснения, так это себе представляю. Когда мы просим Бога о том, чтобы Он дал нам что-то или что-то в нашей жизни поменял, совершил, каким-то образом вмешался в нашу жизнь, во-первых, мы должны быть готовы к тому, что Его вмешательство в нашу жизнь будет не совсем таким, как мы это представляем. То есть, впуская Бога в свою жизнь, человек должен понимать, что это может поначалу даже не понравиться. Господь не обязан делать так, как мы хотим.

Например, человек пожаловался Богу о своей проблеме и просит эту проблему решить. Как Господь это будет делать? Кажется, Он даст денег – и проблема решится. Нет; надо быть готовым к тому, что решать Он будет не так, как мы себе это представляем.

Во-вторых, прося чего-то у Бога, мы не столько подвигаем Его сделать то, что мы хотим (потому что это может никак не соответствовать тому, чего хочет Он, а Он не будет делать того, чего Он не хочет), сколько просим дать понять, почему Он делает так, как делает.

Например, что-то происходит в нашей жизни и нас это обижает, или задевает, или обескураживает. «Господи, для чего Ты мне это послал?» Если с нами случается какая-нибудь беда или какой-нибудь неприятный человек встречается на пути, мы сразу начинаем роптать: «За что?..» Воспринимаем это как наказание. На самом деле это не наказание, это попытка показать нам ситуацию так, как видит ее Господь. Потому что Он ее видит со всеми нюансами, а мы видим только какие-то отдельные стороны, но сразу готовы к осуждению или ропоту, что это несправедливо. Мы даже не пытаемся понять, для чего Господь создал такую ситуацию.

Самый яркий пример – то, что сейчас происходит в мире. Отовсюду звучит: мол, несправедливость. Четырнадцать тысяч убиенных Вифлеемских младенцев – просто вопиющая несправедливость. Что, Господь не мог вмешаться, не мог остановить Ирода? Почему Он этого не сделал? Потому не сделал, что слишком уважает нашу человеческую свободу. Мы сами творим эти неприятности...

– А обвиняем в этом Господа.

– Да. Потом говорим: «Господи, почему Ты меня не остановил?» Знаете, можно представить такую картину. Ребенок настойчиво выпрашивает у своих родителей спички, хочет с ними поиграть. Родители его увещевают, увещевают, но в какой-то момент говорят: «Ну хорошо, на тебе спички, попробуй». Ребенок обжигается от первой зажженной спички и начинает верещать: «Почему вы меня не остановили? Вы же знали, чем это кончится».

У меня есть знакомые, которым уже достаточно взрослый сын начинает предъявлять претензии: «Почему вы меня не остановили, когда я был подростком? Вы же мне жизнь сломали». Вплоть до такого.

Вот мы ровно так же начинаем упрекать Господа. Сначала упрекаем: «Почему Ты мне не этого даешь? Я же свободный человек, я же хочу это сделать. Хочу упасть в эту зловонную яму, хочу изваляться в грязи». Господь со вздохом говорит: «Ну хорошо, попробуй, что это такое». Человек падает в эту яму, потом из нее вылезает и говорит: «Почему Ты меня не остановил?»

То же самое – с войнами, со всякими внутрисемейными дрязгами.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Евангелии от Иоанна Христос объясняет тайну Евхаристии и говорит: плоть не пользует нимало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6, 63). Может быть, хлеб насущный – это и есть слова Христа, Его учение?»

– Хлеб насущный как Хлеб евхаристический? В том числе и это, конечно. Если трактовать это расширительно, именно в рамках святоотеческого понимания, то, конечно, Хлеб – это символ того, без чего жить невозможно. И в этом смысле Хлеб евхаристический – самое высшее проявление насущного хлеба. Господь нам это заповедовал, и мы уже более двух тысяч лет совершаем это таинство и, собственно, ради него ходим в храм.

Но мы говорим еще и о том, что понятие «хлеб насущный» подразумевает и какие-то телесные потребности тоже, потому что невозможно жить одним причащением. Понятно, что Причастие питает душу, но тело тоже должно быть напитано (но не пресыщено). И с этой точки зрения насущность хлеба, мне кажется, указывает именно на минимальную достаточность того, что нам нужно.

Если Господь дает, например, деньги, то копеечка в копеечку, чтобы ровно хватило, не было никаких остатков. Могу вспомнить такой пример. Я учился в Свято-Тихоновском университете. Мне надо было ехать в Москву на месяц, чтобы сдавать экзамены, неизвестно было, где жить (не было общежития) и на что. И я пришел к отцу Василию Ермакову. Отец Василий вытащил откуда-то нераспечатанный конверт, на котором было написано «отцу Василию» (то есть ему передали деньги), и отдал этот конверт мне. И мне этих денег ровно хватило, ничего не осталось; я не жировал, но и не голодал. И еще хватило на обратную дорогу.

Это пример, когда Господь дает (в данном случае руками духовника) ровно столько, сколько нужно, чтобы не казалось, что это неистощимый источник всякого добра, рог изобилия: мол, бери сколько хочешь. Нет; мы должны понимать, что Господь лучше знает, что и сколько нам нужно. И надо Ему в этом доверять. Даже когда кажется, что совсем все плохо, ничего нет и неоткуда взять, с неожиданной стороны приходит ровно столько, сколько нужно.

– Когда деньги нужны, например, не мне, но на какое-то дело для другого человека, я же могу об этом Бога попросить, и в этом случае это тоже хлеб насущный. Это будет мой насущный хлеб или я прошу о хлебе насущном для другого человека?

– Это будет мой насущный хлеб. Потому что мы же душу свою тоже питаем. Когда я беру деньги и отдаю нуждающемуся другу, то делаю для своей души столько добра и так ее питаю, как ничем другим напитать не смог бы. И такая радость от этого бывает! Я могу это засвидетельствовать. Бывает такое, тебе приходят деньги, но ты знаешь, что деньги нужны человеку, который сейчас нуждается. И ты, ни копейки себе не взяв, отдаешь тому, кто нуждается. И тот человек счастлив, что получил необходимое (на лекарства или на еду), и ты получаешь столько душевного тепла!..

И для того человека это тоже хлеб насущный. Причем в этот момент ты становишься тем самым источником, через который Господь дает. То есть ты для человека становишься той неожиданной стороной, откуда вдруг сваливается счастье.

– Еще один момент. Достаточно много людей, мягко говоря, бережливых. Но ведь такой человек тоже просит хлеб насущный, а Господь подает вместо желанного рубля копейку. Конечно, нужно поблагодарить Господа и за копейку. Как между собой связаны молитва-благодарение и молитва-прошение?

– Мне кажется, должно быть некое внутреннее упражнение. Прося у Бога нечто, рисуем ли мы в своем воображении то, что просим? Например, чтобы машина была именно такой-то марки, с такими-то характеристиками? Или мы обозначаем свою проблему и просим, чтобы Господь решил ее самым лучшим образом? Если вместо Maybach Господь пошлет нам «Жигули», это нас разочарует или мы поблагодарим Бога за то, что Он дал нам средство передвижения? Ведь в вечности человек уже не вспомнит, на чем ездил. И Господь не спросит, хорошая ли у нас была машина, Он спросит, много ли людей мы на ней перевезли, смогли ли с помощью этой машины кому-то помочь. И так далее.

Так вот, чтобы не было разочарования в том, что получил не сто рублей, а одну копейку, подумай, действительно ли ты просишь то, что Господь готов и хочет тебе дать? Это очень важное качество, которое надо в себе выработать: получив вместо ожидаемого что-то в меньшем размере или вообще не то, что просил, почувствовать радость и благодарность за то, что получил. Это, мне кажется, высший пилотаж, к которому мы должны стремиться. Не надо рисовать в уме то, что хотим получить, но просить: «Господи, дай то, что Ты считаешь нужным». И за все благодарить Господа, даже если это будет что-то совсем неожиданное. Например, ты просил каких-нибудь благ, а Господь наградил тебя какой-то болезнью, которая, как потом оказывается, остановила тебя от чего-то очень плохого. А ты уже успел расстроиться, на Бога возроптать, разочароваться.

Надо научиться благодарить Бога за все, что мы получаем. А для этого надо научиться видеть в этом волю Божию, Божию руку, Божию заботу о нас, Божию любовь – и за это поблагодарить. Не за то, что Он мало или много дал, а за то, что Он вообще рядом с нами, за то, что Он протягивает нам руку. И Он знает о нашей боли.

Если ты не понимаешь, почему Господь дает тебе именно так, именно в этой форме, проси: «Господи, научи меня понимать, для чего Ты мне это даешь. Научи меня видеть ситуацию не через призму своих хотелок и амбиций, а так, как видишь Ты». Увидев это, искренне возрадовавшись и поблагодарив, мы действительно сможем сказать, что чему-то научились в молитве Господней.

– «Отче наш» – так мы обращаемся к своему Отцу. И мы всегда повторяем фразу: «знать как "Отче наш"». Если мы хотя бы эту молитву будем знать, если она будет нашим общим знанием, тогда, может быть, что-то и изменится в нашей жизни...

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать