Беседы с батюшкой. Духовное образование. Протоиерей Игорь Бачинин. 30 августа 2023

30 августа 2023 г.

У нас в гостях руководитель отдела Екатеринбургской епархии по утверждению трезвости и профилактике зависимостей, заведующий кафедрой теологии и настоятель храма святителя Николая Чудотворца при Уральском государственном горном университете протоиерей Игорь Бачинин.

– Мы на пороге нового учебного года, поэтому хотелось бы сегодня уделить внимание образованию, в первую очередь – духовному. Каждый ли христианин призван получить духовное образование? Если да, то почему?

– В Евангелии Господь говорит: «Идите и научите...» Чему человек может научить, если сам неученый? В настоящее время эта фраза Спасителя «идите и научите» является очень актуальной. Почему? Я не буду говорить о многих проблемах и в обществе, и внутри Церкви, о которых все знают. Размышляя на тему, почему это все происходит, я пришел к стойкому убеждению, что у нас низкая религиозная образованность. Религиозная образованность, на мой взгляд, как раз характеризует, насколько человек укоренился в религиозной традиции и насколько живет в соответствии с нею.

Почему низкий уровень? Потому, что большинство тех людей, которые в настоящее время в Церкви занимают активную, деятельную позицию, никакого оглашения не проходили. Если у них и есть определенные знания о Церкви (сейчас, слава Богу, есть достаточные возможности для получения этих знаний), то к системности знаний, тем более к духовной жизни у большинства людей превратное отношение.

Как в свое время говорил известный священник и педагог Василий Зеньковский, внутреннюю духовную жизнь человеку кто-то должен открыть. Я как священник, понимая важность этого аспекта, могу сказать, что многие люди, которые являются церковными, регулярно посещают храм, читают утренние и вечерние молитвы, духовную жизнь в себе пока еще не открыли. Открыть в человеке духовную жизнь – одна из главных задач. То есть открыть действие Святого Духа в человеке, показать ему, что именно эти действия являются для него актуальными.

Раз я заговорил на эту тему, хотелось бы сказать, как это можно делать. Я впервые об этом задумался во время одной из паломнических поездок в Грецию, когда мы посещали женский монастырь Ормилия. Когда заходишь на территорию этого монастыря, ощущается какая-то совершенно другая духовная атмосфера. Внешне вроде бы все как обычно в женском монастыре: очень красиво, обустроено, кругом цветы. Но этот монастырь имеет особую отличительную черту.

Когда мы разговорились с насельницами этого монастыря, я отметил для себя два важных момента. Первое: сестры каждый день причащаются. На второй момент я хотел бы обратить особое внимание. В нашей практике духовной жизни сложилось так, что человек идет на исповедь, когда накопил грехов. А у них принципиально иной подход. В Писании сказано: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь. Неподдельная духовная радость выражала состояние души этих насельниц. И оказалось, что на исповедь они идут не тогда, когда нагрешили, а когда лишились чувства радости.

Нужно идти к своему духовнику и разбираться, что произошло в вашей жизни, кто отнял вашу радость. Спаситель сказал: «Скорбь ваша обратится в радость, и радости вашей никто не отнимет у вас». Что же произошло? Почему ты лишился в своей душе живого сопричастия вечной радости? Что могло изменить устроение твоей души, что ты этой радости лишился?

Мои личные наблюдения говорят о том, что большинство людей этой радости даже и не пережили. Когда я это осознал, для меня одной из главных задач при подготовке людей к крещению (а у нас подготовка к крещению идет минимум полгода) является то, чтобы человек во время таинства не просто присутствовал, а участвовал и ощутил действие Божественной благодати. Как говорит Симеон Новый Богослов, когда человек третий раз выныривает из купели, в этот момент на него сходит благодать Святого Духа. С нашими оглашаемыми мы приходим на место, где будет происходить крещение, я им все показываю, объясняю и говорю, что важно, чтобы они были внимательны к своей внутренней жизни и к тем изменениям, которые в момент крещения под действием благодати Святого Духа в них произойдут.

Для меня как для священника и педагога очень важно, чтобы после таинства человек выразил все это словами. Когда крещение заканчивается, у нас происходит совместная трапеза, чаепитие, и я обязательно прошу людей рассказать об изменениях, которые внутри них произошли. Все без исключения говорят, что это какое-то незабываемое чувство. Когда я прошу сказать более конкретно, кто-то говорит, что это ощущение внутренней чистоты; человек раньше не обращал на это внимания, а сейчас вдруг в себе это ощутил. Чувство, что хочется всех обнять. И спрашивают: «Можно, батюшка, я Вас обниму?» Почему же нельзя, если очень хочется? Человек по-другому смотрит на мир, хочется любить. То есть чувство христианской любви вдруг себя являет во всей яркости, полноте. И дальше я говорю людям, что теперь их главная задача – научиться жить так, чтобы с этим чувством не расставаться.

Помню, когда мы были в Соборе Святой Софии в Стамбуле, нам специально показывали место, где проходило крещение. Людей не крестили так, как это происходит в настоящее время: когда человек захотел, его крестят. Очень печально осознавать, что многие люди подготовительный этап восхождения к радости внутри себя не прошли. Обычно многие крестились в Великую Субботу, накануне Пасхи, а в воскресенье, в сам день Пасхи, в это ликование жизни, когда апогей праздника, люди обязательно причащались и дальше ходили в белых одеждах и обязательно всю неделю причащались. Зачем это нужно было? Именно для того, чтобы они прожили и запомнили свое сотрудничество, содружество с благодатью внутри себя. Когда человек все это ощутил, прожил, тогда внимание к внутренней жизни является внутренним индикатором, если он этого чувства лишается.

Большинство людей сейчас могут сказать: «А нам этого никто не рассказал, нас этому не научили, нам это не раскрыли». Действительно, к сожалению, так часто и происходило. И в моей жизни, когда я становился христианином, ничего этого не было. Это уже впоследствии Божественный Промысл все это открыл и пришло понимание всего.

Возникает вопрос: как быть, если всего этого не произошло? Я думаю, это вполне решаемая задача. Есть катехизаторские курсы. В нашем храме мы их назвали нравственно-богословскими курсами, они у нас состоят из двух ступеней. Первая часть – человек изучает основную христианскую терминологию. Здесь тоже часто возникают проблемы. Один прихожанин, который уже примерно лет семь ходит в наш храм, на одной из бесед сказал: «Батюшка, когда Вы выходите на амвон и начинаете говорить проповедь, я половину слов не понимаю». Я стараюсь говорить достаточно просто, но я не вставал на позицию своих слушателей. Воспринимают ли они эти слова, пробуждают ли они в их душе какие-то чувства, понимают ли они их именно так, как я хочу донести? Когда этот вопрос возник, мы поняли, что сначала нужно дать терминологию, а уже потом, опираясь на терминологию, говорить о внутренней жизни человека.

Я полагаю, очень важно давать не только какие-то внешние знания, как принято говорить в парадигме школьного богословия, а раскрыть внутреннюю духовную жизнь человека, его личную жизнь со Святым Духом. Я полагаю, это является одним из главных задач в плане учения нашей Православной Церкви.

– Наверное, стоит сказать: если мы не обучаемся в высших учебных заведениях, не посещаем воскресную школу для взрослых, специализированные курсы, все равно мы должны заниматься просвещением самостоятельно. Можно ли сказать, что это своего рода наша обязанность? Потому что в современном мире есть возможность образовываться.

– Конечно, вне всякого сомнения. Крещение как таковое и понимается в практике духовной жизни как просвещение, то есть когда человек просвещается неземным Божественным светом. Просвещение имеет не разовое действие, это постоянный процесс. Как сказал Спаситель, Царствие Небесное нудится и нуждницы восхищают его (Мф. 11, 12).

В светской науке есть такое понятие: непрерывное образование. Если человек стал христианином, он взял на себя обязанность и просвещаться, и образовываться. В этом отношении мы живем в очень благоприятное время, когда и в храмах есть возможность получать знания, и священникам есть возможность говорить проповеди. Еще лет тридцать назад существовал закон о десятиметровой зоне, и священник мог разговаривать с человеком на религиозно-нравственные темы не далее, чем на расстоянии десяти метров от храма. Если он разговаривал на расстоянии в десять с половиной метров, находились специальные люди, которые могли рассматривать это как некий прецедент, нарушение законодательства, и священник мог быть привлечен за это к какой-то административной ответственности.

Сейчас, слава Богу, такого нет, и мы имеем возможность говорить внутри храма, за его территорией, выходить в информационное пространство, у нас есть возможность общаться в социальных сетях. У меня тоже есть своя страничка «ВКонтакте», кому интересно – буду рад общению. Мы с моими помощниками завели такую практику: первого числа каждого месяца отвечаем на вопросы, которые нам поступают. Первого сентября в 19 часов по московскому времени (в 21 час по местному времени) я выхожу в прямой эфир.

Раньше у меня был какой-то внутренний барьер, надо ли всем этим заниматься. Но потом я послушал общение Патриарха с современными священниками-блогерами, он сказал, что это тоже место нашей проповеди. Несмотря на то, что это отнимает немало сил и времени, считаю, это очень важно, поэтому стараюсь в меру своих сил и возможностей принимать в этом участие.

В настоящее время в нашей епархии есть три образовательных учреждения, где можно получать системные знания в такой области знаний, как теология: Миссионерский институт, духовная семинария и наша кафедра, которая имеет государственную аккредитацию и выдает соответствующие дипломы. Наша кафедра в Горном университете имеет возможность не только бакалавриата, но и магистратуры. Образование у нас очное. Еще пока не закончился процесс набора студентов.

Если у кого-то вдруг пробудилось желание что-то изучать, полагаю, что такая возможность есть. Я думаю, при каждом храме такая возможность должна быть. Если батюшка в силу каких-то обстоятельств еще не начал это делать, то прихожанам настоятельно рекомендую подойти к батюшке и сказать: «Батюшка, учите нас, расскажите нам про Евангелие, про духовную жизнь». Это очень важно для нашего спасения. Я просто убежден, что не найдется такого священника, который от этого отказался бы. Мы живем в уникальное время возможности получения религиозного образования, духовного опыта, и этой возможностью обязательно нужно пользоваться.

– Многие (и довольно часто именно в церковной среде) критикуют современные технологии, современные возможности, которые есть, в частности, благодаря Интернету. Каково правильное отношение к современным технологиям с точки зрения христианства и через призму возможностей получения образования?

– Блаженный Августин в свое время сказал, на мой взгляд, очень глубокую фразу, не теряющую значения и в настоящее время и подходящую к ответу на Ваш вопрос. Он сказал, что мы должны брать те формы, которые существуют в этом мире, и преобразовывать их в средства спасения. Могу за себя сказать, что благодаря ковиду я глубже стал понимать интернет-технологии для получения образования. Если в тех условиях это были вынужденные обстоятельства, чтобы не прекращался образовательный процесс, то далее я увидел в этом определенные преимущества.

Мы живем в мегаполисе, и время, которое тратим в транспорте на преодоление расстояния от дома до работы, могли бы использовать для получения необходимых знаний. Сейчас есть много возможностей. Есть замечательные блогеры. Я, например, очень часто обращаюсь к лекциям отца Андрея Ткачева, у батюшки очень нестандартный подход, он может владеть словом, и его простой, доступный, эмоциональный и глубокий разговор часто открывает какой-то новый взгляд на обыденные вопросы церковной и духовной жизни, за что я ему очень благодарен. Мне есть чему у него поучиться.

Я думаю, что онлайн-технологии нужно использовать. Правда, онлайн не заменит оффлайн, и все эти цифровые технологии – это в большей степени возможность именно интеллектуального образования человека. То, о чем говорится в Писании, передается из уст в уста, от сердца к сердцу. Цифровые технологии не передают чувства; или нужно быть особым мастером, чтобы передать чувства с помощью цифровых технологий. Я этим мастерством не владею. Тем не менее есть телеканал «Союз», другие телеканалы: «Спас», «Царьград». Дай Бог, чтобы их было больше.

В силу того, что я являюсь руководителем отдела и занимаюсь трезвенным просвещением, в том числе историей, мы смотрели отчеты о деятельности приходских обществ трезвости первой четверти XX столетия (особенно до 1914 года), которые сдавались в Синод. Так вот, существовало больше трех десятков различных журналов, которые на тот период времени издавались приходскими обществами трезвости, и у кого-то тираж был несколько сотен тысяч, у кого-то – два миллиона. То есть это было востребовано.

Я думаю, что стремление к духовному знанию своей актуальности никогда не теряет. И то, что мы в настоящее время имеем возможность получать информацию, – это очень значимый и положительный момент.

Конечно, невозможно заменить Причастие присутствием у экрана телевизора. Но для людей, которые прикованы к больничной койке, это сопереживание, для них это единственная возможность прожить праздник. То, что к ним на дом может прийти священник и принести Святые Дары, это уже отдельная составляющая духовной жизни человека, и, мне кажется, не надо это смешивать. Еще раз повторю, мы должны брать те формы, которые существуют в этом мире, и преобразовывать их в средства спасения.

– В ноябре 2022 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». О чем этот документ и к чему он обязывает педагогическое сообщество высшей школы и образования среднего звена?

– Это документ о традиционных духовно-нравственных ценностях, и эти ценности там обозначены. Если мне не изменяет память, в указе их обозначено около двух десятков, но совершенно очевидно, что они не ограничиваются этим перечнем. Во-первых, государство открыто заявило свою приверженность к этому. Нужно сказать еще о том, что в 2020 году в результате референдума в Конституцию введено понятие о Боге. Я считаю это очень важным моментом.

Какой это накладывает отпечаток, в первую очередь, на органы исполнительной власти? Они должны теперь этим заниматься, выполняя этот указ. Мне попадалась такая информация (кстати, студенты об этом тоже рассказали), что в Чечне глава Республики периодически собирает глав муниципальных образований (там присутствует православный священник и имам) и рассказывает о том, что за истекший период он сделал для того, чтобы выполнить этот указ, на какие ценности было обращено внимание. Если кто-то следит за СМИ, там появилась такая информация об излишествах на исламских свадьбах. Я считаю, это произошло в контексте этого разговора о ценностях.

Слава Богу, руководство нашего региона тоже уделяет должное внимание именно этому процессу. Недавно у нас состоялась рабочая встреча, на которой мы договорились о важности этого вопроса, еще раз услышали друг друга. Мы начали составлять план мероприятий. Как раз сейчас мы находимся в процессе подготовки очередного заседания совета по развитию теологического образования в нашей митрополии. И этот вопрос будет одним из основополагающих, мы обязательно обо всем этом будем говорить.

Для меня очень радостно, что это разговор заинтересованных людей. Те ректоры, которые входят в Теологический совет, прекрасно понимают важность и необходимость просветительской деятельности, или пропаганды (в свое время был такой термин) духовно-нравственных ценностей. Я считаю, в этом нет ничего крамольного, когда государство расставляет для себя приоритеты в своей информационной деятельности и политике и эти приоритеты начинает транслировать. Благодаря этой трансляции определяются приоритеты уже в общественном сознании, когда видим, что для нас является важным и актуальным.

Слава Богу, что понимание в этом отношении есть. Мы даже выступили с инициативой о том, что хорошо было бы, если бы в каждом образовательном учреждении, муниципальном образовании была своя программа духовно-нравственного просвещения. Эта идея была поддержана. Надеюсь, она найдет в свое время воплощение. Мы со своей стороны, как университетская кафедра, сказали, что готовы оказать содействие муниципалитетам в разработке этой программы, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. И мы открыты к более тесному и предметному сотрудничеству.

– Духовное образование на современном этапе значительно отличается от светского образования. Если так подумать, то в чем это отличие и что следовало бы перенять светскому образованию у духовного?

– Духовное образование – это общепринятый термин. Есть действительно светский характер нашего государства и, соответственно, светский характер образования. Но у нас есть и религиозное образование. Есть Учебный комитет Русской Православной Церкви, который курирует религиозное образование. У нас есть религиозные образовательные учреждения: семинарии, академия. К системе религиозного образования, которое нашло свое понимание и путь вхождения в светскую систему образования, относится теология. И духовное образование в этом отношении занимает свою особую нишу.

Что такое духовная жизнь, которую надо образовывать в человеке? Я полагаю, что это в первую очередь упражнение человека в добродетелях и борьба со своими страстями. То, что относится к сфере православного или христианского религиозного образования, – это история, литургика, церковнославянский язык, церковное право, какие-то специальные предметы прикладного характера.

У нас на кафедре преподается такой предмет – «Основы утверждения трезвости»: трезвости как христианской добродетели, нравственной ценности. Как ее достигать – мы особо об этом говорим. Конечно, у светского и религиозного духовного образования есть своя ниша.  

Если мы говорим о духовном образовании, то оно призвано приобщать человека к традициям духовной жизни и вести его в Царство Небесное. Религиозное образование рассказывает об этом Царстве Небесном и том опыте, который накоплен в нашей христианской православной традиции. А светское образование помогает человеку социализироваться, найти свое место в том мире, в котором мы с вами живем.

Я бы не проводил между ними каких-то граней, противоречащих друг другу. В центре образования находится человек. И я полагаю, что все сферы образования имеют очень важное значение и для социализации, и для приобщения человека к религиозной жизни,  для приобретения внутреннего духовного опыта.

Я думаю, что здесь есть очень много сфер для сотрудничества. Тем более я являюсь настоятелем храма при Уральском государственном горном университете. Это единственный храм у нас, в Уральском федеральном округе, который носит название домового университетского храма. Мне бы искренне хотелось, чтобы и в других образовательных учреждениях высшей системы образования существовали тоже свои домовые храмы.

Наверное, это такое веление времени, особенность, когда необходимо не только образовывать и социализировать человека, но и преобразовывать его внутренний мир. И Церковь накопила в этом отношении большой практический опыт и с радостью этим делится. Я убежден, что примером является не только наш храм. Наверное, самый яркий пример – это Московский государственный университет и храм святой великомученицы Татьяны, который существует в нем с XVIII века и прочно сформировал эти традиции сотрудничества. О них нужно просто вспомнить и развивать их.

– На этот счет первое, о чем мне подумалось, – это воспитательная работа. Потому что буквально несколько лет назад государство постановило, что должна быть рабочая программа воспитания, календарный график воспитательной работы на учебный год. И светские вузы немного не понимали, что делать с этими планами. А у системы духовного образования все очень хорошо с воспитательной работой. Обязательно есть профильный проректор по воспитательной работе, у него есть помощники в духовных учебных заведениях. Хорошо бы перенять этот опыт другим.

– Я думаю, что мы к этому идем. И здесь важно не форсировать события, это должно естественным образом вызреть. Но и откладывать особого смысла нет. Этот опыт взаимодействия высших учебных заведений и епархий расширяется в настоящее время. Я помню, общецерковная аспирантура и докторантура в ноябре прошлого года собрала такие курсы повышения квалификации. По благословению владыки я принял в этом участие. Нас там было 42 человека: священники из разных высших учебных заведений, которые входят в структуру светского вуза. У них тоже есть свои храмы, какие-то курсы, программы, мероприятия, которые они совместно проводят и организуют.

Я думаю, что это естественный процесс. Этот опыт должен сначала наработаться, потом его необходимо как-то осмыслить, систематизировать и уже рекомендовать дальше. Мы разговаривали с владыкой, и он рассказал, что в системе высшего образования появляется еще такой элективный курс, как «Общественное служение», чтобы студент как-то вошел в современную жизнь, которая имеет вектор потребительства, с другим внутренним устроением. Потому что служение и потребительство – это антагонизмы. Потребительство – это когда человек привык потреблять нечто для себя, а служение – это когда человек привык что-то отдавать другим.

Слава Богу, что эта тема поднимается. Нужно сказать, что раньше категория «служение» соотносилась со священнослужителями, милиционерами, военными (их называли служащими). Вообще каждый человек в сфере патриотизма, о которой мы говорим, должен служить своему Отечеству.

Когда я услышал об этом курсе, то понял, что это тоже сфера духовного образования: о категории служения мы должны говорить и воспитывать ее. И не просто рассказывать о ней, а давать возможность проявить это служение студенту в светском вузе. Я понимаю, что студенты и учащиеся наших религиозных и духовных образовательных учреждений в этом непосредственно принимают участие в процессе всего своего обучения. И то, что эта потребность появляется в системе светского высшего образования, тоже не может нас не радовать.

– С 1 сентября этого года в высших учебных заведениях также появляется новая дисциплина – «Основы российской государственности». Знакомились ли Вы с программой этой новой дисциплины? Какие подходы собираются применять преподаватели в обучении? Что в целом она призвана сформировать у студента?

– Действительно, с 1 сентября для студентов первых и вторых курсов это будет обязательный предмет. И наш Уральский государственный горный университет в этом отношении не является исключением. Для нас все это проще, потому что последние три года мы преподавали такой курс, который назывался «Духовно-нравственная культура и патриотическое воспитание». Все студенты первого и второго курсов, а также магистранты проходили эту дисциплину. И когда вышел соответствующий указ, что это необходимо вводить, у нас уже был свой опыт.

Мне позвонил проректор нашего университета по учебно-методическому комплексу и говорит: «Мы хотели бы вашей кафедре предложить преподавать этот курс», на что мы с радостью согласились. И сейчас преподаватели нашей кафедры во всем университете будут преподавать курс «Основы российской государственности». Это, наверное, одно из действий, позволяющих выполнить тот самый 809-й указ по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.

Конечно, как и в любом образовательном процессе, появились так называемые пилотные учебники. Они должны пройти апробацию. Мы, как преподаватели, должны увидеть какой-то ответный результат. А такой результат, по крайней мере в педагогике, появляется не по завершении курса, когда студенты получают в своих зачетных книжках соответствующие оценки. Должен пройти какой-то период времени для того, чтобы результаты этого курса проявили себя.

Мне очень радостно, что действительно такое решение принято. Это очень важное для всех нас решение. Но сейчас важная задача – подготовить специалистов для этого, наработать определенный материал для преподавания этого курса. Я надеюсь, что вся система высшего образования справится с этой задачей. И мы действительно внесем свой достойный вклад в сохранение и укрепление наших традиционных духовно-нравственных ценностей.

– Завершая нашу встречу, ждем от Вас краткого напутствия на новый учебный год для тех зрителей, которые входят в учебный процесс.

– Я думаю, это замечательный и радостный период в жизни каждого человека, когда он имеет возможность учиться, осмысливать знания через призму христианского мировоззрения. Это очень важный положительный момент. Мне искренне хотелось бы, чтобы все наши слушатели учились. Православные христиане, без вариантов, обязаны учиться, потому что Господь сказал: идите, научите все народы (Мф. 28, 19). А кого и чему ты научишь, если ты сам неученый?

Я своим прихожанам часто говорю, что христиане, которые любят Церковь, обязаны учиться. Можешь ты или нет, здоровый ты или больной – все мы обязаны учиться. Мне радостно, что такая возможность предоставляется. Я и сам продолжаю свое учение, и к этому призываю всех остальных людей. Помоги нам всем Господь!

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать