Беседы с батюшкой. Деятельное прощение. Игумен Филарет (Пряшников). 14 марта 2024

14 марта 2024 г.

В студии игумен Филарет (Пряшников), настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря.

– Тема сегодняшней передачи проста и понятна: «Деятельное прощение». Совсем скоро начало Великого поста, которого мы все ждем с нетерпением и радостью. Но прежде чем вступить в пост, пройдем Прощеное воскресенье. В этот день в храме стоит очередь из мирян и священников, все просят друг у друга прощения.

Я понимаю, когда просим прощения у близких людей или у тех, кого мы знаем и кто знает наши настроения, но просто писать в Интернете: «Простите меня все»?.. Эта мысль меня мучает. Мне всегда казалось, что прощение должно быть, во-первых, обоюдным, во-вторых, деятельным, то есть это должен быть какой-то поступок. А как научиться прощать врагов, особенно тех, которые очень сильно насолили? Как прощать людей, которые находятся у тебя в подчинении?

– Действительно, скоро наступит день, когда наши телефоны будут переполнены разными картинками с просьбой простить. Их часто присылают люди совершенно незнакомые или малознакомые. И проблема деятельного прощения на самом деле чрезвычайно актуальна. Потому что мы не можем по-настоящему прощать, это я говорю и про себя в том числе.

Настоящее прощение – это когда безусловно забываешь, что тебе кто-то что-то причинил. Господь нас прощает безо всяких условий, когда мы идем на исповедь и искренне каемся в своих грехах. Господь никогда не вспомнит нам эти нехорошие поступки.

И я часто вспоминаю наших предков. Потому что многие святыни, которые сегодня построены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, да и в других старинных городах, строили люди зачастую в знак покаяния, испрашивая у Бога прощения за какие-то прегрешения. Это и храмы, и церковные здания, богадельни, школы. Люди часто приносили что-то материальное, давали обеты, благодарили Господа за то, что Он услышал, простил или восполнил недостающую благодать, которую человек теряет, когда согрешает против Бога.  

Мы вспоминаем наших предков, которые умели каяться. Это было действительно деятельное покаяние. Мы думаем, что если согрешили, то хватит одного слова, чтобы Господь нас простил. И это действительно так, потому что для Господа нет никакой преграды простить нас в чем-либо.

Существует и такое понятие, как епитимья. И это не наказание, а лекарство. Иногда за определенный вид греха священнослужитель может дать епитимью, поклоны или чтение молитвы какое-то время как некое исцеляющее средство, которое призвано дать человеку понимание, в чем тяжесть того или иного прегрешения.

В Прощеное воскресенье нам нужно постараться попросить у всех прощения. Хотим мы этого или не хотим. Согрешил ли кто-то против нас или мы имеем что-то против кого-то на своем сердце. Почему необходимо освободиться от этого гнета? Потому, что начинается очень важное время для каждого христианина – Великий пост. Об этом говорят все священнослужители. Мы смотрим разные программы об этом, читаем книги. Нам нужно войти в пост, чтобы нам ничего не мешало, чтобы время, проведенное в молитве и духовных или телесных ограничениях, принесло пользу. А когда в сердце сидит заноза, к сожалению, она будет кровоточить. И вот ее-то и надо убрать словами: «Простите меня, пожалуйста». Может быть, невозможно сразу понять человека, принять его поступок, тем более если мы говорим о любви к врагам. Но Господь Иисус Христос говорит: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Не просто прощайте врагов, а молитесь за них.  

Как простить человека, который действительно стал врагом? Надо за него молиться, тогда прощение само придет в сердце. «Господи, помоги этому человеку». Пойдите в храм, поставьте свечку о его здравии, пожелайте ему вразумления, чтобы Господь ему помог. В духовной жизни все очень просто. Главное, чтобы мы правильно использовали эти инструменты в том числе и в деятельном прощении.

– А как научиться прощать людей, с которыми живешь, служишь, работаешь, которые в чем-то от тебя зависят? Ведь больше всего проблем отцу приносят дети.  Они знают, что папа все равно простит. Как это происходит у вас в монастыре?  

– Знаете, у каждого человека есть недоброжелатели, которых он когда-то обидел или невнимательно к ним отнесся. Тем более если мы говорим о коллективах, в которых работает много людей. Как они могут выстраивать взаимоотношения? Это могут быть дружеские отношения, а могут быть чисто деловые. И когда в коллективе какая-то ссора, люди делятся.

Почему грех так страшен для нашей духовной жизни? Почему от него надо освобождаться, что мы и пытаемся делать в Великий пост? Потому что он разделяет людей, разбивает коллективы, семьи, родственников. Единственное, о чем прошу, если я кого-то обидел в жизни, чтобы Господь дал разумение этому человеку. И часто прихожу в недоумение, когда прошло столько лет, а человек все еще помнит обиду, может где-то меня уколоть или навредить, сказать про меня кому-нибудь что-то нехорошее. Но вопрос-то в другом. Вопрос в том, что мы должны всегда смотреть на себя, оценивать свои поступки, а все остальное отдавать в руки Божии.

– Вопрос от телезрителя Игоря из Москвы: «Моя мама во время сложных дел постоянно ругается матом и злится на себя. Как можно попросить прощения, чтобы извиниться перед собой и чтобы это не повторялось?»

– Самое главное – попросить прощения в общем. Прощение – ведь это маленькая исповедь. А когда мы приходим на исповедь, то батюшке рассказываем в общем, говорим: «Прости меня, Господи, за то, что я осудил». Мы не говорим, кого конкретно осудили, кому сказали нехорошее слово. Мы не вдаемся в детали, потому что необходима констатация факта греха, который совершил человек. Так же и здесь. Какие бы ни были родители, они всегда останутся таковыми. И грех за непочтение родителей не снимает с них вины, если они живут не так, как нам бы хотелось. Надо научиться всегда любить своих родителей и близких такими, какими они являются. Маму нужно обнять, поцеловать, сказать простые слова: «Прости меня, что раздражаю тебя. Не ругайся, пожалуйста».

– Вы говорили о том, что раньше люди умели прощать, и о том, что нужно прощать врагов. Но как научиться их прощать? Поставить свечку за здравие? Но на это нужно найти в себе силы, чтобы человеку, которого не очень сильно любишь, помочь в спасении. Как научиться искренне молиться о нем?

– В принципе, мы не изменились. Мы и сегодня тоже можем прощать. Вспомните наших предков, которые рушили монастыри, храмы. Но ведь все прошло, и потомки этих людей сейчас строят храмы, воздвигают монастыри, возвращают к жизни святыни и прочее.

Конечно, чтобы научиться прощать, надо иметь такое качество, как великодушие, большую, широкую душу. Господь определяет тебе путь жизни, а ее широту ты определяешь сам, когда научаешься в горе, беде, бесславии находить смысл жизни.

Господь дал мне дар трудиться на благо восстановления Никольской обители, служить Старой Ладоге, помогать владыке Варсонофию. Но наступит день, когда мне скажут: «Отец Филарет, хватит трудиться, у тебя будет другой жизненный путь». И надо успеть сделать столько хорошего, нужного, чтобы, когда придет отчет моей жизни, Господь судил по широте моей души как христианина и священнослужителя, а не по краткости пребывания в святом месте.

Что значит быть великодушным? Научиться прощать. А как простить человека, который тебя сильно обидел? Нужно сильно его полюбить. От этой любви будет большой толк, другого пути нет. Иначе будет война внутри тебя, и ты не сможешь погасить этот огонь. Апостол Павел говорил: солнце да не зайдет во гневе вашем. Ты разгневался на человека, лег отдыхать, помолился кое-как, потому что в голове крутится ситуация, завтра надо сделать то-то и то-то, разбираться. Потом не выспался, а утром скандал продолжается. Нам иногда очень тяжело принять обиду от человека, особенно близкого.

Христос учит нас совершенно другому. Великодушию, прощению. Он безусловно простил Петра, трижды отвергшего Его. Симон Ионин! любишь ли ты Меня? И потом Он восстанавливает его апостольское достоинство. Все почитали апостола Петра независимо от того, что он оступился. Не знаю этого человека. Понимаете? Это край низости – отречься от человека, с которым ты ходил. Нет страшнее греха, чем отречься от того, кто тебя любит.

Надо не просто прислать сообщение, хотя в каких-то ситуациях оно должно быть, но необходимо хотя бы что-то удалить из своего сердца, из своей памяти. Безусловно простить человека. А когда мы приходим в храм и просим прощения друг у друга, я бы не хотел, чтобы это было автоматически. Поэтому недаром чин прощения совершается на вечерне, когда могут прийти все свои, не просто захожане, которых вообще не знаешь, а те близкие прихожане, с которыми ты живешь и молишься. Надо иметь великодушие, чтобы научиться прощать.  

– Сейчас задам очень сложный вопрос, но сложный для меня, а не для Вас. Мы победили в Великой Отечественной войне и знаем, что было очень великодушное отношение к побежденным. Эта ситуация может повториться, и я думаю о том, как научиться быть великодушным к врагам, которые убивали твоих друзей.

– У нас нет бумажки, где можно подглядеть ответ. Вопрос очень сложный, личностный. Вопрос широты души человека. Почему? Я как-то был на одной радиопрограмме, мы вспоминали 9 февраля 2014 года, когда в Южно-Сахалинске расстреляли верующих людей, в том числе мою маму. И ведущая все допытывалась до меня, простил ли я убийцу своей матери. Я не желаю ему зла или какого-то возмездия, воздаяния, потому что в таких ситуациях воздаяние нужно отдать в руки Божии, не становиться орудием в Его руках в суде над человеческой душой.

Наш великий русский народ всегда умел прощать, потому что его великодушие зависело от уровня веры и умения отдавать все в сложной ситуации в руки Божьи. «Господь, видишь, мы отдаем эту ситуацию Тебе. Мы не хотим быть инструментами в Твоих руках, потому что суд над этим убийцей, извергом принадлежит Тебе». Конечно, есть гражданские законы, которые держат в порядке наше общество, но духовная мера прощения от Господа.

– Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Иоанн Златоуст говорил такие слова: «А ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас». Прочитывая эти слова, я вспоминаю православную программу, где мать обняла убийцу своего сына и сказала, что испытала самое большое удовольствие, когда пересилила себя и смогла его полностью простить. Мы стараемся простить человека, обязательно молимся за него, но все равно иногда посещает чувство обиды. Как быть с этим?»

– Мое мнение, что человек должен все-таки заслужить прощение. Он должен его желать, к нему стремиться. Если тот человек, который убил твоего близкого, не осознает своего злодеяния, то он далек от прощения. Он не может простить сам себя. Безусловно, когда с нами случаются такие страшные вещи, как мать может простить убийцу своего сына или дочери? Как сын может простить убийцу матери или отца? Как? Я говорю, все начинается с нас, и, возможно, великодушие этой женщины, о которой Вы говорите, велико, но и тот человек, которого она обняла, был готов к прощению. Бог прощает любого человека безусловно, если тот кается. Вот о чем мы говорим.

Ведь на кресте было два разбойника. Один получил прощение, а другой нет. Что нам делать с той обидой, которая есть в нашей душе? Я думаю, боль от потери всегда будет в сердце, она никуда не уйдет. Ты всегда будешь помнить тот день и то событие, которое произошло. Мы поднимаем сложные вопросы. Но все-таки все должно происходить по воле Божьей. Мы молимся за наших обидчиков, за всех ненавидящих и обидящих нас. Я уверен, что Господь по молитвам и монахов, и мирян, и священнослужителей, и всей Церкви дает долгожданный мир тем, кто его хочет. Ведь есть люди, которым не нужно прощение. А если нет прощения, нет Бога, то какой смысл, как написано, бросать жемчуг перед свиньями? Все нужно обдумывать и осознавать осмысленно. Не просто ставить клеймо, что кто-то не хочет или не может простить. Нет. Любая ситуация должна быть осмыслена человеком целиком.

 – Тут есть еще один аспект. Мы уже несколько раз вспоминали историю про страну Гадаринскую, где люди отказались от Бога, сказали, что Он им не нужен. Получается, есть такие люди, которые не то чтобы не нуждаются, но не хотят Бога. И Он к ним не приходит.  

– Господь насильно никого к Себе не привлекает. Мы вспоминаем слова апостолов на Пятидесятницу, которые после наития Святого Духа проповедовали еврейскому народу об Иисусе Христе, Его пришествии, об искупительной жертве. Многие обратили на них внимание, а кто-то отвернулся и ушел. Но все-таки большинство сказали: что нам делать, мужи братия? Апостолы ответили: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов. То есть покаяние все-таки является неким важным действием для самого человека. Почему мы говорим: деятельное покаяние? Потому, что надо что-то сделать. Именно тебе. Как тот слепец, который сидел и кричал: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня.

Мы недаром вспоминали притчу о блудном сыне. На проповеди я говорю не о старшем сыне, у которого все в порядке, а о младшем. Посмотрите, он ушел далеко, потерял все в своей жизни. Но что он сделал? Встал и пошел к отцу, сказал: недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Очень важно, чтобы мы в покаянии еще что-то делали изнутри, желали отойти от греха, помириться с ближним. Как тот же Закхей: половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Обидели кого-то, верните. Покаяние начинается с конкретных дел. Почему строили храмы? Почему основывали монастыри? Это очень-очень важно, когда человек пытается что-то сделать.

Когда просто сижу на диване, читаю «Добротолюбие», наверное, это здорово, но плодов не принесет. Ты просто прочитаешь, у тебя будет теория, а практики нет. Это самое страшное, когда нет практики. Ты не имеешь опыта прощать близкого или далекого. Простить – это не значит здороваться. Мы же не со всеми здороваемся за руку в метро. Есть приоритет общения.

Но с чего надо начинать? Со своих близких. Не надо мириться с далекими: с прихожанкой, с которой поругался. С ней, конечно, тоже надо, но вас связывает лишь приход, физиологически вы совершенно чужие друг другу люди. Нужно начинать со своих близких. Когда мы научимся прощать своих домашних, тогда научимся прощать и далеких. Говорить близким хорошие, добрые слова. Начните со своих детей, родственников, родителей. Сегодня был вопрос, как попросить прощения у мамы, чтобы ее не обидеть. Просто начните просить прощения у своих родных. А там видно будет.

– Вы сейчас говорили практически о том, чтобы построить исповедальные отношения с людьми ближнего круга. Но тогда у меня возникает вопрос о силе исповеди. Ведь мы в этом случае должны научиться исповедоваться. И пост тут нам в помощь.

– Пост – это удобное время для нашего покаяния, для того, чтобы примириться с близкими, оставить какие-то вещи, которые очень мешают в духовной жизни. Исповедь имеет колоссальную силу для преображения человеческой души. Я исповедуюсь не так часто, как надо, но как священнослужитель обязан это делать. Бывает, ты запутался, но пошел на исповедь, помолился, и наступает ясность ума: ты уже знаешь, как поступить, что сказать, как себя вести. Исповедью нельзя пренебрегать. Но подходить к ней надо тоже с внутренней подготовкой и расположением.

– Вопрос из Санкт-Петербурга: «Я читаю утреннее и вечернее правило, но Символ веры читаю последним. Можно ли так? Или обязательно читать в том порядке, как написано в молитвослове?»

– Молитвослов – это пример для подражания, образец. Там уже все логически выстроено. Можно ли нарушать это правило? Греха большого в этом нет. Но Вы должны объяснить сами себе, почему хотите эту молитву прочитать в самом конце. Символ веры очень важная молитва, которая читается и на богослужении, и на различных таинствах. Если у Вас есть батюшка, которому Вы исповедуетесь, поговорите с ним. Он знает Вас лучше. Давать такие советы очень ответственно. Если скажу, что можно, все остальные решат, что теперь можно все перестраивать так, как хочется. Вопрос не в том, чтобы вычитать, а в том, чтобы помолиться Господу Богу. Важно, чтобы Вы почувствовали внутреннее соприкосновение с Создателем, понять, что Господь слушает и слышит нас.

А какие молитвы в какое время читать?.. Иногда можно их прервать, можно что-то сократить. Например, как может все прочитать человек в путешествии? Но он может почитать Иисусову молитву, не вычитать, а именно помолиться, и это важнее.

– С понедельника мы будем молиться молитвой Ефрема Сирина. Расскажите, пожалуйста, что мы вкладываем в эту молитву и как должны ею молиться.

– Это замечательная молитва. Я не сравниваю ее с Великим покаянным каноном Андрея Критского или с литургией Преждеосвященных Даров, но молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» сопровождает весь круг богослужения. Она читается и на часах, и на утрене, и на вечерне, и даже на литургии Преждеосвященных Даров.

Многие любят эту молитву, потому что в ней есть средоточие всего того, что необходимо нам для покаяния. В ней говорится о том, что Господь слышит наше обращение к Нему, чтобы мы видели свои прегрешения и не осуждали брата своего и чтобы Господь многому нас научил. Это замечательная молитва, и она является для нас образцом для подражания.

Зачастую на первой неделе поста после Великого канона Андрея Критского священнослужители произносят проповеди на мою любимую тему – о молитве Ефрема Сирина, потому что в ней содержится великая глубина, и можно раскрыть каждое ее предложение, используя и Священное Писание, и святоотеческое Предание.

И вот представьте себе, насколько преподобный Ефрем Сирин был внутренне сильным, духовно широким человеком, если он составил такую молитву, которую читают в Церкви на протяжении столетий, тысячелетий.

Святые отцы не были роботами, возможно, они, как и все люди, совершали какие-то ошибки, но в их жизни был правильный духовной настрой. Поэтому, читая молитву преподобного Ефрема Сирина, вникая в ее смысл, мы получаем великую пользу.

– Да. И мы понимаем, что научиться прощать, научиться исповедоваться и есть наша задача на пути к спасению. А чего еще здесь не хватает? 

– Совершения добрых дел. Обязательно нужно совершать добрые дела. Без этого невозможно получить настоящее прощение, потому что мы, христиане, призваны к тому, чтобы проявлять милосердие к своим близким.

Поэтому, пожалуй, единственное пожелание, с которым я хотел бы обратиться к нашим дорогим телезрителям, чтобы они поставили перед собой задачу каждый день делать доброе дело, хотя бы понуждать себя к этому кому-то помочь, кого-то поддержать. Иногда просто поддержать человека – это уже великое и доброе дело.

Если вы имеете возможность помочь кому-то материально, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить кого-то в темнице или в больнице, послужить кому-то, пожалуйста, делайте это, и пост – это, безусловно, очень удобное время, когда наши добрые дела, как драгоценные жемчужины, собираются в мешочек нашей души.

Недавно у нас была Неделя о Страшном Суде, и мы слышали, что Господь говорит в пророчестве: как мы будем поступать с людьми, так и Он будет поступать с нами. Если мы не будем милосердными и сострадательными, то и Он не будет к нам милосердным и сострадательным. То есть здесь нам очень важно понимать, что без добрых дел все наши постовые труды, все наши поклоны не будут иметь большого значения. 

Раньше была добрая семейная традиция читать постом Священное Писание, причем прочитывали и Ветхий, и Новый Заветы. Но сейчас у людей нет такой возможности. А что бы Вы посоветовали читать Великим постом?

– Вы уже ответили на этот вопрос – нет ничего выше, чем Священное Писание, слово Господа, в котором Господь разговаривает с нами. Это самое важное. Сегодня в библиотечках верующих людей много книг о покаянии. Пожалуйста, берите творения святых отцов, того же Иоанна Златоуста, читайте о покаянии, погружайтесь в это. Сейчас вообще можно найти очень много хорошего, полезного для души. 

– Мы говорили о добрых делах, покаянии, прощении. Но меня волнует еще один очень важный вопрос – начиная с понедельника два дня у нас не будет литургии, а потом будет служиться литургия Преждеосвященных Даров.

– Да, все верно.

– Почему же в первые два дня поста литургия не служится?

– На это есть церковный устав. То есть любое богослужение во время поста, вне поста регламентируется уставом, по которому живет Церковь, приход или монастырь. Действительно, в понедельник, во вторник и на протяжении всего Великого поста по уставу литургия не совершается, кроме особых богослужений.

В этом тоже присутствует некий отпечаток того времени, в которое мы попадаем, отпечаток Великого поста, где уже меньше песнопений. Вообще литургия – это великий праздник для души человека, а в пост мы говорим: «Так, успокаиваемся, каемся и, как особой драгоценности, ждем литургии Преждеосвященных Даров».

Скажите, что сейчас происходит в вашем монастыре, какие есть новости?

– У нас весна. Волхов вскрылся ото льда, уже прилетели какие-то птички, и они вовсю щебечут, а братья готовятся к посту. Мы готовимся к особым молитвам, когда все будем смотреть в едином направлении на нашего Создателя и Спасителя Господа Иисуса Христа.

Отец Филарет, благословите наших телезрителей на Великий пост.

– В первую очередь я хочу попросить у Вас и у наших дорогих телезрителей прощения. Простите меня, пожалуйста. Может быть, я не смог ответить на все ваши вопросы, на все ваши чаяния, но знайте, что я вас очень люблю и очень дорожу вами. И я хочу, чтобы Господь не оставлял всех нас, какими бы путями мы ни ходили. И, конечно, легкого и благодатного поста всем нам!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать