Беседы с батюшкой. Что значит быть сильным. Священник Михаил Проходцев. 15 сентября 2023

15 сентября 2023 г.

– Тема сегодняшней передачи: что значит быть сильным? Когда мы говорим о том, что значит быть сильным, сразу вспоминается фильм, в котором все время звучит вопрос: «В чем сила, брат?» Готовясь к передаче, я прочитал очень много и светских, и церковных материалов на эту тему. Но скажу честно, даже среди отцов очень много разночтений по поводу того, что же такое сила. Потому что она трактуется либо как сила, которую нам дает Бог, либо как некая сила, которую человек имеет сам. Есть даже такая расхожая фраза, которую нам говорили в школе, что надо быть сильным духом. Но при этом говорилось не о Святом Духе, а о некоем другом духе. Об этом я прочел буквально следующее: «Быть сильным духом означает идти к своей намеченной цели, несмотря на внешние и внутренние проблемы». Здесь я уже перестал что-либо понимать. На Ваш взгляд, что значит быть сильным?

– Это замечательная тема. В нашем разговоре будет много экспромтов и отсылок к Священному Писанию. Для меня самая яркая иллюстрация того, что значит быть сильным в мирском смысле, была приведена одним нашим прихожанином, когда он рассказывал о своем сыне. Его сын залез в складной диван. Папа ему говорит: «Покажи, какой ты сильный!» Отец ожидал, что сын уже в состоянии подвинуть складную часть дивана и что тот удивится тому, насколько в нем большой растущий потенциал, потому что раньше он этого не делал. Но вместо этого сын высунул руку из дивана и показал папе бицепс: «Смотри, папа, какой я сильный». Уже здесь мы видим, как два человека абсолютно по-разному поняли, что такое быть сильным.

Быть сильным – это в первую очередь мочь что-либо. Это моя личная формулировка. Если я могу поднять гирю 16 или 32 кг, то у меня есть для этого силы. Если я проснулся утром и, как человек, имеющий небольшое домашнее хозяйство, чувствую, что сегодня я в состоянии управляться с ним (строить, кормить, убирать навоз и так далее), то я чувствую в себе силы, они есть. Вот еще пример: есть мешок комбикорма, который весит 40 кг, и мне нужно вынести его из машины и дотащить до курятника. Если я чувствую, что у меня есть силы, я его понесу на плечах. Если я чувствую, что сил у меня нет, я его повезу на телеге. Откуда у меня берутся силы? Есть множество факторов. Например, вчера я устал, сегодня у меня сил нет. Но откуда эти силы берутся, откуда берется источник вот этой двигательной силы – это другой вопрос.

Мы понимаем, что источник человеческой силы по факту находится вне человека. Мешки с комбикормом – это рутина. Возьмем подвиг военнослужащего, подвиг воина. Человек устал, уже сил никаких у него нет, а ему нужно выполнять боевую задачу. Так как в окопах под огнем не бывает атеистов, он обращается к Богу: «Боже, дай мне сил». Еще за него мать молится, и жена, и община, если он из какого-то храма уходил защищать Родину. И Господь дает ему силы. Казалось бы, уже утомлен, не спал, но Господь дает ему силы и выполнить боевую задачу, и вернуться.

Сколько раз за нашу жизнь, даже иной раз за день мы слышим пожелания: «Дай Бог сил!» Например, человек спрашивает нас: «Как дела?» Мы говорим: «Да сегодня у меня две записи. Нужно в два места съездить. Две службы: утром и вечером. А днем надо еще записать синхрон». Вам тогда и говорят: «Дай Бог сил!» Источник силы находится вне человека. Источник силы – это Бог. Источник силы наполняет нас этой самой силой, дает нам возможность вообще двигаться, жить, трудиться, работать, любить и так далее. Потому что для всего в нашей жизни, в том числе и для любви, нужны силы.

– Получается, что источником даже физической силы является Господь?

– Совершенно верно!

– А если мы думаем иначе, то все равно это Господь?

– Все равно это Господь. Безотносительно к тому, как человек воспринимает действительность, верит в Бога или нет, Бог есть. Безотносительно к тому, верит человек в Страшный Суд или нет, Страшный Суд будет. Если кто-то не верит в Страшный Суд или в Троицу Единосущную и Нераздельную, это проблемы этого человека. Либо он еще не дошел до этого, либо что-то с ним такое случилось, что он это отрицает. Но так или иначе источник силы – Бог. Когда мы открываем Священное Писание, от начала и до конца  видим, что Бог и есть сила, Бог есть двигатель. Причем это настолько мощная сила, что ее не достигнуть никак. Мы никогда не сможем что-то сделать так, как Бог. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды… И стало так. И увидел Бог, что это хорошо. Бог начинает мир словом, и словом Он бытие нашего мира закончит. Слово воплотилось, то есть Бог стал плотью и жил среди нас и показал нам пример силы. Какой силы? Я надеюсь, об этом мы сегодня и поговорим. Потому что это совсем не та сила, о которой мы имеем представление (как мальчик, который показал отцу бицепс).

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Я считаю, что сила есть в воздержании. Тяжело  себя пересилить и попросить у кого-то прощения, а ты просишь. Тяжело отказаться от переедания, хотя врачи уже доказали, что это катастрофически вредит здоровью, но ты пересиливаешь себя и отказываешься. И так во всем».

 Это очень интересное мнение. Действительно, в воздержании мы можем проявить свою силу. Но прошу обратить внимание: процесс ради процесса – это бессмысленно. Но вот что-то ради цели имеет в себе смысл. Например, для чего я воздерживаюсь? Ради Христа, ради того, чтобы быть ближе к Богу. Я воздерживаюсь от того, что меня от Него отдаляет. Есть вещи, которые совершенно порабощают человека, в том числе и в пище. Недаром мы определяем это как грех чревоугодия, а иной раз даже и гортанобесия. Это очень яркий термин.

Если мы воздерживаемся ради того, чтобы стать ближе к Богу, то мы проявляем силу. Но опять же мы проявляем эту силу с Божией помощью. Часто говорят: «Мы спасемся». Так вот, спасает Бог. Еще говорят: «Помоги себе сам, сам себе брось спасательный круг». Нет! Спасательный круг бросает Господь. Поэтому в нашем воздержании, в постоянстве, когда мы трудимся, постимся, нас укрепляет Бог. А мы молимся о том, чтобы Бог нас укрепил. Недаром мы молимся, чтобы Господь дал нам возможность и попоститься, и потрудиться, и укрепил нас на предстоящий день, и дал нам силы каяться в наших грехах. Вообще без Бога мы не можем ничего делать: ни воздерживаться, ни излишествовать. Господь не благословляет на излишества, но Он дает нам изобилие для того, чтобы мы пользовались им с разумением. А здесь опять же нужно проявлять силу, и эта сила есть только с Божией помощью.

– Я сразу подумал о том, что я знаю людей, которые чрезвычайно больны, слабость которых настолько велика, что человеку трудно встать с постели… Но при этом я понимаю, что эти люди очень сильные по той причине, что у них есть то, что мы называем внутренней силой. Понятно, бывает так, что нам болезнь посылается как испытание. В болезни человеку можно быть сильным духом. Но насколько возможно ощущать в себе силу в слабости?

– Для каждого христианина цель – это обожение, путь к святости. Прошу обратить внимание на термины, этот путь человек проходит из силы в силу. Из силы в силу мы движемся к обожению, к святости. Естественно, это не значит, что мы покупаем абонемент в спортзал и всю жизнь тягаем железо, пока не станем раздутыми и таким образом наследуем Царство Небесное. Это, конечно же, не так. Господь Иисус Христос, наш Бог и Спаситель, показал нам, что такое сила, которая совершается в немощи.

Из Священной и гражданской истории мы знаем, что израильский народ ждал Мессию для того, чтобы Он пришел как непобедимый царь и Своим могуществом сбросил руку римского владычества с шеи иудейского народа. Естественно, когда Господь входил в Иерусалим, Его встречали именно как такого царя. Что можно подумать о Человеке, Который воскресил четверодневного, уже смердящего покойника, а тот сидел с Ним потом на пиру? Многие говорили: «Вот Он пришел. Осанна в вышних. Благословен Грядый во имя Господне». То есть исполнились все пророчества. А потом Он дает Себя схватить, бить, более того – дает Себя убить.

В одной из передач мы говорили об апостолах Иуде и Петре. Одна из мотиваций Иуды была как раз такая, что сейчас он подставит Мессию римлянам – и Тот раскроется как мощный Царь, все исполнится; Иуда будет с Ним рядом в этот момент, и Он, может быть, сделает его близким к Себе, потому что он дал Ему возможность исполнить все пророчества.

А что произошло? Иуда указывает на Христа, лобызает Его, Господа берут и уводят на ночное судилище, потом ведут к Пилату, потом бьют и распинают. Господь дал Себя схватить; для Иуды гибнет все упование на непобедимого, мощного Царя всего иудейского народа.

Что происходит после смерти Христа? Сошествие во ад и воскресение Господа нашего Иисуса Христа как главное, ключевое событие всей истории, как самое главное событие для каждого христианина, потому что в этом событии каждому из нас дана возможность быть спасенным Богом и наследовать Царство Небесное, которое Христос воскресший нам открыл.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Сила имеет свойство быть и положительной, и отрицательной. Кто может быть источником злой силы, кроме лукавого?»

– Лукавый не является источником ничего вообще. Дьявол не имеет никакой силы, он абсолютно бессилен. И то, что человек становится подверженным козням дьявола, это проявление человеческой свободы. Дьявол хитер, но не силен; дьявол – ничто. Христос – сила, Бог и спасение.

Очень ярко это проявляется в таинстве Крещения. Погружению в купель крещения предшествует наречение имени, оглашение и далее экзорцизм – отречение от сатаны. «Дунь и плюнь...» Когда я крещу людей, всегда обращаю внимание на то, как люди это делают. Они, конечно, понимают, что находятся в храме, и делают это аккуратно, тем не менее вкладывают в это всю свою неприязнь к тому, кто их терзает, мучает и не дает идти к Богу. Почему не дает? Потому, что дьявол имеет силу? Нет. Потому, что мы так распоряжаемся нашей свободой. Мы часто оглядываемся на дьявольские приманки, они кажутся нам сладкими, но, попробовав их, мы понимаем, как горек грех. Момент от возникновения помысла до совершения греховного деяния может быть сладок, но как горьки всегда последствия греха.

Все, что может дьявол, – ложь, обман. И человек обнаруживает себя у разбитого корыта: обманули. А Бог воздвигает человека даже из самого, простите за выражение, свинского, скотского состояния, если человек желает выйти из него, а не пропасть в нем (такое тоже бывает). Вот Иуда пожелал пропасть и пропал.

А Петр, отрекшись трижды, всю жизнь потом искренне желал одного – быть со Христом. И мы видим из Евангелия, как он бежит, обгоняет апостола и евангелиста Иоанна, бросается в воду, когда говорят, что там, на берегу, Господь. Когда Господь трижды спрашивал Петра: «Любишь ли ты Меня?» – Петр искренне, всем своим разумением, всеми своими чувствами свидетельствовал о той любви, которую имел ко Христу. Потом он засвидетельствовал это своей жизнью, своим апостольским служением и своей смертью на кресте.

– Буквально вчера мы вспоминали подвиг Зои Космодемьянской. Эта девочка была исполнена такой силы, что смогла пережить без слез и какого-то сожаления не только пытки, но и смерть. Можно вспомнить других людей, которые совершали подвиги, совершенно не понимая, что они это делают. Можно вспомнить христианских мучеников, например Севастийских, когда люди сами шли на смерть. Может ли быть такое, что человек неверующий может испытать силу, которую посылает Господь? И может ли человек верующий быть слабым настолько, что испугаться каких-то испытаний? Казалось бы, сила Господня очевидна для верующего человека, а для атеиста нет. Как в этом разобраться?

– Все может быть, поскольку тайна веры и человеческой свободы велика. Одному известному батюшке (по-моему, отцу Димитрию Смирнову) какая-то женщина задавала вопрос. Ее сын страшно умер – выбросился из окна. И она спрашивала, как можно за него молиться, ведь он покончил с собой. Ответ батюшки был очень интересный: мы не знаем его покаяния; может быть, пока он падал с 10-го этажа, он десять раз покаялся, что это сделал. Это только одному Богу известно. Поэтому однозначно ставить крест на человеке не следует. Хотя, конечно, есть свои ограничения: о таком человеке не возьмут записку на проскомидию...

Когда я жил в Мурманске на улице Ломоносова, рядом была улица Зои Космодемьянской, поэтому эта девочка была мне всегда как-то близка. Может быть, она молилась, чтобы Господь ее укрепил; мы этого не знаем. Поэтому однозначно говорить, что она была неверующей, мы не можем.

Мы не знаем, как мы себя поведем в подобных случаях. Например, Севастийские мученики: мы видим пример распоряжения человека своей свободой. Один из молодых людей бросился в баню, но воин, который видел мучения христиан, тут же занял его место, сказав, что и он христианин. Он не принимал крещения, но был крещен в своем мучении за Христа. И много таких святых, которые не принимали крещения. Например, святой Адриан крещен собственной кровью в мученичестве.

От нас требуется молиться о долгоденственном и мирном житии, здравии и спасении друг друга, уповать на милость Божию и быть верными Богу. А если нас застанет какое-то испытание, молиться о том, чтобы Господь укрепил перенести его достойно, как подобает христианину.

– Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Только что говорили об апостолах Петре и Иуде. Все-таки вызывает недоумение, по какой причине Иуда Искариотский оказался в числе двенадцати апостолов. Ведь Иисусу Христу были известны его моральные качества. Тем не менее Иуде было поручено послушание казначея, хотя он был человеком корыстолюбивым, склонным к воровству. Иисусу Христу было понятно, что судьба Иуды закончится предательством и самоубийством, тем не менее он был апостолом. Как это понять?»

– Важно понять, что Иуда – не робот, не управляемая кукла. И это не сценарий, ограниченный в своей развязке, что будет только так, а не иначе. Иуда отпал от своих братьев по апостольству, но до поры имел часть с остальными апостолами и со Христом. Иуда, как и все, был человек. А Бог создал человека свободным, Бог даровал этот дар всем, Иуде в том числе. У Иуды был шанс не делать того, что он сделал. Если мы допустим мысль, что у Иуды не было вариантов, что он, как программируемый зомби, был введен в число двенадцати и не имел никакой возможности не совершать того, что он совершил, тогда это перечеркивает все учение о свободе в Православной Церкви. Это невозможно.

Мы знаем из истории, как часто людям давали шанс. Порой совершенно законченным мерзавцам и проходимцам давали шанс, и кто-то этим шансом пользовался. Были такие случаи в истории. Взять хотя бы разбойников на кресте: это были преступники, и мы видим, как каждый из них распоряжается своей свободой. Кто из них по-настоящему сильный? Тот, кто больше убил и ограбил и теперь умирает на кресте, имея такой багаж, с которым он перейдет в вечность? Или тот, кто нашел в себе силы, находясь перед толпой народа, будучи в положении хуже некуда, попросить своего товарища не говорить гадостей в сторону Господа Иисуса Христа и из последних сил просить: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем»? Именно эти слова мы произносим каждый раз перед Причастием.

Много слов сказано в Евангелии, много слов сказано святыми апостолами, святыми Православной Церкви как Священное Предание; это просто гигантская глыба. Но именно эти слова «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем» вошли в молитву перед Причастием. Эти слова произносит весь храм, искренне, от всего сердца воздыхая о том, чтобы Господь простил и дал неосужденно причаститься Святых Христовых Таин. Вот  сила.

– Есть разные аспекты этой силы. Бывает так, что Причастие поднимает людей, что называется, от смертного одра. С другой стороны, мы молимся, чтобы Причастие было нам не в осуждение. Как говорил апостол Павел: оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Оказывается, если мы неправильно принимаем силу, которую дает Господь, мы можем нанести себе даже смертельный вред.

– Да, это правда. Смертельный вред можно нанести себе, не рассчитав силы. Господь дает нам силу на пути ко спасению, а человек, опираясь на эту силу, которую дает Господь, может разогнаться, что называется, в своем желании быть спасенным и впасть в прелесть. Кто нас ввел в прелесть? Бог не вводил нас в прелесть; мы сами можем в нее впасть.

Бывает разного рода избыточность. Все мы слышали такие слова: перемолился, перепостился. Был случай с моим однокурсником (не буду упоминать его имени, сейчас он священник и все у него хорошо): он очень усердно постился в один из Великих постов и на Страстной седмице практически совсем ничего не ел. А он был в нашем академическом хоре первым тенором, на нем держался весь хор – настолько мощный, красивый, певучий голос у него был. Так вот, в Великую Субботу он упал в голодный обморок, его отвезли в больницу. И мужской хор на пасхальной службе «посыпался». Регент был очень расстроен...

У него было благое намерение, он просил у Господа сил, чтобы бороться со своими страстями, но переборщил. Не Бог перегрузил его силой, но он сам взял на себя непомерное послушание.

Поэтому очень важно рассчитывать силы. Есть ведь такое выражение: не рассчитал силы. Сколько случаев встречается в СМИ, когда один человек ударил другого и убил, потому что не рассчитал силы. Силу всегда нужно рассчитывать.

Главные добродетели на пути ко спасению – постоянство, умеренность и трезвение. В постоянстве мы учимся быть постоянными в молитве, посте, труде на пути к Богу. Пусть маленькими шагами, но мы идем постоянно в одну сторону. К сожалению, все мы так или иначе петляем, но стараемся идти туда, где Господь наш Иисус Христос – путь и истина и жизнь.

Трезвение: на этом пути мы стараемся быть сосредоточенными. Мечтательность нас отвлекает, сбивает с толку и может привести к ужасным последствиям. Один пчеловод нес сотовую рамку, где было очень много пчел, замечтался, споткнулся, упал, и пчелы покусали его так, что он чуть не лишился ног. Этот человек потом рассказывал, что после этого случая понял, что такое трезвение, как надо быть внимательным и находиться в моменте, когда делаешь что-то важное. Молитва – то важное, что дает нам возможность спасения.

Трезвение, постоянство и умение рассчитывать свои силы – таким образом нам Господь дает возможность быть спасенными Им и проходить этот путь самостоятельно, распоряжаясь своей свободой как положено.

– Благословите наших телезрителей.

– Благослови нас всех Милосердный Бог! Всем желаю доброго здравия и спасения.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать