Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). 10 марта 2024

10 марта 2024 г.

В студии архимандрит Александр (Глоба), клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

Неделя о Страшном Суде, или Мясопустная. Первый вопрос, который задают телезрители: почему это Неделя о Страшном Суде, почему она выделяется именно сейчас и действительно ли этот Суд будет страшным и мы должны его бояться?

– Правильное отношение к этому – прежде всего духовное. Если говорить о Страшном Суде в восприятии людей, которые в Церковь недавно пришли и, может быть, неправильно понимают церковную терминологию, то у них слово «страшный» ассоциируется с чем-то ужасным, завораживающим или пугающим. Но Неделя о Страшном Суде имеет большой духовный смысл, это предуготовительная неделя. Все, что связано со страхом Божиим, со страхом и верой, когда приходим к Чаше Христовой, все, что говорится о Страшном Суде, – это о том, чтобы люди боялись не этого события как чего-то ужасного, а прежде всего боялись обидеть Бога, отвернуться от Него. И чтобы Господь в определенный момент не отвел Свой взор от души, вопиющей к Нему.

Как сказано в воскресном Евангелии, тот, кто был праведен, следовал путям Господним, будет в воскрешение живота, а тот, кто отворачивался от Бога, творил беззакония, − будет в воскрешение Суда, то есть почувствует особое состояние богооставленности, когда Господь будет виден, но недоступен. И когда мы захотим проявить акт любви (а он откроется и у грешников, и у праведников), грешники не смогут его реализовать, а праведники смогут. Они будут с Богом.

В притче о богаче и Лазаре богач находился в определенном месте и видел все блага, видел Господа, видел эту радость, и у него просыпалось чувство зависти, он завидовал тому, кто находился в этой духовной неге и приобщался к таинству спасения, потому что спасение тоже определенное таинство, которое сокрыто от нас, но мы знаем, как к нему идти.  А вот что это такое, каким образом оно будет открыто и как будет реализовано – знает только Бог. Поэтому мы знаем, что спасение – это необходимое делание, особый труд. Само это состояние будет отличаться своей особой торжественностью, потому что мы будем рядом с Богом. Отсюда и огромная важность этого делания. Поэтому люди в течение своей жизни могут положить на алтарь спасения очень многое, вплоть до самой жизни своей. Цена спасения в глазах Божиих очень высокая.

Золото или бриллианты, все, что имеет особую ценность, что может принести наслаждение людям, знающим ценность этих предметов, ничего не значат для тех, кто эти вещи не ценит. Поэтому человек, не зная этой ценности Царствия Небесного, ценности богообщения, пребывания с Богом, отбрасывает это от себя и в течение жизни творит очень много беззакония, уподобляясь псу, который кидается на кусок гнилого мяса.

Когда мы будем читать Канон Андрея Критского, эти образы будут часто всплывать в течение четырех дней, они будут как бы информировать наш мозг, информировать нашу душу о том, как неправильно мы живем, делаем очень много неправильных поступков в течение своей жизни, даже одного года. И когда готовимся к светлому Христову Воскресению, все эти события о Страшном Суде, изгнании Адама из рая (хотя и в суточном круге богослужения Шестопсалмие говорит об изгнании Адама из рая) дают нам определенную духовную информацию. А мы должны уметь ее проанализировать и сделать духовные выводы для того, чтобы стать в конце концов пригодными для Царствия Небесного.

Должны ли мы как-то оттягивать момент Страшного Суда или должны к этому относиться как к приходу Христа и радоваться этому? Многие говорят, что мы живем в страшные времена.

− На предыдущей неделе мы читали в Евангелии, что придут лжехристы, которые нарекутся именем Христовым и будут возвещать об этих последних временах. О голоде,  каких-то катаклизмах, каких-то перестройках, о вещах, которые будут напоминать о том, что конец близок. И очень много псевдопророков, которые существуют в наши дни особенно среди людей с низким образовательным, духовным цензом, они часто людей вводят в заблуждение. Так проще руководить массами, руководить человеком.

А что стоит убедить какого-нибудь слабодушного человека, у которого низкая критика, низкий духовный или образовательный ценз, в приближении чего-то страшного? И таким образом выманить у него определенную сумму денег, выманить квартиру, машину, какие-то вещи, использовать их в своих целях, говоря, что нужно от этих вещей избавляться. Эти манипуляции использовали множество сект. И в среде старообрядцев было много таких рассуждений, очень многие закапывались, прятались, уходили в леса. То есть таинство Покаяния для них было чуждо, и по своей гордыне они начинали выдумывать различные искушения для себя, своих близких, родственников. И таким образом теряли и жизнь свою, и душу свою.

Почему возникали такие вопросы? Потому, что не читали Священное Писание. Если и читали или слышали, то неправильно толковали. Особенно часто этим грешат протестанты. Что им сейчас взбредет на ум – то и говорят, а опыт Церкви, опыт святых отцов им абсолютно не нужен. То, что святые сохранили и передали нам слово Божие, разъяснили его, – для них это информация, которая не имеет ничего общего с тем, что они имеют. Только Писание, говорят они. А Писание – это часть церковного Предания, сначала это изустно все передавалось, а потом записывалось, но они к этому историческому процессу абсолютно невнимательны.

Евгений задает вопрос: «Когда будет Страшный Суд, будет опять суд над преподобным Сергием и другими святыми, все начнется заново или их участь уже предрешена?»

– Есть догматическое учение Православной Церкви, мы должны его придерживаться, оно основано именно на текстах Священного Писания. Там сказано, что когда придет Сын Человеческий и Сын Божий, Иисус Христос, во всей Своей славе, то придут с Ним ангелы, то есть те посланники, которые возвещали Его волю, и люди, которые были с Ним, и апостолы, которые со Христом были, и святители. Все те, что имели определенную благодать быть со Христом. И они сядут на свои места и будут производить этот праведный Суд. Все народы, все люди, которые жили на земле, – воскреснут. Это будет определенный момент, когда не все закончится. Это будет деятельный процесс, который происходит в настоящее время. Он предвозвещает будущее, но твориться будет в настоящем. Это такой образ, который постигнуть и очень просто, и очень трудно.

Сказано, что те, кто умер, – воскреснут, а у тех, кто еще жив, определенным образом появятся новые тела, они будут совершенными людьми и будут призваны на Суд. Это произойдет в глазах Божиих мгновенно. Отделятся те, что творили беззакония, – они встанут по левую сторону. Те, что творили правду, встанут по правую сторону. И сказано: кто творил беззаконие, пойдут в погибель, где будет плач, холод, скрежет зубов.

Этот образ очень важен.  Когда писалось Священное Писание, вокруг Иерусалима была территория, где была свалка. Зимой там было очень холодно, и укрыться не было возможности, там все время сжигался мусор, был дым, там собирались люди с психическими болезнями, были и те, кто потерял жилье, кому больше некуда было идти, и они поселялись в этих местах. Это была страшная картина, люди грязные, голые, больные, весь этот социальный ад присутствовал там. И люди, которые болели различными инфекционными болезнями или нервными патологиями, скрежетали зубами.  И эта страшная картина откладывалась в памяти у тех, кто все это видел. И те, кто писал Священное Писание, приводили этот образ ада, именно этой свалки, этого сборища людей.

И этот образ имел очень сильный социальный, духовный, нравственный оттенок: видите, как там плохо? Неужели вы так хотите? А это будет в вечности! Это ужасное состояние. Для того чтобы люди понимали, о чем говорится, в чем смысл спасения, смысл пребывания с Богом, им приводились такие примеры, такие отрицательные эпизоды, явления, несущие воспитательную, педагогическую, духовную функцию. Священное Писание прибегает к таким образам.

И в противовес − образ рая, где те, кто жил по правилам и по закону Божиему, будут справа, будут получать определенную радость пребывания с Богом, где не будет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, ни страданий, но жизнь бесконечная. И на каждом заупокойном богослужении мы напоминаем людям, рассказываем о том, как там будет.

О конечности адских мук Господь сказал: они будут вечно. Это тоже тайна Божия, но мы верим, что это будет очень долгий процесс, потому что Господь живет вне времени. Это не тема для рассуждения в прямом эфире, но здесь стоит задуматься о том, что это очень долгое время, которое для живущего человека почти то же самое, что и бесконечность. Многие святые отцы говорили о бесконечности этих мук, а кто-то говорил, что они конечны. Но мы все-таки склоняемся к тому, что это очень долгий процесс, который говорит о том, что без Бога будет очень плохо.

Поэтому если у тебя есть желание согрешить, сделать какое-то беззаконие, тысячу раз подумай, принесет ли это пользу тебе. А Господь говорит: в чем застану, в том и сужу. Потому здесь мы будем свидетелями правды Божией. Бывают такие смерти, когда человек грешил и на этом попался. Мы люди духовные, и мы молим Бога, чтобы Господь помиловал души и этих грешников. Церковь говорит о том, что необходимо проявлять любовь. Любовь – это такой дар Божий, который необходимо все время реализовывать, использовать его по отношению к другому. Иначе это как уголек, который в кармане не пролежит, а обязательно прожжет его, то есть совершит определенное отрицательное действие.

Любовь − это то, что дает радость, свет всем нам и тем, кто молится за других людей. А тем, кто прячет это чувство, оно несет разрушительный характер.

Непостижимо это все, осознать и вместить в себя мы это не можем.

– Во всяком случае, мы знаем вектор, направление. Конечно, мы не сможем описать биохимические процессы, стихии, которые будут происходить. Если придет Господь и Его все увидят, представляете, какой катаклизм должен будет произойти, земля разверзнется, гробы раскроются… Это определенная стихия.

И это постоянно снимают в кино, постоянно снимают фильмы апокалиптического содержания. Что это значит? Это беснование какое-то? Как будто к чему-то мы готовимся.

– Дело в том, что появляется возможность воплотить это в жизнь. Потому что люди, которые не владеют письмом, смотрят на картинки. Люди, которые не умеют читать, обращают свое внимание на тех, кто умеет хорошо рассказывать. А сейчас появляются новые методики, компьютерная графика, и эта идея, которая заложена на страницах Апокалипсиса, Ветхого и Нового Заветов, получает какое-то движение и интерпретацию. Человек, видя это, может примерно понять, как это будет происходить. На компьютере это можно смоделировать.

– А если это художественные фильмы про то, как мир рушится, взрывается, затопляется, горит?

– Эта эмоциональность может быть иногда и полезна, чтобы посмотреть, что произойдет. Потому что ничто не вечно под солнцем, все меняется, наступают определенные времена, и происходит смена всего. Ничего вечного нет. И здесь не надо бояться этого, не нужно это скрывать. Потому что все, что сказано в Книге премудрости Соломона, – это духовная, Божественная мудрость, которая реализована через пророка и псалмопевца, великого духовного мыслителя Соломона. И если фильм носит документальный характер, наверное, можно его посмотреть. А если это какой-то фильм ужасов, приносящий вред душе, естественно, смотреть такое не надо.

– Пришел вопрос от телезрителя: «Как быть, если в семье появился человек, который одержим идеей того, что скоро будет конец света, всячески его ждет и начинает жить своеобразной жизнью?»

– На отчитку его сводить.

– Видимо, он попал под влияние чего-то или просто посмотрел новости и решил, что всему конец.

– Конечно, я утрирую, но необходимо с таким человеком побеседовать опытному священнику, который раскроет его внутренний мир, поймет, чем он руководствуется, после чего таким стал, какой у него духовный статус. Может, это очень эмоциональный человек, который живет роликами из YouTube и смотрит их постоянно.

– Кстати, недавно прислали один ролик о том, что якобы в Иерусалиме ангел вострубил. Но сам этот ролик десятилетней давности, и в рекомендациях тут же следует видео с его опровержением, что это полный бред. Просто кто-то захотел набрать просмотры, откопал из архива ролик десятилетней давности и рассылает всем. Мне прислали, и я тут же выслал в ответ ролик с опровержением, что этот звук в видео наложен, его не было, что в небе просто самолет пролетел и это ничего не значит.

– Может, так люди просто троллят тех, кто подвержен влиянию этих роликов (ведь кто-то в них верит). Очень часто бывает, когда человека можно обмануть на пустом месте. Вера – это большой дар. Но когда Священное Писание призывает к вере, оно еще призывает и к трезвению: надо подвергать увиденное некоему сомнению, проверять, от Бога это или от духов злобы поднебесной. Когда мы проводим такой духовный анализ, мы можем понять, с какой стороны дует ветер.

Поэтому не нужно стесняться, а надо встретиться с человеком, поговорить, найти ему опытного духовника. На таких людей не надо обращать внимание, а стараться помочь кротким отношением к ним и их воззрениям. Главное – не спорить.

– Просто иногда складывается такое ощущение, что люди, читая даже Священное Писание, не понимают, что Христос – это радость, надежда. А они почему-то замыкаются в себе, начинают ждать конца света, голод, печать антихриста. Как все-таки правильно относиться к этому? Даже, предположим, мы живем в последние времена, для Бога это совершенно другое время.

– Для нас любое время всегда последнее.

– Как нам жить в это время, чтобы не чудить?

– Когда человек родился, до семилетнего возраста он как ангел. А с семи лет он начинает исповедоваться и вести осознанный образ жизни в духовном плане. В Священном Писании сказано: если хочешь навредить себе, своей душе и телу, то делай беззакония и всякие вещи, которые приносят вред. А если будешь воздерживаться от одного, другого, третьего, сохраняя себя, то и Господь тебе приготовит определенный путь и позволит по Своему милосердию присутствовать рядом с Ним.

Всякое может быть в жизни. Бывают и несчастные случаи, и болезни, и нападки, которые могут повлиять на человеческую жизнь и судьбу. Здесь мы должны руководствоваться призывом Спасителя непрестанно молиться. Спаситель Сам был на земле, показал нам, как жить: молиться, не грешить, уповать на Бога, быть любвеобильным по отношению к своим близким, помогать им, не смиряться с беззаконием. Когда Христос изгонял торгующих из храма, Он не смирялся с беззаконием. Все праведники, фарисеи, прислужники смирились с этим беззаконием, а Спаситель – нет: Бог не смиряется с грехом.

Поэтому и мы должны быть такими. Христос – это икона нашего спасения. Взирая на Спасителя, мы должны пробовать примерить этот образ на себя, чтобы достигнуть Царствия Небесного.

– Часто нам приводят пример, что Христос изгнал торгующих из храма, и спрашивают, почему у нас в храмах идет торговля. Насколько я знаю, тогда торговали жертвенными животными, поэтому там был настоящий базар.

– Дело в том, что там производились незаконные операции. А в тот момент, когда пришел Христос, там был уже критический уровень беззакония. Христос же не первый раз туда приходил, Он входил туда много раз. Но не все время Он изгонял торгующих, значит, в тот момент произошло такое событие, которое вызвало у Христа ощущение несправедливости, и Он применил власть. Потому что храм-то, по сути, – Его дом, Он из Своего храма изгонял торгующих.

– Вопрос от телезрительницы: «После рабочего дня чувствую себя очень уставшей, поэтому не сразу удается сосредоточиться на вечерней молитве (в голове возникают ситуации прошедшего дня). Часто возвращаю себя к молитве словами: "Господи, помилуй", но не всегда это получается. Очень переживаю, что моя молитва будет не услышана из-за моего рассеянного состояния».

– Здесь не надо думать о том, услышит Господь или не услышит. Он отчитываться нам не должен. Господь говорит, что мы должны делать. Мы должны обращаться к Нему со славословиями, прошениями, благодарениями. А как Господь к нам отнесется – это уже воля Божия, Он сам определит это. Мы должны делать то, что нам приличествует.

В старых молитвословах (особенно в дореволюционных) сказано: после всех молитв, если ты монашествующий, подложи под голову не подушку, а камень и подумай обо всем, что ты сделал. После того как ты помолился, попросил у Бога прощения, прочел исповедание грехов, уже поразмышляй над всем, что ты сделал, и засыпай с Богом, пусть Господь тебе поможет.

А у нас получается, что это действие – размышление, которое должно быть после молитвы, ставят на первое место и засыпают с этим, не помолившись. Церковь, имея этот опыт, рекомендует: сделай то, что ты должен сделать.

Ты же не думаешь, употребляя пищу, о том, сколько углеводов, жиров и белков у тебя усвоится. Это свойства организма. Он сам справится, без твоих размышлений об этом. То же самое и с духовной пищей (молитва – это духовная пища). Человек должен ее употребить, совершить правило, которое рекомендует Церковь (этот рацион духовного питания он должен применить в своей жизни). Мы знаем, что от этого будет большая польза, и пусть молитва идет своим чередом. А все остальное, что не касается молитвы (размышления, воспоминания), лучше оставить.

Если взять исповедание грехов, в книгах называют такие грехи, которые ты даже не знал и не делал. Но этот список рекомендуется просмотреть, потому что ты уже будешь знать, что такое есть, и не будешь этого делать. Но если сделал, то запомни, что это плохо, и попроси у Бога прощения. А потом уже придешь на исповедь и покаешься, получишь отпущение грехов.

– Вопрос: «Нужно ли на сороковой день поминовения усопшего провожать его душу за ворота?»

– За ворота душа сама выйдет, без всяких приглашений и всего остального. Допустим, на Афоне монахи живут в пещерах, каливах, потом там умирают, и люди находят только их кости (даже одежда вся обветшала и истлела). Душа ни у кого ничего спрашивать не будет, куда ее проводить, она будет делать то, что Господь ей велит.

Сорок дней поминовения – это для нас необходимо, чтобы мы себя подготавливали, знали эти сроки, возможности Божественного делания. Господь говорит о том, что нужно делать на третий или девятый день, но бывает так, что не совпадают эти сроки с реальностью. Человек умирает где-то, потом его находят, отпевают, каким-то образом приготавливают к погребению. Поэтому здесь сроки смерти и дни обрядовой стороны не всегда связаны. Для нас это носит назидательный характер, а душу Господь Сам определяет в какое-то место, независимо от нас.

Но Церковь может принести большую пользу душе, вымолить для нее определенное место. Если человек крещеный – есть надежда, если некрещеный – это уже на милость и усмотрение Божьего Промысла.

– Следующий вопрос: «Можно ли накладывать крестное знамение на некрещеного ребенка?»

– Можно.

– Еще вопрос: «Если читаешь Псалтирь каждый день по одной кафизме, нужно ли читать также каждый день молитвы перед началом и после чтения Псалтири?»

– Если каждый день, то нужно. Если в один день читается несколько кафизм, то это правило читается перед и после чтения кафизм. Но если в день читается одна кафизма, то соответствующее правило касается этой кафизмы. Здесь мы пользуемся правилом суточного богослужения.

– Можно ли читать молитвы на сон грядущим уже лежа в постели?

– Если сил нет (бывает такое, что упадок сил), то лучше прочитать лежа, чем не читать вообще. А если ты так делаешь по своему нерадению, пусть это будет на твоей совести. Все равно потом будешь сидя читать, а затем уже и стоя. Господь даст тебе сил. Главное, чтобы была воля читать. А люди, которые болеют, даже благословляются читать молитвы в лежачем состоянии. Амвросий Оптинский тоже очень часто молился на кровати, потому что у него была болезнь ног.

– Следующий вопрос: «У меня часто после причастия случаются слезные рыдания. Что это такое?»

Часто люди начинают в храме плакать. Я к этому относился спокойно, пока сам не увидел. Совершенно неверующий человек впервые зашел на территорию монастыря – и вдруг попросился выйти. Абсолютно здоровый парень, не имеющий никаких эмоциональных потрясений. Он сказал, что когда зашел в святое место, ему почему-то захотелось плакать, и он вышел. Потом оказалось, что он первый раз пришел в церковь и, видимо, как-то эмоционально переживал эту ситуацию.

– Когда надо мной была хиротония во священника, на меня нашло такое чувство во время чтения молитв, что я плакал (место на престоле было мокрое, такие крупные слезы пошли). И я не знаю, почему это случилось. Какая-то дрожь была, слезы. И когда уже меня вывели через царские врата и облачили, я успокоился и приступил к дальнейшему служению.

Подобный случай был в жизнеописании святителя Луки (Войно-Ясенецкого), когда над ним совершалась хиротония. Оказывается, на него тоже напала сильная дрожь, и все, кто участвовал в хиротонии, очень удивились. Это особое воздействие Божественной благодати. Мы не можем сказать, что это какой-то истерический припадок. Дело в том, что когда благодать касается человека, мы не знаем, каким образом тело отреагирует на это. Бывает, открываются слезы покаяния или умиления, об этом очень много написано в духовной литературе. Это естественный процесс, который может произойти в храме Божием во время литургии или какого-то таинства.

Люди, бывает, приходят с каменным сердцем к исповеди, а после разрешительной молитвы просто рыдают и не знают, почему это происходит. Кажется, человек вроде сильный и слезу из него не выбьешь, а он плачет, слезы прямо брызжут. Поэтому такое состояние естественно для церковной жизни.

– Главное делать это не напоказ?

– Это даже скрыть не можешь.

– Но не подчеркивать это перед всеми, что ты якобы такой особенный.

– Я был как-то на одном празднике в монастыре, и Ваш папа пел духовную песню. Я тоже сидел за столом, и ее слова так тронули меня, что я просто заплакал. Я сидел с закрытым лицом, рыдал. А он поет (у него голос сильный), и эти слова задевают за живое, рождают какие-то воспоминания, ассоциации. Все сидят, слушают, наслаждаются его пением, а я рыдаю, как мальчишка.

Наверное, это связано с каким-то действием благодати. И когда человек говорит о Боге, любви, определенных духовных вещах, то часто бывает так, что эти слова трогают сердце и душу. Мне эта тема очень близка.

– Главное, чтобы это было искренне, по-настоящему. И чтобы какие-то знаки, которые посылает нам Господь, мы правильно читали, делали верные выводы и старались быть лучше.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Полина Митрофанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать