Беседы с батюшкой. Священник Николай Конюхов

29 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста священник Николай Конюхов.

– Сегодня воскресное евангельское чтение, когда Господь исцеляет бесноватого. Этого бесноватого приводят к Нему после того, как апостолы сами не смогли это сделать. Почему апостолы, которые получили тоже достойную силу, чтобы изгонять бесов, именно с этим бесноватым не смогли справиться?

– Иногда люди говорят: попросили батюшку помолиться, обратились к нему, а он не помог, пошли к более сильному батюшке…

Нужно обратить пристальное внимание на самого просителя. Он сразу начинает обвинять апостолов. Приводит другой евангелист такие слова: верую, Господи, помоги моему неверию. Скорее всего, этот человек был не особо верующий. Его неверие помешало апостолам сотворить чудо. Древние толкователи, в том числе Иоанн Златоуст, говорят, что причина именно в этом. Не потому, что апостолы были плохими, были в плохом духовном состоянии. Христос говорит: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? Он это не апостолам говорит, как некоторые думали. Он не хотел обижать этого человека, поэтому сказал про всех. Когда я в школе преподаю, тоже говорю: дети, хватит плохо себя вести. Чтобы не пристыжать конкретного человека. Но тот понимает намек. Христос тоже деликатно обращается с людьми. И этому человеку, несмотря на его маловерие, помогает.

– Вопрос телезрителя: «В Книге Бытия описывается, как Адам и Ева вкусили запретный плод и, увидев, в каком они виде, сшили себе из смоковных листьев одежду, прикрылись. Потом Бог сделал им одежды из кожи…Какое животное первое пострадало для этой одежды?»

– Библейскую историю невозможно воспринимать настолько буквально. Есть разные школы толкования: Александрийская и Антиохийская. Но в целом Библия говорит более глубоко. Это не просто какую-то зверушку убили. Все толкователи Священного Писания, в том числе Василий Великий в «Шестодневе», считают, что кожаные ризы говорят о новой огрубевшей природе людей. После грехопадения грех вошел в мир, а с грехом – смерть. Прежде всего, имеется в виду некая грубость, которая стала свойственна человеку. Или по-другому: удобопреклонность ко греху. Она появилась после грехопадения.

Очень важные библейские истории прежде всего несут смысловую нагрузку об отношениях человека и Бога. Человек предал Бога. И Бог  его не наказал дубинкой по голове, Он констатировал, что произошло. Он пророчески сказал, что будет с человеком. Он сказал: в поте лица будешь зарабатывать хлеб, жена в муках будет рожать детей. Он рассказал, что с ними будет. Но даже в этих обстоятельствах все равно Бог не бросил Адама и Еву.

Мы должны смотреть более глубоко и понимать, что тут говорится об огрубении человеческой природы. Нагота, описанная в раю, означает некую свободу, целомудренность. Людям не так важно было, во что они одеты. Это сейчас все интересуются, во что ты одет. Поэтому монахи ходят в черном, чтобы не переживать по поводу своей одежды.  Сейчас уделяют этому излишнее внимание. В раю люди об этом не думали. У них было много других интересных занятий. После греха появились и помыслы какие-то, и холодно стало, и одиноко. Это изменение. Кожаные ризы говорят об изменении человека после грехопадения.

– Вы не монах, но тоже в черной одежде.

– По традиции. В темной одежде и практический смысл. Это некая форма, у врачей белый халат, у священников черный.

– Еще о словах из Книги Бытия, которые нам телезритель привел: Бог говорит, что проклята земля. Это не Он ее проклинает, это земля переходит в такое состояние из-за человеческого греха?

– Все связано. Это даже не является каким-то научным открытием. Есть человеческий фактор. Мы представляем Бога как Творца. Он поставил человека как разумное существо, которое должно обладать этим миром, хранить и возделывать рай. Когда человек согрешил, через него, как через воронку, грех вошел в мир. Он изменил в том числе и мир. Это и сейчас видно. Вокруг доброго человека все устраивается. Например, Серафим Саровский: посмотрите, как он жил в своем лесу. Достаточно органично. А человек злой, жестокий все пилит. Вспомните фильм «Сибирский цирюльник»: придумали адскую машину, которая съедала  деревья; как это все рушилось...

«Проклята земля» – это некий оборот, который говорит о том, как это происходило. Библия рассказывает не просто с точки зрения антропологии, или биологии, или астрономии, истории.  Она говорит об отношениях Бога и человека.  Об этом нет ни в учебнике биологии, ни в учебнике анатомии. Для нас, как для людей верующих, это очень важная и ценная информация. Было бы глупо ее не использовать.

– Добрый человек созидает. Можно ли говорить, что грех разрушает не только душу, но и внешнее, нашу реальность?

– Грех очень сильно влияет на человека. Это замечено очень давно. Яркий библейский пример про царя Саула. Он был благочестив, все у него было более-менее хорошо. Он даже дружил какое-то время с Давидом. Саул был первым израильским царем, славным, всех побеждал, капища ломал. Но когда появилась в нем гордыня и он перестал слушаться Самуила, грех вошел в него, и сказано: Дух Божий отошел от него. И что мы видим? Все плохо. Это даже как физическая боль. Он помрачился духом настолько, что ему физически было плохо. Это называется: психофизика. Если человек совершил какое-то преступление или просто кого-то обидел, оскорбил, ему потом даже мороженое не в радость. Он физически вроде как в норме, но ему плохо. Некоторые люди настолько переживают, что у них температура повышается.  Очень важный евангельский пример: когда Христос молится в Гефсиманском саду, у Него кровавый пот. От сильного напряжения у человека действительно может выступать с потом кровь. У нас все взаимосвязано. И, конечно, внутренний духовный мир влияет на внешнюю жизнь. Поэтому мы и уделяем ему такое внимание.

– Вопрос телезрительницы: «По преданию, один апостол был так похож на Христа, что его прозвали Дидим, что значит “близнец”. Какое его имя более широко известно»?

– Тогда у людей очень часто были прозвища. Они были связаны с соответствующим городом: Иуда Искариот был из города Крайот, и его так прозвали. Прозвища могут быть как отчество: Иаков и Иоанн Зеведеевы. То есть у них отец Зеведей. А кому-то давали прозвища по тому, чем они занимались. Петру прозвище дал Сам Христос. «Петр» – значит «камень». На самом деле его звали Симон. Все знают его как Петра, но Петр – это прозвище. У нас такое тоже бывает. В школе какие обидные прозвища были!

Если Фома, мы его знаем как Фома-близнец, Фома Дидим. Есть разные толкования. Кто-то говорит, что у Фомы был брат-близнец, то есть их двое было, второго мы не знаем. И говорили: это Фома, у которого есть брат-близнец. Кто-то говорил, что действительно он был похож на Христа. Но на иконах его не изображают похожим на Христа. Фома обычно молодой, без бороды совсем. Есть и какие-то дикие предположения, что у него были сросшиеся пальцы на ноге. Но в Евангелии это не объясняется. В корпусе книг Нового Завета ни один из евангелистов не расшифровывает, почему он Дидим. Это и не так принципиально. Важен Фома как тот человек, который первый исповедует Христа именно Богом. Он сказал: Господь мой и Бог мой! Для христиан это очень важно, это свидетельство о том, что Христос – не просто великий пророк, не просто Мессия, не просто царь, это Бог. Фома как раз исповедовал Христа Богом.

– К вопросу об образовании имен: есть еще замечательный пример про слепого Вартимея, сына Тимеева. Там сразу идет пояснение, что «вар» – это «сын».

Вопрос телезрительницы Татьяны: «Саул был добродетельным, потом он возгордился, и Господь от него отвернулся. Но ведь он хотел исправиться душой, но у него не получалось. Так же и сейчас: мы хотим исправиться, сделать все по Божьим законам, заповедям, говорим: “Господи, Ты видишь, не получается по немощи”? Почему Господь нам не помогает»?

– Если в вазе появилась дыра и оттуда вытекла вода, то цветы завяли. Кто виноват? Дыра. Через нее же все вытекло. Не совсем корректно говорить, что Бог отвернулся от человека. Хотя в Библии есть подобные слова. Конечно, это представления людей, когда они пытались описать Бога в человеческих терминах (что Бог разозлился, Бог возревновал). Насколько мы знаем нашего Бога, Он Благ, и Он неизменяем. Это одна из важнейших богословских истин христианства. Когда в Библии описывается, что Дух Божий отошел от Саула, имеется в виду, что Он вышел через образовавшуюся дыру. Она образовалась из-за  гордости Саула, других его грехов, непослушания. Душа стала похожа на дуршлаг, вся благодать ушла. Кто виноват? Благодать виновата? Она бы там и дальше находилась, но дырки появились.

Господь готов вернуть обратно благодать Духа Святого. Смотрите, следующий царь, Давид, тоже совершил грех. Но он покаялся, 50-й псалом свидетельствует об этом. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.  («Я через грехопадение, через убийство и прелюбодейство потерял Духа Святого и хочу обратно Его вернуть».) Саул, может быть, не до конца хотел этого или не так хотел. В конце концов он покончил жизнь самоубийством. Наверно, это свидетельство о том, что он пришел в какую-то степень отчаяния. Вместо покаяния пришел в отчаяние. Давид осознал свой грех, он не стал говорить, что все пропало. Он покаялся, еще и 50-й псалом написал. Нам теперь здорово, мы его читаем везде. Особенно вспоминаю дорогого нашим сердцам уже покойного Петра Мамонова. Он читал этот псалом в фильме «Остров». Мне прямо это запало тогда в сердце.  Я тысячу раз слышал этот псалом, но никогда настолько сильно не понимал эти слова: что человек пролил кровь, то есть совершил страшный грех, и так искренне кается. Такое искреннее покаяние может быть у человека, если он полюбил и Бога, и состояние присутствия Духа Святого. Давид приобрел это снова. Нам надо ориентироваться не на Саула в этом плане, а на Давида. Если даже мы что-то совершили, какой-то грех, и почувствовали, что Дух Божий как-то отошел от нас, нужно попросить у Господа, чтобы Он нам дал Его еще раз. И Он обязательно даст. Он просящему не отказывает. Он Сам сказал: просите, и дано будет вам.

– Истории отчаяния и покаяния Саула и Давида очень похожи на истории Иуды Искариота и Петра.

Вопрос телезрительницы Любови: «Какую пользу дает душе присутствие в доме большого количества икон?»

– Нельзя напрямую связать наше благочестие с количеством икон дома. У женщины, например, может быть триста икон, но он может быть гадалкой. И она эти иконы использует в своих совершенно неблагочестивых целях. У человека может быть много икон дома, но он бьет свою жену или детей. И не видит в этом никакой проблемы. Для него эти иконы не являются чем-то, что может его смутить. Было бы здорово: пять икон у человека – значит, пять процентов благодати, десять икон – десять процентов благодати.

Если человек любит святых, храм Божий, православную эстетику, знаком с православным христианским искусством, ценит это, ему хочется иметь дома икону Господа. Это самая главная икона в доме. Мне очень горько бывает, когда прихожу в дом и вижу: огромная икона Матроны Московской или святителя Николая, может, еще Богородицы, а Христа вообще нет. Как в домашнем иконостасе может не быть иконы Христа? Я не понимаю.

В первую очередь должна быть икона Господа Иисуса Христа. И, конечно, если хочется, своего небесного покровителя. У меня дети, поэтому мне хочется, чтобы стояли иконы их небесных покровителей. Единственное, что мне кажется излишним, когда всю стену завешивают иконами. В принципе, если  это нравится, то ничего плохого, но не надо думать, что из-за этого увеличится благодать. Если больше любви будет дома, тогда и благодать будет. Можно обойтись и небольшим количеством икон. Если нравится много, пусть будет много. Но не надо думать, что само по себе количество икон автоматически нам что-то дает.

– Если много, тогда как минимум надо знать каждого святого, кто это, знать его жизнеописание, тропарь хотя бы.

– Да, святые – это не просто некие магические личности. Сама по себе икона не может помочь, это же не амулет. Икона – это изображение близкого нам человека. Мы храним фотографии близких. То же самое иконы. Вот мы знаем святого, его любим, у нас с ним есть какие-то личные отношения, потому вполне логично, что у нас есть его икона. Все должно быть целесообразно, подчинено какой-то цели. Давайте более серьезно к этому относиться.

– Можно ли без икон спастись?

– Я, может быть, открою секрет, но у первых христиан не было икон. Никаких. У апостолов мы их не видим. Есть предание, что апостол Лука написал первую икону Богородицы. До нас не дошли иконы первых двух-трех веков, кроме мозаик. Те мозаики, которые остались, в катакомбах выцарапанные, не походят на  иконы, которые сейчас у нас есть. В основном это был символизм. Раннехристианский символизм: рыбки, виноградная лоза. Христос был изображен маленьким кучерявым мальчиком. Совсем не похож на Христа, Которого мы сейчас видим. То есть это ребенок или уже взрослый кучерявый юноша, больше похожий на Давида. Но это, видимо, специально. Первые три века были гонения.

Самое важное, что объединяет христиан, это Евхаристия. Без Евхаристии для христиан нет спасения. Я сейчас не говорю про всех. Мы не должны говорить про всех, это слишком дерзновенно – говорить, кого Бог спасет, а кого нет, но про христиан говорить можем. Христос прямо говорит: «Истинно, истинно говорю вам, кто не будет есть Тела Моего и пить Крови Моей, не будет иметь со Мной общей части». Поэтому про Причастие мы можем говорить. Почему-то иконы людей интересуют больше, чем Причастие.

Можно открыть Евангелие и посмотреть – про иконы Христос ничего не сказал. Он не сказал: «Не будет у вас дома десять икон – не спасетесь». Но Он прямо сказал: «Не будете вкушать Тела и Крови Моих – не будете иметь со Мной общей части, не наследуете Царства Небесного». Вот слова нашего Бога. Какие тут могут быть рассуждения?

– Кстати, о Причастии вопрос нашего телезрителя: «Я не был на вечернем богослужении, и батюшка на исповеди не хотел допускать меня до Причастия. Насколько важно посещать вечерние богослужения? Раньше посещать вечерние богослужения не требовалось».

– Некоторые  люди говорят: «Раньше не надо было ходить на беседы, а теперь надо. Раньше такого не было, а сейчас чего-то себе навыдумывали».

– Нововведения.

– Да. А если по правде, мы, наоборот, пытаемся вернуться к норме. Люди, которые меряют церковную жизнь по советскому времени, очень ошибаются, потому что советское время – это все-таки время гонений, когда люди боялись ходить в храм.

Недавно я беседовал с людьми, которые хотели крестить ребенка, и они у меня спросили: «А родителям можно присутствовать на крестинах?» Оказывается, в некоторых церквях до сих пор с советского времени есть такая традиция, что родителей надо выгонять из храма. Почему их надо выгонять, я так и не понял. Такое было раньше, чтобы не сообщили на работу и не пропесочили на партсобрании. А сейчас-то чего? Этого я не понимаю. Знаю, что женщине до сорокового дня после родов нельзя ходить в храм. Ей нельзя причащаться, и то вопрос обсуждаемый. Может быть, когда-то это было связано с какими-то гигиеническими ограничениями или с тем, чтобы женщина выжила, когда родит. За ней наблюдали несколько недель, чтобы она, не дай Бог, никуда не ходила; может быть, из-за этого ей нельзя было ходить в храм.

А сейчас что? Женщина, конечно же, на крещении должна присутствовать. Кто будет успокаивать ребенка, если он будет кричать? Крестный, который в ужасе? У него у самого нет детей. То есть родителям можно присутствовать при крещении.

Что касается вечерней службы, насколько я помню, в документе «Об участии верных в Евхаристии», который недавно принял Архиерейский Собор, нет обязательного условия, чтобы человек был на вечернем богослужении. Предполагается, что это было бы хорошо и правильно, но понятно, что у всех разные графики и разные возможности. Мы тоже рекомендуем присутствовать и на вечернем богослужении, и на утреннем, потому что это одно и то же богослужение. В древности не было двух отдельных богослужений, было одно. Оно шло всю ночь, и христиане в основном молились ночью, потому что днем их могли схватить и отдать львам.

Поэтому они собирались и служили три составных службы – вечерню, утреню и литургию. Всю ночь молились. Мы иногда тоже совершаем литургии ночью. Так что сейчас для удобства верующих Церковь, как заботливая мать, разделила службы. Первая часть богослужения начинается с вечера, потом перерыв на ужин и на сон, а наутро мы возвращаемся в храм. Если у мамы трое детей, конечно, у нее может не быть возможности приехать вечером. Военнослужащий, врач, которые работают сутками, не в силах прийти на службу вечером. Они приходят на литургию, и я уверен, что большинство священников, конечно же, причастят этих людей.

– Вопрос телезрителя: «Как правильно понимать слова из богослужения: Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою?»

– Это Псалтирь, очень красивый псалом. Здесь нужно смотреть более детальный перевод, хотя бы П. Юнгерова. Я не специалист в области церковнославянского языка, но в целом  его понимаю, то есть мне понятно, о чем идет речь. Может быть, я сейчас это криво сформулирую.

То есть мы уверены, что Бог знает про нас больше, чем мы сами знаем о себе. И поэтому мы просим Бога показать нам правильный путь, то есть направить нас. «Исправь мои стези». Исправь – сделай стези ровными, правильными. Яко к Тебе взях душу мою – здесь больше говорится об обращении человека к Богу. И, конечно, мы просим Бога подсказать, куда нам направить свои стопы.

Кстати, это не просто некий оборот речи: ты помолись, и Бог тебе скажет. Человек помолился, но Бог ему не показал готовый ответ. Даже нет волшебного кубика, который показывает ответ. Но у нас, христиан, во-первых, есть христианская интуиция, есть совесть, которая что-то подсказывает, и самый простой для христианина способ понять волю Божию – это читать Священное Писание. Если человек читает Священное Писание и делает это регулярно, ему гораздо проще понять Бога, потому что он знает Его мнение по схожим ситуациям. В Евангелии показано много ситуаций, особенно жизненно важных, принципиальных, поэтому мы можем на это ориентироваться.

Слова Евангелия горят в нас, и Господь может подсказать нам путь. То есть мы думаем: «Как же нам поступить?» Самое главное – это закон любви. Если я сейчас сделаю вот это, это будет против закона любви. Вот мне Господь и подсказал; значит, я туда не пойду.

– Когда мы не живем по воле Божией, начинается греховная жизнь, и, как мы говорили вначале, она может сопровождаться какими-то внешними неудачами. Но работает ли это в обратную сторону? Если в жизни начались неудачи, какая-то черная полоса, нужно ли обратить внимание на свою жизнь, на свою душу, на свое духовное состояние?

– С одной стороны, нужно; если все плохо, возникает вопрос – почему? Какая здесь причинно-следственная связь? Но, например, у Иова, который был праведником, началась просто  дичайшая черная полоса, совсем не связанная с его жизнью. Это было некое испытание, проверка его на прочность.

«Не все коту масленица». Иногда мы тоже просто хотим жить-поживать да добра наживать, чтобы все было как-то совсем статично. Нет, пока мы здесь живем, у нас будут и испытания, и искушения, и потери. Нам всем придется сталкиваться со смертью, в том числе и наших близких. Никто от этого не застрахован. Не нужно воспринимать какие-то неудачи так, что если, например, человек потерял работу, то это его Бог наказал, потому что он чем-то согрешил. А может, он и не согрешил, это совсем необязательно.

Мне иногда очень хочется утешить родителей, у которых рождается ребенок, например, с синдромом Дауна или с каким-то заболеванием. Некоторые не совсем честные люди начинают говорить: «Это дал вам Господь за то, что вы до брака блудили». Понятно, что грехи влияют, и есть некие законы этого мира, которые работают, существуют (как закон притяжения), но в целом болезни, скорби, неудачи не всегда связаны именно с грехом. Нельзя все сводить только к этому.

Иногда это является способом манипуляции, этим пользуются совсем бесчестные люди. Например, родился больной ребеночек. Родители и так несчастные, их нужно поддержать, утешить, а они говорят: «На вас родовое проклятье. Нужно заплатить  деньги, провести обряды, манипуляции, прочитать заклинания».

Конечно, нам нужно обращать внимание на свою духовную жизнь всегда: и когда все хорошо, и когда плохо. Всегда ли нужно обращать внимание на свою жену? Если ты хочешь, чтобы у тебя была счастливая семейная жизнь, конечно, нужно обращать на нее внимание всегда, не только по пятницам. Это аксиома, и это так и работает.

Поэтому если вы хотите более-менее нормальных отношений с Богом, то нужно обращаться к Нему и тогда, когда все плохо, и тогда, когда хорошо. И если все вроде бы нормально, все равно нужно быть с Богом. А использовать Бога лишь как волшебника из голубого вертолета, что  Он должен прилететь и решить все наши проблемы, не совсем честно. Это все равно что использовать жену только для приготовления супа.

– Вы вскользь упомянули про смерть. На этом мы, пожалуй, остановимся, потому что у нас есть вопрос о мытарствах блаженной Феодоры: «В числе духовных чад преподобного Василия Нового была Феодора, которая прошла двадцать мытарств только благодаря добрым делам преподобного Василия. Что же делать нам, грешным? Где найти такого молитвенника?»

– У нас один Учитель, один Ходатай, Посредник. Обычно священников почему-то называют посредниками, хотя с очень большой натяжкой. Не особо мы посредники, мы скорее помощники. Единственный, Кого называют Посредником, – это Христос, поэтому у Вас уже есть такой молитвенник – это Бог, Богочеловек, Который за Вас умер, чтобы Вы могли спастись.

А православные страшилки типа мытарств Феодоры не для всех полезны. На каком-то этапе, может быть, они и нужны. Мне в детстве мама тоже рассказывала какие-то вещи. Например, у нас не было светофора, и нужно было переходить дорогу по пешеходному переходу или ждать. И она говорила: «Вот там сбили мальчика». Может быть, его и не сбили, но она сказала, чтобы мотивировать меня быть более внимательным.

– Воспитательный процесс.

– Да, это воспитательный процесс. Я помню, эти мытарства очень красочно изображены в Оптиной пустыни прямо на западной стене. Помню, что болтуны подвешены там за языки. Кого-то там палками бьют, с кого-то кожу снимают, кого-то в котле варят – такая серьезная визуализация. Но, знаете, слушаться маму и папу потому, что висит ремень, – это больше к страху, но не к любви. Может быть, на каком-то этапе что-то такое в воспитательных целях и нужно, хотя я против физического наказания детей, потому что это не отвечает закону Божьему.

А по поводу мытарств Феодоры… я не уверен, что человек, прочитавший о них, очень полюбит Бога. Испугается – да. Кому этого хочется? Никому.

– Там был эпизод, о котором пишет телезритель, что в какой-то момент у Феодоры не хватило добрых дел, чтобы пройти очередное мытарство.

– На ЕГЭ не хватило баллов, чтобы поступить на бюджет.

– Типа того. И в этот момент ангел принес добрые дела ее духовника святого Василия. Как к этому относиться? То есть нужно искать себе духовника, который духовнее, чтобы его добрые дела дополнили твои?

– В католическом богословии есть такое учение: сокровищница добрых дел. Там это все развито. Тогда нужно переходить в католичество, без вариантов.(Смеется.)

– В православии мы знакомы только с мытарствами блаженной Феодоры.

– Ну, у нас такого нет. К сожалению, это так не работает. А в католичестве все это очень проработано. Наша Церковь это не приняла, и, наверное, в этом есть духовный смысл. А у католиков есть сверхдолжные заслуги, и там блаженный Франциск Ассизский вытащил своего ученика из ада благодаря своим сверхдолжным заслугам. Боюсь соврать, есть какой-то эпизод из его жития, что его заслуг, в принципе, хватит, чтобы вытащить из ада массу людей.

Мы считаем это очень странным духовным опытом, не входящим в традицию православного христианства. За усопшего человека сродники молятся, Церковь молится, есть молитва об усопших в день Святой Троицы, и мы верим, что эти молитвы как-то могут повлиять на его участь. Но что есть какие-то сверхдолжные заслуги, которые могут учитываться?.. Насколько мы знаем, наш Бог не статист, у Него нет таблички, где написано, где, что, сколько, какие-то количества... Если бы такое было, конечно же, разбойник, который на кресте, не попал бы в рай, и Мария Египетская вряд ли попала бы. Как можно сравнить, сколько она грехов совершила, и вот этот юридизм, и как можно пытаться все это как-то структурировать и запихнуть Бога в какие-то таблицы?.. Это так не работает. Господь смотрит на сердце, Он Сердцеведец, мы знаем это из Писания.

– В заключение по традиции небольшое напутствие от Вас нашим телезрителям; может быть, какое-то подведение итогов.

– Дорогие друзья! Если мы хотим, чтобы духовная жизнь как-то влияла на нашу материальную жизнь, мы должны заниматься ею не от случая к случаю, а всегда. Духовная жизнь – это не всегда страдания, какое-то преодоление, понуждение. Очень часто это радость. Просто нужно правильно к этому относиться.

Дай Бог, чтобы мы как можно чаще радовались. Как сказал апостол, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Давайте повесим эти слова на холодильник и будем все время на них смотреть.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать