Как относиться к страданиям?

Аудио
Скачать .mp3

– Как относиться к скорбям, которые постигают каждого человека?

– Нет человека, у которого не было бы скорбей, правда? Очень важно понимать следующее. Здесь есть три ступени, о которых каждый христианин должен знать. Когда эти скорби объективные и мы ничего не можем сделать, главное – терпеть. Терпеть – это значит, не рваться с креста, потому что с креста все равно не сорвешься. Это первая, низшая ступень.

Вторая ступень та, которую указал нам разбойник разумный. Осознать: «Господи, достойное по делам нашим мы получили». Ой, как это важно! Не обвинять направо, налево всех, кто виноват. У нас ведь, что ни случись, кто виноват? Виновато правительство, Церковь, все вокруг меня виноваты, – один я только чистый голубок. Если человек достигнет духовной способности понять это и от всей души сказать Богу: «достойное по делам своим я получаю», тогда он может взойти на третью ступень. Она заключается в чем? «Господи, я знаю, что Ты есть любовь, я знаю, что все, что Ты посылаешь, это только к моей пользе, пользе вечной, а не только мимолетной. Господи, благодарю Тебя».

Тот человек, который окажется способным сказать такие слова, ощутит при этой скорби кажущейся радость. Радость, которая поглотит саму скорбь. Об этом говорит бесконечный опыт множества христиан. Как великомученик Евстратий восклицал, когда с него сдирали кожу и поливали маслом кипящим: «Мучение – это радость рабам Твоим!». Потрясены были все мучители. Недаром мы часто видим в истории этих гонений, когда сами палачи бросали орудия пыток и объявляли себя христианами. Они видели присутствие Бога. «Мучение – это радость рабам Твоим».

Вот она, третья ступень! Более того, Бог может избавить человека от всего этого, видя правильное устроение его души. А в отношении невинных страданий, я уже не говорю о невинных страданиях взрослых людей… Вот, в данном случае меня обвиняют в воровстве, но я не крал. А сколько у меня до этого было неправды? Сколько я лгал, сколько притворялся, сколько лицемерил, сколько еще других грехов творил? Я только в данном случае, оказывается, несправедливо страдаю, а ведь закон-то один. Это как цепочка. В данном случае, верно, это звено хорошее, а предыдущие все? Все гнилые. Так что важно здесь быть христианином. И тогда я пойму: «Господи, да, здесь действительно я не виновен, но я достойное по делам своим получаю, потому что знаю: чего в моей жизни только не было».

А дети-то за что страдают? Если спрашивать с православной точки зрения, отвечаю: ни за что. А почему? Неверно поставлен вопрос. За что – это наказывают. Опять мы возвращаемся к иудео-языческому пониманию Бога как Судьи, и верно: за что же страдают невиновные младенцы? Не «за что», а «почему»? А потому.

Во-первых, все мы, начиная с семьи, дальше родственники, дальше друзья, дальше коллектив и так далее – все мы из себя представляем не мешок гороха, в котором горошины соприкасаются друг с другом, но никакой связи между ними нет, никакого влияния друг на друга нет. Что пишет апостол? «Церковь есть Тело Христово» – мы все представляем собой организм живой, в котором каждая клеточка соучаствует в жизни другой. Ко мне подходит студент с кривой физиономией и говорит: «Можно я на лекции не буду присутствовать – у меня зуб болит». Голубчик, это ведь болит зуб, ну и пусть он болит, ты-то при чем? Конечно, это смешно, но на самом деле мы забыли, что ребенок – это клеточка, органически связанная со своими родителями и с окружением своим. Страдания этого ребенка – не что иное иное, как выражение той духовной пораженности, в которой находятся, допустим, его родные, его родители, и так далее. Это первый момент, почему страдает ребенок.

Второе. Ни одна капля страданий не попускается Богом ни одному человеку без того, чтобы не воздать этому человеку в миллионы и миллиарды раз больше в той вечной жизни, которая откроется для каждого из нас. То есть блаженны те, кто здесь пострадают. Они будут вознаграждены не сторицею, просто нет числа, которым можно было бы это выразить. Ибо Бог есть любовь. Вот какая наша вера. Почему страдает этот человек? Мы говорим, что ему делаем операцию. За что? Не «за что», а «почему». Посмотрите, сделали операцию, и здоров человек, радуется жизни, солнцу. Вот почему мы ему делали операцию. Так и здесь. Кстати, а если Бога нет, объясните, за что страдают эти все бедные больные, уроды, ненормальные – они за что страдают, скажите? Ни за что? Бессмыслица, какой ужас! Это что за мировоззрение? А у нас есть Бог, Который любовь, и ни одно страдание не является бессмысленным, вот какое великое благо.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать