Кто есть Бог?

Аудио
Скачать .mp3

– Большой отрывок из письма телезрителя зачитаю, чтобы Вам было понятно: «Уважаемые господа, пишет вам Валерий Александрович из Санкт-Петербурга. Вот я сижу дома, никого не трогаю, и вдруг на экране появляется профессор Осипов, который начинает весьма активно и не без успеха среди 85-летних старух читать свои проповеди. Но ведь у нас в семье есть и другие люди, обладающие всеми атрибуциями современной науки и культуры. В связи с чем у нас сразу возникает вопрос: чем отличаются Ваши лекции от передовиц ЦК КПСС, ведь они, как и Вы, не терпят ни малейшего сомнения в том, о чем они говорят? Поэтому нет диалога, а есть только односторонние проповеди. Но простите, на дворе уже не середина века; до каких пор российское Православие будет гордиться самым замшелым консерватизмом? Вы даже лавки для древних старух запрещаете в молитвенном зале, не говоря уже о массе других выдающихся нелепостей. Отправьте после этого всем своих духовных академиков копать картошку, хоть какая-то польза будет. А вы как думаете, будете и дальше нести ахинею для древних старух? Ну, что, еще не утомил? – продолжает свое письмо Валерий Александрович, – ну тогда ответьте для начала на простой вопрос: что есть Бог? Давайте начнем, господин Осипов, с терминов. Кто это: дедушка в сутане на облаке, демиург, вооруженный достижениями современной науки и техники, это реально человекоподобная личность или какой-то фантастический робот? Вот Вы определите его, тогда мы поговорим. А если уйдете от диспута прямо сейчас, то я Вам обеспечу антирекламу в самой широкой прессе».

- Молодец! Такие вопросы я люблю! Когда я провожу экзамены, и студент мне говорит: «Вот, Господь Бог…», я говорю: «Что? Бог? А кто это такой? Разве Он есть? По-моему, ты чепуху несёшь, ну-ка отвечай!» Пусть не думают, что мы просто агитируем, и не хотим думать сами или заставлять думать других людей. Религия — это та сфера человеческой души, которая требует абсолютной свободы человеческой мысли, отсутствия любого насилия и альтернативных постановок вопроса и его решения.

Теперь поговорим о том, кто есть Бог. Сократ попросил мудреца Гиппия дать определение «красоты», и тот не смог ему ответить. Великий древнегреческий философ Платон говорил: «Простые вещи не имеют определения». Например, попробуйте объяснить слепому, что такое «зелёный цвет», или что такое «сладкое» тому, кто его никогда не пробовал. Пока человек не соприкоснулся с этой первичной реальностью, объяснить её ему с помощью слов и понятий невозможно.

Я помню, как-то приехал из-за границы и нарочно ребятам говорю: «Знаете, есть такой фрукт, у него коричневатая кожица, если его разрезать он зелёный с зёрнышками. Вкус у него сладко-кислый…Вы поняли о чём я Вам говорю?» Они: «Поняли». «Что Вы поняли?» «Ничего не поняли». Ничего не поняли, пока не попробовали.

Бог тоже называется «Простым существом» — это абсолютно первичная реальность, которую невозможно определить с помощью слов и понятий. Нужно попробовать «яблочко», чтобы узнать какое оно на вкус, так и Бог постигается не понятийным Его описанием, а только в непосредственном опыте соприкосновения с Ним. Вся суть религии, в независимости от того какова она, заключается в том, чтобы «попробовать» Бога, соприкоснуться с Ним, пережить Его.

Давид, который жил за тысячи лет до нашей эры, говорил: «Вкусите и видите как благ Бог». Христианство утверждает, что Бог постигается. Только в этой жизни для того, чтобы что-то узнать, увидеть, необходимо выполнить определённые условия. Мы только тогда увидим следы элементарных частиц, когда получим определённые познания в физике, найдём определённые приборы, через которые увидим следы этих частиц и скажем: «Мы видели электрон». Его увидеть невозможно! А его следы увидеть возможно. Также и Бог постигается. Мы можем увидеть Его следы в красоте и целесообразности этого мира, сложности строения человека, даже одной клетки. Мы видим, как всё премудро и целесообразно устроено. Это мы видим следы Бога. А чтобы пережить и познать Самого Бога, нужно следовать всем известному закону: «Подобное познаётся подобным».

До тех пор пока я хоть немного не уподоблюсь Богу в тех качествах и свойствах, которые нам открыты я никогда не смогу о нём узнать. Что проку рассказывать мне о свойствах яблока? Я могу знать всё о яблоке, но не знать самого яблока. Так и Бог: всё то догматическое, нравственное, богословское учение о Нём — это описание Его следов, проявлений, а бытие Бога и познание того Кто есть Бог (не «что», а «Кто») возможно только на религиозном пути жизни. Подвергнуть сомнению возможность такого пути мы не можем.

Атеистическая наука, в том числе и советского времени, прямо свидетельствует: не найдено ни одного безрелигиозного племени, хотя было множество экспедиций. Вы скажете: «Это сейчас». Нет! Об этом великолепно пишет Плутарх: «Обойдите весь мир — вы найдёте какие угодно племена, без городов, без монет, без государственного устройства, но вы не найдёте ни одного народа, в котором не возносилась бы хвала богам». Сказать, что весь род человеческий сходил и до сих пор сходит с ума? Не метнём ли мы здесь камень в самих себя? Если, что у меня нет музыкального слуха, и я не могу проникнуться звучанием сюит Шопена, это не значит, что они плохи.

Так вот, Бог, во-первых, есть Кто, а не что. Бог есть та красота, о которой спрашивал Сократ, и эта красота непередаваема никакими словами. Она постигается, познаётся человеком только на том пути, который именуется уподоблением Богу в Его свойствах: любви, милосердии, кротости, потрясающем смирении, которое мы увидим, когда посмотрим на христианский Крест. Тот, Который мог сделать всё, что угодно ради спасения людей, только ради спасения человека добровольно претерпевает такие жуткие страдания. Вот кто есть Бог.

Беседы с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в эфире телеканала «Союз» http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at50362

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​