Как нас спасает Крестная смерть Спасителя?

Аудио
Скачать .mp3

– Грехопадением первых людей человек исказил свою природу, она стала крайне болезненна, но, прежде всего, она стала смертной. Я уж не говорю о том, что она стала тленной, как пишет Максим Исповедник, стала страстной и так далее. Афанасий Великий пишет: «Покаяние омывает грехи, но не исправляет природы». Тем и отличаются крестные страдания Христа и Его Воскресение, что Он этим актом исправил ту природу, которую воспринял, ту человечность, которую Он воспринял, – посмотрите, каким Он был до Воскресения, какая у Него была Плоть, подвергнутая страданиям, и голоду, и жажде, и слезам, и каким Он стал по Воскресении. Он находится здесь – и исчезает, Он в закрытые двери заходит. Вот как природа изменилась – она стала совершенной, ее воссоздал Господь через Свою Плоть.

Отныне человек получил возможность приобщиться этой воскресшей, новой природе, как говорит апостол Павел, природе Второго Адама. Приобщение это происходит через принятие Христа. Какое принятие Христа? Христос – это Спаситель, и тот человек, который видит, что самостоятельно не в состоянии справиться со своими пакостями душевными, со своими страстями, обращается ко Христу, к Богу от всей души и с покаянием. Обращаясь ко Христу, он принимает Крещение. В Крещении и происходит то великое, чего не знало никогда человечество.

Я подчеркиваю, что Крещение не магия, а таинство, в Крещении верующему человеку дается семя новой жизни, которую создал Христос, семя вот этого нового Адама. И теперь уже от человека зависит, создаст ли он условия, благоприятные для возрастания этого семени в себе, или не создаст. Только правильная духовная жизнь дает возможность возрастания в смертном и страстном человеке нового, как говорит апостол, человека. Какое это возрастание? По примеру множества святых, которые прославлены Церковью, мы видим, какими они становились. Помните беседу Серафима Саровского с Мотовиловым? «Смотреть нельзя было, как солнце сияло лицо его». Мария Египетская, смотрите, переходит реку «яко по суху». И сколько появляется свойств нового человека во Христе, ведь это было нечто совершенно удивительное! Вот что принесла нам Жертва Христова.

Но я говорю о внешних вещах, потому что трудно сказать о внутренних. Посмотрите, какой радостью исполнены были святые. Серафим Саровский не мог встретить человека, чтобы не сказать ему от всей души, с величайшей любовью: «Радость ты моя». И все чувствовали, что это не слова пустые. Тут видели любовь, потому многие потрясенные выходили от него, изменяли свою жизнь. Вот что дала нам крестная Жертва Христова.

В связи с этим хочу отметить очень важный момент.

Я помню, при беседе с католиками, один из их епископов, который кардиналом потом стал, сказал о Богоматери как о Соискупительнице. Я удивился. Он, конечно, стал извиняться сразу, но это сейчас стало входить в наше сознание. Потом смотрю, наш Софроний (Сахаров), архимандрит, то же самое говорит, что мы можем соискуплять, вместе с Христом, людей. Какой ужас! Христос природу исцелил, а мы можем только грехи омывать свои и помочь другим.

Повторю еще раз замечательные слова Афанасия Великого: «Покаяние омывает грехи, но не исправляет природы». Поэтому мы не соискупляем. Это безумно: себя объявить чуть ли не равными Христу, – никакого соискупления быть не может. Поэтому, когда я прочитал такое у Софрония (Сахарова), архимандрита, я был поражен.

Вот что пишет Софроний (Сахаров): «Мы не умаляем жизненной силы Жертвы Христа, но разделяем ее, соучаствуем в ней, живем в той же реальности. Отсюда как бы урок нам: каждый из нас должен молиться за мир, искупляя его нашими молитвами. Так познается Бог». Какой ужас, вы подумайте только: искупляя его нашими молитвами! Христос – Единственный, больше никто не может искуплять мир. Ни своими молитвами, ни своими подвигами. Это очень важный момент в понимании христианства.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать