Как готовиться к исповеди?

Аудио
Скачать .mp3

 – Если речь идет о первой Исповеди, я могу вспомнить самого себя, студенческие годы. Будучи студентом Московского университета, филологом, занимаясь в библиотеке, вдруг случайно увидел книжечку. На ней были написаны не слишком понятные на первый взгляд слова «Мытарства блаженной Феодоры». Есть такая книжка, весьма интересная для исследования. Церкви Божией была открыта судьба души этой самой Феодоры, жившей в позднем средневековье, по исходе из тела. И когда передо мной открылась эта книжка, у меня загорелись щеки, я забыл вся и все вокруг себя. Наша душа восходит к Престолу Божиему от одной заставы к другой,  мытарства – те заставы, где падшие духи, демоны, выходят, как таможенники, и высматривают, нет ли чего в душе, чем они могут поживиться: неизжитые страсти, неисповеданные грехи. И, вы знаете, до закрытия библиотеки сидел и выписывал, выписывал все по пунктам, потому что многое соответствовало моей еще тогда юной, но не совсем прекрасной жизни. И помню, как с этим кондуитиком я, не без борьбы внутренней, пришел на исповедь. При том что какой-то вкрадчивый голос мне внушал: «Куда ты идешь? Как священник посмотрит на тебя? Что он скажет, узнав о тебе вот это?» А вот теплый ветер благодати, как я сейчас понимаю, подталкивал: «Только сегодня! Ни днем позже! Пусть весь мир осудит, но не ты, Господи!» И сердце меня не обмануло. Действительно, священник, упокой, Господи, его милостивую душу, с таким терпением выслушал мои откровения, которые жгли язык, совесть, сердце. Однако, вы знаете, выйдя по ступенечкам вниз, спустившись после этой исповеди, я познал, что Бог не просто есть, а что Он своей благодатью присутствует в нас. Было такое ощущение, что тело стало легче,  как будто все сочленения, кости очистились от каких-то шлаков. Но, самое главное, всех хотелось любить, все были такие симпатичные, светлые. Теперь я убежден, что оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение у христиан рождается именно после очищения совести.

– Ну, тут Вы говорили про генеральную Исповедь, я правильно понимаю? Первая, она же генеральная исповедь.

– Да.

– А к очередной исповеди как готовиться?

– Самонаблюдение. Помните одного посредственного политика, который выражал свои административные мысли словосочетанием: учет и контроль? Вот в течение недели, которую мы проживаем, ожидая Исповеди, скажем, с субботы вечером или в воскресенье, внимай себе. То есть смотри, что происходит в твоей душе. Имей ушки на макушке. Христианин – это многоочитый херувим, который должен и на дорогу смотреть – сначала налево, потом направо – пешеход, – и чувствовать, как тебя воспринимает человек, с которым ты общаешься. Но при этом внутреннее око должно исследовать твоё сердце собственное и, едва лишь только какая-то страстишка шевельнется, гневливость, тщеславие, нечистое что-то привидится, – помните, как Суворов: «Режь, коли, бей! Пуля – дура, штык – молодец! Сражайся!» – то есть  призывай имя Господа, осеняй себя крестом, отбивайся, как можешь, от этих прилогов греха. Ну а все, что запомнится: вот ты вышел из себя, казал какое-то грубое неэтичное слово – зачем? почему? – вот ты, простите, переел так, что с памятью твоей «что-то стало: все, что было не с тобой, помнишь». Все это запиши и уже приходи к батюшке подготовленным. Потому что ты приносишь не ворох новостей, как некоторые бабушки: «Была в магазине «Ашан», купила три горшочка с цветами» – священники это выслушивают. А приноси квинтэссенцию: «Моя молитва еще не стала внимательной. Я все-таки обнаруживаю склонность к осуждению. Я задерживался глазами на чем-то неподобном, неприличном. Прости меня, Господи! Помоги исправиться и жить по-православному!»

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать