Как вкусить Бога?

Аудио
Скачать .mp3

- Алексей Ильич, вы в одной из своих лекций говорили о том, как, если воспроизвести сейчас цитату, «вкусить Бога», то есть, как провести этот личный опыт, личный эксперимент богопознания, и называли те условия, которые необходимы для проведения этого эксперимента. Ведь нас всегда учили, что критерием истины является опыт, и каждый человек может этот опыт постижения Бога поставить и проверить. Но телеканал «Союз» почти в ежедневном режиме включают новые кабельные сети, новые города, и у нас каждый день появляются новые зрители.  Для них давайте буквально тезисно напомним условия постановки этого эксперимента богопознания.

- Первое, без чего эксперимент уже в самой своей сущности, не может быть проведен, требуется человеку решить, по крайней мере две, может быть, немножко больше, задач. Первая задача. Он должен на уровне чисто рациональном, чисто исследовательском, чисто научном, в конце концов прийти к выводу есть Бог или нет, есть вечность или нет. Должен решить этот вопрос. Чему он может отдать предпочтение. Ведь в конце концов до полного выяснения этого вопроса он не может двигаться дальше. Как я могу проводить этот эксперимент, если я буду двигаться в пустоту.

Так вот, это первое.

При этом сразу скажу, что это первое не решается раз и навсегда и окончательно на этом этапе, когда у человека нет ничего другого, кроме рацио. Здесь вопрос решается так: где большая вероятность, где меньшая. Что более вероятно предположить – существование высшего разума, будем называть так Бога перед лицом той реальности, с которой мы в своем научном видении соприкасаемся с этим миром, что больше вероятно - существование высшего разума или случайность, закономерности или неизвестно, откуда они произошли.

Это по всем направлениям научным, особенно биологию возьмите. Проблемы происхождения человека. Возникновение клетки. Наука не знает закона, нет такого закона, о возникновении жизни из безжизненной массы, из хаотичной материи. Нет такого закона! Поэтому первый самый вопрос возникает: «Почему вы верите, что жизнь возникла так?». И очень замечательно, как это делают все люди ловкие, я бы сказал, ловкие в своем лукавстве: «Ну, если здесь невозможно, откуда-нибудь из космоса». Простите, а в космосе как? Где вы нашли закон, по которому неживая материя может стать живой? Нет его. И уже даже один только этот вопрос должен бы заставить человека задуматься, откуда же жизнь? А уж я не говорю, даже если мы представим, что клетка появилась, развивалась, и дошла до высших форм своего развития – еще один этап. Пропасть между всеми высшими животными и человеком. Белое, бледное пятно. Связи никакой не находим.

Итак, я просто хочу сказать, что первый вопрос, перед которым стоит человек, это, в конечном счете, убедиться, где больше вероятности – в отсутствии бытия Бога или в его присутствии, есть Бог или нет Его. Вот это первый шаг.

 

- То есть поиск истины.

- Истина, конечно, включает гораздо большее. В данном случае речь в более узком плане, о признании того, где большая вероятность. Если я убеждаюсь, что странно было бы перед этим многообразием, этой  сложностью мироздания, организма, жизни, наконец, человека, сказать, что все это произошло как? - Неизвестно. Или, конечно, разум здесь присутствует, здесь есть направляющий разум.

Так вот, если человек пришел к этому убеждению, то тогда наступает другая история. Но правда хочу вам сказать, что то, о чем я сейчас с вами говорил, это касается людей, которые привыкли думать, мыслить, и серьезно мыслить. Для многих это очень трудно. Думать очень трудно. Оказывается, невероятно трудно. Недаром есть такая пословица, очень интересная, «Думают только голландские петухи». Не нам же, людям, думать! В таком случае, тогда мы и останемся только ими. Так вот, если человек все-таки подумал, и пришел к такому выводу, то затем ему придется уже осмысливать и другой вопрос. Бог, хорошо, Он есть. Но Кто Он, о Котором мы сейчас говорили? То есть, какая же религия является верной. Все религии говорят о Боге. А Кто Он? И каждая религия характеризуется чем? Своим пониманием Бога.

И вот здесь, это вопрос очень непростой. Кстати его разрешил для себя очень показательным образом Серафим Роуз. Это человек, можно сказать наш современник, он скончался в 80-х годах прошлого столетия, который сам вышел из протестантской, и потом, в конце концов, просто атеистической даже семьи. Как он искал ответа! Даже начал изучать древние языки. Он изучил буддизм, индуизм, синтоизм, ислам, искал в христианстве, пока пришел в православие. Умный и образованнейший человек. Уж его никак не упрекнете – ни в консерватизме, ни в ригоризме, ни в чем.

Так вот, вопрос этот – где же Тот Бог, где образ этого Бога истинного?

Это второй вопрос. Конечно, вы с меня потребуете ответа – где же Он, и как убедиться?

Я могу дать только сейчас ответ, обоснование его потребует значительного времени, и тогда нам действительно придется до второго пришествия тут сидеть. Скажу вам, что только одна религия имеет объективные основания, объективные аргументы, которые свидетельствуют о том, что ее учение не наши человеческие предположения, не наши домыслы, не наши мечтания, не наши интуиции, а что ее учение действительно является тем учением, которое открыл Сам Бог.

Только одна есть такая религия – это христианство. Я это утверждаю. На лекциях я об этом очень много говорю. Об этом фактически читается целый курс в семинарии. Целый курс, где я разбираю шаг за шагом все основные вероучительные истины христианские, для того, чтобы показать - вывод совершенно однозначный. Причем вывод не подумайте только это мой, богословский, я вам приведу такой авторитет, что придется очень многим задуматься.

Не кто-нибудь, а как я часто говорю, не иже во святых, и не отец наш, Фридрих Энгельс, заявил прямо. Что заявил? О, если бы он только понял в тот момент, что он сказал! «Христианство возникнув, вступило в резкое противоречие со всеми окружавшими его религиями». Какую мысль он высказал! То есть, источников земных нет. Оказывается христианское учение заимствовало его, это учение, не из иудаизма, не из греческого, не римского язычества, не египетского, ни малоазийского. Нигде нет такого учения!

Ни о Боге, ни о Троице, ни о Логосе, ни о воплощении, ни об искуплении. Нет, абсолютно новые истины! Причем не как-нибудь новые, а принципиально новые! Причем настолько глубокие, то просто поражаешься, поражаешься особенно чему – что его проповедовали простые малограмотные рыбаки. Часто они говорили, и это видно по Евангелию, насколько они были простые, насколько были необразованны, и вдруг они возвещаются такие истины. Это откуда же? Сами были евреями, то есть иудеями, которые не знали никакой там философии, ни стоиков, ни Филона. И вдруг такие потрясающие истины. Так вот христианство имеет объективные аргументы, независимо от убеждений человека, которые прямо свидетельствуют, о том, что оно Божественного происхождения. Да извинят меня, но ни одна другая религия не имеет таких аргументов. Отсюда я могу прийти к выводу: значит, в христианстве я нахожу, вот где действительно учение сверхъестественного порядка. И я могу поэтому к этой религии обратиться.

Дальше, конечно, возникает сложность уже другого порядка. Я бы сказал, чисто духовного порядка. Это где тот правильный путь, по которому уже я узнаю не о Боге, не о религии, а где я могу познать самого Бога. То есть, как уподобиться мне, что это за путь богоуподобления, при котором действительно я могу сказать: «Вкусите и видите, как благ Бог». Об этом уже говорит православие. И здесь опять тоже непростые вопросы, которые требуют скрупулезного подчас изучения, чтобы увидеть, чем православие отличается от даже других конфессий и в чем его понимание этого пути жизни.

Действительно, настолько глубже, и подтверждается таким громадным опытом, которого не имеет ничто другое. Оно показывает критерии, по которым можно судить, что действительно этот путь богоуподобления верный. Вот так. Значит тут две стороны. Первый – рациональный путь, по которому можем прийти к Богу. Первый. Есть ли Бог, какой образ Бога правильный, то есть где религия истинная. И второй путь, тоже теоретический, когда мы должны узнать основы духовной жизни, принять эти основы. И, наконец, третий этап, самый сложный, на который редко кто становится, редко кто пытается это осуществить. Это лично в своей жизни встать на  этот путь духовной жизни и убедиться.

То есть, что значит стать на путь духовной жизни?

Первое. Увидеть, что во мне есть, увидеть, то, о чем говорит православие, что оказывается, что в нас живут все страсти. Это первое. Второе. Что оказывается, я не могу ни одной страсти своими собственными усилиями выкорчевать из себя. Я не могу не осуждать, не могу не завидовать, не могу не тщеславиться, не могу не гордиться. Этих столько не могу, что и в этой комнате не вместится! Не говорю о телесных страстях. Оказывается, не могу! И когда это увижу, тогда, наверное, я себя почувствую не тем человеком, а не тем, который хочет, чтобы его живьем канонизировали. Тогда поймет, тогда он смиряется, понимает, в каком состоянии он находится. Тогда его обращение к Богу начинает носить искренний характер, искренний, убедительный. И вот здесь на почве этого обращения, то есть в правильной молитве, и начинается богообщение, богопознание.

Я уже не говорил здесь, о том, что необходимо изучение и Священного Писания, особенного Нового Завета, совершенно необходимо изучение Святых Отцов, которые прошли этот путь духовной жизни, оставили нам описание. Представляете, я подхожу к тайге, и дальше не знаю, куда мне. Где тот Дерсу Узала, который меня поведет? Оказывается, у нас есть! Вот он путь, зафиксирован Святыми Отцами. Они прошли его, они указали, указали и основания, и критерии, указали и ошибки, какие могут быть здесь, опасности, указано все! Поэтому я не могу, чтобы здесь не упомянуть нашего замечательного водителя духовной жизни святителя Игнатия (Брянчанинова) и его учеников – игумен Никон (Воробьев), схиигумен Иоанн Валаамский, игумения Арсения. Да, вот эти современные, их надо посмотреть, их надо изучить. И тогда мы увидим, что такое духовная жизнь, то есть внутренняя жизнь человека, которая действительно дает человеку реально убедиться, Кто есть Бог и какое благо дает Он человеку.

 

- То есть без личного участия не только разумом, но и сердцем, этот эксперимент по богоискательству, богопознанию фактически невозможен?

- Да, видите ли, теоретическая часть необходима. Особенно она необходима, когда мы касаемся области и законов духовной жизни. Потому что здесь очень легко увлечься во что угодно, и в экстазы, и в мечтания. И такие будут эксперименты, от которых можно с ума сойти. Святые Отцы предупреждают, и предупреждают о так называемой прелести, когда человек, кажется, и подвизается, и борется, а на самом деле идет по совершенно ложному пути. Необходим личный труд борьбы с самим собой. Мне очень понравилось стихотворение одного немецкого поэта, хорошо переведенное на русский язык, поэт Логау, который говорит: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой».

Беседы с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в эфире телеканала «Союз» http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at50362

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы