Как правильно понимать Божий Промысел?

Аудио
Скачать .mp3

Православие учит, что воля Божия есть исполнение заповедей всегда и в любом месте. Мы часто читаем в житиях святых, как они продолжительно молились и совершали подвиги, перед принятием каких-то решений пытались понять, угодно ли это будет Богу. Расскажите, пожалуйста, что такое предаваться воле Божией при принятии каких-либо решений, при избрании жизненного пути.

Я еще раз хочу напомнить, что Православие тем отличается от других конфессий, что исходит из святоотеческого понимания ответов на те вопросы, которые нам предлагает жизнь. Да, очень многие задаются вопросом, как поступить по воле Божией? Ответ: «Нет добродетели выше рассуждения», – это сказал Антоний Великий, когда к нему пришли три подвижника и начали рассуждать, какая добродетель высшая. Один сказал, что пост, второй, что молитва, третий, что послушание. Антоний же ответил: «И постом неразумным можно убить себя, и послушанием неразумным можно сделаться рабами человеков, а не Божиим рабом, и молитвою можно как вознестись на небо, так и впасть в бездну гордыни и заблуждения». Там, где нет рассуждения, нет добродетели. Так вот, человек должен поступать всегда по разуму и по совести. По разуму, исходя из тех знаний идей христианства, которые у него есть, и по совести, поскольку совесть тонкий и живой индикатор наших поступков, – по разуму и по совести, и пересечение этих двух линий дает искомую точку. Если человек будет поступать так, то при этом, как пишет Исаак Сирин, мы должны говорить: «Господи, вот что говорит мое безумное рассуждение, вот что говорит моя очень сожженная совесть, но, Господи, да будет Твоя воля, а не моя». Если человек искренне обращается к Богу с такой молитвой и принимает решение в соответствии со своим пониманием, то даже в случае ошибки человека Бог исправит это. Почему? Да потому что он возлагает искреннее упование на Бога, а не на себя. Тогда и совершается Промысел Божий. Особенно важно упование на волю Божию, когда люди в молитвах обращаются с просьбой о каких-то земных вещах, о здоровье, о внешнем благополучии. Святые отцы говорят: «если можешь, ничего не проси у Бога». Но иногда мы не можем не просить, и уж тогда проси так: «Господи, Ты знаешь, что я хочу, но да будет воля Твоя, Господи, а не моя». Такое обращение к Богу может получить самый благоприятный, положительный ответ. Когда же мы настаиваем, отвергаем Промысел Божий, волю Божию, хоть и со слезами, но требуем, чтобы было по-нашему, то, конечно, ничего не получим. Большинство людей, кажется, молятся, просят об одном, другом, третьем и ничего не получают. По двум причинам. Первая причина: настойчиво просят у Бога: «дай вот это, Господи». Вторая – а веры-то нет. Просят, и сами не верят. И так всю жизнь проводит человек и остается без плода. Промысел Божий совершается, когда мы предаем себя в волю Божию, – но не бездейственно: вот сижу я в кресле и говорю: «Господи, вырос бы у меня сад...». Нет, мы должны делать что можем, но результаты предоставлять воле Божией. Вот здесь решение вопроса.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы