Как отличить личный опыт общения с Богом от прелести?

Аудио
Скачать .mp3

– Как отличить личный опыт общения с Богом от прелести? Татьяна, город Екатеринбург.

– Очень важный вопрос, который затрагивает духовный путь развития очень многих христиан. Православие тем и отличается от других конфессий, что оценивает любой личный опыт через призму святоотеческого опыта. Личный опыт может быть сколь угодно многообразным, и мы оцениваем его как правильный только тогда, когда он соответствует основным положениям святоотеческого опыта. Если же наблюдаем несоответствие, то мы понимаем, что здесь или что-то не так, или вообще заблуждение – так что очень важно знать основные положения святоотеческого опыта. Эти положения четко высказаны в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова), недаром о нем с таким восхищением говорили Оптинские старцы, просто поражаешься их оценкам! Макарий Оптинский говорит о нем, как о человеке великого ума. И подчеркивает, что это был бы Великий Арсений в нашей Русской Церкви, если бы Промыслом Божиим не был поставлен на другое место. А Варсонофий Оптинский говорит, что это просто ангельский ум, что когда Игнатия (Брянчанинова) хоронили, ангелы пели. Никон Оптинский (Беляев) говорит так об Игнатии (Брянчанинове): «Когда я читаю его труды, я вижу, что это настоящая азбука духовного опыта». Я уже не говорю об исполненных великой благодарностью высказываниях в адрес Игнатия (Брянчанинова) Иоанна, игумена Валаамского, игумена Никона (Воробьева), недавно почившего архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который советует: «Читайте его, руководствуйтесь им, и вы избегнете очень многих опасностей» – вот какую высокую оценку творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) дают люди, заслуживающие полного уважения, понимания, признания. Так вот, святитель обозначил в своих творениях основные принципы духовной жизни, отступление от которых ведет человека к прелести. Один из основных критериев, которые подчеркивает святитель Игнатий, заключается в словах преподобного Петра Дамаскина: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Вот где, оказывается, критерий истинности – это не радостные переживания, не сладостные ощущения, не видения, не дары прозорливости, нет. Признаком начинающегося выздоровления души является все большее видение пораженности нашей природы фактически всеми страстями, которые открываются в нас постепенно при правильном духовном опыте.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы