Как благодарить Бога?

Аудио
Скачать .mp3

Как благодарить Бога?

Если даже будут только эти два слова: «Слава Богу!» - уже в нашей жизни это много. Поэтому не забывайте говорить «Слава Богу!». Поэтому, фантазия – как благодарить Бога и ближних – пусть будет делом вашего ума, души и сердца.

Поэтому есть церковные короткие молитвы, которые нам в этом помогают. Во всяком случае, когда совсем какая-то большая радость и большое какое-то событие, я, например, (из своего опыта) читаю 19-ю или 20-ю кафизму. Или ту или другую, потому что они все наполнены благодарственными хвалебными псалмами. Стоит только вспомнить, чем заканчивается и начинается Священное Писание, чем начинается Псалтирь святого Давида. Она начинается: «Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых», а заканчивается словами «Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода».

И наша жизнь должна стать «всяким дыханием», хвалящим Господа. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. Пусть любые слова будут, которые выходят из вашего ума, сердца и души.

Так вот, возвращаясь к Божественной литургии и вообще к той или иной домашней молитве, внутренней, сердечной, святитель Василий дает такой совет новоначальному и всем нам, потому что все мы новоначальные. Он говорит: пусть твоя молитва поделится на три части. С чего надо начинать? Надо начинать с благодарения. Потом исповедание грехов, и только потом прошение. Но начинай всегда с благодарения.

Понятно, что никаких схем в отношении молитвы и в отношениях с Богом. Они могут быть, могут и не быть. Но все-таки это духовный совет нашего святителя Василия Великого. И поэтому действительно любую молитву – домашнюю, или храм нам показывает этот пример – мы все начинаем именно с этого. Божественная литургия начинается с благодарения, потом мы переходим к прошению. Ну а исповедь – это уже по ходу любой молитвы, она должна… Наши вечерние молитвы так и заканчиваются – нашим исповеданием грехов.

Еще вспоминается один случай относительно благодарности, такой благодарности, которую мы порой не замечаем и не придаем этому значения. За что мы порой можем поблагодарить Бога? Я тут был недели две назад в Кронштадте, и как раз вспомнилось из жизни отца Иоанна Кронштадтского. Как раз читалось о нем в это время. И конкретно описывается случай. Отец Иоанн Кронштадтский, имея попечение о многочисленной пастве… и в то время и в наше время были больницы с душевнобольными людьми – расстройство психики – то ли это физиология, то ли это какое-то потрясение… Кстати, психические болезни – это не всегда только одна болезнь души или некая мистика, когда мы: «Да ладно, разве можно что-нибудь сделать таблетками и прочим?» - нет, дело в том, что психические расстройства могут быть связаны даже с физиологией – давление, какой-то сосуд пережат… И человек не из-за того, что у него какие-то грехи, какие-то неправильные в жизни поступки и прочее… да, порой банальная физиология, которая приводит к этим последствиям, и банальные таблетки это пошатнувшееся здоровье, поэтому в этом плане, конечно все только на одни молитвы, акафисты, исповеди или тем более только на одни отчитки направлять, если у человека какая-то в этом плане поврежденность. Нет, порой консультация врача, небольшое количество лекарств, которые он прописал – надо этому тоже доверять.

Так вот, отец Иоанн Кронштадтский посещает больницу с душевнобольными людьми, совершает там о них молитву об исцелении, сказал какое-то назидательное слово, раздал какие-то подарки. И когда уже уходил из этой больницы, к нему подошел больной человек, взял у него благословение, и совершенно в трезвом уме и рассудке задает ему такой вопрос: «Дорогой батюшка, отец Иоанн! А вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый ум?» И отец Иоанн задумался. Он настолько считал это все, как и мы бы посчитали, что это совершенно естественно, в порядке вещей. И он поклонился этому человеку с глубокой (как он пишет о том) благодарностью, как он направил его мысли к благодарности Богу даже за то, казалось бы, естественное имение здоровья, зрения, слуха, работают руки, ноги. Начинаем мы, к сожалению, ценить это только тогда, когда что-нибудь в жизни потеряем. Поэтому за то что имеем: за прожитый день, за родных и близких, должны в своей жизни благодарить.

И сегодня тоже вспомнилась одна история. В Англии один клерк, когда произошел какой-то кризис (оказывается, кризисы не только у нас в 2009 году, тут пророчат какой-то кризис в 2013 году, не только в 96-м году кризис – все эти кризисы до бесконечности), этот клерк пережил какой-то кризис, приходит после увольнения с работы и говорит: « Я все потерял!» К нему подсаживается пятилетняя девочка и говорит: «Папа, папа! Как же ты все потерял? А я, а мама? Мы никуда не потерялись, мы вот они, папочка». И тут только до него дошло – действительно, что значит «все потерял»? А дочь? А жена, а родные и близкие? Да, действительно, тяжело, но мы-то вместе. Не потеряно самое главное – семья, любовь, доброта, взаимопомощь, которая может быть среди них вот такая детская, наивное участие – папа, а разве мы потерялись с мамой? Мы не потерялись. И вернула его опять к жизни, к оптимизму, к вдохновению.

Вопрос: есть такое понятие Евхаристии как «высшая форма благодарности Богу». Как правильно это понять?

Мы Бога должны благодарить по несколько раз в день. Но есть соборная молитва, о которой святые отцы говорили: лучше в Церкви произнести один раз «Господи, помилуй!», чем дома прочитать всю Псалтирь. И поэтому Церковь собирается в воскресный день для Божественной литургии, на соборную молитву. В греческом языке эта соборная молитва называется евхаристией, то есть благодарением. И поэтому в Божественной литургии Евхаристия является самой высшей формой благодарения Бога, когда мы все вместе являемся этой молитвенной жертвой, когда приносится агнец за всех и вся. Поэтому нам заповедано никогда не пропускать Божественную литургию, никакой воскресный день.

Здесь я немножко хотел сказать не только о благодарности по отношению к Господу, но и о самое главное, и может быть, одну из составляющих этой благодарности – это благодарность между людьми. Потому что это чувство порой тоже уходит из нашей жизни; мы тоже все это воспринимаем как обыденное, как повседневное, как долг родителей по отношению к нам, долг жены по отношению ко мне, долг мужа по отношению ко мне, дети должны так, мама должна так. То есть, все должны. И оказывается, никто никому ничего не должен, всем должны только мы. И кстати, кто-то из мудрых людей сказал, что большая должность – это не большая честь. Это означает, что человек всем всё должен. Вот что такое большая должность.

И поэтому маленькое внимание: обед, участие, вовремя звонок – какое-то со стороны родных людей участие в нашей жизни – за все это надо минимум говорить «благодарю, спасибо» - эти добрые и нежные слова, которые должны быть в нашей жизни. Кто-то из мудрых людей сказал, что слова назидают, а дела влекут, и любое доброе дело по отношению к нам, должно быть не только словами, но и делом самим поблагодарить тех людей, которые находятся рядом с нами, и чем-то нам в жизни помогли, будь то даже самое маленькое (как нам кажется), незначительное дело или внимание.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать