Как благодарить Бога?

Аудио
Скачать .mp3

Как благодарить Бога?

Если даже будут только эти два слова: «Слава Богу!» - уже в нашей жизни это много. Поэтому не забывайте говорить «Слава Богу!». Поэтому, фантазия – как благодарить Бога и ближних – пусть будет делом вашего ума, души и сердца.

Поэтому есть церковные короткие молитвы, которые нам в этом помогают. Во всяком случае, когда совсем какая-то большая радость и большое какое-то событие, я, например, (из своего опыта) читаю 19-ю или 20-ю кафизму. Или ту или другую, потому что они все наполнены благодарственными хвалебными псалмами. Стоит только вспомнить, чем заканчивается и начинается Священное Писание, чем начинается Псалтирь святого Давида. Она начинается: «Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых», а заканчивается словами «Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода».

И наша жизнь должна стать «всяким дыханием», хвалящим Господа. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. Пусть любые слова будут, которые выходят из вашего ума, сердца и души.

Так вот, возвращаясь к Божественной литургии и вообще к той или иной домашней молитве, внутренней, сердечной, святитель Василий дает такой совет новоначальному и всем нам, потому что все мы новоначальные. Он говорит: пусть твоя молитва поделится на три части. С чего надо начинать? Надо начинать с благодарения. Потом исповедание грехов, и только потом прошение. Но начинай всегда с благодарения.

Понятно, что никаких схем в отношении молитвы и в отношениях с Богом. Они могут быть, могут и не быть. Но все-таки это духовный совет нашего святителя Василия Великого. И поэтому действительно любую молитву – домашнюю, или храм нам показывает этот пример – мы все начинаем именно с этого. Божественная литургия начинается с благодарения, потом мы переходим к прошению. Ну а исповедь – это уже по ходу любой молитвы, она должна… Наши вечерние молитвы так и заканчиваются – нашим исповеданием грехов.

Еще вспоминается один случай относительно благодарности, такой благодарности, которую мы порой не замечаем и не придаем этому значения. За что мы порой можем поблагодарить Бога? Я тут был недели две назад в Кронштадте, и как раз вспомнилось из жизни отца Иоанна Кронштадтского. Как раз читалось о нем в это время. И конкретно описывается случай. Отец Иоанн Кронштадтский, имея попечение о многочисленной пастве… и в то время и в наше время были больницы с душевнобольными людьми – расстройство психики – то ли это физиология, то ли это какое-то потрясение… Кстати, психические болезни – это не всегда только одна болезнь души или некая мистика, когда мы: «Да ладно, разве можно что-нибудь сделать таблетками и прочим?» - нет, дело в том, что психические расстройства могут быть связаны даже с физиологией – давление, какой-то сосуд пережат… И человек не из-за того, что у него какие-то грехи, какие-то неправильные в жизни поступки и прочее… да, порой банальная физиология, которая приводит к этим последствиям, и банальные таблетки это пошатнувшееся здоровье, поэтому в этом плане, конечно все только на одни молитвы, акафисты, исповеди или тем более только на одни отчитки направлять, если у человека какая-то в этом плане поврежденность. Нет, порой консультация врача, небольшое количество лекарств, которые он прописал – надо этому тоже доверять.

Так вот, отец Иоанн Кронштадтский посещает больницу с душевнобольными людьми, совершает там о них молитву об исцелении, сказал какое-то назидательное слово, раздал какие-то подарки. И когда уже уходил из этой больницы, к нему подошел больной человек, взял у него благословение, и совершенно в трезвом уме и рассудке задает ему такой вопрос: «Дорогой батюшка, отец Иоанн! А вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый ум?» И отец Иоанн задумался. Он настолько считал это все, как и мы бы посчитали, что это совершенно естественно, в порядке вещей. И он поклонился этому человеку с глубокой (как он пишет о том) благодарностью, как он направил его мысли к благодарности Богу даже за то, казалось бы, естественное имение здоровья, зрения, слуха, работают руки, ноги. Начинаем мы, к сожалению, ценить это только тогда, когда что-нибудь в жизни потеряем. Поэтому за то что имеем: за прожитый день, за родных и близких, должны в своей жизни благодарить.

И сегодня тоже вспомнилась одна история. В Англии один клерк, когда произошел какой-то кризис (оказывается, кризисы не только у нас в 2009 году, тут пророчат какой-то кризис в 2013 году, не только в 96-м году кризис – все эти кризисы до бесконечности), этот клерк пережил какой-то кризис, приходит после увольнения с работы и говорит: « Я все потерял!» К нему подсаживается пятилетняя девочка и говорит: «Папа, папа! Как же ты все потерял? А я, а мама? Мы никуда не потерялись, мы вот они, папочка». И тут только до него дошло – действительно, что значит «все потерял»? А дочь? А жена, а родные и близкие? Да, действительно, тяжело, но мы-то вместе. Не потеряно самое главное – семья, любовь, доброта, взаимопомощь, которая может быть среди них вот такая детская, наивное участие – папа, а разве мы потерялись с мамой? Мы не потерялись. И вернула его опять к жизни, к оптимизму, к вдохновению.

Вопрос: есть такое понятие Евхаристии как «высшая форма благодарности Богу». Как правильно это понять?

Мы Бога должны благодарить по несколько раз в день. Но есть соборная молитва, о которой святые отцы говорили: лучше в Церкви произнести один раз «Господи, помилуй!», чем дома прочитать всю Псалтирь. И поэтому Церковь собирается в воскресный день для Божественной литургии, на соборную молитву. В греческом языке эта соборная молитва называется евхаристией, то есть благодарением. И поэтому в Божественной литургии Евхаристия является самой высшей формой благодарения Бога, когда мы все вместе являемся этой молитвенной жертвой, когда приносится агнец за всех и вся. Поэтому нам заповедано никогда не пропускать Божественную литургию, никакой воскресный день.

Здесь я немножко хотел сказать не только о благодарности по отношению к Господу, но и о самое главное, и может быть, одну из составляющих этой благодарности – это благодарность между людьми. Потому что это чувство порой тоже уходит из нашей жизни; мы тоже все это воспринимаем как обыденное, как повседневное, как долг родителей по отношению к нам, долг жены по отношению ко мне, долг мужа по отношению ко мне, дети должны так, мама должна так. То есть, все должны. И оказывается, никто никому ничего не должен, всем должны только мы. И кстати, кто-то из мудрых людей сказал, что большая должность – это не большая честь. Это означает, что человек всем всё должен. Вот что такое большая должность.

И поэтому маленькое внимание: обед, участие, вовремя звонок – какое-то со стороны родных людей участие в нашей жизни – за все это надо минимум говорить «благодарю, спасибо» - эти добрые и нежные слова, которые должны быть в нашей жизни. Кто-то из мудрых людей сказал, что слова назидают, а дела влекут, и любое доброе дело по отношению к нам, должно быть не только словами, но и делом самим поблагодарить тех людей, которые находятся рядом с нами, и чем-то нам в жизни помогли, будь то даже самое маленькое (как нам кажется), незначительное дело или внимание.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы