Что значит - поклоняться мощам?

Аудио
Скачать .mp3

– Я смотрю телеканал «Союз», и вот однажды там говорят такую фразу: «Пресвятая Богородице, спаси нас». И второе. Священник говорит, что надо поклоняться мощам. И вопрос: спасает только Бог, и надо поклоняться Богу. Почему же говорят: «Пресвятая Богородице, спаси нас», и что – надо поклоняться мощам?

Почему мы молимся Пресвятой Богородице со словами «Спаси нас»? Любой святой, в том числе Сама Пресвятая Дева, являются только молитвенниками за нас. Есть небольшое НО, которое иногда не учитывают. У Апостола Павла есть замечательные слова: «Иная слава солнцу, иная луне, иная звездам, но и звезда от звезды разнится во славе». Так же и здесь, православное вероучение (и вообще христианское, я бы даже сказал) совершенно единогласно, единодушно говорит о том, что Божия Матерь является самой великой святой, следовательно, ее молитвы являются наиболее действенными, наиболее «помогающими» нам. Учитывая то, что Её молитвы являются таковыми, часто и предлагается в молитвах к Ней такое выражение «Пресвятая Богородица, спаси нас». Речь идет совсем не о том, что Она Сама может спасать, а речь идет об особой силе Её молитв. И в этом смысле мы говорим «Спаси нас». Такие обращения можно найти и в отношении некоторых святых, в акафистах, так что это обращение носит не догматический характер, не вероучительный, а является способом нашего выражения того понимания силы молитв, которые происходят от Божией Матери или какого-то святого.

Что касается мощей, речь идет вот о чем. Нужно разделять две вещи, которые в греческом языке четко выражены двумя понятиями. Есть такое греческое слово «латрия» (служение, поклонение) и есть «проскинисис», которое переводится таким же образом. Но когда мы говорим о «латрии», мы говорим о Богопоклонении. Когда же мы говорим о мощах, об иконах, то это «проскинисис», т.е. некое служебное поклонение, не поклонение Богу и не такое, как Богу, а поклонение в том смысле, что мы склоняемся перед величием, святостью этого человека. Ничего удивительного нет, особенно в древности, когда падали ниц перед государями, перед вельможам, перед какими-то людьми власть имущими и т.д. – тоже поклонение, но не Божеское. Так вот, есть «Божеское» поклонение (я уж таким словом выражусь, у греков хорошо, слово есть такое – латрия), а есть поклонение перед кем-то или чем-то значимым в нашей человеческой жизни, в нашей человеческой атмосфере. Поэтому мощам мы не поклоняемся как самим по себе, в данном случае мы поклоняемся тому святому, преклоняемся перед святостью того человека, мощи которого сейчас перед нами.

Это же касается и икон. Мы говорили об этом, я хочу напомнить. Любая икона может стать чудотворной, ибо ее чудотворность обусловлена не тем, что это именно «эта» икона, не ее какой-то особой силой, а обусловлена силою веры и искренностью обращения человека перед этой иконой, например, к Богоматери, Спасителю или кому-то из святых. Обратите внимание, к чудотворным иконам, к мощам подходит множество людей, а многие исцеляются? Единицы. Потому что дело не в действии самой по себе иконы или мощей, а в силе веры, искренности и молитвы того человека, который подходит к этой иконе. Очень важно отметить, многие прикладываются к мощам или иконам с просьбами «Господи, исцели меня от печенки или от селезенки», или «Чтобы мой муж не гулял», или «Чтобы мой брат не пил» и т.д., т.е. с чисто земными вещами подходят. И потому редко-редко они получают какой-то положительный ответ, забывая о том, что когда мы подходим к святыне, мы должны молиться «Господи, да будет Твоя воля, Ты знаешь, Господи, что мне нужно, что я хочу, какова моя просьба, но да будет, Господи, Твоя воля. И через этого угодника Божия (если мы к мощам каким-то подходим) окажи Свою милость настолько, насколько Ты, Господи, хочешь, а не я, Твоя воля да будет, а не моя». Только когда смирение присутствует, когда Господь видит искреннее стремление человека, готового принять любой вариант – тогда происходит чудо. А когда я говорю «Господи, вот это дай мне, и ничего мне больше на свете не надо», как правило, никогда человек не получает просимого. Вот часто к мощам стоят – поспрашивайте с магнитофончиком, о чем просят, и вы увидите исключительно земные просьбы. Нет ни одной просьбы (редчайшее явление, если мы сможем найти), чтобы человек ответил: «Вот я никак не могу избавиться от зависти, преподобный Отче Святый, помоги мне». Найдете вы такое?

- А вот я с Вами не соглашусь, потому что то, о чем вы говорите (с магнитофончиком пройти), было справедливо в полной мере еще три года назад. Критерием истины ведь является опыт, практика, так вот, когда мы сейчас, спустя три года ваших лекций на телеканале «Союз», проходим с магнитофончиком, то оказывается, под влиянием Ваших лекций люди начинают просить о духовном. Мы спрашиваем, зачем вы сегодня пришли, и ответов «Я пришел попросить здоровья дочери», «Я пришел, потому что у меня болит печенка или селезенка» уже стало намного меньше. Люди приходят сейчас, послушав Ваши выступления, в том числе эту лекцию (я тоже ее очень хорошо помню), и начинают говорить и про страсти, и «Ни за чем, я пришел отдать честь тому святому, чьи мощи сегодня пришли» (не то, что «Мне ничего не надо», а «Я пришел поклониться святому,  я ничего не собираюсь просить»). Поэтому просветительская работа меняет ситуацию!

Беседы с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в эфире телеканала «Союз» http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at50362

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы