Чем непрост путь воцерковления?

Аудио
Скачать .mp3

– Воцерковлен недавно, полтора года назад. Хотелось бы, чтобы в передачах телеканала «Союз» Православие не только освещалось как нечто розовое и пушистое, с голливудской улыбкой в 33 зуба, но и как страшная борьба, которая открывается при воцерковлении, трудности, которые возникают. Ведь иногда как будто весь мир ополчается на тебя, и никакого света и выхода не видишь. Как будто сила какая не дает ни шагу сделать, везде препятствия непреодолимые – и нет советов, как выжить в таких ситуациях. Иногда даже спрашиваешь себя: пошел бы ты в храм, если бы тебе заранее рассказали, что у тебя в жизни начнется? Но все равно об этом надо говорить. А у вас на канале: пришел человек к вере, и все – рай на Земле. Но это ведь не правда, это исключение. А реально – промучиться здесь, как в аду, и может быть, что-то там будет. «Отдай кровь – прими Дух». О борьбе, хотя бы о том, как настроиться на это, где такие программы? – спрашивает наш телезритель. – Если бы меня в свое время хоть кто-то предупредил, было бы намного легче. А видишь лишь только прелестную восторженность, а как с проблемами бороться – ничего нет...

Хороший и правильный вопрос, потому что, к сожалению, мы, приходя к вере, воцерковляясь  и совершая некие вещи, предписанные Церковью, очень часто уже ищем утешения, радости, благодати Божией и т.д. Это неверно. И потому мы ничего не получаем и часто впадаем даже в уныние и отчаяние. Первое, о чем говорят Святые Отцы (обращаю внимание, нужно все время искать ответы у Святых Отцов, а не то, что нам в голову придет, и рекомендую автору вопроса творения Исаака Сирина) – нет добродетели без искушения. Всякое доброе дело, которому не предшествует или не последует искушение разного порядка, едва ли можно назвать добрым. Так что это совершенно естественный процесс. Чем он обусловлен, каковы причины?

Церковь – это не место географическое, а то место, где мы можем познать, насколько мы больны. Не там, где мы можем получить радости, блаженство и утешение, чего мы ищем по своей сладострастной натуре, нет. Это место, где мы можем увидеть свои болезни, ибо пока мы не увидим этих своих болезней, мы не будем лечиться. Бесполезно мне говорить, чтобы я пошел в больницу, когда я вижу, что я здоров. Я заявлю – иди сам туда, а мне там делать нечего. Принятие православия говорит человеку, что отныне ты встал на путь диагностики.

Преподобный Семион Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение Заповедей Христовых научает человека его немощи». Вот что значит воцерковление – это значит встать, принять решение жить по-христиански, т.е. жить по Евангелию, по Заповедям, и вот тут-то я и начинаю видеть то, чего я никогда не видел. Действительно, я не обращал внимания, что я непрерывно осуждаю всех и вся, что я беспрестанно болтаю, празднословлю, что я лукавлю и лицемерю. А уж о мыслях и говорить нечего, чтобы я считал это за какой-то грех – а там у меня бездна гадов. Уже не кто-нибудь, а я сам начинаю видеть, какие у меня болезни, вот тогда я могу приносить искреннее покаяние, я могу обращаться к Богу с искренней молитвой, тогда только происходит настоящее воцерковление. И это, как и всякое лечение, сопряжено с неприятными вещами (кому нравится получать уколы, или получать горькие пилюли, или проходить рентгены и Бог знает что).

Первый признак, что мы, наконец, вступили на путь духовной жизни – мы начинаем ощущать внутренние скорби, внешние неприятности и т.д. Кстати, насчет внешних неприятностей хочу сказать, что это хороший признак. Мы ищем «Вот я вступаю в церковь, верующий, теперь мне будет «Прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай». Мы ищем не познания своих болезней и исцеления, а сразу райской жизни – это первое, и в этом наша ошибка.

Второе, не менее важное, в том, что это познание себя предупреждает нас от некоего тщеславия и гордости. «Вот я делаю то, другое, третье, я церковный человек. Я пощусь, поклоны делаю, молюсь, исповедуюсь, причащаюсь…». Так может вырасти тщеславие, о котором великолепно сказал Феофан Затворник: «Сам дрянь дрянью, а все твердит «Несмь якоже прочие человецы». Внешние скорби как раз показывают нам, что мы совсем не те, какими себе кажемся, нужно искать не наслаждения в лечении, а исцеления. Пусть будут горькие лекарства, а не соловьиные язычки. Не удивляться нужно этому, а принять как закон, и тот человек, который с терпением  перенесет это, правильно отнесется, он получит затем и облегчение, ибо со искушением, как говорит Апостол, дается и избытие, т.е. выход из этого, определенное утешение человеку, который выше всех земных радостей.

Беседы с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в эфире телеканала «Союз» http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at50362

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать