Всякое ли поношение во благо?

Аудио
Скачать .mp3

– Всякое ли поношение во благо? И как его соотнести с чувством справедливости, которое особенно обострено у детей?

- Чувство справедливости у детей обострено потому, что они не развиты духовно, им еще нужно пройти долгую школу христианской жизни. Детское чувство справедливости заключается в том, чтобы наказали их обидчика, который стал таким из-за их сквернейшего поведения. У всех детей, как у всех грешных существ, которые не знают еще Христа, справедливость только в одну сторону – по отношению к себе. Это никакая не справедливость, это подлючая подлость. Поэтому, дети – весьма несовершенные существа с точки зрения христианского подвижничества.

Не всякое поношение во благо. Например, поносить детей – это зло. Потому что благо в поношении только людям, которые стали на путь совершенства. А для людей несовершенных поношение – зло, потому что они будут еще более злы. А если поносить детей, то они перестанут учиться, станут врать, будут обязательно отыгрывать это зло на младших, на беспомощных, они вырастут садистами.

Как-то я уже рассказывал историю: один мальчик поступил к нам в детский дом из государственного «Дома малютки». И однажды мы увидели, как из всех игрушек он выбрал дракончика и стал его кормить с ложки. А дракон был не механический, и рот у него не очень открывался. И мальчик ему говорит: «Жри, сволочь!» Откуда трехлетний ребенок говорит таким тоном с игрушкой? Это значит, что когда его кормили там, с ним так обращались. Детки это все усваивают. Они не понимал смысла слова «сволочь», но прекрасно усвоил: если ты играешь в игру, где один кормит другого, тем более сильный маленького динозаврика, надо говорить вот эти слова.

Как однажды, когда Есенин катался в пролетке с Айседорой Дункан, она запомнила слова, которые Есенин говорил ямщику. После них ямщик гнал гораздо быстрее. И когда однажды какой-то господин ехал с Айседорой, она сказала ему: «Вы знаете, Есенин иногда говорил ямщику некие слова, которые я немножко подзабыла, и он сразу начинал гнать изо всех сил». Тот ответил: «Я не могу при женщине повторить этих слов». Поэтому очень важно, что мы произносим. Так же и с поношением, это есть меч. И если человек неопытный, то этим мечом может ранить человека насмерть.

– Правильно ли человеку, несовершенному в духовной жизни, желать себе поношений для укрепления, может быть, в духовности?

- Если он плохо представляет себе, в чем состоит духовная жизнь, это противопоказано. Потому что он тут же обидится. Был однажды такой эпизод: женщина подходит к священнику и говорит: «Батюшка, благословите на юродство». А он отвечает: «Тебе это ни к чему, ты и так дура». Та обиделась и отошла. Это говорит о том, что его указание превысило ее возможности. Я понимаю, что он это сделал с целью как раз остановить ее.

В житиях описывается случай, когда некий монах захотел взять подвиг носить вериги. Пришел к игумену и просит: «Отче, благословите, я буду вериги носить». Тот ему отвечает: «Носи. Иди к кузнецу, он тебе скует». А к кузнецу послал послушника сказать: «Сейчас к тебе придет монах, дай ему как следует». Монах пришел, говорит: «Игумен мне благословил вериги», а тот ему как дал! Монах отлетел, заплакал, прибежал к игумену: «А кузнец меня побил». Игумен говорит: «Ты жалуешься, какие же тебе вериги».

- Если даже пощечину не мог понести.

- Да, если не мог понести пощечины, как же ты будешь носить вериги? Это тоже такие приемы духовной жизни.

 

протоиерей Димитрий Смирнов

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать