Возможно ли спасение вне Церкви?

Аудио
Скачать .mp3

Вопрос этот проистекает из того, что мы не совсем понимаем, что такое «вне церкви», что такое Церковь. Мы не понимаем что такое Церковь. Интересно: Авраам, Исаак, Иаков, пророк Илия - в Церкви были или вне Церкви? Крещения тогда не было, значит -  он был некрещеный, Евангелия не было, Христа не было, сошествия Святого Духа не было…  В церкви он или вне Церкви?

Нам надо понять, что такое «в Церкви». «Возможно ли спасение вне Церкви»…  - разбойник, который покаялся на кресте - не помните, кто его крестил до этого, не читали? И в какой Церкви крестили – в православной или католической – это тоже очень важно. В какой Церкви ему было сказано:  «Сегодня же будешь со Мной в раю». Не правда ли?

Что такое - быть в Церкви? Не смешивайте Церковь, как внешнюю организацию, в которой даны возможности получить знания - правильные верные знания о христианстве, получить Священное Писание, получить Таинства. Вот это -  внешняя земная сторона. Это то посредство, благодаря которому человеку легче, если он будет следовать всему, действительно принять Христа. Но оказывается, кто принимает Христа: тот, кто крещен? Мы знаем – полно крещеных, и им до Христа никакого нет. Тот, кто причащается и ходит подчас в храм? На некоторых в ужасе посмотришь – такого наговорят, таких вещей, что не обрадуетесь.

Кто принимает Христа? Христос - это Спаситель, а принимает Его, нуждается в Нем только тот, кто видит, что сам погибает. Когда я на берегу Красного моря - мне никакого Спасителя не надо, мне рядом, в ресторан лучше. А когда я там захлебываюсь и тут акула меня за ногу схватила – вот тут, пожалуй, я завоплю. Вот тут вопить буду: Спасителя мне дайте. Кто Христа-то принимает по существу? Тот,  кто увидит – Господи, достойно по делам своим, я – никто, я не человек, я хуже животного. Господи, Ты меня только можешь спасти. Не языком, а от всей души увидит, что он  действительно,  грешный человек, что он действительно нуждается в спасении, что действительно: Господи, помяни меня – Ты, там, во Царствии. Я никогда там не буду. Я знаю, где я буду за свои мерзости. Ты меня, Господи, там помяни.

Вот, оказывается, кто христианин. А вовсе не тот, кого крестили, когда ему было восемь дней, причащали потом лет до 12-13, в 14 он сбежал на дискотеку и больше никакого храма ему не нужно, и живет неизвестно как, и с кем и что. Христианин, да? Ну, иногда  заходит в храм. Как заходит – ну, на Рождество, на Пасху, а что вы еще хотите? Кстати, может, заодно и причастится тогда.

Вот оказывается, кто может принять Христа, вот кто принимает. Церковь же создает наилучшие условия для того, чтобы человек понял, кем он должен быть, кем он должен стать, чтобы принять Христа. К нашему великому огорчению, мы же не принимаем Христа. Да он нам не нужен почти, Христос. Если не верите – возьмите диктофончик и подойдите  к громадной очереди, которая стоит -  хотя бы к Матроне, и спросите - одного, сотого,  двухсотого – с чем вы стоите? Вы получите ответы изумительные. Какие? У кого-то муж запил, у кого сын загулял, у кого дочка замуж плохо вышла, у кого болит печенка, у кого селезенка. Вы послушаете, и наверно, не найдете ни одного ответа: я стою, чтобы она помолилась,  чтобы мне избавиться от зависти. Не найдете такого ответа. Вот вам и все христианство. То есть, что мы просим? То, что о чем мечтали все язычники, то есть наша психология – язычников, хлеба и зрелищ нам - вот что нам нужно. А тут – избавиться от зависти… Да вы что, это я буду в очереди стоять там? Придумали тоже.  

Слышите, христианство какое?  А мы радуемся - тысячи идут. Давайте послушаем, с чем идут, что надо. Что надо? Чтобы эти камни в хлебы превратились – вот что надо.

Итак, кто христианин по существу? Святой Иустин - мученик и философ, писал  о том, и перечисляет некоторых философов, которые действительно, до глубины души мучились о том, в чем же смысл человеческой жизни, где добро, где истина, говорит: они были христианами до Христа. И это – не красивые слова. Мы находим за тем что он пишет – все они, которые искали спасения - все они с пришествием Христа вошли в церковь и приняли Христа, хотя жили за сотни лет до него.

Без крещения, как же такое? Авраам же не крестился, пророки не крестились – какая им церковь, долой из Царства Божьего…

Мы очень формально подходим к пониманию самого слова Церковь - настолько вот эта внешняя организация и больше ничего. И забыли, что мы, состоя в этой  внешней, кажется Церкви, можем быть совершенно вне Церкви, полностью вне Церкви. Как Христос и говорит: «Отойдите от Меня, Я никогда не знал вас». Это кому – даже тем,  которые Именем Его творили знамения и чудеса. «Они Меня не знали, и Я никогда не знал вас». И напротив – христиане до Христа.

Так что, какой вывод можно сделать в отношении этого действительно серьезного вопроса. Церковь – вот это внешнее, которое мы знаем - это великое благо. Оно дает человеку, открывает смысл человеческой жизни, открывает, каким он должен быть, чтобы спастись. Дает, помогает ему даже Таинствами. Она есть средство.

Но те, которые по каким - то причинам где-нибудь в Индии или в Китае, в какой-то деревушке никогда и не слыхивали даже о Христе - Нектарий Оптинский говорит: «индус, который свято исполняет законы своей религии - спасется». Надо же, что сказал. «А христианин, который пойдет индусским путем - погибнет». Правильно. Действительно -  с Церковью не так просто. А мы, знаете ли, так легко бросаемся этими словами: в Церкви»,  «вне Церкви». Надеюсь, понятно.

 

Профессор МДА Алексей Ильич Осипов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы