Веротерпимость губит русскую нацию?

Аудио
Скачать .mp3

    Не веротерпимость губит русскую нацию, а безразличие к своей вере. Вот, что губит русскую нацию. Мы своей веры не знаем, самое большее, что мы знаем, ― это как зайти в храм, поставить свечку. Я утрирую. Мы своей веры не знаем, Евангелие почти не читаем, не читаем совершенно святых отцов. Мы ничего не знаем. Одну внешнюю скорлупу православия только знаем, и больше ничего. А пока мы не знаем православия ―  как еще иначе ―  мы его и не ценим. Вот в чём беда.

    Ведь если бы только, действительно, мы были православными по существу, то никакие секты не могли бы быть у нас здесь. Никакие католики, протестанты и прочие не могли бы быть. А знаете почему? Знаете, чем победило христианство мир? Язычники говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга! Вот это да! А мне нельзя к вам поступить?» Говорят: «Нет, тебе надо сначала узнать, что такое христианство. Ишь ты как! Вступить! Ты узнай, что такое христианство сначала. Посмотри, понравится ли тебе. Тебе понравилось только, как мы любим друг друга, да? Но чтобы так жить, ты должен кое-что знать...» Если бы мы были православными христианами, действительно, любили друг друга, относились справедливо друг к другу... Ну что вы! Тогда бы все они переходили к нам. Слышите? Все представители всевозможных религий. Потому что там, где братство, любовь, справедливость, честность, совесть... Господи! А куда же ещё идти, как только не туда?! Вот это Церковь!

    А мы что делаем? Родился ―  бултых ― покрестили. Он потом: «Я крещён, да?» Десять-двенадцать лет носят в церковь, а потом, ах, в тринадцать лет его нет в церкви... А где же он? Он на дискотеке, где же ещё? Он же крещёный, он же причащённый. Никакого христианства, никакого научения, никакой жизни ―  вот почему это происходит.

    Есть замечательные слова в Евангелии: «Где труп, там соберутся и орлы». Здорово? А в Апокалипсисе другие слова, подобные: «Поскольку ты не холоден и не горяч, изблюю тебя из уст моих». Мы безразличны к вере, нет духа. Вы учтите, что этот фон, так называемый, "возрождения православия" ―  это внешнее, понимаете? А где изменение духовной жизни? Ведь православие измеряется не количеством монастырей и церквей, если хотите ―  школ, духовенства, монашества. Не количеством же, а уровнем жизни.   Христиане стали лучше, стали больше любить друг друга и окружающих?  Как относятся к людям представители других религий? Мы говорим, что вот они расходятся, потому что мы такие терпеливые. Да ничего мы не терпеливые, не смешивайте терпение и безразличие. Это совсем разные вещи. Терпение ― это когда я терплю, великодушно отношусь к человеку, учитывая его слабости, если хотите, болезни характера. Терплю для того, чтобы помочь ему, насколько это возможно, избавиться от этого. Терпение всегда является очень высоким нравственным примером, который покоряет людей. Христианство покорило этим людей, а не вовсе этим богословием, которое вы можете прочитать в наших книжках. Вы что думаете, что эти ученые трактаты о богословии покорили людей? Древность: что там много было образованных людей, что ли? А какие книги? Говорят, что там даже книг не печатали, это я точно знаю. И самолётов даже не было, говорят. Телевизера тоже не было. Представляете, какие вещи? Так вот чем оно победило-то ― примером искренней христианской жизни. И тогда оно распространялось. 
    А теперь, особенно на Западе, идёт такая подмена христианства, что вы себе представить не можете, что сделали из христианства. Это какое-то социально-политическое движение, которое только и заботится о благах земных. Одну брошюрку читаю, протестантка пишет: «Когда Христос говорит о Царстве Небесном, то Он говорит вовсе не о небе, а Он говорит о Царстве на земле, где будет справедливость, мир, благополучие...» В общем, в таком плане, слышите? Это откуда наперёд-то? Христос сказал: «Моё Царство не от мира сего». Точно, только наоборот. Уже Христос не Бог на Западе. Это просто поразительное явление. Во Франции 80% христиан, из них треть не верит в Христа как Бога, треть не верит в Евхаристию и т.д.  Идёт полное омирщение: никакого Неба нам не нужно, т.е. мы духовно кем становимся? Материалистами, а не христианами. И потому, во-первых, мы безразличны даже к своей вере и ничего не можем сделать, если бы даже хотели противостоять как-то. Во-вторых, по Сеньке и шапка: все законодательные акции, вся юридическая система, вся политическая система у нас прямо обусловлена чем? Нашим духовным состоянием. Я думаю: «Пусть он будет святой, но не я. Я-то уж поживу. Пусть все, но не я». Забыли один из законов человеческой жизни, который отрыт нам в Библии. Это факт, который нельзя забывать: когда Аврааму явились Ангелы и сказали ему, что они пришли уничтожить Содом и Гоморру за эти отвратительные вещи, которые сейчас на щит поднимаются, то произошла очень показательная беседа Авраама со старшим Ангелом. Суть её в чём?

Аврраам спрашивал:

― Господин, если в Содоме есть 50 праведников, неужели ты уничтожишь этот город?

Ответ:
― Нет.

― А если 45?

― Нет.

― А 40?

― Тоже не уничтожу.

Дошло дело до десяти. Авраам спрашивает:

― А если 10 праведников? Господин, жив будет этот город или нет?

Ответ:
― Да, ― и прекратил Ангел разговор.

    Оказывается, есть некая мера духовности народа, которая как барьер или как плотина, держит до определенного уровня, но если поднимется выше, всё сметает затем на своём пути. Мы всё время надеемся не знаю на кого, забывая о самих себе. Любой положительный духовный акт, который заключается прежде всего в покаянии, в понуждении себя не делать зла никому, является мощнейшим элементом, духовно созидающим и поддерживающим весь народ. Любого человека, вы слышите? Поэтому от каждого из нас зависит жизнь нашего общества и в частности состояние православия, и отсюда ― наличие других религий у нас. Приходят к нам, естественно, потому, что православие во многом носит чисто внешний, ритуальный характер. Вот беда... Кто молится в храме и о чём? Я смеюсь и всегда студентам говорю: «Профессора только присутствуют за богослужением, им уже молиться не нужно. Студенты должны подражать профессорам, чтоб быть достойными их. Батюшки служат, им тоже некогда молиться. Народ стоит мечтает. И всё в порядке». А кто же молится? Недаром же рассказывают случай, когда Василия Блаженного спросили (16-й век): «В храме народу-то много?» (А храм был полон). Он ответил: "Всего два человека". Два человека... Одним из которых, видимо, был он и ещё нашёлся какой-то чудак, который тоже молился. Остальные все бродили по всему миру. Никто не молится, вы слышите? 

    Кстати, второй очень важный вопрос: о чём молятся и как молятся? Скажу сейчас только одно, чтобы не растекаться мыслью по древу: усиленные молитвенники приходили к состоянию святости, усиленные молитвенники приходили к сатанинскому состоянию. Как вам это нравится? Оказывается, всё зависит от того, как человек молится и о чём. Вот ведь задача-то... Поэтому странно звучат призывы: молитесь, молитесь, молитесь! Ну я молюсь, чтобы у меня сад вырос, а он почему-то не растёт. Спрашиваю духовника, а он говорит: «А ты что-нибудь делаешь?» Я говорю: «А зачем что-то делать? Я же молюсь!» Как молиться, о чём, а не просто молиться. Вот оказывается какие вещи. 

    Так что не будем удивляться тому, что у нас сейчас такая религиозная обстановка в стране, такой потрясающий плюрализм. Виноват знаете кто? Я. Думаю, каждый из нас, если захочет, может тоже сознаться. Мы ―  виноваты. «Где труп, там соберутся и орлы».


Профессор Московской Духовной Академии

Осипов Алексей Ильич

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы