Важно ли в праздник посещать храм, для которого это престольное торжество?

Аудио
Скачать .mp3

– Важно ли в праздник идти в свой храм или можно приехать в другой, для которого праздник является престольным?

– Традиция посещения в праздник того или иного храма заложена в сознании нашей Православной Церкви. Особенно ярко это выражено на Украине. На праздник,  например, святителя Николая, трех святителей, Успения жители близлежащих сел съезжаются к определенному храму на автобусах и видят множество священников, прихожан. Если мы находимся только в своем храме, то думаем, что существуют только наши батюшки, наша община, и вроде как больше никого нет  - вот наш мир. А как посмотришь – мир гораздо шире! Объединяются хоры, получается 2-3 хора, и не 5-10 человек, а намного больше. И праздника, торжества в душе становится больше. Некоторые священники служат, другие исповедуют народ. Чаще всего в украинских селах по одному священнику. Представим, что в храме 50 прихожан. Надо одновременно и служить, и умудриться исповедовать людей. А когда собрались все вместе, ко мне приехали на помощь батюшки, в следующий раз (в другой престольный праздник) я приеду на помощь к ним, буду исповедовать, а они пусть служат или наоборот. И все организованно, продуманно и динамично. Так что, если есть такая возможность, лучше в праздник быть в храме, освященном в честь данного торжества. Мощи того или иного святого (Даниила Московского, блаженной Матроны, святителя Алексия в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове), чудотворные иконы («Споручница грешных», «Иверская», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость») – у нас масса праздников!

Я вспоминаю свое воцерковление: я следил за престольными праздниками. Они сопровождаются архиерейскими службами, а где архиерей, там полнота и благодать Божия, потому что архиерейское служение отличается от священнического. Конечно, «не мерою Бог дается, Дух дышит, где хочет».

История Давида Гареджийского, одного из самых чтимых в Грузии святых, основателя Гареджийской лавры на востоке страны, на границе с Азербайджаном, вокруг которой потом было основано еще 20 монастырей, является для нас примером. Он и те, кто организовал с ним монастырь, были выходцами из Палестины, их называли «сирийскими отцами». Святой Давид пешком отправился в паломничество в Иерусалим. Есть легенда, что, подойдя к стенам Иерусалима, он увидел город с какого-то холма (а Иерусалим окружен холмами) и сказал своим ученикам: «Вы идите на поклонение, а я недостоин, чтобы мои ноги ступали по этой святыне»  и по смирению остался на близлежащем холме и просто молился в течение того времени, пока ученики посещали места рождества, крещения, вознесения Господня. И когда, спустя неделю или две, ученики вернулись, они всё ему рассказали, а он ответил: «Я счастлив тому, что вы увидели. А мне достаточно того, что я видел Иерусалим». Они пошли обратно к себе домой в Иверию, и на память Давид Гареджийский взял три камня с того места, где находился. В это время иерусалимскому патриарху во сне было видение, что какие-то грузинские монахи унесли всю иерусалимскую благодать в трех камнях. Он снаряжает за ними погоню, едет сам, догоняет их. И патриарх спрашивает святого Давида: «Зачем ты это сделал?» Давид отвечает: «Святейший, я даже не думал, что так случится. Возьмите камни обратно». Патриарх, видя его смирение и неимоверную кротость, говорит: «Хорошо, я отдаю тебе один, но теперь уже с благословения». И этот благодатный камень сохранился в Грузинской Патриархии до сих пор.

«Не мерою Бог дает Духа». Мы думаем: «Простояли в очереди к мощам преподобного Сергия или блаженной Матроны, святителя Алексия в Елоховском соборе, но опаздывали на работу и не смогли к ним приложиться». Не в этом дело: приложились или не приложились, смогли быть на Всенощном бдении полностью или только на какой-то его части после работы, смогли в этот день причаститься или нет. Этот Покров выпадает на среду, все люди работают. Застали какую-то часть богослужения, помолились столько, сколько могли, будьте уверены: «не мерою Бог дает Духа». Когда я сам, еще до армии и семинарии, работал, был в этой мирской жизни, не всегда удавалось присутствовать на всех праздничных богослужениях, если они не совпадали с воскресным или субботним днем. Когда я учился, забегал в Елоховский собор,  иногда на чтение первого часа, то есть всенощная уже заканчивалась, и оставалось каких-то 10-15 минут до конца богослужения и закрытия храма. И в эти 15 минут я пытался вложить все, что хотел: поблагодарить, попросить, исповедаться. Иногда текли слезы, потому что я вспоминал притчу, которая греет меня до сих пор: «И в первый, и в 3-й, и в 6-й, и в 9-й, и в 11-й час пришедшие равную мзду приемлют с первыми». Наемник упрекнул хозяина виноградника: «Почему ты даешь по динарию и перенесшим зной и труды целого дня, и тем, кто пришел в последний час?» А хозяин сказал: «А разве я в своем не властен дать первому и последнему то, что я хочу? Первые будут последними, а последние – первыми». Помолитесь, сколько успеете, все это милость Божия. Можно простоять всю всенощную и выйти пустым, а можно зайти в храм на 10 минут (или, возможно, кто-то вообще не может прийти, например, ухаживает за престарелыми людьми, может просто прочитать акафист празднику дома) – и Господь будет с тобой, и Матерь Божия.

архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы