В каком возрасте нужно креститься?

Аудио
Скачать .mp3

- В каком возрасте нужно креститься?

- В любом. Я не считаю, что следует радикально пересматривать современные практики. Конечно, люди, крестящиеся во взрослом возрасте, - это драгоценные люди, они драгоценнее младенцев, потому что это люди, которые могут осознать и прочувствовать разницу между тем, что было, и тем, что есть. Они могут подвергнуть анализу и сложить в сокровищницу памяти опыт благодатной перемены, а следовательно, у них труднее украсть благодать, их труднее сбить с пути, им легче воцерковиться. Грехи, которые им простились («Едино крещение во оставление грехов» - там конкретные грехи у человека прощаются), - это конкретная грязь, от которой они омылись, это очень дорогого стоит.

Когда мы крестим младенчика, мы можем богословски рассуждать о первородном грехе и т.п., но личных грехов у него еще нет, он невинный, вызывает умиление, а не гнев, какой закономерно вызывает грешник, поэтому детей крестить нужно. Я не считаю, что нужно всех доводить до взрослого возраста и только тогда крестить.

Кроме того, верующие люди, крестя ребенка, могут делать и его участником таинств: он может каждое воскресенье принимать Кровь Христову после материнского молока или до него. И это со временем даст свои плоды, я уверен. Вы видите, как много причащается на наших службах детей по воскресеньям, и очень часто совершается какое-то евхаристическое лукавство, когда мать и отец сами не причащаются, а ребенка приносят - причастили и унесли. Здесь стоит подумать о том, что это такое, но и стоит сказать: «Слава Тебе, Господи!», потому что дети причащаются. И можно ожидать лет через десять - пятнадцать, что поколение ныне причащающихся детей (это все-таки сейчас массовое явление, не сравнить с тем, что было в 60 - 70-е годы) станет каким-то особенным поколением людей, которые Кровь Христову принимали с детства. Я думаю, это необходимейшее противоядие против соблазнов мира и какой-то благодатный покров против всего того плохого, что ожидает этих людей. Они, по сути, вызываются на бой: если Бог дает им это с детства, то, видимо, потом Он их позовет на какую-то особую борьбу, особый труд.

- А если они неосознанно принимают таинство и родители неосознанно их ведут?

- Здесь нужно учить людей, конечно, по мере их вырастания. Пищу молча можно дать только маленькому ребенку, да и то мы никогда не кормим ребенка молча, даже когда кашей его кормим, всегда приговариваем что-то. Тем более нельзя кормить людей Телом Христовым молча! И нельзя сослаться на сопровождающий Причастие стих «Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите» - этого мало. Необходимо учить людей и причащать, это очень важно: таким образом мы догоняем несделанное, потому что большинство людей у нас крещены, но не научены. Человек как-то живет, потом как-то где-то крестится, а потом, спустя многие годы, какую-то книжку берет, с кем-то встречается в поезде или в больнице ему попадается на соседней койке невольный катехизатор – и это переплетения судеб Божиих.

- Как говорится, пути Господни неисповедимы.

- Да, это судьбы Божии, но списывать все только на них нельзя, мало ли что бывает в жизни, ведь кому-то повезло, а кому-то нет, и многие люди проживают всю свою жизнь без словесной пищи.

 

протоиерей Андрей Ткачёв

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать