Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Объясните, пожалуйста, в чем принципиальное различие концепции пресуществления и концепции преложения Святых Даров в Евхаристии? Есть ли разница между понятиями пресуществления в католицизме и в православии? Почему среди преподавателей МДС и МДА сторонников пресуществления больше, чем сторонников концепции преложения?
Суть очень простая: концепция пресуществления говорит о том, что на престоле хлеб и вино превращаются в самое настоящее тело, не в мертвое же тело Христа, правда же? Не мертвое, то есть в Самого Христа. В «Исповедании православной веры» в связи с этим написано так: «Поскольку человеку неестественно ядение невареного мяса, то Бог скрывает от человека Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина». То есть концепция пресуществления утверждает, что происходят материальные изменения – изменения материи. И затем мы с вами причащаемся, как там написано, извините, это ужасные слова, я не могу произносить их без содрогания, «невареное мясо» - это называется Причащение. Это есть доктрина пресуществления.
Другая доктрина хорошо выражена словами преподобного Иоанна Дамаскина, который говорит: «Хлеб общения, то есть хлеб Причастия – не простой хлеб». Вы обратили внимание? - «Хлеб Причастия – не простой хлеб». Хлеб, но соединенный с Божеством. То есть утверждается, что на престоле происходит не изменение одной материи в другую, не изменение хлеба в невареное, простите, мясо, а происходит великое Таинство соединения этого хлеба и вина с Божеством Христа; и потому мы причащаемся Самого Христа, и потому этот хлеб и вино, став едиными с Божеством Христа, становятся чем? – Его плотью, не мясом, а плотью.
Алексей Степанович Хомяков иронично называл католическую доктрину пресуществления «атомистическим чудом», как будто бы атомы превращаются один в другой.
Вот в чем разница между двумя вещами. Та католическая доктрина, к которой, Вы правы, многие преподаватели сейчас возвращаются, к решению Тридентского собора, и говорят о том, что между Восточной и Западной Церквями нет никакого различия в понимании того, что происходит со Святыми Дарами.
Но, вот и я – то же самое, и целый ряд наших профессоров, выступили и сказали, нет, для нас не приемлема эта вещь, никакого превращения хлеба в мясо Христово не происходит. Евхаристия называется бескровной жертвой, вы слышите? Бескровной называется жертва. А если хлеб превращается в настоящее тело Христа, то тогда эта жертва становится кровной. И мы становимся? Вот в чем суть разногласий.
Приходится только удивляться тому, что мы слышим, что будто бы между православным и католическим пониманием Евхаристии нет никакого различия. Мы говорим – принципиальное различие. Нет материальных превращений.
По-моему, это наследие материализма, когда первичным считается всё материальное.
Святой Григорий Нисский пишет, тело Христово – это хлеб и вино. Подумайте, теперь-то уж и физика говорит, что сущность материи и хлеба, и тела – одна и та же, так что нечего менять одно в другое. Мы причащаемся Христа, и этот хлеб становится Его плотью, почему мы и называем эту плоть телом и кровью; почему мы называем «истинным», потому что это – Христос. Вот в этом вся суть.
Расшифровка:Римма Адомайтите
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Ольга Рожнева. Тихая пристань
У книжной полки. Сергей Нилус. На берегу Божией реки
Воскресные беседы. День знаний
Кулинарное паломничество. Рецепт жареной сельди. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Сумароково
Церковь и общество. Член Союза писателей России Александр Петрович Торопцев. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!