В чём отличие западного христианства от восточного?

Аудио
Скачать .mp3

В чем отличие западного христианства от восточного?

Я сказал о глубоком материализме Запада - это следствие. Дерево узнается по плодам, вот я и говорю: видите, Запад весь. Кстати, если кто-то когда-то занимался историей религиозных вопросов или атеизма, то они с удивлением видели: в России не было атеизма. Он весь заграничный, весь. Атеизм пришел с Запада, вот откуда материализм. А причины? По причинам можно прочитать, я не знаю, сколько лекций. Причина в том, что Рим, Римская церковь, которая была первой из православных церквей (вот как опасно первенство, кстати,  – избави Бог воспитывать лидеров. Воспитывать надо не лидеров, а порядочных людей, а то – «лидер, лидер, лидер», вот Рим был лидером), первый из поместных церквей, главный, первый по чести; результат – Римский епископ возомнил себя главой всего христианского мира и потребовал подчинения себе. Восточные православные воспротивились: с какой стати? Всегда все были равноправны, а здесь вдруг – полная власть. Раскол. Рим на своем стоял. И дальше начались бедствия самые тяжелые, самые тяжелейшие: забыли духовный путь святых отцов первого тысячелетия и Востока, и Запада, и пошли своим путём. Появились эти Франциски Ассизские, Катарины Сиенские, Анжелы. Если бы вот только почитали, что только они пишут, вы бы пришли в ужас. Катарина Сиенская часами ходит с Иисусом по парку, и он ей там дает наставления. Потом является, её обнимает, потом сердце у неё берет, вставляет другое. Она начинает писать послания папам, князьям, императорам, королям – всем: «Исполните волю Божью и мою». Вы слышите:«и мою!» Тереза Авильская – ей Бог является: «До этого я был твоим Богом, отныне я и супруг твой». Вы учтите, в нашей Церкви есть выражения «невеста Христова» и так далее. Но мы, наверное, понимаем разницу между «невестой» и «женой». А эта последняя, Тереза, это вообще! Что она только пишет,  это всё «великие святые». Тереза, так называемая малая, что она пишет - вы подумайте только! Издана её книга на русском языке.. Коротко скажу: «Мы взглянули друг на друга (со Христом), и всё поняли без слов. И утонула маленькая Тереза в океанских глубинах Иисусовой любви». Ой, только бы вам процитировать эти вещи, вы бы поняли, в какое заблуждение вошли католические святые и вообще католический путь христианской жизни. Это то, что именуется «прелесть», то есть лесть себе высшей степени. Вот что случилось. И эта прелесть породила то, что (я лет пятнадцать преподавал и сам не ожидал) все до одной истины вероучения повреждены в католицизме, слышите, все до одной, все таинства, учение о Таинствах повреждено во всех Таинствах. Нет, ну представьте себе - вот один из доводов: решения Папы сами по себе (а не с согласия Церкви) суть неизменны, то есть истинны. Как это вам нравится? Собралась коллегия кардиналов, избрала человека Папой, а его решения – сами по себе, а не с согласия Церкви, слышите, истинны. Это что такое? Что за богохульство?

Так что отличий очень много, это вероучительные отличия и отличия в духовной жизни. Католический путь ведет прямо по пути прелести, самомнения, мечтательности, романтики. Все вот эти святые наполнены романтизмом: непрерывные романы со Христом, это просто беда. Об этом можно только глубоко сожалеть. Вот на эту тему мы ни разу не проводили диалогов с католической церковью, вы слышите, ни разу! Почему? Я не знаю, почему. Приходилось в докладе прямо специально писать, чтобы спровоцировать. Молчание. Вот о Филиокве можем говорить сколько угодно, вот эта комната наполнена трудами о Филиокве, а об этом, самом главном, - ни слова нигде. Кстати, и в наших учебниках по западным вероисповеданиям вы тоже не найдете этого. Это самое страшное, потому что в догмах-то много мы разбираемся? А вот как жить – это важно: заниматься ли мечтаниями и романами со Христом или занимаясь покаянием, молитвой правильной, понуждением себя к правильной жизни. И вот здесь самый главный вопрос, он не был и не стоит в диалоге (я говорю о православии вообще с католической церковью), просто не стоит, его нет и не будет стоять. Причина? Я вам еще раз говорю: как только речь заходит о духовной жизни – кислые улыбки: «Чего тут? Что неизвестно? Исполняй заповеди; нарушил – покайся. А что еще?». Вы слышите: «а что еще?». Я вот попытался чуть-чуть сказать, и то – вы видите, как много еще: на одной молитве можно с ума сойти. Только молитвой начать заниматься неверной и с ума сойти. Что и было многократно.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы