Святая Русь

Аудио
Скачать .mp3

Редко где святость является национальным идеалом и национальной идеей на протяжении столетий. Но такой идеей жило наше Отечество, которое мы именуем Святой Русью.

Мы и сегодня употребляем это наименование, чтобы, отказавшись от всякой политической конъюнктуры, назвать самым священным именем ту общность славянских народов на огромных евразийских пространствах, которые объединены православной верой и составляют единую Русскую Православную Церковь.

А с чего все началось? А началось все с князя Владимира, с удивительного правителя нашей земли, который не только умозрительно, но и на опыте собственной жизни понял, что такое святость. До принятия крещения он был обычным языческим князем — грозным, распутным, коварным, который с легкостью убивал своих братьев и сестер, который с легкостью порабощал племена, соединенные общей историей и кровным родством, который не щадил никого, распространяя свою власть, который делал несчастными людей, соединивших с ним свою жизнь. Но Господь каким-то таинственным образом прикоснулся к уму, а потом и к сердцу князя Владимира. Ни один историк, ни один писатель, изучающий Древнюю Русь, не может рассказать, что и в какой момент произошло в глубине души этого человека. Но он понял, что нужно изменить свою жизнь, что она идет по неправильному пути.

И, конечно, как государственный деятель Владимир очень хотел объединить все эти завоеванные племена. Он понимал, что единство людей кровью не сохранишь, что через насилие не станешь отцом для народа. Нужна другая мотивация, другая сила, которая скрепляла бы людей добровольно в огромную общность, и уразумел князь Владимир, что такой силой может и должна стать народная вера.

Понимая суетность и греховность язычества, он обратил свой взор к христианству и, в первую очередь, к Византии, которая была центром тогдашнего мира, возвышаясь над всеми остальными странами своей духовной, интеллектуальной, культурной и военной мощью. И князь Владимир понял: чтобы почерпнуть из этого духовного источника огромной силы, нужно быть единоверным с народом Византии. Потому и сделал он исторический выбор в пользу Православия, восточного христианства.

С момента его личного крещения, которое состоялось в Херсонесе, в результате чего князь Владимир обрел, как говорится в тропаре, исцеление от слепоты не только душевной, но и телесной, — начинается духовный подвиг князя, завершившийся христианизацией всего нашего народа. Вместе с верой в жизнь народа пришел и этот идеал святости. Конечно, оставалось и много греховного — и рудименты язычества, и междоусобная брань, и чего еще только не было, — но, как яркая свеча, горел этот идеал перед мысленным взором наших пращуров. И знаем: если бы не этот идеал, то вряд ли мы с вами праздновали бы сегодня 1000-летие со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира.

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​