Сотрудничество с неправославными религиозными традициями

Аудио
Скачать .mp3

— Я в своей преподавательской работе встречаюсь с людьми, которые придерживаются разных точек зрения. Меня спрашивают, как понять, где наше сотрудничество с представителями других религиозных традиций является полезным, а где происходит измена вере и православию? Подскажите, как в этом разобраться.

— Прежде чем ответить на Ваш вопрос, приведу такой простой пример. Представьте себе, что в деревне загорелся дом и все бросились, чтобы спасти жильцов и всеми подручными средствами потушить огонь: кто с одним ведром бежит, у кого сил побольше, тот два несет, кто-то шланг разматывает, а кто-то портативный огнетушитель использует. Все бросаются тушить дом, всех объединяет одна задача, и, согласитесь, было бы неблагоразумно, если бы все, кто тушит пожар, сказали кому-нибудь примерно так: «Слушай, а ведь ты не из нашей деревни! Друг, постой-ка ты в стороне, не надо тебе с нами пожар тушить — мы и без тебя справимся!» Наверное, было бы глупо отказаться от помощи в тот момент, когда она необходима.

Может быть, я привел слишком резкий пример, но, думаю, что те телезрители, которые принимали участие в тушении пожара или в ликвидации последствий стихийных бедствий, хорошо помнят сам процесс происходящего. Можно тушить пожар, нести ведро и про себя говорить: «Господи, спаси! Пресвятая Богородица, помоги быстрее потушить огонь!» Христианин может тушить и одновременно молиться. Рядом с ним может находиться человек другой веры, к примеру, мусульманин, который будет молиться по-своему. А где-нибудь поблизости кто-то, вместо того чтобы произносить слова молитвы, будет кричать: «Эй, стой! Ты не туда бежишь — нужно с другой стороны подходить, а не с этой!» — и одновременно с этим из себя, как из брандспойта, изливать ненормативную лексику. То есть можно во время пожара молиться Богу, а можно материться. Нас может объединять какая-то общая цель, идея, хотя все мы разные: верующий так и останется верующим, а человек другой религиозной традиции будет другим.

Я хочу сказать, что есть сфера, допустим, общественной, политической жизни, где возможно соработничество, сотрудничество людей самых разных религиозных убеждений ради достижения цели. Почему бы не быть солидарными с людьми доброй воли — христианами и мусульманами, представителями других религиозных конфессий, — против таких очевидных негативных проявлений общественной жизни, как насаждение в школах разврата под видом полового воспитания, пропаганды абортов, однополых браков или эвтаназии? Вы совершенно верно заметили, что есть грань, которая проходит между сотрудничеством и началом отступления от чистоты веры. Она начинается там, где есть измена православной вере, тем догматам, которые изложены в Посланиях святых апостолов, в трудах Поместных и Вселенских Соборов. Здесь уже не может быть единства света с тьмой. Очень мудро об этом говорил святитель, миссионер и богослов Николай Сербский: «Истина не терпит единения с ложью. Куча грязи или мусора не оскорбится, если в нее добавить мусора или убавить его, а вот истина не терпит соединения с ложью».

 

священник Димитрий Беженарь

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы