"Сказка о попе и работнике его Балде" А.С. Пушкина

Аудио
Скачать .mp3

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: Скажите, пожалуйста, что Вы думаете о предположении, что изначально "Сказка о попе и работнике его Балде" А.С. Пушкина изначально задумывалась, как сказке о купце?

Когда читаешь с детьми сказки Пушкина, спотыкаешься о то, что слово Бог написано со строчной буквы, как это объяснить детям?

В этом виноват не Пушкин, а те балды-издатели, которые не знают, что слово Бог всегда пишется с прописной буквы. Это просто отсутствие издательской культуры. Возможно, Вы используете советские издания?

Что касается образа попа и работника его Балды, то Жуковский, готовя сказку к изданию, ввел образ купца вместо образа священника. Пушкин писал о священнике. Почитайте об этом у замечательного ученого-пушкиниста Валентина Семеновича Непомнящего. В своем удивительном двухтомнике размышлений о творчестве Пушкина, он говорит о том, что в этой сказке не прослеживается никакого богохульства.

Пушкин понемногу рос и отрешался от насмешливого рационализма, который он почерпнул во времена своей юности во французской легкомысленной литературе. Это как бы бытовые зарисовки, которые были свойственны дворянству XVIII века, расцерковленному, не понимавшему призвания священства, но воспринимавшему пастырство внешним образом, тем паче, что положение духовного сословия в это время, как будто не относилось к просвещенному сословию. В Тригорском, в Михайловском могли быть храмы, но священников воспринимали едва ли не на уровне крестьянства.

Не будем забывать, что само слово "поп" получило презрительный, хамский оттенок лишь в советское время. В терминологии XIX века поп - это священник, слово происходит от греческого "папос" - отец. Сегодня, конечно, обратиться к священнику со словом поп было проявлением грубости и невежества. Во времена Пушкина оттенки были немножко смещены.

Соглашусь с Вами, что эта сказка не столь назидательна и интересна, как "Сказка о мертвой царевне" или "Сказка о золотой рыбке", поэтому необходимо иметь определенный такт в общении с детьми. Читая им, мы можем что-то пригасить, и роль детали в художественном произведении очень важна.

Пушкин, как человек, искал истину, ошибался, страдал, искренне признавался в своих заблуждениях, с отвращением взирал на ошибки юных лет, но, как честный художник, не стирал строк, некогда легкомысленно написанных, дабы мы могли учиться на его ошибках, однако ценили то прекрасное, нетленное, что запечатлено в его произведениях.

Пушкин велик тем, что он всегда, как русский гений, рассматривал личность человека под знаком вечности, интересовался предназначением человека. На личность он смотрел не прагматически, но осмыслял судьбу человека на весах божественной правды и любви.

 

Протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​