Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Каково послушание венчаной жены перед мужем? Во всем ли нужно слушаться, доверять и выполнять?
- При чем тут «венчаная»? Если не венчаная, значит, можно себя как угодно вести? Не понимаю.
Я прежде всего хочу сказать о Таинстве. Таинство – это не какое-то магическое слово или действие, таинство – это только то вспомоществующее средство человеку, когда он открывает в себе, в своей душе возможность действия этому Таинству. Я уже говорил – можно причаститься и принять Христа, а можно – сатану. Можно обвенчаться и получить помощь Божию, а можно – наоборот. Серафим Саровский говорил: «Ты причастился на земле, на небе остался не причащённым». Мы забываем такие вещи, просто поразительно, каких вещей мы не знаем. Марк Подвижник, преподобный, говорит: «Если ты искренне веруешь и приступаешь к Таинству Крещения, то тут же по Крещении тебе дается Дух Святой; а если ты лицемеришь и не веруешь, то и по Крещению не дается».
Чем характеризуется языческое понимание всего таинственного? Правильно совершить ритуал! Вера в силу ритуала. Православие о чем говорит? Самое главное в человеке – вера и обещание Богу доброй совести. Ритуал сам по себе ничего не дает, хоть тысячу раз окунайте и произносите крещальную формулу. Кирилл Иерусалимский прямо говорит: «Если лицемеришь – люди крестят тебя, а Дух Святой крестить не будет».
Если бы сейчас какой-нибудь богослов такое сказал, то его тут же на костер и всё, к вящей Славе Божией. А это пишет Патриарх Иерусалимский, святитель! «Если лицемеришь – люди крестят тебя, а дух святой крестить не будет». Марк Подвижник говорит: «И по Крещению не дается». Иоанн Златоуст говорит, что с Причастием сатана вошел в Иуду. Что делается с этими Святыми Отцами? Они все не так учат, как положено, ну совсем не так…
Так вот и в данном случае. Первое, о чем я хочу сказать – «венчаная». Я не знаю, что такое «венчаная». Моя родственница прибежала ко мне, она будет венчаться. Я спрашиваю:
– А муж-то верует?
– Ну, он еще не крещеный, но сказал, что будет креститься.
– Да, – говорю, – Какое же вам венчание? Вам надо, чтобы он уверовал! Дело-то не в венчании, а в вере.
– Нет, нет,… Мы будем в Елоховском соборе венчаться.
– Ну, давайте, венчайтесь.
Через год прибегает:
– Мы разошлись! Как же это так – мы венчались и разошлись?
– А вы вовсе и не венчались, – говорю.
– Как не венчались? В Елоховском венчались!
– Не венчались вы...
И попытался ей объяснить, что совершение ритуала Венчания это совсем еще не принятие Таинства бракосочетания. Таинство дается той душе, которая, во-первых, верует, а во-вторых – обещает Богу жить по-христиански. Тогда, соответственно этой вере и обещанию, человек и получает благодать Божию. А можно ничего не получить: на земле причастился, подошел, а на небе остался не причащённым. Здорово? Поэтому, когда Иоанна Златоуста спрашивали, как надо причащаться - часто или редко, он в ответ: «Причащаться нужно не редко, и не часто, и не в праздники». Как – не в праздники? Как - на Пасху и на Рождество не причаститься? Редко? Нет. Часто? Нет. В праздники? Нет.
Нет! А только тогда, когда ты покаешься, смиришься, подготовишься, тогда только можно причащаться. А то какая мода пошла, именно мода (какое несоответствие – Церковь и мода, правда, это ужасно?) – как праздник, так все подходят. После Рождества в ночь или после Пасхи начинают разговляться («Христос Воскресе!») и пошло…. Это называется «причастились»! Что мы делаем? Превращаем Причастие, как застольный бокал шампанского: праздник – давайте все выпьем, давайте причастимся. Превратить во что? В моду!
Кстати, это одна из причин охлаждения веры. В ком? В православных! Превращаем Великое Таинство в какую-то обыденность, в фарс, внешнюю церемонию. В результате поражаем сами себя. Потому что там, где нет этого благоговения, где нет духовной подготовки к принятию Таинства, там происходит поражение души человеческой, и вместо пользы приобретаем вред, о котором сказал апостол Павел: «Оттого многие из вас болеют и умирают». Стоило бы подумать, когда начинаем причащаться в ночь перед Пасхой или Рождеством. Весь пост – мало времени исповедоваться? Мало времени подготовиться? Мало времени причаститься? А тут в ночь, когда вот такая суета, когда никакой молитвы нет, и вдруг – подходим.
Вернемся к венчаному браку – как вести себя жене? Вести себя жене надо не потому, что венчаная или не венчаная, а вести себя жене надо так же, как и мужу. Надо взять апостола Павла и посмотреть, что он пишет о том, как муж должен относиться к жене и как жена должна относиться к мужу. Почему-то все время задают вопрос только с одной стороны, как будто со стороны мужчин ничего не надо. Откуда это взяли? И там требуется, он говорит: «относись так, как с немощным сосудом». Представьте себе хрустальный тончайший сосуд, я же не могу его бросить.
Я вам скажу, что на этот вопрос в такой общей форме ответить невозможно. Сколько угодно может быть ситуаций, совершенно взаимоисключающих. Когда задают такие вопросы, я задаю в ответ вопрос: убивать можно или нет? Все: «Нет». А тот солдат, который не будет на войне убивать, он – предатель и совершает смертный грех. Так можно убивать или нет? Можно или нельзя? Нельзя на такие вопросы в общей форме давать какой-то конкретный ответ. Надо стараться жить по-христиански и тому, и другому. Осознавать, хоть немножко, свои недостатки, с великодушием относиться к недостаткам другой половины и примером своей жизни стараться помочь другому быть тоже христианином. Семья – это малая Церковь, и цель брака состоит в том, чтобы помочь друг другу в христианской жизни. А то взяли с Запада: цель брака – дети. А что тогда делать тем, у кого почему-то нет детей? Вообще, что за чепуха, что за ветхозаветщина такая?
Цель христианского брака в том, чтобы помогать друг другу в христианской жизни, вот в чем. Один не может быть человек: ему надо жениться, ей надо выйти замуж. Это требует природа, это естественно и ничего худого в этом нет. Пожалуйста, но задача-то в чем состоит – помочь быть христианином ему и ей. Вот так, а большего ответить я не смогу.
Вопрос: Как правильно ответить на слова апостола Павла: «Жена да убоится своего мужа»?
Я слышал, как на венчании дьякон громко: «Жена да убоится своего мужа!», а оттуда он шепчет: «Да не дюже». Из какого Послания, я, правда, не помню это «не дюже».
В каждом человеческом обществе, в каждой человеческой организации есть дисциплина и порядок. Если там не будет дисциплины жизни, все развалится моментально: развалится армия, развалится школа, развалится фирма, развалится государство. Всюду должны существовать порядок и дисциплина, причем в этом порядке есть люди, которые поставлены начальником, есть подчиненные. Причем подчас начальник может оказаться вовсе не умнее подчиненного, но что делать? Он поставлен на это место.
Так и в семье то же самое. Это такая же организация, если хотите, такая же ячейка всего общества, в которой существует та же самая система. Изначально так было, и Священное Писание утверждает, что все-таки начальствующим лицом является муж, как бы это ни казалось неприятно. Да, он. Но! В связи с этим, сколько пишет апостол Павел о том, как должно совершаться это начальствование. «Муж – голова, жена – сердце, да избавит Бог, если кто-то из людей останется без сердца, без души». Одна английская писательница написала роман такой, «Франкенштейн», изобразила человека без сердца - это ужас. Избави Бог, если этот человек останется без головы, без разума, это будет стихия. Оказывается, нужна и голова, и сердце. Тогда только будет полноценный человек, тогда только будет и полноценная семья. Все в семье должно совершаться как? По принципу советования, но если дело зашло в тупик, то, в конечном счете, последнее слово за мужем, он принимает последнее решение. Помните совет в Филях? Кутузов перед Бородинским сражением? Вот сели генералы, вот он сидит, и историки говорят, что получилось равное количество «за» и «против» Бородинского сражения. Он принял решение, и все ему подчинились. Вот так.
Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии
Алексей Ильич Осипов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!