Роль жены в семье. О браке и венчании

Аудио
Скачать .mp3

- Каково послушание венчаной жены перед мужем? Во всем ли нужно слушаться, доверять и выполнять?

- При чем тут «венчаная»? Если не венчаная, значит, можно себя как угодно вести? Не понимаю.

Я прежде всего хочу сказать о Таинстве. Таинство – это не какое-то магическое слово или действие, таинство – это только то вспомоществующее средство человеку, когда он открывает в себе, в своей душе возможность действия этому Таинству.  Я уже говорил – можно причаститься и принять Христа, а можно – сатану. Можно обвенчаться и получить помощь Божию, а можно – наоборот. Серафим Саровский говорил: «Ты причастился на земле, на небе остался не причащённым». Мы забываем такие вещи, просто поразительно, каких вещей мы не знаем. Марк Подвижник, преподобный, говорит: «Если ты искренне веруешь и приступаешь к Таинству Крещения, то тут же по Крещении тебе дается Дух Святой; а если ты лицемеришь и не веруешь, то и по Крещению не дается».

Чем характеризуется языческое понимание всего таинственного? Правильно совершить ритуал! Вера в силу ритуала. Православие о чем говорит? Самое главное в человеке – вера и обещание Богу доброй совести. Ритуал сам по себе ничего не дает, хоть тысячу раз окунайте и произносите крещальную формулу. Кирилл Иерусалимский прямо говорит: «Если лицемеришь – люди крестят тебя, а Дух Святой крестить не будет».

Если бы сейчас какой-нибудь богослов такое сказал, то его тут же на костер и всё,  к вящей Славе Божией. А это пишет Патриарх Иерусалимский, святитель! «Если лицемеришь – люди крестят тебя, а дух святой крестить не будет». Марк Подвижник говорит: «И по Крещению не дается». Иоанн Златоуст говорит, что с Причастием сатана вошел в Иуду. Что делается с этими Святыми Отцами? Они все не так учат, как положено, ну совсем не так…

Так вот и в данном случае. Первое, о чем я хочу сказать – «венчаная». Я не знаю, что такое «венчаная». Моя родственница прибежала ко мне, она будет венчаться. Я спрашиваю:

– А муж-то верует?

– Ну, он еще не крещеный, но сказал, что будет креститься.

– Да, – говорю, – Какое же вам венчание? Вам надо, чтобы он уверовал! Дело-то не в венчании, а в вере.

– Нет, нет,… Мы будем в Елоховском соборе венчаться.

– Ну, давайте, венчайтесь.

Через год прибегает:

– Мы разошлись! Как же это так – мы венчались и разошлись?

– А вы вовсе и не венчались, – говорю.

– Как не венчались? В Елоховском венчались!

– Не венчались вы...

И попытался ей объяснить, что совершение ритуала Венчания это совсем еще не принятие Таинства бракосочетания. Таинство дается той душе, которая, во-первых, верует, а во-вторых – обещает Богу жить по-христиански. Тогда, соответственно этой вере и обещанию, человек и получает благодать Божию. А можно ничего не получить: на земле причастился, подошел, а на небе остался не причащённым. Здорово? Поэтому, когда Иоанна Златоуста спрашивали, как надо причащаться - часто или редко, он в ответ: «Причащаться нужно не редко, и не часто, и не в праздники». Как – не в праздники? Как - на Пасху и на Рождество не причаститься? Редко? Нет. Часто? Нет. В праздники? Нет.

Нет! А только тогда, когда ты покаешься, смиришься, подготовишься, тогда только можно причащаться. А то какая мода пошла, именно мода (какое несоответствие – Церковь и мода, правда, это ужасно?) – как праздник, так все подходят. После Рождества в ночь или после Пасхи начинают разговляться («Христос Воскресе!») и пошло…. Это называется «причастились»! Что мы делаем? Превращаем Причастие, как застольный бокал шампанского: праздник – давайте все выпьем, давайте причастимся. Превратить во что? В моду!

Кстати, это одна из причин охлаждения веры. В ком? В православных! Превращаем Великое Таинство в какую-то обыденность, в фарс, внешнюю церемонию. В результате поражаем сами себя. Потому что там, где нет этого благоговения, где нет духовной подготовки к принятию Таинства, там происходит поражение души человеческой, и вместо пользы приобретаем вред, о котором сказал апостол Павел: «Оттого многие из вас болеют и умирают». Стоило бы подумать, когда начинаем причащаться в ночь перед Пасхой или Рождеством. Весь пост – мало времени исповедоваться? Мало времени подготовиться? Мало времени причаститься? А тут в ночь, когда вот такая суета, когда никакой молитвы нет, и вдруг – подходим.

Вернемся к венчаному браку – как вести себя жене? Вести себя жене надо не потому, что венчаная или не венчаная, а вести себя жене надо так же, как и мужу. Надо взять апостола Павла и посмотреть, что он пишет о том, как муж должен относиться к жене и как жена должна относиться к мужу. Почему-то все время задают вопрос только с одной стороны, как будто со стороны мужчин ничего не надо. Откуда это взяли? И там требуется, он говорит: «относись так, как с немощным сосудом».  Представьте себе хрустальный тончайший сосуд, я же не могу его бросить.

Я вам скажу, что на этот вопрос в такой общей форме ответить невозможно. Сколько угодно может быть ситуаций, совершенно взаимоисключающих. Когда задают такие вопросы, я задаю в ответ вопрос: убивать можно или нет? Все: «Нет». А тот солдат, который не будет на войне убивать, он – предатель и совершает смертный грех. Так можно убивать или нет? Можно или нельзя? Нельзя на такие вопросы в общей форме давать какой-то конкретный ответ. Надо стараться жить по-христиански и тому, и другому. Осознавать, хоть немножко, свои недостатки, с великодушием относиться к недостаткам другой половины и примером своей жизни стараться помочь другому быть тоже христианином. Семья – это малая  Церковь, и цель брака состоит в том, чтобы помочь друг другу в христианской жизни. А то взяли с Запада: цель брака – дети. А что тогда делать тем, у кого почему-то нет детей? Вообще, что за чепуха, что за ветхозаветщина такая?

Цель христианского брака в том, чтобы помогать друг другу в христианской жизни, вот в чем. Один не может быть человек: ему надо жениться, ей надо выйти замуж. Это требует природа, это естественно и ничего худого в этом нет. Пожалуйста, но задача-то в чем состоит – помочь быть христианином ему и ей. Вот так, а большего ответить я не смогу.

 

Вопрос: Как правильно ответить на слова апостола Павла: «Жена да убоится  своего мужа»?

Я слышал, как на венчании дьякон громко: «Жена да убоится своего мужа!», а оттуда он шепчет: «Да не дюже». Из какого Послания, я, правда, не помню это «не дюже».

В каждом человеческом обществе, в каждой человеческой организации есть дисциплина и порядок. Если там не будет дисциплины жизни, все развалится моментально: развалится армия, развалится школа, развалится фирма, развалится государство. Всюду должны существовать порядок и дисциплина, причем в этом порядке есть люди, которые поставлены начальником, есть подчиненные. Причем подчас начальник может оказаться вовсе не умнее подчиненного, но что делать? Он поставлен на это место.

Так и в семье то же самое. Это такая же организация, если хотите, такая же ячейка всего общества, в которой существует та же самая система. Изначально так было, и Священное Писание утверждает, что все-таки начальствующим лицом является муж, как бы это ни казалось неприятно. Да, он. Но! В связи с этим, сколько пишет апостол Павел о том, как должно совершаться это начальствование. «Муж – голова, жена – сердце, да избавит Бог, если кто-то из людей останется без сердца, без души». Одна английская писательница написала роман такой, «Франкенштейн», изобразила человека без сердца - это ужас. Избави Бог, если этот человек останется без головы, без разума, это будет стихия. Оказывается, нужна и голова, и сердце. Тогда только будет полноценный человек, тогда только будет и полноценная семья. Все в семье должно совершаться как? По принципу советования, но если дело зашло в тупик, то, в конечном счете, последнее слово за мужем, он принимает последнее решение. Помните совет в Филях? Кутузов перед Бородинским сражением? Вот сели генералы, вот он сидит, и историки говорят, что получилось равное количество «за» и «против» Бородинского сражения. Он принял решение, и все ему подчинились. Вот так.

 

Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии

Алексей Ильич Осипов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать