Радость семейной жизни

Аудио
Скачать .mp3

Люди ищут радости в семейной жизни, но часто находят там лишь разочарование. Как этого избежать?

Представьте себе, некоторый человек пошёл за грибами в галантерейную лавку. Ходил там целый день и ни одного гриба не нашёл, и испытывает из-за этого глубокое разочарование. Это же нормально? Нормально. Брак существует совершенно для других целей. Брак существует для того, чтобы строить семью на основах любви и христианских заповедей. С целью приведения детей, которые будут в браке, к Богу. Вырастить для Бога детей Божьих. Вот цель брака — служение. А если человек хочет создать семью для того, чтобы от неё брать утешение, комфорт, удовольствие…За этим в театр ходят! Посидел, отдохнул, в антракте выпил шампанского и съел дорогой бутерброд с сёмгой. Потом домой пришёл, повспоминал и забыл. А семья — это поприще, на котором люди трудятся десятилетиями. И на этом поприще приобретают очень много разного: любовь жены, любовь детей, внуков, потому что для них трудился всю жизнь. И тогда они этому человеку платят тем же. И он прямо-таки живёт в огромном облаке любви! Внуков человек 50, представляете? Обычный человек он любит себя и получает только от человека, которого он даже называет партнёром, (как в пинг-понг поиграл две партии и всё. И это ненадолго, пока партия длится). Это если любви нет. А если относишься к своей спутнице как к драгоценной принцессе, с любовью, хочешь ей послужить, во всём ей помочь….

Не сядет на шею?

Ну если отношения, как у дрессировщика и медведя в цирке, то да. А если отношения у супругов, как к супругам, там не предполагается такого. Там предполагается, что каждый наперегонки: кто больше сумеет оказать любви? Соревнование в другую сторону. Не «кто меньше сделает, и кто меньше эксплуатнёт другого — тогда бывают разочарования. В чём? «Эх, я меньше получил!» Начинают считаться. «Вот мы апельсин разделили, а у тебя долька больше, чем у меня!» Готовы загрызть друг друга в песочнице из-за разницы объёма дольки апельсина. Это один подход к жизни. А другой подход к жизни — «На тебе всё! Я получаю удовольствие от того, что ты кушаешь, съел и радуешься, а я тебе доставил это удовольствие». Потому что это удовольствие духовное. Когда ты жрёшь, чавкаешь и у тебя течёт апельсиновый сок — это меньшее удовольствие, чем когда ты дал другому. Просто обычные, теперешние люди, они этого ничего не знают. Они думают отнять и съесть самое вкусное — это самое главное удовольствие. Но это удовольствие для животных. Да, животные так поступают. Лев сначала ест, потом львица, а потом львята. У людей не так. Мать сначала грудных детей накормит, потом тех, кто чуть постарше, потому что они маленькие, им трудно терпеть. Потом уже сами сели вместе со взрослыми детьми. Здесь совершенно другие задачи. Поэтому не надо в галантерейной лавке искать грузди — это безумие. А люди опускаются в это безумие и через год-два разводятся, потому что они-то ждут другого! Они думают, что в галантерейной лавке будут грузди. Брак — это очень серьёзное поприще, и человек должен отдавать себя всего — от начала до конца. Это самое главное дело жизни человека. Очень трудное, поэтому большинство людей на это теперь не способны. Они способны только на лёгкое партнёрство без всякой ответственности и чтоб только не было детей!

Страдает ли от этого дело человека, которым он занимается, если так много сил, крови и пота отдаётся браку?

Главное дело человека на земле — это семья. Всё остальное — барахло. А если у него в семье всё прекрасно, то можно и каким-то делом заняться. Одно другому никак не противоречит. Бывает так, что некое дело, например, молитва, для человека самое важное. Иди в монастырь! Масса учёных, художников не были женаты — Микеланджело Буонаротти, например. не был женат, и его творчество, например, известно всему миру. Хочешь заниматься искусством? Пожалуйста. Наукой? Пожалуйста. Просто семья даёт человеку наибольшую полноту счастья, потому что Бог создал человека, как семью. Не как индивидуума, а как семью. Человеку одному быть нехорошо. Ему хорошо быть женатым, а женщине в десять раз лучше быть замужем. Она когда не замужем — страдает. Даже если она 15 раз «эмансипе», всё равно. Она своё «эмансипе» засунет куда-нибудь в мусоропровод, если ей будет маячить какая-нибудь хорошая партия. Она может быть счастлива только замужем.

Вы говорите, что любовь — это плод труда, и её нужно выстраивать?

Конечно. Любовь — это Добро-Детель. Так же как, допустим, пост. Но пост — это же не значит, что человек что-то делает. Это при чревоугодии он что-то делает: ест-ест-ест, а тут, наоборот, воздерживается. Вроде бы он ничего не делает, но то, что он воздерживается, это тоже делание. Так же и любовь. Это постоянная жертвенность собой ради того человека, которого ты любишь. Для мужчины — это его принцесса-королева. Он ей служит. Он должен быть всегда рыцарем, должен в этом находить радость, удовольствие. Самое для него блаженство — это когда она села ему на шею, и он её носит на себе, как латы. Они тяжёлые, но зато они свидетельствуют о его рыцарском достоинстве.

То есть любовь появляется со временем?

Конечно. С первого взгляда бывает только влюблённость. «Шибко понравилась».

То есть это труд, который проявляется…?

Да. Если человек начинает служить, любить, он входит во вкус, тогда любовь становится всё больше-больше-больше.

То есть первый шаг — это усилие служения?

Да. Для этого брак и существует, потому что Христос пришёл на землю, чтобы послужить людям, и Его служение заключалось в том, чтобы создать Церковь. И Церковь на земле существует для чего? Чтобы послужить людям. Вот в этом смысл Церкви. Я вот сейчас только прилетел, и сразу приехал к вам. Вот мы ведём передачу, кому-то это надо. Мы не получаем за это ничего кроме усталости, но смысл жизни в том, чтобы каждый служил тем, чем может. Священник должен вот этим служить: проповедать Слово Божие, отвечать на вопросы мирян, потому что все миряне воцерковлены в разной степени. Одни только начинают, другие уже давно в церковь ходят, третьи и сами могут кого хочешь научить. Я 3 дня общался среди таких мирян, каждый второй из которых учёней меня в 4 раза. Я у этих людей учусь с благоговением.

А в чём тогда разница между счастьем для воцерковлённого человека и счастьем для невоцерковлённого человека? Есть какая-то разница?

Есть, конечно. Для воцерковлённого человека его счастье одухотворено, потому что я служу не только своей принцессе, но и делу, которое она делает, например, воспитывает детей. Или, например, я служу ещё на том поприще, где мне довелось, которое я выбрал, и так далее. Есть ещё служение Господу Богу. Апостол Павел говорил: «Едите ли, пьёте ли, всё делайте во Славу Божию». Всё надо делать во Славу Божию, поэтому это имеет ещё и Божественный смысл, Божественное измерение, космическое. А жизнь человека, который этого всего не знает, очень узкая и плоская.

То есть не на таком высоком уровне?

Ну да. Это же Божественная высота. Выше этого ничего нет.

То есть разница в отношении. Человек может делать одно и то же дело, но у воцерковлённого человека более возвышенное отношение?

Можно пить воду, как голубь пьёт из лужи, а можно пить и благодарить Бога. Это же такая простая процедура: восполнять испарившуюся влагу и одновременно пребывать в общении с Богом. Служение и общение наполняется колоссальным смыслом, потому что оно происходит не только с собеседником, но и с Богом. Это же лучше. А человек, который этого не знает, похож на человека, который не знает, что такое балет, что такое вокал, скульптурная форма, архитектура, математика, садоводство. Его жизнь плоская. А человек, который это знает, это знает, у него то пространство, в котором он живёт, всё время растёт, дышит. А общение с Богом включает в себя всё, потому что все человеческие занятия на земле — от Бога. Жизнь приобретает колоссально интересный смысл.

Хотя внешне они могут заниматься одним и тем же делом. И тот, и другой ходит на работу и делает другие занятия.

Представьте себе, что один едет на работу на коне, а другой ползёт на брюхе. Разница есть? С коня-то кругозор выше и скорость больше. Он на работу прискачет раньше и раньше приступит к своему любимому делу.

То есть воцерковлённый человек относится к своему делу больше как к служению?

А какой тогда смысл воцерковляться? Церковь создана Богом из любви, чтобы человек от Церкви научился служению. Смысл Церкви на земле — служить людям, а через людей служить Богу, потому что не научившись любить людей, как научишься любить Бога? Это будет самообман. А если научишься любить людей, тогда твоё сердце будет расширяться и станет обителью Святой Троицы и благодати Святаго Духа. Человек служа, приобретает, а будучи эгоистом обкрадывает себя. Ну что может человек утащить? А тут целые миры!

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать