Притча о блудном сыне

Аудио
Скачать .mp3

– Думаю, никогда не будет лишним еще раз раскрыть притчу о блудном сыне. Несмотря на то, что этот евангельский отрывок читался в воскресенье, мы были бы рады, если бы Вы продолжили для наших телезрителей свой духовный анализ этой притчи.

– В начале каждой недели у нас встречи с сотрудниками «Службы милосердия» и в соборе Пресвятой Богородицы, где мы обычно что-то разбираем. Мы как раз читали этот отрывок, и люди делились какими-то своими переживаниями и мыслями.

Сказано «придя в себя», то есть дойдя до определенного состояния страдания, голода, нужды, на краю пропасти. Так часто бывает, что Господь попускает нам впасть в те или иные потрясения, чтобы потрясти железобетонный состав нашей души и возникли хоть какие-то расколы, в которые могла бы проникнуть благодать милости Божией. Блудный сын стал нуждаться и пришел в себя – это очень важное указание на духовное состояние, с которого начинается восстание от греха. Мы все находимся вне себя, мы вышли из себя, в каком-то смысле мы сшедшие с ума, потерявшие здравый ум, блуждающие. И наш ум, наша энергия души расплескиваются в этом мире, а лукавый очень крепко держит наш ум в своей власти через воображение, помыслы, память и не дает уму вернуться в свое законное место, потому что наша энергия должна быть внутри нашего организма.

И вот блудный сын пришел в себя, вспомнил об отце и готовит исповедь: «Отче, согрешил я на небо и пред тобой уже недостоин нарещись сын твой, прими меня в число наемников твоих». Приготовил исповедь – и здесь в нем происходит то, что зачастую не происходит в нас. Потому что наша жизнь обычно в мечтах: начну новую жизнь с понедельника, брошу курить, только сегодня еще немножко покурю, а вот с понедельника… Все время откладывание решительного восстания от греха. А блудный сын «встал и пошел». Очень непросто отвязаться от «жителя страны той», потому что он крепко держит нашу душу в своей власти.

Кстати будет вспомнить такое заблуждение (которое мы порой встречаем и в Церкви), когда люди не хотят оставлять грех, думая: сейчас еще немного погрешу, а потом согрешу – покаюсь, согрешу – покаюсь. На этой неделе у нас была встреча с психологами, которые несут свое послушание в женских консультациях и беседуют с женщинами, идущими на прерывание беременности. Это тяжелейшее послушание, потому что приходящие женщины, конечно, бесноватые: невозможно в нормальном состоянии пойти на такой поступок, это вещь противоестественная, даже животные так не поступают. Это одержание души, какое-то особое состояние, когда человек перестает быть человеком и поступает демоническим образом. Конечно, требуется очень собранная жизнь, чтобы не погибнуть при контакте с тяжело больными духовно людьми. И вот одна из сотрудниц рассказывает, что приходит как бы верующая женщина, то есть она осознает, что аборт – это грех, убийство, отдает себе в этом отчет, но у нее такая идея: что поделаешь, сейчас такие обстоятельства, но я сделаю сейчас этот шаг, а потом схожу, покаюсь, поставлю свечку, и Бог меня простит. На самом деле, надо серьезно порассуждать об этом: бывают ситуации, когда Господь не прощает. Можно вспомнить эпизод с Иудой, которого Господь неоднократно пытался выправить: что ты делаешь, зачем, куда ты идешь? Но он целенаправленно шел к своей цели – за сребренниками, то есть осознанно выбрал грех, в каком-то смысле это хула на Святого Духа, потому что он понимал, что это предательство, но совершил этот грех.

Другая история – апостол Петр, который с самоуверенностью говорит: «Если даже и все отрекутся, я не отрекусь», и Господь его самоуверенность смирил, попустив ему быть испытанным. Петр смалодушествовал, испугался женщины, отрекся, вышел и горько заплакал. И эти слезы оживили душу, они смогли пробудить покаяние, вернуться к Богу.

Иуда тоже раскаялся, но его покаяние привело его к окончательному отчаянию, и он «шед, удавися». И когда человек осознанно выбирает страшный грех в надежде, что когда-то вернется, может случиться так, что дьявол абсолютно завладеет его душой и понадобится сверх промыслительная забота Бога: может быть, несколько лет поболеть раком, пострадать, вымучиться, переболеть такое сознательное отречение от Бога и каким-то образом вернуться.

Притчу о блудном сыне можно читать всякий раз, когда тоскует душа, когда наступает отчаяние и руки опускаются, потому что как бы далеко мы не ушли, но когда сын был еще далеко, отец увидал его и «мил ему бысть, и текнападе на выю его, и облобыза его». Сын начинает свою исповедь: «Отче согрешил я на небо и пред тобой и уже недостоин назваться сыном твоим...»– и здесь отец его обрывает. Потому что недостойным сыном мы можем быть, а наемником у отца быть не можем, не так нас задумывал Господь – Он для нас уготовал царство. И отец принимает покаяние, возвращает сыну прежнюю одежду, возвращает перстень как знак власти в его доме, вводит в свой дом, то есть бесконечно любит его, каждый день он выходил и всматривался, когда же появится силуэт любимого сына.

Дальше идет тема старшего сына, который пришел с поля, услышал ликование и спросил у слуг, что произошло. Ему ответили, что брат вернулся живым и здоровым и отец его принял и устроил праздник. И старший сын не захотел войти: зависть, неприязнь, злоба стали изъедать его сердце. А когда отец вышел и попросил: «Сын, зайди, порадуйся моей радости, что я обрел сына живым», то упрекает отца: «Этот твой сын – не говорит «мой брат»– который изъел твое имение с любодейцами. Я всю жизнь тебе служил, и ты не дал мне утешиться немногим, а этот вернулся, и ты ему заколол тельца упитанного». И отец напоминаем ему: «Сын, брат твой погибал и ожил, пропадал и нашелся». Надо думать о том, что душа спаслась. Это тема о том, что мытари и блудницы кающиеся восхищают Царствие Божие перед фарисеями и мнимыми праведниками.

Часто бывает, что мы застреваем в самонадеянности и наше покаяние теряет силу, потому что мы считаем, что все делаем правильно. Сейчас начнется пост, и мы будем искоса и свысока смотреть на людей, которые будут кушать мороженое: «Грешники! Мы постимся, мороженое не едим!». Когда человек впервые приходит в храм, то мы думаем: «Вот пришел в неподобающем виде! Как он молится! Как он крестится!» Господь же говорит: надо порадоваться, что пропадал и нашелся, пришел в храм. Это тоже замечательный опыт переживания этой истории.

 

протоиерей Евгений Попиченко

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы