Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Почему таинство Крещения считается неполноценным, если не было совершено таинство Миропомазания?
- Не думаю, что это правильная формулировка, оно совершенно полноценное, а Миропомазание - это отдельное таинство. Вообще если брать нормативные понятия, то таинство Миропомазания должны совершать епископы и формой таинства должно быть возложение рук. Миропомазание возникло несколько позже, а изначально на крещеного возлагались апостольские, епископские руки. По сути, люди рукоположены во христианство: человек крещеный - это человек, рукоположенный в христианство. Мы сейчас привыкли, что рукополагают в дьяконы, священники, архиереи, а в христианство не рукополагают. Рукополагают. Царственное священство распространяется на всех, потому что печать дара Духа Святого и благодать Духа Святого подается человеку после крещения. Можно соединять эти таинства, а можно разделить их во времени - это уже вопрос разных практик, но в принципе человека крещеного впоследствии нужно еще рукоположить в христианина, то есть дать ему полноту даров, чтобы он был борцом с грехом и исполнителем заповедей. Вот такая интересная вещь.
Почему в западной традиции конфирмация (рукоположение) совершается только епископами и только после семи- или двенадцатилетнего возраста в разных традициях? То есть они крестят в детстве (40 - 50 дней от рождения ребенка), а рукополагают его (помазывают его миром, возлагая руки) намного позже, совершая перед тем обучение. Он проходит некую катехизацию, изучает Закон Божий, это готовит его к конфирмации, то есть к тому, чтобы подтвердить свое христианство, рукоположиться в настоящего христианина. Это хорошая практика с точки зрения теории, но ее тяжело исполнять. На сегодняшний день она в значительной мере подрезана, как дерево под корень, и не приносит тех плодов, которые нужно, но сама по себе она очень интересна. А мы это все сводим воедино, как обручение и венчание. Можно же обручить на Неделе мясопустной, а на Фоминой неделе повенчать.
- А что это дает?
- Развести по времени одно и другое - значит дать человеку некую закалку: вы уже друг другу принадлежите, но вы еще не супруги, то есть теперь упражняемся в молитве и посте и готовимся к Пасхе, а после Пасхи - все остальное. Это некое подвижничество, хороший подвиг. Например, сегодня на Востоке практикуют обручение за год до венчания, на которое юноша еще должен заработать деньги. Они уже с кольцом ходят и на венчании только меняют кольца местами, но пока он еще не имеет права даже целовать невесту, не имеет права ночевать в доме под одной крышей с ней. Так же и она. И он работает год, ждет иногда полтора-два года - вот это действительно человек ждет встречи со своей невестой. А такая наша расхлябанность, когда можно все и сразу, печальна, об этом стоит хорошенько подумать - как жить дальше.
Поэтому можно сводить все вместе, у нас таким образом сведено крещение и миропомазание, а можно и развести, но мы этого не делаем, потому что это будет для нас обременительно, тяжело, породит очень много ошибок в церковной практике, в запутанной нашей жизни это еще больше запутает, поэтому следует признать нашу сегодняшнюю практику снисходительно-оптимальной. Но нужно понимать сам принцип жизни человеческой, что христианин - это царственный священник, мы род святой, взятый в удел, независимо от того, иерей, протоиерей, дьякон или мирянин, - мы все рукоположены в христианство по факту миропомазания. Пусть нас мазали миром, а не рукополагал епископ, но мазание миром заменяет возложение рук епископом, нам дан Дух Святой в другой форме.
протоиерей Андрей Ткачёв
У книжной полки. Верую! Наглядное объяснение Символа веры
У книжной полки. Не умру, но жив буду... Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)
Божественная литургия 24 мая 2025 года
Божественная литургия 24 мая 2025 года
Документальный фильм «Из истории московского Новодевичьего монастыря (к годовщине со дня основания)»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!