Отличия православия от западных конфессий

Аудио
Скачать .mp3

Что же это за вера? Чем же она отличается от других христианских исповеданий, в частности, от католицизма, протестантизма? Если ли какая-то разница?

Сейчас всё пытаются сказать – одно и то же. Папа – то же, что и Патриарх, священник – то же, что любой мирянин, и так далее. Вы даже представить себе не можете, какое принципиальное отличие существует между православным пониманием жизни (ведь для нас важна жизнь, мы же живем), православным пониманием человека и западным, христианским. О не христианском я говорить не буду, тут все одинаковыми могут быть.

В христианском понимании – какая разница? Какой там принцип отношений или понимания отношений между человеком и Богом? На Западе что самое главное? Я попытаюсь вам сказать, что самое главное для западного человека – как бы избежать какого-либо наказания от Бога и добиться здесь максимального благополучия. Вот что самое главное – избежать какого-либо наказания и добиться максимального благополучия здесь, на Земле. Вот цель жизни.

Вы не думайте, что это просто нравственное учение. Это догматическое учение. Возьмите католицизм – что там? Алексей Степанович Хомяков, имя которого вы, наверное, все знаете, - один из самых выдающихся умов, пожалуй, XIX-го столетия, может, и славянофильства. Он очень коротко, но точно охарактеризовал всю эту нравственную, повторяю, католическую доктрину – «кредит и дебет». Ты – мне, я – тебе. В догматическом католическом богословии сказано немного иначе: «заслуги». Вы подали нищему? Баланс положительный. У кого-то отняли – отрицательный. Например, если вы взяли и отреклись от чего-либо: приняли монашество, отреклись от брака – у вас уже не заслуги, а сверхдолжные заслуги. Вы слышите? Причем я употребляю термины вероучительные, догматические. Оказывается, я могу перед Богом сверхдолжное совершить, слышишь, Господи, Боже мой?

Все построено вот на чем – торг, постоянный торг с Богом. Сама психология именно торговая. Не удивляйтесь, что Запад в этом отношении, в банковских, финансовых и прочих вещах нас опережал всегда. Там сама религия такова: ты – мне, я – тебе, я – тебе, ты – мне. До чего доходило: чтобы приобрести себе заслуги, один из католических святых брал на себя епитимьи с некоторых людей… Знаете, что такое епитимья? Грубо говоря, это наказание за грехи. Вот тебе, например, надо, чтобы за грехи тебя крепко били плеткой раз десять в день. Так он брал на себя до трех тысяч плетей, чтобы ему на год отпускались грехи. Индульгенцию получал на целый год, причем индульгенции продавали даже «вперед», не только «назад». Надо иметь достаточно средств, чтобы купить индульгенцию «вперед», хотя бы на час. В это время я могу убить, завладеть чем-то, и все в порядке.

Это абсурды, конечно, это уже извращения, но какая психология? Психология торга. Ладно торга, но что за этим стоит? Надо понять всю духовную сущность этого. Вся суть в чем – приобрести вот это благо и избежать наказания. Протестантизм решил эту задачу еще более радикально. Я думаю, что вы это неплохо знаете. Если эти католики, католическое учение, говорят о том, что Христос избавил их от первородного греха и они теперь должны своими заслугами избавляться от личных грехов или приобретать даже сверхдолжные заслуги, то протестантизм решил эту проблему еще более радикально. Он сказал о том, что Христос оправдал каждого верующего от всех грехов прошлых, настоящих и будущих. Торжество, потрясающее наступило торжество – наконец-то можно только любить Бога и верить в него и ничего не делать. Первое, что сделал протестантизм, – отменили монашество, обличили, так сказать, аскезу как таковую, заявили о том, что «никаких дел, только верой мы спасаемся». Произошло полное обмерщвление религии, полное. Уже ничего не надо – я верующий, я спасен. Почему? Христос своими страданиями оправдал всё.

Точнее у Лютера сказано так: «праведность Христа (которую они называют «чужая праведность») закрывает наши грехи, грехи верующих, от Бога-Отца». Правда здорово? Что еще нужно? Все религии всю историю чем отличались? Вы хотите получить какое-то небесное благо? Вы должны трудиться, должны что-то делать. Здесь – ничего не надо, наконец была решена самая главная задача жизни – прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай. Больше ничего не надо, верь – и ты спасен. 

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы