Откуда пошло почитание святых мощей?

Аудио
Скачать .mp3

Откуда пошло наше почитание святых мощей. Мы поклоняемся, верим, почитаем...

Почитание возникло из совершенно естественного свойства нашей души. Посмотрите, с каким благоговением мы относимся к умершему, к покойнику. Как мы его одеваем. Какой гроб делаем. Как мы хороним. Все это понятно.

С особенным уважением мы относимся к тем, кто уже при жизни показал, насколько он свят. Еще с большим благоговением относимся, если даже прикосновение к их телу вдруг исцеляет человека.

Представьте – прикосновение!.. И молитва перед телом вдруг совершает такие чудеса.

Вот откуда возникло почитание мощей. Но нужно здесь не смешивать. Это ПОЧИТАНИЕ мощей.

И через это тело действует, оказывается, дух этого человека, дух этого святого, действует благодать Божия через этого человека, его останки, мощи. Это почитание должно быть именно почитанием.

В греческом языке есть два слова. Одно из них проскинисис – поклонение, почитание. Другое слово – латрия, то есть служение. Так вот, когда мы говорим о Боге, то мы говорим о чем – о латрии. И это единственное, кому мы кланяемя. Мы благоговеем и чтим. И совсем другое, когда мы относимся с почитанием, то есть, по светски сказать, с уважением к такому-то человеку, к таким-то святым. А мощи являются потому почитаемыми, что от них всегда – и мы видим это в истории – происходила масса явных свидетельств святости этого человека. И святости даже его тела – даже тела, от которого совершались чудеса!

Вот в чем причина такого почитания, такого отношения к мощам. Это естественное чувство благоговения.

Но во всем должна быть мера.

Иногда у нас без меры. Иногда это почитание превращается даже в недолжное. Приходится часто говорить: стоят к мощам с чем и зачем?

Кажется, мы обращаемся через эти мощи к святому. Что главное должно быть? Ну конечно состояние нашей души! Должны позаботиться о душе нашей. Потому что все наши скорби чем обусловлены? Как мы и говорили, грехами, то есть ранами, которые мы наносим себе духовно негодными поступками. Так вот, когда мы стоим к мощам, о чем мы должны молиться? Ясно же – об исцелении от этих ран. От злобы, неприязни, вражды, гордыни.

Не-ет, ну что вы!..

Настолько примитивны – молимся только об одном, как бы мне получить работу, как бы у меня не болели печенки-селезенки, как бы моя дочка, мой сын устроились – и так далее. Материалисты – вот это уже беда!

Только материальное нас интересует. То есть следствие. Как мы говорили об аллергии: вместо того чтобы посмотреть внутрь, от чего эта аллергия, – мы начинаем примочки искать. Так и здесь ищем не того.

Помолись, святой угодник, Господу вместе со мной, чтобы исцелиться мне от этих вот гадостей. Нет, я не собираюсь исцеляться. Мне дай, Господи, вот то, другое дай, третье.

И потому, кстати, мы ничего не получаем или получаем в высшей степени редко, когда пробуждается в нас некое искреннее осознание своей греховности. Вот в чем дело.

Так что почитание – это явление естественное. Уже древние христиане собирали останки мучеников, когда их убивали. Уже тогда почитали! Более того, на их останках, в том месте, где их убивали, совершали литургию, и до сих пор эта традиция у нас сохраняется. Под престолом, то есть в антиминсе есть частичка мощей святых. Вот с чем связано почитание. На ней [частичке мощей. – Ред.] мы совершаем евхаристию. Тем самым свидетельствуем о нашем единстве – о желании единства с этими святыми. Вот так…

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы